БисмиЛлях. Ассаламуалейкум уа рахматуЛлахи уа баракутух.
Хотел, с дозволения Аллаха, сделать заключение в этом вопросе, и потом если пожелают братья закрыть эту тему, то это по их усмотрению.
Доводы о дозволенности ставить условие жениху, чтобы он не женился на другой.
1. Слова Всевышнего Аллаха:
"И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу" (Ал-Исра,34)
2. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Поистине, больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)» (аль-Бухари 2721, Муслим 1428).
3 Также поступок Умара ибн аль-Хаттаба, который вынес решение, что человек, если дал обещание жене, что не будет забирать ее из ее дома, то ей ее условие. Также этого мнение (т.е. не будет забирать ее из ее дома) придерживались такие сподвижники, как: Са’д ибн Аби Уаккъас, Му’ауии и ‘Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими Аллах. И некоторые ученые сравнили это с условием отсутствия женитьбы на другой.
Доводы о запрете ставить условие жениху, чтобы он не женился на другой.
1. Слова Всевышнего Аллаха:
" женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырёх " (Ан-Ниса, 3.)
2. Также приводят аль-Бухари и Муслим хадис о том, что пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал:
«О молодёжь! Пусть женится тот, кто в состоянии содержать семью"
3. Также аль-Бухари и Муслим приводят хадис о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "
Воистину я женюсь на женщинах, а всякий, кто не желает следовать моей сунне, тот не имеет ко мне никакого отношения".
4. Также имам аль-Бухари приводит хадис, где Саийд ибн Джубейр говорит:
«Спросил меня однажды Ибн Аббас: "Ты женился?" - на что я ответил «Нет». Тогда он сказал: "Женись! Воистину лучшие в этой общине те, кто имеют большее число женщин ".
Все эти тексты, указывают на то, что Шариат узаконил это, сказав об этом открыто в приказном форме, и указал, что это тоже является поклонением, так как Аллах и его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, приказывали это. И ученые сказали, что если приходит глагол в приказной форме, требующий выполнения чего-то, то меньшее, на что он указывает, – это желательность (мустахаб), и утверждает желательность многоженства. И даже может быть так, что станет обязательным в зависимости состояния человека. И интересно, а что будет делать сестра, которая поставила мужу такое условие, что он не будет жениться на другой, тогда как, быть может, в будущем ему станет обязательным женится на другой?! В отличие от того, если она поставит жениху, чтобы он не увозил ее из города или дома, так как это дозволенное вещь, которая не противоречит Корану и Сунне, и за которое нет награда и греха, так как это не поклонение. И об этом Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминали и не говорили так открыто, как о многоженстве. И такое условие не считается, что оно делает дозволенное – запретным, ибо Умар ибн аль-Хаттаб, не посчитал это таковым.
5. И хадис:
"Любое условие, которого нет в Книги Аллаха, является не действительным, даже если будет сто условии " (аль-Бухари, 2168 Муслим,1504)
6. И также этот хадис:
"Мусульмане оберегают свои условия, кроме условий, которое дозволяет запретное или запрещает дозволенное" (Тирмизи 1352, Хаким 113\4 и шейх Альбани назвал хадис достоверным в "сахихи джами"6714).
Поэтому, как указывает тексты Корана и Сунны, что дозволенно выполнять условие, ибо Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, упомянули об этом абсолютно, не сделав исключении. Как, например аят:
"И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу" (Ал-Исра,34) или хадис:
«Поистине, больше всего необходимо выполнять из условий те, посредством которых делается дозволенным половой орган (жены)» (аль-Бухари 2721, Муслим 1428).
Однако это абсолютность ограничивает то, что пришло двух сборниках достоверных хадисов со слов Айшы, передававшая о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
""Любое условие, которого нет в Книги Аллаха, является не действительным, даже если будет сто условий " Или хадис:
"Мусульмане оберегают свои условия, кроме условий, которое дозволяет запретное или запрещает дозволенное". (См.Булугум-марам, шарх шейха Усаймина, том.4 стр.250).
Из всего сказанного следует, что есть условие, которое запрещает делать уаджиб (обязанность) или мустахаб (желательность) или мубах (дозволенное). Или наоборот приказывает делать – запретное. Поэтому, если невестка поставила условие, что жених оставил уаджиб, то такое условие является не действительным. А если это условие, чтобы он сделал харам, то это также является не действительным. Но если это условие, чтобы он оставил мустахаб, которое, если он будет совершать, возьмет награду, то здесь ученые разошлись во мнениях, некоторые сказали, это также является не действительным, как например условие, чтобы жених оставил многоженство ( не считая уже, что многоженство иногда может стать уаджибом). А некоторые сказали, что такое условие является действительным. А что касается о том, что если невестка поставит условие, чтобы он сделал или оставил мубах (дозволеное), которое, если он оставит или будет совершать, нет на нем награды и греха, то такое условие, иншаАллах, является действительным. А лучше об этом известно Аллаху!