Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Такие моменты, как: «сидеть на месте совершения молитвы» часто упоминаются в хадисах. Как, скажем, в хадисах про того, кто после фард–намаза остался сидеть на своём месте, поминая Аллаха, и за него делают ду’а ангелы, и словно он продолжает быть в молитве, если ожидает следующую молитву в мечети. Или остался сидеть на своём месте после утренней и вечерней молитвы, произнося определённые азкары, определённое количество раз, и т.п.
В понимании подобных хадисов, как и хадиса обсуждаемой главы, были разногласия среди учёных. Кто-то считал, что слова: «место молитвы» в подобных хадисах следует понимать буквально, и что не следует сходить с этого места. А кто-то понимал под словами: «место молитвы» всю мечеть, и не видел никаких проблем в том, чтобы сменить место, на котором была совершена молитва.
Например, хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Что имеется в виду под словами «место совершения молитвы»? Касается ли это непосредственно той части, на которой была совершена молитва в мечети, что если он переместится на другой участок в мечети, то не заслужит награды, уготованной ему? Или же речь под этим идёт о всей мечети, в которой он совершил молитву? Подразумеваться могут оба варианта, то второй вариант видится более правильным”. См. “Тарх ат-тасриб” 2/367.
А шейх ‘Али аль-Къари касательно хадиса: «Кто совершил утреннюю молитву в джама’ате, а затем сидел и поминал Аллаха», вообще сказал: “Т.е. продолжал пребывать на своём месте в мечети, в которой помолился. И не противоречит этому вставание для обхода Каабы или для требования знания и увещевания в мечети. Более того, так же (он получит эту награду), если вернётся к себе домой, продолжая поминать Аллаха пока не взошло солнце, а затем совершит два рака’ата”. См. “Миркъатуль-мафатих” 2/163.
Однако это мнение, касательно того, кто вообще покинул мечеть и совершил два рака’ата Духа у себя дома, явно противоречит хадисам этой главы.
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Подразумевает ли этот хадис, что человеку следует оставаться сидящим в мечети после утренней молитвы или же ему позволено вернуться домой и поминать Аллаха дома?»
Шейх аль-‘Аббад ответил: “Напротив, следует сидеть в мечети, так как в хадисе сказано «в мечети». А если он вернётся домой, то не получит награды, упомянутой в хадисе”. Сл. “Шарх Сунан Аби Дауд” № 47.
А что касается непосредственно обсуждаемого хадиса, то есть у него прямые версии, как указывающие на то, что можно вставать со своего места, и что главное оставаться в мечети, так и указывающие на то, что правильнее оставаться на месте совершения утренней молитвы.
К примеру, указанием на то, что речь идёт о всей мечети, а не только о том месте, где человек совершил утреннюю молитву, может служить следующая версия:
Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил утреннюю молитву в джама’ате в мечети, а затем остался пребывать в ней, пока не совершил молитву Духа, то ему полагается награда того, кто совершил полноценный Хадж и ‘Умру». ат-Табарани в “аль-Кабир” 8/180. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 10/104.
А касательно того, что следует оставаться непосредственно на месте совершения молитвы, можно привести эту версию:
Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил утреннюю молитву в джама’ате, а затем остался сидеть на своём месте, пока не совершил молитву Духа, то ему полагается награда того, кто совершил полноценный Хадж и ‘Умру». Ибн ‘Ади в “аль-Камиль” 8/180. Хадис хороший в силу усиливающих его свидетельств. См. “Тахридж аль-Маталиб аль-‘алия” 4/581.
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил утреннюю молитву, а затем остался сидеть на своём месте, не говорил ни о чём из дел мира этого, поминал Аллаха, пока не совершит четыре рака’ата молитвы Духа, тот вышел из своих грехов подобно дню, когда родила его мать». Абу Я’ля 4365. Хафиз аль-Бусыри назвал иснад хадиса хорошим. См. “аль-Итхаф” 2/111.
Следует отметить, что если человек придерживается мнения, что для получения этой великой награды не следует сходить с места совершения молитвы, то он однозначно её получит, ибо касательно такого варианта нет разногласия среди учёных. Но если человек следует мнению, что главное пребывать в мечети, а то и вообще можно пойти домой и там сделать Духа намаз, как это сказал ‘Али аль-Къари, то касательно этих суждений нет уверенности, а напротив, есть вероятность упустить эту награду в случае, если данные мнения окажутся слабыми.
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Есть те, кто считает, что желающему получить награду за пребывания на своём месте до восхода солнца после утренней молитвы, ни в коем случае нельзя сходить с места совершения молитвы и вставать. Некоторые из тех, кто придерживается упомянутого мнения, полагают, что если кто-то поздоровался с кем-то после утренней молитвы, то он упустил эту награду из-за нарушения условия (награды). Насколько правильным является это мнение?»
Шейх аль-‘Аббад ответил: “Нет сомнения в том, что пребывающий на месте совершения молитвы избавился от сомнения посредством убеждённости, и в этом не будет сомнения. А если он перейдёт с этого места на другое, то тут уже есть сомнение.
А что касается того, кто пребывает на месте совершения молитвы, затем пришёл кто-то и он поприветствовал его или встал, чтобы пожать руку, то не говорится: «Он нарушил условие». Воистину, милость Аллаха обширна”. Сл. “Шарх Сунан Аби Дауд” № 67.
В любом случае, разногласие в этом вопросе является приемлемым, ибо это из числа разногласий в понимании одних и тех же текстов.
И если тот, кто на мнении, что не следует сходить со своего места, чтобы получить упомянутую в хадисах награду, попросил подать, скажем, Мусхаф того, кто на мнении, что главное пребывать в мечети, и не обязательно сидеть на своём месте, то нет в этом ин ша-Аллах какой-то проблемы. Конечно же, если не злоупотреблять этим, типа: подай то, подай это, принеси мне воды, и т.д.
Некоторые полезные примечания:
1. Получают ли такую же награду, упомянутую в хадисах, и женщины, совершающие эту молитву дома в одиночку? Ведь в хадисах упоминается совершение утренней молитвы в джама’ате в мечети.
Шейх Ибн Баз считал, что они могут получить эту награду, если совершат утреннюю молитву в своих комнатах, отведённых для молитв, а затем будут поминать Аллаха до восхода солнца, после чего совершат молитву Духа. См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 10/390, 17/66.
2. Если человек, оставшийся после утренней молитвы, неважно какого он мнения, вынужден нарушить омовение и выйти из мечети, чтобы его обновить, теряет ли он эту великую награду?
Спросили учёных Постоянного комитета: «Если человек пребывает на месте совершения утренней молитвы, поминая Аллаха до рассвета, чтобы совершить Духа, но нарушил омовение и вышел для его возобновления, то является ли его выход из мечети причиной упущения награды Хаджа и ‘Умры, если даже вернётся на своё место и совершит молитву Духа, как говорится в хадисе?»
Они ответили: “Кто продолжал сидеть на месте совершения молитвы после совершения утренней молитвы, поминая Аллаха, пока не взошло солнце, а затем нарушил омовение и вышел из мечети для его возобновления, после чего сразу же вернулся на своё место, не затягивая своё отлучение вне мечети, а затем после восхода солнца на высоту копья совершил два рака’ата, то этот его выход не влияет и не препятствует получению этой великой награды, уготованной за это поклонение, ин ша-Аллах”. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 20123.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.