ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада
Известность, учитываемая среди знатоков хадисов
На протяжении многих поколений происходит соперничество ради известности. Но стремление к славе считается одним из сердечных недугов. Последователи хадисов не приемлют какую-либо известность. Нет, они принимают лишь известность через шариатские знания, истинное значение которых указывает на это.
• Абу аз-Зинад сообщил: "
Я застал в Медине сто (шейхов): все они заслуживали доверия, однако от них не принимали хадисы, а говорили: "Они не относятся к знатокам хадисов"".
Это сообщение привел Муслим в предисловии к своему сборнику "Сахих" с хорошим иснадом.
• Малик ибн Анас сообщил: "
Я застал в этой местности, то есть Медине, шейхов, обладающих достоинством, праведностью и набожностью, и они рассказывали (хадисы). Я же не слышал ни одного хадиса от кого-либо из них. Его спросили: "Почему, о Абу Абдуллах?". Он ответил: "Они не знали (не понимали), что рассказывали"".
Это изречение привели аль-Фасауи в "аль-Ма'рифа уа ат-тарих" (1/684) и ар-Рамахурмузи в "аль-Мухаддис аль-фасыль" (№ 418).
• Яхья ибн Са'ид аль-Каттан говорил: "
Больше всего я видел лживость в тех, кто причислял себя к добру". Согласно другой версии: "
Больше всего мы видели, как в области хадисов лгут те, кто проявлял праведность в чем-то".
Это сообщение привели Муслим в предисловии к своему сборнику "Сахих" (1/87); Абдуллах ибн имам Ахмад в "аль-'Иляль уа Ма'рифат ар-риджаль" (№ 2988) и Ибн 'Ади в "аль-Камиль" (1/144) с достоверным иснадом.
Затем Яхья аль-Каттан объяснил причину этого, сказав: "
Это потому что они записывали (хадисы) от каждого, кто рассказывал их, и не умели делать различие в этом".
Это сообщение привел аль-Халили в "аль-Иршад" (1/171, 172) с хорошим иснадом.
• Ибн Раджаб после того, как привел примеры того, что передача сообщения группой людей от одного человека не становится причиной его известности, написал: "
Как очевидно, необходимо смотреть на известность человека среди учёных, на множество его хадисов и тому подобные качества, а не смотреть лишь на передачу от него сообщения группой людей".
См. "Шарх аль-'Иляль ат-Тирмизи" (1/83).
На правильность слов Ибн Раджаба указывает высказывание, со слов Ахмада ибн Абу Бакра: "
Я слышал, как Малик ибн Анас говорил: "Я не издавал фетвы, пока семьдесят учёных не засвидетельствовали мне, что я достоин этого"".
Это высказывание передали Абу Ну'айм в "аль-Хилья" (6/316) и аль-Хатыб в "аль-Факых уа аль-мутафаккых" (№ 1041) с достоверным иснадом.
• Как передал аль-Фасауи, Малик сказал: "
Один человек сообщил мне, что он зашел к Раби'у и увидел его плачущим. Тогда он спросил его, испугавшись его плача: "Что заставило тебя плакать?". Он ответил: "Меня сильно огорчили те, кто не обладает знанием (пониманием) и в Исламе появилась великая беда"".
"аль-Ма'рифа уа ат-тарих"(1/670). Это высказывание передали Абу Ну'айм в "аль-Хилья" (6/316) и аль-Хатыб в "аль-Факых уа аль-мутафаккых" (№ 1041) с достоверным иснадом.
• В книге Ибн Абдуль-Барра содержится дополнение данного высказывания, а именно слова: "
Несомненно, некоторые, кто издает фетвы здесь, больше заслуживают тюремного заключения, чем воры".
"аль-Джами'" (№ 2410). См. также аль-Хатыб в "аль-Факых уа аль-мутафаккых" (№ 1039).
Я говорю:
Исходя из этого, следует учитывать следующую известность, при которой человек становится одним из учёных: он должен стать известным среди учёных своим знанием. Это представляет собой преобладающее качество, например, если кто-то большую часть своего времени занимается знаниями: изучает, приобретает, распространяет, а знатоки религии назвали его учёным, тогда он действительно является таковым.
• аш-Шатыби написал: "
Если о степени человека не засвидетельствуют учёные, он относится к первоначальному положению, связанному с отсутствием знаний, пока о его степени ученого не засвидетельствуют другие. При этом он должен знать, судя о себе, об истинности свидетельства в его отношении, а иначе он уверен в незнании или сомневается в этом. В двух этих случаях личное предпочтение степени "ученого" над воздержанием (заниматься религиозными вопросами) может быть лишь из-за следования пристрастию. Ведь ему следовало спросить о себе других, а он этого не сделал. Он не должен был выдвигать себя в качестве ученого, пока другие не объявят о его знании, а он этого не сделал. По этому поводу Суфьян ас-Саури сказал: "Никто не может избежать ошибок, поэтому если у человека преобладают знания и правильность, он является знатоком, даже если он ошибается, а если у него преобладают ошибки (в убеждениях, мнениях), тогда его следует оставить"".
"аль-И'тисам" (2/235). Это привел аль-Хатыб в "аль-Кифая" (№ 408) с неплохим иснадом.
Я говорю:
Из того, что мы упомянули, читателю становится ясным то, что приемлемой известностью является занятие полезными знаниями и получение их от учёных. Причём предшественники не обращали внимания на тех, кто приобрел знания из книг или заявил о том, что он слышал их:
- Саур ибн Язид сказал: "
Не должен издавать фетвы людям "книжник"".
С достоверным иснадом.
- Абу Зур'а сказал: "
Не должен издавать фетвы людям "книжник", а также их не должен учить чтению Корана "мусхафий" (
тот, кто научился читать его не через шейхов)".
С достоверным иснадом.
Я говорю:
Под "книжником" здесь имеется в виду человек, который получил знания из книг и свитков.
• Ибн Джама'а написал: "
Раньше некоторые (учёные) говорили: "Самая большая беда - обучение по книгам", то есть, когда люди получают религиозные знания из книг".
"Тазкират ас-самиа" (стр. 135).
• Как известно, аш-Шафи'и сказал: "
Кто получает знания о фикхе из разных книг, тот не может познать истинные положения".
• Согласно известному высказыванию Абу Ханифы, ему сообщили: "
В мечети есть группа людей, рассматривающих вопросы фикха". Он спросил: "У них есть главный (шейх)?". Ему ответили: "Нет". Тогда он сказал: "Они никогда не будут обладать знанием и пониманием в области фикха"".
аль-Хатыб "аль-Факых уа аль-мутаф-аккых" (№ 790).
Ученые всегда предостерегали от получения знаний из книг:
- аз-Захаби, рассказывая о жизнеописании египетского врача Ибн Ридуана, написал: "
У него не было шейха. Нет, он занимался изучением по книгам, а затем написал книгу о методе получения профессии по книгам, сказав, что такой способ более успешен и результативен, чем обучение через учителей. Но это неправильно".
"Сияр а'лям ан-нубаля".
- ас-Сафади написал в жизнеописании Али ибн ар-Раби' следующие слова: "
Вот почему учёные сказали: "Не получайте знания ни от "книжника", ни от "самоучки в чтении Корана", то есть не следует учиться чтению Корана у того, кто научился читать его не через шейхов, а также нельзя изучать хадисы у того, кто узнал о них из свитков и книг. В качестве примера достаточно лишь истории, произошедшей с Хаммадом, когда он читал самостоятельно из Корана, а затем стал неправильно произносить. Об этом рассказывается в жизнеописании Хаммада ар-Риуайя. Помимо того, Ибн Хазму и Ибн аль-Джаузи принадлежат порочные суждения и искажения, известные среди учёных. Этих двоих вполне достаточно в качестве примера"".
"аль-Уафи бильуафийят".
Поэтому, если какой-то человек известен чем-то из шариатских знаний или умением произносить хутбы, или написанием статей в газетах и журналах, или культурой, или моралью, или совершением праведных дел, или аскетизмом, или набожностью, или красивым чтением Корана, - в таком случае эта известность не превращает его в ученого.
Тем более, он не может входить в ряды учёных, начиная порицать и хвалить других.
Таким образом, если кто-то достигает успехов в вышеупомянутых областях и прилагает усилия, он воплощает одно из исламских важных благодеяний. Пусть продолжает заниматься этим делом, и да вознаградит его Аллах, а мы тем временем выражаем ему уважение и благодарность, а также обращаемся за него с мольбой.