Хадис о терпении и отказе от лечения

Ответить
Аватара пользователя
abu_vasila
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 20:05

Хадис о терпении и отказе от лечения

Сообщение abu_vasila »

Ассаламу 'алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух!
‘Ата бин Аби Рабах рассказывал: “Однажды Ибн ‘Аббас сказал мне: “Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?” Я сказал: “Конечно”. Он сказал: “Эта черная женщина однажды пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “У меня бывают приступы безумства, и из-за этого я обнажаюсь (когда лишаюсь рассудка), обратись же к Аллаху с мольбой за меня”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Если хочешь, терпи, и тогда тебе уготован Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: “Я буду терпеть”, - а потом добавила: “Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, - и он обратился к Аллаху с такой мольбой за нее”. аль-Бухари 5652, Муслим 2576.
Братья, дайте шарх на этот хадис в части отказа от лечения и терпения в связи с этим. Может есть какие-то фатвы на эту тему по каким-то конкретным случаям - дайте тоже. Чем больше информации, тем лучше. По-возможности прошу не затягивать, решение принимать надо сейчас и оно будет зависеть от понимания этого хадиса в том числе.

БаракаЛлаху фикум.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат
Не лечиться от болезней дозволено, поскольку лечение не является обязательным, но является дозволенным.
А что лучше, терпеть или же лечиться, то зависит от конкретного человека. Если речь идет о слабом человеке в духовном плане, то ему конечно же лучше лечиться, если же о сильном, то лучше терпеть.
Хафиз Ибн Хаджар в отношении упомянутого тобой хадиса сказал: “В этом хадисе указание на достоинство поражения, и что терпение трудностей мира этого влекут награду Рая. И в нем указание на то, что выбрать сложное лучше, чем облегчение для того, кто знает о себе способность выдержать это и устоять перед данной трудностью. Также в этом хадисе доказательство на дозволенность оставления лечения. Также в нем указание на то, что лечение любой болезни с помощью мольбы (ду’а) и поиска убежища у Аллаха лучше и полезнее, чем лечение с помощью лекарств и зелий”. См. “Фатхуль-Бари” 10/143.
Одним словом, тут вопрос пользы и вреда и того, в чем больше награды для конкретного человека. Если кто-то к примеру приносит большую пользу для членов своей семьи, скажем многодетной, зарабатывает и обеспечивает их, а еще и тратит на пути Аллаха, то такому может даже будет порицаемо не лечиться и терпеть болезнь, которая его обессиливает и не дает возможности и дальше зарабатывать и расходовать. А ведь в содержании семьи тоже множество блага! Ка’б ибн ‘Уджра рассказывал: “Как-то раз, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находился в обществе своих сподвижников, они увидели молодого человека, выносливого и сильного, который рано утром вышел из дома в поисках заработка, и они сказали: “О если бы он использовал свою молодость и силу на пути Аллаха Всевышнего!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если он вышел в поисках заработка для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для самого себя, то он на пути Аллаха. Если же он вышел ради показухи и похвалы, тогда он на пути шайтана». ат-Табарани в “аль-Кабир” 19/129. Хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами сказали, что все передатчики хадиса являются передатчиками «ас-Сахих», а шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’» 1428, “Сахих ат-таргъиб” 1692.
Имам аль-Мунауи о словах: «то он на пути Аллаха», сказал: “На этом своем пути он получает вознаграждение, поскольку этот его выход подобен выходу на пути Аллаха, т.е. джихаду”. См. “Файдуль-Къадир” 2669.
Это лишь мизерный пример, который мне пришел в голову.
Аватара пользователя
abu_vasila
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 20:05

Re: Хадис о терпении и отказе от лечения

Сообщение abu_vasila »

ДжазакаЛлаху хайран, брат! Ситуация ясна, но если есть чем дополнить - будет уместно ин шаа Аллах!
Abu AbdulSamad
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 13 июл 2011, 21:12

Re:

Сообщение Abu AbdulSamad »

A'mash писал(а): Не лечиться от болезней дозволено, поскольку лечение не является обязательным, но является дозволенным.
Ас-саламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух.

Брат, а разве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказывал лечиться?

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах создал болезнь и (средства) исцеления. Так лечитесь же, но не лечитесь с помощью запрещённого» (приводит ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-кабир». – Т. 24. – С. 254). Этот хадис достоверен, как об этом сказал аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» под 1633.

Усама ибн Щарик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Бедуины спросили: «О, посланник Аллаха, не следует ли нам лечиться?» На что он ответил: «Да, о, рабы Аллаха, лечитесь. Воистину, Аллах не создал болезни, от которой бы не создал исцеление. Исключением является только один недуг». «О, посланник Аллаха, что это за недуг?» – спросили они. И он ответил: «Старость» (приводит ат-Тирмизи под 2038, сказав, что это хороший достоверный хадис, Абу Дауд под 3855 и Ибн Маджа под 3436).
Beretta_92
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 01 мар 2012, 00:50

Re: Хадис о терпении и отказе от лечения

Сообщение Beretta_92 »

Ассаляму 'аляйкум уа рахмату-Ллах.
A'mash писал(а):Не лечиться от болезней дозволено, поскольку лечение не является обязательным, но является дозволенным.
Дорогой брат, а можно подробней пояснить выделенные слова, и еще более скрупулезно объяснить подчеркнутые?
Если лечение не уаджиб, то почему тогда больной женщине можно показывать аурат врачу мужчине, если нет женщины?! Я до сих пор понимал что следить за своим здоровьем уаджиб, и что это аманат от Аллаха. И что в основе, от любой болезни, которая ухудшает твое здоровье, необходимо лечиться. А эти хадисы, в которых говорится о терпении, совмещал как исключение на те болезни, которые больше похоже на испытание, как например слепому было сказано терпеть. То есть если человек болен такой болезнью, которая не ухудшает его здоровье и не прогрессирует ведя его к летальному исходу, как например (слепой, лысый, глухой и т.п.), то конечно же лучше ему проявить терпение и получить за это испытание великую награду. Но если ты например простудился, и тебе все хуже и хуже, температура поднимается и поднимается, а лекарство под рукой. Мы же не должны говорить лучше я потерплю, а если умру то умру как терпящий и получу великую награду. Какое-то бросание себя на погибель получается.
Объясни пожалуйста в чем у нас основа при болезни, а в чем дозволенность:
а) при любой болезни, которая прогрессирует и ухудшает твое здоровье - основа лечиться, но можно терпеть, даже если это приведет к летальному исходу?
б) при любой болезни, которая прогрессирует и ухудшает твое здоровье - основа лечиться, и нельзя терпеть?
в) при тех болезнях, которые не ухудшают твое здоровье, а как испытание с которыми можно жить - основа в терпении, но можно лечиться?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Лллахи уабаракатух
Abu AbdulSamad писал(а):Брат, а разве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказывал лечиться?
Брат, эти хадисы понимаются как побуждение, а не веление. Тексты Корана и Сунны необходимо всегда совмещать, а не выбирать что-то и закрывать глаза на другое.
Выше был приведен ясный хадис, и были приведены ясные слова хафиза Ибн Хаджара, а не мои: “Также в этом хадисе доказательство на дозволенность оставления лечения”. См. “Фатхуль-Бари” 10/143.
Запомни брат важное правило, что если есть прямые тексты, повелевающие что-то и нет ничего исключающего, то это веление является уаджибом. Если же есть другие тексты Корана и Сунны то, что сводит эти веления, тогда веление носит желательный характер, а не обязательный.
Beretta_92 писал(а):Если лечение не уаджиб, то почему тогда больной женщине можно показывать аурат врачу мужчине, если нет женщины?!
Потому что шариат дозволил не терпеть свою болезнь и прибегать к лечению!

Братья, о том, что лечиться уаджиб говорили лишь некоторые имамы из числа ханафитов, шафиитов и ханбалитов, ито их мнения в основном сводится к лечению от тех болезней, которые явно могут привести к смерти, потере конечностей, или которые в виде эпидемии могут передаться другим и т.п. Тогда как большинство имамов, говорили, что это не уаджиб, а некоторые из них передали даже иджма’ ученых о том, что это не уаджиб, как например передал это Къады ‘Ийяд. См. “Тухфатуль-мухтадж” 3/182.
Имам Ибн Муфлих сказал: “Дозволяется использовать лечение, однако оставление этого лучше, как на это указал Ахмад. Также он сказал в передачи от аль-Марузи: «Лечение – это дозволенность, но оставление этого выше по степени». Когда его спросил Исхакъ ибн Ибрахим о больном, который оставляет прием лекарств, он сказал: «Если будет уповать на Аллаха и оставит это, то это предпочтительнее для меня»”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 24/268.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Кушать мертвечину для того, кто вынужден, является обязательным по мнению четырех имамов и других. Как сказал Масрукъ: «Тот, кто был вынужден съесть мертвечину, но не съел и умер, тот войдет в Ад». Но что касается использования лечения, то это не является обязательным по мнению большинства ученых. Поистине, это посчитали обязательным лишь малая группа из числа сторонников аш-Шафи’и и Ахмада. Более того, ученые даже разошлись, что лучше: Использовать лечение или же проявлять терпение исходя из достоверного хадиса от Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Однажды одна рабыня пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “У меня бывают приступы безумства, и из-за этого я обнажаюсь (когда лишаюсь рассудка), обратись же к Аллаху с мольбой за меня”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Если хочешь, терпи, и тогда тебе уготован Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: “Я буду терпеть”, - а потом добавила: “Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, - и он обратился к Аллаху с такой мольбой за нее”. По этой причине группа из числа сподвижников и таби’инов не лечились, и были даже те, кто выбирал болезнь, как Убай ибн Ка’б и Абу Зарр. И несмотря на это, никто не выражал им порицание за оставление ими лечения”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/268.

Так что братья мои, свои опровержения направляйте не мне, а имамам)
Beretta_92 писал(а):Я до сих пор понимал что следить за своим здоровьем уаджиб, и что это аманат от Аллаха.
Так и есть, конечно твое здоровье аманат. И ты не должен делать то, что ухудшает твое здоровье, и должен следить за ним, не ухудшая его по своему выбору, питаясь как попало, не высыпаясь, истощая и т.п.
НО, если ты сам не стал причиной своей болезни и ее послал тебе сам Аллах, который и даровал тебе твое тело и здоровье, то ты тут никак этот аманат не нарушил. И в этом случае ты перед выбором, лечиться или же терпеть.
Что лучше, это как говорилось уже возвращается от человека к человеку и от ситуации. Например, шейх Мукъбиль считал, что если та или иная болезнь становится причиной, мешающей выполнять свои обязательные религиозные предписания, то ее становится уаджиб лечить. Как например то, что связано с очищением.
Кстати, шейх Ибн Усаймин в "Шарх аль-мумти'" говорил, что если человек знает или уверен, что в случае оставления лечения, он умрет, тогда оно уаджиб. А если он уверен, что лечение принесет пользу, но оставление лечения не приведет его к погибели, тогда лечение лучше, чем оставление. Он говорил: "Правильное мнение в том, что лечение обязательно, если в его оставлении будет гибель для человека. Например, рак определенной части тела, ведь с дозволения Аллаха если вырезать это место, то человек может спастись. Но если оставить это так, то рак разойдется по всему телу и человек погибнет. И в данном случае известно о том, что лечение принесет пользу, место вырезается и болезнь уходит. Ведь пророк Хыдр проделал дыру в корабле, чтобы спасти всех на нем. Также и тело, если можно лишиться части его, чтобы спасти все тело, то это становится обязательным". См. "Шарх аль-мумти'" 5/234.

Речь братья только о том, уаджиб ли это или нет. Тогда как в дозволенности и важности лечения нет сомнения. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам лечился и советовал лечиться, и имамы уделяли много этому вопросу, составляли даже труды о пророческой медицине и т.п.

Аллаху а'лям.
Beretta_92
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 01 мар 2012, 00:50

Re: Хадис о терпении и отказе от лечения

Сообщение Beretta_92 »

A'mash писал(а):Так что братья мои, свои опровержения направляйте не мне, а имамам)
Да нет брат, это не опровержение), я просто для себя хочу понять в чем у нас основа. То что лечение не уаджиб как таковой, мне понятно, джазака-Ллаху хъэйран, но если обратить внимание на то, что, повеления в хадисах носит, как ты сам говоришь, желательный характер, и в этих хадисах он (мир ему и благословение Аллаха) говорит обращаясь к умме "Так лечитесь", "Да, о, рабы Аллаха, лечитесь."
То есть тут обращение общее, а в хадисах о терпении обращение к конкретным людям. Поэтому я и спрашиваю, исходя из этого, можно ли считать что у нас основа в лечении болезней?
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Кушать мертвечину для того, кто вынужден, является обязательным по мнению четырех имамов и других. Как сказал Масрукъ: «Тот, кто был вынужден съесть мертвечину, но не съел и умер, тот войдет в Ад».
Брат, а можно и этот момент пояснить. Я раньше слышал что в таком случае есть выбор, то есть можешь покушать, чтобы не умереть, а можешь отказаться, и твоя смерть не будет считаться как самоубийца.
А Аллах знает лучше.
Аватара пользователя
Айдар Абу Али
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 23:54

Re: Хадис о терпении и отказе от лечения

Сообщение Айдар Абу Али »

Ас Саляму алейкум уа рахматуЛлах уважемые братья!) А есть же аят "Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам" (сура 4, аят 29), правильно ли мое понимание? Я думаю, что если болезнь губит тебя, имеет для твоего здоровья погубные последствия, то исходя из аята тебе обязательно надо личиться( ну при наличии возможности) а не кидать себя на смерть, не выпив таблетку например и т.д. Это изходя из этого аята?? А в этом хадисе у женщины была болезнь (эпиллепция как я понял) которая не губила ее, а давала ей большой дискомфорт, но не лечась она не умирала, да и здоровье от этого сильно не ухудшается на сколько я знаю, а приходится терпеть припадки. Да и отказалась же она не от лечения, а от дуа самого Пророка мир ему и благословение Аллаха, средств к лечению у нее и вовсе могло не быть. ПОлучается с этого хадиса, что если болезнь тебя не губит, не вредит сильно твоему здоровью, то ты можешь не лечится и терпеть дабы Аллах посредством этой болезни очистил тебя, поднял степень и простил?
sha1000
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 22 мар 2015, 20:51

Re: Хадис о терпении и отказе от лечения

Сообщение sha1000 »

Ассаламу аллейкум,

1) Должен сказать братья что я не могу понять это мнение ученных в данном вопросе. Конечно это наши ученные которых мы уважаем и любим но их слова без довода не принимаются.

Если я правильно понял то единственный довод на то что лучше не лечиться это хадис про женщину с эпилепсией. Но в нём речь про дуа а не про лечение. Ведь не сказано что у пророка (салалаху алейхи васалам) было лекарство от болезни и он не дал его ей сказав что лучше терпеть.

Более того есть очень много хадисов где Пророк (салалаху алейхи васалам) указывает на то что нужно лечиться и так же на это указывает его сунна. Разве если было бы лучше терпеть то пророк (салалаху алейхи васалам) не делал бы этого при его болезнях? Просто для меня не понятно как можно оставить ясные доводы и говорить что лучше терпеть основываясь только на одном хадисе (в котором речь идёт не о лечении а о дуа).

Брат Амаш привёл слова ученных о том что уповать на АЛлаха лучше чем лечиться. Но разве основа не в том что надо брать причины и уповать на АЛлаха?


2) Меня данный вопрос сильно интересует так как у меня следующая проблема. Я живу в европе и моя жена беремена. Когда нужно срочно в больницу возникает целая куча проблем с тем что многие врачи мужчины. Я начинаю им объяснять что нужна женщина итд, а они ведут себя очень агрессивно по отношению к нам (особенно в последнее время). Бывает так что специально ставят мужчину хотя есть очень много женщин. Короче каждый раз это целая война. И вот недавно всё таки они не оставили выбора и моей жене сделал укол мужчина, думаю вы понимаете братья насколько такое сводит с ума.

Так вот теперь у меня появилась мысль о том что может лучше перестать ездить в больницу. Боюсь что когда придёт момент родов нам достанется мужчина генеколог и тогда я уже точно не выдержу. Ведь если ребенку суждено родиться то он родиться а минимальные причины можно сделать дома.

Подскажите братья что мне делать. Я боюсь что с моей женой и ребёнком может что нибудь случится и это будет полностью моя вина. Я уже полностью запутался в вопросе упования и взятия причин. Есть же история о том что были люди которые дали сделать омовение человеку который был болен и тот впоследствии умер. И Пророк (салалаху алейхи васалам) сказал что они убили его.


Барак Аллаху фийкум.
Ответить