Жыртымбай писал(а):Насколько обосновано мнение о том, что умра - уаджиб? Прочитал об этом в книге шейха 'Аззази.
Во 1-ых : Джазака Аллаху хайран нашему брату А'машу за то, что он ответил на этот вопрос.
Во 2-ых : Ученые разногласят относительно того является-ли умра обязательной или желательной каждому совершеннолетниму мусульманину, и в отношение этого вопроса у них два мнения:
Первое мнение заключается в том, что она является
желательной и этого мнения придерживались Абу Ханифа, имам Малик и это было также мнением ибн Таймии. См. Маджмугуль фатауа 5/26.
Ученые этого мнения опирались на слова Всевышнего Аллаха:
ولله على الناس حج البيت من استطاع إليه سبيلا ومن كفر فإن الله غني عن العالمين
«
Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проде-лать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах»
(сура «Семейство Имрана», аят 97).
а также на хадис который передал Джабир - да будет доволен им Аллах - что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен об обязательности Умры. Он ответил: «
Нет, но лучше если вы совершите Умру»
ат-Тирмизи 931. Однако этот хадис является слабым как об этом сказал шейх аль-Альбани, ибн 'Абдуль Барр, ибн Хаджр и ан-Науави.
Второе мнение заключается в том, что она является
обязательным и этого мнения придерживались Ахмад ибн Ханбаль, аш-Шафи'и, аль-Бухари, ибн Баз и Мухаммад бну Салих аль-'Усаймин.
Доводы же этих ученых заключаются в следующем:
1) Слова Всевышнего Аллаха: «
Завершайте Хадж и Умру во имя Аллаха»
(аль-Бакъара 2: 196)
2)Передается от 'Аишы (да будет доволен ею Аллах), которая сказала: «Я спросила «
О Посланник Аллаха, должны ли женщины совершать джихад?». Он ответил «
Да, они должны совершать джихад в котором нет сражения: Хадж и Умра».
См.ибн Маджах 2901, Ахмад 25198. Достоверность хадоса подтвердил шейх аль-Альбани.
3) Также на обязательность умры указывает версия хадиса Джибриля у ибн Хузаймы, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвечая на вопрос Джибриля о том, что такое ислам, сказал: «
Сделать хадж и умру»
См.ибн Хузайма 21, достоверность хадиса подтвердил имам ад-Даракутъни.
4) Передается со слов Лякыта бин 'Амира (да будет доволен им Аллах), что однажды он пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «П
оистине, мой отец — в преклонном возрасте, который не в состоянии совершить ни Хаджжа, ни Умры, ни любого другого путешествия», - и Пророк, да благословит егo Аллах и да приветствует сказал: «
Соверши Хаджж и Умру за своегo отца».
См. Абу Дауд 1810, ат-Тирмизи 930, Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани, ат-Тирмизи.
5) Это мнение таких сподвижников как ибн Умар, ибн 'Аббаса и Джабир ибн 'Абдуллаха, как об этом нам упомянул выше брат А'маш
6)Шейх ибн Баз -да смилуется над ним Аллах - сказал: «
Правильным мнением является то, что Умра обязательна раз в жизни, подобно Хаджу»
См.Фатауа ибн Баз 16/355
Так же об этом сказали ученые постоянного коммитета в фатве под № 6542, в 11 томе, на 317 стр. в присутствие шейха ибн База и 'Абдур-Разака 'Афифи - да помилует их Аллах -
И в конце: Вся хвала Аллаху Господу миров.