БисмилЛях
Вопрос: «Возник спор между молящимися относительно того человек, который войдя в мечет, обнаружил, что уже намаз начали и ряд переполнен, не осталось место для него в ряду. Дозволенно ли, чтобы он вытянул одного человека из этого переполненного ряда для того, чтобы он получил возможность совершат намаз в ряду ? Или он молится в одиночку позади ряда? Или что ему делать?»...
Ответ: «Относительно этого вопрос существуют три положения: когда человек пришел и обнаружил, что уже ряд переполнен, то он либо молится в одиночку позади ряда. Либо вытаскивает из ряда одного молящегося и молится с ним. Либо направляться к имаму и молится рядам с ним справа от него. Это три описания если он вошел в намаз. Либо он не совершает намаз с этим жамаатом, а оставляет их. Что выбирать из этих четырех вариантов?
Мы говорим: выбор из этих четырех положении — это то, что он читает намаз в одиночку позади ряда и молится с имамом. Поскольку является обязательным выстаивать намаз с жамаатом и быть в ряду. Если же одно из этих обязательств он не в состоянии совершит, а это быть в ряду , то остается другая обязанность, а это намаз с жамаатом. В таком случае мы говорим: Молись с жамаатом позади ряда, чтобы получит достоинство жамаата, а стояние в ряду в таком положении для тебя не является обязательным, так как ты не в состоянии этого сделать. Всевышний Аллах сказал: «
Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей»
Ат-Тагабун,16 И свидетельствует этому то, когда женщина стоит в одиночку позади ряда, если не бывают с ней женщины. Это потому что нет для нее узаконенного место в ряду мужчин. После того как для нее нет узаконенного место в ряду мужчин, она молится одна.
Поэтому этот мужчина, который пришел в мечет и ряд уже переполнен, не осталось для него свободного место, то в таком случае отпадает от него выстаивание молитву в рядах. И является для него обязательным совершит намаз с жамаатом и молится позади ряда. Что касается того, чтобы он вытянул одного, чтобы молится с ним, то так делать не следует. Так как исходит из этого три опасности:
Первое опасность: открытие отверстии в ряду. И это противоречит тому, что велел пророк (салалЛаху алехи уа салЛам) относительно сплоченности и закрывании промежутков между рядами.
Второе опасность: Переносит того, кого вытянули из ряда от наиболее лучшего место к месте, которое не сравнится с первым местом по достоинству, то это из видов преступлении против него.
Третье опасность: расстройство и нарушение его намаза. Поскольку если этого молящегося вытянуть, то необходимо в его сердце произойдет движение и это также является из преступлении против него.
Что же касается третьего положения, что он должен направится к имаму и молится с право от него, то этого ему делать не следует. Так как имам должен выделятся своим местом о тех, которые следуют за ним в намазе, так же как вделается от них тем, что он опережает их со словами и делами. Произносит «Аллаху Акбар» прежде них, совершает руку (коленопреклонение) до них, а также и суджуд (земной поклон) прежде них. Таким же образом он должен выделятся от них своим местом. И это руководство пророка (саллалЛаху алехи уа саллам) , чтобы имам был во главе тех, которые следует за ним в намазе. И это явное соответствие в том , что он выделяется и отличается от них своим местом. Поэтому если станет рядом с ним кто-то из молящегося, то удалится это особенность, которым выделятся должен только имама в намазе.
Что касается четвертого положении, а это оставление жамаата, то на это также нет основании. Поскольку совершат намаз с жамаатом является уажибом, так же как и быть в рядах .Если же он не в силах совершит одно из них, то не отпадает другая обязанность по причине того, что он не смог совершит первую обязанность».
см. шейх ибн Усаймин -мажму' фатауа уа расаил (15\204).