• Аль-Хатыб привел, что Амр ан-Накыд сказал: «Религия Мухаммада ﷺ не терпит “грязи”». “аль-Кифайя” (1/147, № 63), с достоверным иснадом.
Грязь означает возведение лжи на Аллаха и Его Посланника ﷺ.
• Ибн Сирин сказал: «Поистине, эти знания являются религией, поэтому смотрите, от кого вы берёте свою религию».Это высказывание передали Муслим в предисловии к «Сахих» (стр. 78), Ибн Абу Шайба (5/334, № 26636), ад-Дарими в «Сунан» (№ 438) с такой формулировкой, аль-Харави в «Замм аль-калям» (№ 138).
• Джа‘фар ибн Сулейман сообщил: «Я слышал, как аль-Махди говорил: „Один безбожник признался мне, что выдумал четыреста хадисов, и они распространяются среди людей!“».Это высказывание с хорошим иснадом привели аль-‘Укейли в «ад-Ду‘афа» (1/19, 20), Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (1/162), аль-Хатыб в «аль-Кифайя» (№ 64),
• В книге аз-Захаби рассказывается следующая история:«Харун ар-Рашид схватил одного безбожника, чтобы убить его, и тот человек сказал: „Что ты будешь делать с тысячью хадисами, которые я выдумал?“. Тогда Харун ответил: „А что ты скажешь, о враг Аллаха, что Абу Исхак аль-Фазари и Ибн аль-Мубарак, которые просеют их и приведут их каждую букву?!“». “Сияр а‘лям ан-нубаля” (8/542)
• Абдуллах ибн Сулейман сообщил: «Ибн аль-Мубарака спросили: „Эти хадисы вымышлены?“. Он ответил: „Знатоки в области хадисоведения живут для того, чтобы исследовать и проверять их“».Это высказывание с достоверным иснадом привели Ибн Абу Хатим в «аль-Джарх ва ат-Та‘диль» (2/18), а также аль-Хатыб в «аль-Кифайя» (№ 66).
Как раньше учёные науки хадисов оберегали Шари‘ат от посторонних примесей, так и сейчас они оберегают его от аргументации в религии посредством слабых и вымышленных хадисов, от построения на них законоположений и суждений. Они оберегают Шари‘ат от аргументации в религии посредством слабых и вымышленных высказываний сподвижников и последователей, отвергают от неё изречения, причисляемые к остальным предшественникам и последующим имамам, которые не достоверны с их слов. Ученые оберегают его от “надевания на него одежды”, свойственной демократической философии и теоретической философии, ведь исламская религия не имеет никакого отношения к этому. Они защищают Шари‘ат от осуществления его развития, которое на самом деле является искажением и отменой исламских законов.
Пусть не думают, что оберегание исламской религии со стороны учёных хадисов в настоящее время проявляется меньше, чем в прошлые времена.
• К примеру, Сулейман аль-А‘маш сказал об учёных хадисов: «…клянусь Аллахом, вы — дороже красного золота». Это высказывание передал аль-Хатыб в «Шараф асхаб аль-хадис»
(№ 284) с хорошим иснадом.
• Абу Бакр ибн Ийяд сказал: «…Знатоки хадисов — лучшие люди»,
по другой версии: «Они — лучшие люди на земле, которые оживляют Сунну Пророка ﷺ.
• Шейхуль-ислам Ибн Таймийя написал: «Как известно, знатоки хадисов разделяют совершенные качества всех групп мусульман и превосходят их в нехарактерных им особенностях… Они самые разумные люди, самые справедливые в суждениях по аналогии. У них самые точные мнения, самые верные слова, самые правильные взгляды, самые весомые аргументы, самые убедительные методы спора, самая полноценная проницательность, самое правдивое чувство внушения, самое тонкое рассмотрение и познание, самое верное принятие и обращение, самое великое и лучшее постижение и восприятие. Таково превосходство мусульман над другими общинами, а также превосходство последователей Сунны и хадисов над остальными религиозными течениями и сектами. Каждый, кто изучил положения людей, осознает, что у мусульман самое острое и правильное мышление, поэтому они за короткий срок могут постичь из истин наук и практик намного больше того, что другие постигают на протяжении многих веков и поколений. Точно так же и последователи Сунны и хадисов наделены этими способностями. Это потому, что убежденность в бесспорной истине усиливает постижение и делает его правильным. Так, Всевышний Аллах сказал: „Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути“ (47:17), „А если бы они совершили то, чем их увещевают, то так было бы лучше для них и сильнее укрепило бы их. Вот тогда Мы даровали бы им от нас великую награду и повели бы их прямым путем“ (4:66–68)».См. «Маджму‘ аль-фатава» (4/ 9, 10).
Мы говорим то же самое, и если бы не было в каждом поколении и в каждой местности учёных области хадисов, то исчез бы Ислам. Но Аллах уберег их посредством Ислама и сохранил исламскую религию через них.