[Матн]: Каждый, кто обращает что-либо из поклонения кому-то помимо Аллаха, является многобожником и неверным. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют». (Сура аль-Мумминун, аят 117) Как сказано в хадисе: «Мольба — стержень поклонения». Доказательством этого является высказывание Всевышнего: «Ваш Господь сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными"». (Сура Гъафир, аят 60) Доказательством того, что страх является поклонением, является высказывание Всевышнего: «Но не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!» (Сура али Имран, аят 175) Доказательством того, что надежда является поклонением, является высказывание Всевышнего: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом». (Сура аль-Кахф, аят 110) Доказательством того, что упование является поклонением, является высказывание Всевышнего: «На Аллаха уповайте, если вы верующие!» (Сура аль-Маида, аят 23) Всевышний также сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен». (Сура ат-Таляк, аят 3) Доказательством того, что надежда, трепет и смирение являются поклонением, является высказывание Всевышнего: «Поистине, они устремлялись к благим делам и взывали к Нам с надеждой и трепетом, и были они пред Нами смиренными». (Сура аль-Анбийа, аят 90) Доказательством того, что боязнь является поклонением, является высказывание Всевышнего: «Не бойтесь же их и бойтесь Меня». (Сура аль-Бакара, аят 150) Доказательством того, что раскаивание является поклонением, является высказывание Всевышнего: «С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему». (Сура аз-Зумар, аят 54). Доказательством того, что мольба о помощи является поклонением, является высказывание Всевышнего: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи». (Сура апь-Фатиха, аят 5) В хадисе говорится: «Если просишь о помощи то проси у Аллаха». Доказательством того, что прибегание к покровительству является поклонением, является высказывание Всевышнего: «Скажи: "Я прибегаю к Господу рассвета"». (Сура аль-Фалякъ, аят 1) А также: «Скажи: "Я прибегаю к Господу людей"». (Сура ан-Нас, аят 1). Доказательством того, что просьба о помощи в тяжелой ситуации является поклонением, является высказывание Всевышнего: «И вот, взывали вы за помощью к вашему Господу, и Он ответил вам». (Сура аль-Анфаль, аят 9) Доказательством того, что жертвоприношение является поклонением, является высказывание Всевышнего: «Скажи: "Поистине, молитва моя и жертва моя, жизнь моя и смерть - ради Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я - первый из мусульман"». (Сура апь-Анам, аяты 162-163) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал: «Аллах проклял того, кто принёс жертву не Ему». Доказательством того, что обет является поклонением, является высказывание Всевышнего: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается». (Сура аль-Инсан, аят 7).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
بسم الله الرحمن الرحيم, الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على نبينا محمد وعلى آله وصحبه أجمعين, اللهم هب لنا من لدنك رحمة, وهيَّأ لنا من أمرنا رشدا, اللهم علمنا ما ينفعنا, وانفعنا بما علمتنا, وزدنا علما وعملا, يا أكرم الأكرمين
[/arabic]
[Шарх]: Эти слова шейха связаны с теми, которые были сказаны ранее. Речь идёт о том, что поклонение является исключительным правом Всевышнего Аллаха. Поэтому любой объект, которому поклоняются помимо Аллаха, не заслуживает этого поклонения. Поклонение кому-то другому является ложью, несправедливостью, переходом границ и произволом со стороны творений. Ведь, только Всевышний Аллах заслуживает того, чтобы Ему поклонялись.
Ранее шейх перечислил все виды поклонения в общем, а затем сказал:
«Каждый, кто обращает что-либо из поклонения кому-то помимо Аллаха, является многобожником и неверным». Здесь шейх имеет в виду большое многобожие (ширк уль-акбар). Многобожие (ширк) заключается в том, что человек придает сотоварищей Всевышнему Аллаху. Об этом сказано в словах Всевышнего:
﴾ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿
[/arabic]
«Никого не равняйте с Аллахом сознательно». (Сура аль-Бакъара, аят 22)
Приравнивание равных (тандид) заключается в том, что человек равняет кого-то с Аллахом, считая, что кто-то также достоин поклонения, как его достоин Аллах. Если кто-то придаст Аллаху сотоварища, будь то словом или делом, то это будет многобожием (ширк). Поэтому посвящение какого-либо поклонения кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха, является большим многобожием, которое выводит из Ислама. Кто занимается этим, тот является многобожником и неверующим. В довод шейх привел слова Всевышнего Аллаха:
﴾ وَمَن يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ فَإِنَّمَا حِسَابُهُ عِندَ رَبِّهِ إِنَّهُ لا يُفْلِحُ الْكَافِرُونَ ﴿
[/arabic]
«У того, кто поклоняется наряду с Аллахом другим божествам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют». (Сура аль-Мумминун, аят 117)
«У того, кто поклоняется наряду с Аллахом другим божествам, нет в пользу этого никакого довода» - то есть человек, который поклоняется кому-то, кроме Всевышнего Аллаха, описан тем, что у него нет никакого довода на то, что он делает. Но он делает то, что делает, следуя за страстями и переходя границы. А доводом на то, что это действие является неверием, являются слова Всевышнего в конце этого аята:
«Воистину, неверующие не преуспеют».
У многобожия есть виды и ученые разделили многобожие по-разному. Иногда они делят многобожие на явное и скрытое, а иногда делят многобожие на большое и малое. Некоторые же говорят, что многобожие делится на большое, малое и скрытое. Все эти виды деления известны у ученых и каждое деление является правильным с какой-то стороны.
Например, есть те, кто делит многобожие на явное и скрытое. Но скрытое многобожие может быть большим, а может быть маленьким, точно так же, как явное многобожие может быть большим, а может быть маленьким. Например, обет (назр) и жертвоприношение относятся к большому явному многобожию. А, например, клятва не Аллахом, является явным малым многобожием. Также и скрытое многобожие может быть большим, как, например, многобожие лицемеров. Их многобожие является скрытым, так как они не выявляют его, а выявляют внешне Ислам. А многобожие в их сердцах является скрытым, так как они не выявляют его. А что касается скрытого малого многобожия, то это, например, малая показуха. Если же показуха является абсолютной, то это будет большим многобожием, подобным многобожию лицемеров. А малая показуха заключается в том, что человек украшает свое поклонения из-за какого-то творения, (которое на него смотрит). Это и есть малое скрытое многобожие.
Другие же ученые говорят, что многобожие бывает большим, а бывает малым. В свою очередь большое многобожие делится на скрытое и явное, а также и малое делится на скрытое и явное. Но лучше всего делиться многобожие сразу на три вида: большое, малое и скрытое. Что касается скрытого многобожия, то это, например, малая показуха. Что касается малого многобожия, то это, например, клятва не Аллахом, одевание амулетов и так далее. Что же касается большого многобожия, то имеется в виду жертвоприношения, обет, просьба о помощи в тяжелой ситуации, мольба кому-либо кроме Всевышнего Аллаха и тому подобное.
Всё это является делением многобожия на виды. У разных ученых можно найти разные виды деления, но результат этих делений один.
Поэтому, если человек начнет обращать какое-либо поклонение кому-то, кроме Всевышнего Аллаха, это будет неверием. Например, призыв к мертвому или отсутствующему, страх перед кем-то, хотя для страха нет явных причин (хауфу-с-сирр), жертвоприношение не Аллаху, обет не Аллаху, просьба о помощи, обращенная к мертвым и тому подобное. Всё это является поклонением, а поклонение может совершаться органами или сердцем. Поэтому, каждый, кто посвятит что-либо из этого кому-то, кроме Аллаха, становится многобожником, соверщающим большое многобожие, выводящее его из Ислама. Доводом этому является аят:
﴾ وَمَن يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ فَإِنَّمَا حِسَابُهُ عِندَ رَبِّهِ إِنَّهُ لا يُفْلِحُ الْكَافِرُونَ ﴿
[/arabic]
«У того, кто поклоняется наряду с Аллахом другим божествам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют». (Сура аль-Мумминун, аят 117)
Глагол
« يدع » -
/йад‘у/ - включает в себя, как
ду‘а аль-масъаля, так и
ду‘а аль-‘ибада.
Далее шейх привел хадис:
« الدعاء مخ العبادة »
[/arabic]
«Мольба (ду‘а) является стержнем поклонения». ат-Тирмизи, 3371; Хадис слабый.
А в другом достоверном хадисе сказано:
« الدعاء هو العبادة »
[/arabic]
«Мольба (ду‘а) — это и есть поклонение». ат-Тирмизи, 3247.
А затем автор (да помилует его Аллах и увеличит его награду) начал приводить доводы на те виды, поклонения, что он перечислил ранее. Как будто кто-то сказал ему: «А какой у тебя довод на то, что всё это является поклонением, которое можно посвящать только Аллаху?» Поэтому автор начал приводить доводы, о которых мы будем говорить далее.