Ас-Саляму алейкум уа рахматуЛлах, братья и сестры.
Дозволено ли организовывать сбор всадников и совершать конный переход с целью празднования и возвеличивания конкретной даты, в которой произошло историческое сражение? Каков хукм, если подобное мероприятие происходит нерегулярно (в данном случае раз в 10 лет)? И каков хукм, если подобное мероприятие будет происходить ежегодно?
В национальных республиках заметно набирают обороты мероприятия, связанные либо с празднованием исторических событий, либо с организацией траурных собраний по павшим в разных исторических событиях. И поскольку активное участие принимают в них и мусульмане, то ин ша Аллах будет полезно для многих рассмотрение этой темы.
ДжазакумуЛлаху хайран.
Проведение мероприятий в честь исторических событий
Уа алейкум салям уарахмату-Ллах
Всё это, сестра, порицается в Исламе поскольку является выделением конкретной даты и конкретного события для его отмечания, будь то трауром или весельем, и т.п. А подобное уже возводится в ранг аль-‘Ида, ведь определение слова "аль-‘Ид" - это не просто "веселье" или "праздник", однако это определённый день для сбора, в который собираются люди. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “«аль-‘Ид» - это время сбора людей, которое может повторяться либо каждый год, либо каждую неделю, либо каждый месяц, и т.д.”. См. “Икътида сырат аль-мустакым” 1/441.
Поэтому даже пятничный день в хадисах именуется аль-‘Идом из-за установленности в этот день сбора людей для молитвы джуму'а, однако в этот день не узаконено поздравление, празднование, веселье и т.п., как это установлено в день Жертвоприношения и в день Разговления.
И если ты усвоила это, то уже поняла, что упомянутое тобой прямым образом попадает под сказанное.
Будь дозволенным выделение и избрание подобных дней, как сражения, победа, поражения и т.п., днём радости или печали, то мусульмане со времён сподвижников избрали бы великую победу в сражении при Бадре днём возвеличивания. А поражение в сражении при Ухуде или день, в который скончался Пророк (мир ему и благословение Аллаха) - днём печали и траура. Однако никто из саляфов и имамов после них такого не делал. Более того, напротив, они даже порицали шиитов, которые избрали день убийства аль-Хусайна ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах), а это день ‘Ашура - днём скорби. Так, хафиз Ибн Раджаб сказал: “Что же касается избрания дня ‘Ашура днём траура, как это делают рафидиты по причине убийства в этот день аль-Хусайна ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, то это из числа деяний тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо. Ни Аллах, ни Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не повелевали избирать дни, когда пророков постигали бедствия или дни их смерти в качестве траура, а что тогда говорить о тех, кто ниже их положением?!” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 111.
Прекрасным образом также поясняет это положение следующее высказывание шейхуль-Ислям Ибн Таймии, сказавшего: “Дни аль-‘Ида – это шариатские обряды, касательно которых является обязательным следовать тому, что установлено, а не вносить нововведения! У Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в его жизни были периоды важных проповедей, перемирий и событий в различные дни, как сражение при Бадре, при Хунейне, при Хандакъе, покорение Мекки, его переселение, вхождение в Медину, и различные проповеди, в которых упоминались положения религии, но тем не менее он не делал обязательным избрание подобных дней в качестве аль-‘Ида. Но поистине, подобное совершают христиане, которые любые события, происходившие с ‘Исой, мир ему, превращали в аль-‘Ид. Также поступали и иудеи. Однако аль-‘Ид – это шариатское установление, а то, что установил Аллах, тому следуют, и не привносят в религию то, что не имеет к ней отношения”. См. “Икътида сырат аль-мустакым” 2/615.
Уа джазак.
Всё это, сестра, порицается в Исламе поскольку является выделением конкретной даты и конкретного события для его отмечания, будь то трауром или весельем, и т.п. А подобное уже возводится в ранг аль-‘Ида, ведь определение слова "аль-‘Ид" - это не просто "веселье" или "праздник", однако это определённый день для сбора, в который собираются люди. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “«аль-‘Ид» - это время сбора людей, которое может повторяться либо каждый год, либо каждую неделю, либо каждый месяц, и т.д.”. См. “Икътида сырат аль-мустакым” 1/441.
Поэтому даже пятничный день в хадисах именуется аль-‘Идом из-за установленности в этот день сбора людей для молитвы джуму'а, однако в этот день не узаконено поздравление, празднование, веселье и т.п., как это установлено в день Жертвоприношения и в день Разговления.
И если ты усвоила это, то уже поняла, что упомянутое тобой прямым образом попадает под сказанное.
Будь дозволенным выделение и избрание подобных дней, как сражения, победа, поражения и т.п., днём радости или печали, то мусульмане со времён сподвижников избрали бы великую победу в сражении при Бадре днём возвеличивания. А поражение в сражении при Ухуде или день, в который скончался Пророк (мир ему и благословение Аллаха) - днём печали и траура. Однако никто из саляфов и имамов после них такого не делал. Более того, напротив, они даже порицали шиитов, которые избрали день убийства аль-Хусайна ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах), а это день ‘Ашура - днём скорби. Так, хафиз Ибн Раджаб сказал: “Что же касается избрания дня ‘Ашура днём траура, как это делают рафидиты по причине убийства в этот день аль-Хусайна ибн ‘Али, да будет доволен Аллах им и его отцом, то это из числа деяний тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо. Ни Аллах, ни Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не повелевали избирать дни, когда пророков постигали бедствия или дни их смерти в качестве траура, а что тогда говорить о тех, кто ниже их положением?!” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 111.
Прекрасным образом также поясняет это положение следующее высказывание шейхуль-Ислям Ибн Таймии, сказавшего: “Дни аль-‘Ида – это шариатские обряды, касательно которых является обязательным следовать тому, что установлено, а не вносить нововведения! У Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в его жизни были периоды важных проповедей, перемирий и событий в различные дни, как сражение при Бадре, при Хунейне, при Хандакъе, покорение Мекки, его переселение, вхождение в Медину, и различные проповеди, в которых упоминались положения религии, но тем не менее он не делал обязательным избрание подобных дней в качестве аль-‘Ида. Но поистине, подобное совершают христиане, которые любые события, происходившие с ‘Исой, мир ему, превращали в аль-‘Ид. Также поступали и иудеи. Однако аль-‘Ид – это шариатское установление, а то, что установил Аллах, тому следуют, и не привносят в религию то, что не имеет к ней отношения”. См. “Икътида сырат аль-мустакым” 2/615.
Уа джазак.
Re: Проведение мероприятий в честь исторических событий
БаракаЛлаху фика, брат. Очень полезная информация. А что если подобное мероприятие проводится не на регулярной основе? Например, надумали люди раз в несколько лет вспомнить об этом историческом событии и собрались ради этого дня. В этом случае каков хукм? Порицать ли в данном случае тех, кто желает как-то выделить этот день?
Re: Проведение мероприятий в честь исторических событий
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху. Получается, что и ежегодное празднование дня Отечества в КСА является нововведением?
Уа фики барака-Ллах
Кстати, нашёл слова имамов языковедов о том, что понятие "аль-‘Ид" может относиться и к тому, что связанно с печалью, а не только радостным событием. Так, имам языковедов – аль-Азхари говорил: “аль-‘Ид для арабов – это определённое время, которое возвращается радостью или печалью”. См. “Лисан аль-‘араб” 13/318, “аль-Къамус аль-мухит” 386.
Более того, понятие "аль-‘Ид" имеет отношение не только к какому-то периоду времени, но и определённому месту скопления людей. Имам Ибн аль-Къайим сказал: “аль-‘Ид – это то, что принято происходит регулярно и что принято выделять, будь это какое-то определённое время или же место.
Что касается аль-‘Ида, как времени, то на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «День ‘Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа – это наши дни ‘Ида, о мусульмане!» Что приводит Абу Дауд (2419), и др.
А что касается аль-‘Ида, как места, то на это указывает хадис, который привёл Абу Дауд (3307), что один человек спросил: «О Посланник Аллаха, я дал обет принести в жертву животное в местности Буана». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди? И проходили ли там какие-нибудь собрания неверных (аль-‘Ид)?» Он ответил: “Нет”. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Исполняй свой обет».
Также и слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не превращайте мою могилу в место для сбора (аль-‘Ид)»”. См. “Игъаса аль-ляхфан” 1/190.
Не могу сказать однозначно, но есть сомнения.А что если подобное мероприятие проводится не на регулярной основе? Например, надумали люди раз в несколько лет вспомнить об этом историческом событии и собрались ради этого дня. В этом случае каков хукм?
Да, следует делать наставление, что подобное не имеет основы и что тем самым выделение какого-то времени или места в определённые периоды не имеют никакого значения, так как нет в этом блага ни для религии, ни для быта. Напротив, зачастую такие сборы и мероприятия некоторые люди могут использовать в разжигании каких-то политических интриг, как это часто происходит с мероприятиями по случаю геноцида какого-то народа и т.п.Порицать ли в данном случае тех, кто желает как-то выделить этот день?
Кстати, нашёл слова имамов языковедов о том, что понятие "аль-‘Ид" может относиться и к тому, что связанно с печалью, а не только радостным событием. Так, имам языковедов – аль-Азхари говорил: “аль-‘Ид для арабов – это определённое время, которое возвращается радостью или печалью”. См. “Лисан аль-‘араб” 13/318, “аль-Къамус аль-мухит” 386.
Более того, понятие "аль-‘Ид" имеет отношение не только к какому-то периоду времени, но и определённому месту скопления людей. Имам Ибн аль-Къайим сказал: “аль-‘Ид – это то, что принято происходит регулярно и что принято выделять, будь это какое-то определённое время или же место.
Что касается аль-‘Ида, как времени, то на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «День ‘Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа – это наши дни ‘Ида, о мусульмане!» Что приводит Абу Дауд (2419), и др.
А что касается аль-‘Ида, как места, то на это указывает хадис, который привёл Абу Дауд (3307), что один человек спросил: «О Посланник Аллаха, я дал обет принести в жертву животное в местности Буана». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди? И проходили ли там какие-нибудь собрания неверных (аль-‘Ид)?» Он ответил: “Нет”. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Исполняй свой обет».
Также и слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не превращайте мою могилу в место для сбора (аль-‘Ид)»”. См. “Игъаса аль-ляхфан” 1/190.
Да, конечно, в категоричной форме День отечества, так называемый «‘Ид аль-уатан» или «Яум аль-уатан» считали нововведением и порицали такие учёные, как шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх, учёные Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом, а также шейх Салих аль-Фаузан, и мн. др. См. “Фатауа Мухаммад ибн Ибрахим” 3/107, “Фатауа аль-Ляджна” 3/59, “Хасс ‘аля мухаляфа аль-куффар”.
Re: Проведение мероприятий в честь исторических событий
ДжазакаЛлаху хайран! Уа баракаЛлаху фика, брат, за распространение полезного знания.
Проведение мероприятий в честь исторических событий
Уа фики барака-Ллах!