С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего!
ابن قيم الجوزية
Имам Ибн Кайим Джавзия
الوابل الصيب من الكلم الطيب
Благодатный дождь прекрасных слов
Перевод: Сарбулатов И. Ф
С похожим смыслом есть хадис от Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, восходящий к пророку у аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (12/185-186), но он недостоверный и аль-Байхакъи разъяснил его недостаток. Также есть хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах, у аль-Хатыба аль-Багъдади в «Тарих Багъдад» (6/63-64) с очень слабым иснадом, который назвал слабым аль-‘Иракъи в «аль-Мугъни ‘ан хамаль аль-асфар» (1/166). См. «аль-Вабиль ас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 22.Передается, что раб может сделать какое-либо дело тайно, никто кроме Аллаха не будет знать этого, а потом рассказать про нее кому-нибудь, перенеся ее из скрытного положения в явное. Ценность этого дела будет в данном случае зависеть от причин, которые побудили его сделать это. Если он рассказал его для обретения славы, требуя высокой должности и положения не перед Всевышним Аллахом, Он сведет это дело к нулю, как если бы он сделал ее с самого начала для таких целей.
-
Это сообщение приводят Ханнад в «аз-Зухд» (530, 531), Ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» (13/346), ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (20/35) и другие от Му’аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах. Аль-Хайсами в «аль-Маджма’» (4/221) сказал: «Передатчики этого сообщения те, от которых приводятся хадисы в “ас-Сахих”, исключая то, что я не могу найти (доказательства того, что) Ибн Сирин слышал (хадисы) от Му’аза». Это по причине того, что он не застал его. См. «аль-Вабиль ас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 36.Некоторые ученые начального периода Ислама говорили: «О человек! Ты нуждаешься в уделе этого мира, однако твоя потребность в уделе будущего мира больше! Если начнешь беспокоиться об этом мире, потеряешь свое будущее и вряд ли сможешь получить что-то от этого мира. Начав же с дел будущего мира, выиграешь и также сможешь полностью получить уделы преходящего мира»(1). (1) Это высказывание передается от Хасана Басри.
-
В его иснаде присутствует Садакъа ибн Муса, который является слабым передатчиком, по причине чего имам аз-Захаби, шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали этот хадис слабым. См. «ат-Тальхис» 4/619, «Тахридж мишкат аль-масабих» 5061, «Тахкъикъ аль-муснад» 26073.«В Судный день несправедливость перед Всевышним будет трех видов: первый, который Аллах не простит — это многобожие. Второй вид, за него Всевышний воздает полностью, ничего не пропуская из него — это притеснения рабов друг друга. Третий вид, Всевышний будет снисходителен к нему — это несправедливость раба к самому себе в отношениях между ним и его Господом». Привел Ахмад (6/240), Хаким (4/575).
-
Этот хадис передал аль-Баззар (Кашф аль-астар — 1/267) от Джабира, да будет доволен им Аллах, как восходящий к пророку. Шейх аль-Албани назвал его слабым. В его иснаде присутствует аль-Фадль ибн ‘Иса ар-Ракъаши, относительно слабости которого есть единогласное мнение, как говорил об этом аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид» (2/80). По этой же причине указал на слабость данного хадиса хафиз аль-Мунзири в «ат-Таргъиб» (1/191). См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 6/218.Передается, что Всевышний Аллах говорит в такие моменты: «(Ты повернулся) к тому, кто лучше Меня? (Ты повернулся) к тому, кто лучше Меня?».
-
Этот хадис приводят ат-Таялиси (586), аль-Баззар (7/140, 151), аш-Шаши в своём «Муснаде» (1290, 1291) и другие от ‘Убады ас-Самита, да будет доволен им Аллах, как восходящий к пророку. Хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид» (2/122) сказал: «В нём присутствует аль-Ахвас ибн Хаким, которого назвали надёжным Ибн аль-Мадини и аль-‘Иджли, другая же группа (учёных) считала его слабым, а остальные его передатчики считаются надёжными». Аль-‘Укъайли назвал его слабым в «ад-Ду’афаъ» (1/120).Бакр ибн Бишр передавал от Саида ибн Саннана от Абу Захирий от Абу Шаджара от Абдуллы ибн Умара следующий хадис: «Молитва верующего, который полным образом выполняет омовение, встает на молитву в назначенное время, выполняя ее ради Аллаха, ничего не упуская из ее времени, поясных и земных поклонов и всего того, что ей приличествует, поднимется к Аллаху, Великому и Славному белоснежной, сияющей, лучезарной. А молитва того, кто встанет на нее не выполнив полным образом омовения, отсрочив ее во времени, недобросовестно совершив поясные, земные поклоны и всего того, что ей приличествует, поднимется она от него черной, окутанной мраком, не выше его волос, говоря (молящемуся): “Да унизит тебя Аллах, так же как ты унизил меня” (“Да оставит тебя Аллах, так же как ты оставил меня”)» .
Также его передал ат-Табарани в «аль-Аусат» (3095) из хадиса Анаса, да будет доволен им Аллах, но он является недостоверным.
Я (говорит исследователь книги «аль-Вабиль ас-саййиб») не могу найти данный хадис в том виде, в котором привёл его автор (Ибн аль-Къаййим), но Са’ид ибн Синан является матруком, как об этом сказано в «ат-Такъриб» (381). Смотри об этом в «аль-Мизан» (2/143-145). См. «аль-Вабиль ас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 47-48.
Правильно: سَعِيد بنُ سِنَان — Са’ид ибн Синан, как об этом сказано в «Сияр» имама аз-Захаби (6/406).Саида ибн Саннана
Правильно: عن عبدالله بن عمرو رضي الله عنهما - ‘Абдуллах ибн ‘Амр, как об этом сказано в оригинале этой книги. прим. Фарук.от Абдуллы ибн Умара
-
Ахмад в «аз-Зухд» (255) и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (2/245) передали от аль-‘Аляа ибн Зияда близкие по смыслу слова. Но я (говорит исследователь книги «аль-Вабиль ас-саййиб») не могу найти это, как слова Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах! См. «аль-Вабиль ас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 53-54.Однажды ибн Аббасу сообщили утверждения иудеев о том, что во время молитвы их никто не наущает. И он ответил: «А что делать Дьяволу в разрушенном доме?»
Правильно: «… в разрушенном сердце». прим. Фарук«А что делать Дьяволу в разрушенном доме?»
-
Вахб ибн Мунаббих передавал, что в прежних писаниях были такие слова Аллаха:«Меня не вмещают просторы жилищ, ведь даже небеса ничто по сравнению с троном Моим. Но Я в сердце верного, который отрекся от всего, кроме Меня».
Это сообщение приводят Ахмад в «аз-Зухд» (81), Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (4/24) и Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама» (2/429-30). Хафиз аль-Иракъи в «аль-Мугъни» (2/713) сказал: «Я не вижу у него основы». См. «аль-Вабильас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 55.Есть другой вариант этих слов: «Небеса и земли Мои не могут объять Меня, однако сердце раба Моего вмещает Меня»[1].
[1] Ибн Таймия, комментируя эти предания, писал: «Это чистейшей воды евреизм, и у него нет никакой известной цепочки передатчиков, возводимой к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Также Заркаши упоминал ученых, которые считали этот хадис ложью, придуманной еретиками».
-
Похожие слова аль-Хасана аль-Басри приводятся у Ибн Абу Шейбы в «аль-Мусаннаф» (13/500).Ибн Аббас говорил: «Доброе дело придает лицу (человека), лучезарность, дает сердцу свет, телу — силу, увеличивает пропитание и внушает творениям любовь к нему. Плохое же дело очерняет лицо, затемняет сердце, придает телу слабость, уменьшает пропитание и вызывает ненависть творений (по отношению к человеку)».
А также у Абу Ну’айма в «Хильятуль-аулияъ» (3/30), как слова Сулеймана ат-Тайми. У него же (7/330) приводятся слова аль-Хасана ибн Салиха. Но я (говорит исследователь книги «аль-Вабиль ас-саййиб») не могу найти их, как слова Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах! Также это сообщение приводится, как восходящее к пророку, но оно не достоверное. Смотри об этом в «Табйид ас-сахифа» (1/134-136) Мухаммада ибн ‘Амра ‘Абдуль-Лятыфа. См. «аль-Вабиль ас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 67.
-
Этот хадис передали ат-Тирмизи 664, Ибн Хиббан 3309, аль-Багъави в «Шарху-с-Сунна» 6/133, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 1847, 1848, Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 2/402/1-2.Тирмизи передавал от Анаса ибн Малика, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Милостыня гасит гнев Господа и отталкивает дурную смерть».
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 1850, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 513, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1489.
В иснаде этого хадиса есть два недостатка. Первый — аль-Хасан аль-Басри, который был мудаллисом передал его словами «от такого-то», не заявив, что сам непосредственно слышал этот хадис. Второй — слабость передатчика по имени ‘АбдуЛлах ибн ‘Иса аль-Хаззаз, которого привёл в «ад-Ду’афаъ» аз-Захаби и сказал: «В нём есть слабость». А хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Слабый (передатчик)». См. «Ирвауль-гъалиль» 3/391.
Также этот хадис назвали слабым хафиз ас-Сахави, Ибн аль-Къаттан, ас-Суюты, Шу’айб аль-Арнаут.
-
Этот хадис передали ат-Тирмизи (2799), аль-Баззар (3/320), Абу Я’ля (2/122-123) и др., и его иснад является очень слабым. Ат-Тирмизи ясно высказался о его недостатке, а Ибн аль-Джаузи в «аль-‘Иляль аль-мутанахия» (2/224) сказал: «Этот хадис недостоверный!» См. «аль-Вабиль ас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 79.Тирмизи в своем «Сборнике» пишет: «Нам передал Мухаммад ибн Башшар от Абу ‘Амира от Халида ибн Ильяса от Салиха ибн Абу Хасана, что он слышал, как Са’ид ибн Мусаиб говорил: “Поистине, Аллах Благой и Он любит благое, Чистый и Он любит чистоту, Щедрый и Он любит щедрость, Великодушен и Он любит великодушие. Держите ваши дворы чистыми, не уподобляйтесь в этом евреям иудеям”. Я рассказал это Мухаджиру ибн Мисмару и он сказал, что слышал подобное от ‘Амира ибн Са’да от его отца от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кроме слов: “Держите ваши дворы чистыми”. Эта часть хадиса странна, так как Халид ибн Ильяс считается слабым передатчиком».
Этот хадис передал ат-Тирмизи (2799) из хадиса Са’да ибн Абу Ваккъаса. В его иснаде присутствует Халид ибн Ильяс, о котором в «ат-Такъриб (Ибн Хаджара) сказано: «Его хадисы неприемлемые/матрук аль-хадис/». Однако, ат-Табарани передал в «аль-Аусат» 2/11 от Са’да его слова восходящие к пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Очищайте ваши дворы, ибо, поистине, иудеи не очищают свои», и его иснад является хорошим. Муслим (91) и ат-Тирмизи (1999) передали от Ибн Мас’уда хадис восходящий к пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах Всевышний прекрасен и любит прекрасное!» Также передаётся от Тальхи ибн ‘Убайдуллах у аль-Байхакъи, и от Ибн ‘Аббаса у Абу Ну’айма в «Хильятуль-аулияъ» (5/29) о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний щедрый и любит щедрость. И Он любит высокие нравы и не любит дурные». См. «Задуль-ма’ад» 4/257.
Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1616, «Гъаятуль-марам» 113, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/473, «Тахридж мишкат аль-масабих» 4413.
Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис редкий, так как Халид ибн Ильяс считается слабым передатчиком», и это так, как он сказал. Однако, он передаётся по другому пути от Са’да, в котором нет этого Халида. В пользу этого хадиса свидетельствует другой хадис/шàхид/, который является отосланным и он хороший. Подробно об этом разъясняется в «Джильбаб аль-маръати аль-муслима» (стр. 197-198). См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 4/254.
-
Этот хадис передали ат-Тирмизи 1961, Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» 3/403, аль-‘Укъайли в «ад-Ду’афаъ» 2/117 и другие и он является недостоверным. Сам ат-Тирмизи указал на недостаток этого хадиса. Абу Хатим сказал, как об этом сказано в «аль-‘Иляль»: «Этот хадис отвергаемый»Тирмизи в «Книге благодеяний» пишет: «Нам передал Хасан ибн Арафа от Саида ибн Мухаммада аль-Варрака от Яхья ибн Саида от Араджа от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от Огня. Скупой удален от Аллаха, далек от Рая, далек от людей и близок к Геенне. Щедрый невежда милее для Аллаха нежели скупой поклонник”».
Аль-‘Укъайли сказал: «У этого хадиса нет основы». Ибн аль-Къаййим в книге «аль-Манар аль-муниф» (97-99) причислил этот хадис к ложным. Смотри также «аль-Мауду’ат» Ибн аль-Джаузи. См. «аль-Вабиль ас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 79.
Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым. См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 1809, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1555, «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 154.
-
Тирмизи передал от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если будете проходить (возле) садов Рая, оставайтесь там». Спросили: «О Посланник Аллаха, что это за сады Рая?» Он сказал: «Собрания для зикра»[1].
[1] Тирмизи (3510), Ахмад (3/150). Шейх Албани сказал, что хадис слабый.
Но позже шейх аль-Албани пересмотрел это решение и привёл этот хадис в своей книге о достоверных хадисах «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2562).
-
Этот хадис приводит ат-Тирмизи (3580), который сказал: «Неизвестный хадис, иснад которого не является сильным».Тирмизи передал, что посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Лучший из лучших рабов Моих тот, кто поминает Аллаха в разгар битвы».
Салим аль-Хиляли сказал: «Я говорю: И это так, как он (ат-Тирмизи) сказал». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/472.
Аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» (6/494) сказал: «Его иснад недостоверный». См. «аль-Вабиль ас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 88.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. В его иснаде присутствует ‘Уфайр ибн Ма’дан, который является слабым, о чём сказал хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 7/131.
В переводе этого хадиса пропущены слова: «Великий и Всемогущий Аллах говорит:..». прим. Фарук.
-
Этот хадис передали аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» (2/408-409), ат-Табарани в «аль-Аусат» (8/195) и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (5/362) со слабым иснадом. Аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид» (10/80) сказал: «В нём присутствует ‘Амр ибн аль-Хусайн, который является слабым/матрук/». См. «аль-Вабиль ас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 90.Бейхаки приводит от Айши, что посланник Аллаха сказал: «В День Воскресения раб Аллаха будет жалеть о земных часах, которые он провел без поминания Аллаха».
Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым из-за этого передатчика. См. «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1/454, «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 10/742.
-
Этот хадис приводят аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (2/408-409), Я’къуб ибн Суфйан в «аль-Ма’рифа ва-т-тарих» (2/312-313), аль-Хатыб аль-Багъдади в «Тали тальхис аль-муташабих» (1/283-284), ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (20/93-94) и другие со слабым иснадом. См. «аль-Вабиль ас-саййиб» с тахкъикъом ‘Абду-р-Рахмана ибн Хасана ибн Къаида, стр. 90.От Му’аза ибн Джабала передается, что обитатели Рая будут жалеть о часах этого мира, которые они провели без поминания Аллаха.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 910.
В его иснаде присутствует передатчик по имени Язид ибн Яхйа аль-Къураши, которого назвал не сильным Абу Хатим, а аз-Захаби считал его неизвестным. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 10/740.
В переводе упущено то, что Муаз, да будет доволен им Аллах, возводит эти слова к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. То есть, это не слова Муаза, а хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует. прим. Фарук.От Му’аза ибн Джабала передается
-
Этот хадис передали аль-Бухари в «ат-Тарих» 837, ат-Тирмизи 2412, Ибн Маджах 3974, Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 5, Ибн Абу Дунья, Абу Я’ля в своём «Муснаде» 7134, ‘Абд ибн Хумайд в «аль-Мунтахаб мин аль-муснад» 1/199, аль-Къуда’и в «Муснад аш-шихаб» 2/22, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 1/393, аль-Асбахани в «ат-Таргъиб» 2/246 и аль-Хатыб аль-Багъдади в «ат-Тарих» 12/320.От Уммы Хабибы, жены посланника Аллаха, передается, что пророк, мир ему, сказал: «Все слова человека записываются против него, кроме приказов к одобряемому и запретов порицаемого, или поминания Аллаха» .
Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса слабым. В нём присутствует Умм Салих положение которой неизвестно, о чём сказали аз-Захаби в «аль-Мизан» и хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3/545.