Поистине, молитва – это второй столп из столпов Ислама после двух свидетельств, это отличие мусульманина от неверующего, это опора Ислама. Это первое, за что будет нести отчет раб. И если она будет правильной и принятой – то будут принятыми все остальные дела, а если отвергнутой – то будут отвергнутыми все остальные дела.
И упоминается молитва во многих местах Корана в различных формах:
- иногда в виде приказа Аллаха к ее выстаиванию;
- иногда в виде разъяснения ее достоинства;
- иногда в виде разъяснения награды за нее;
- иногда вместе с терпением, как повеление прибегать к ней за помощью во время трудностей;
И поэтому она была усладой глаз Посланника ﷺ в Мирской Жизни. Она – украшение пророков, отличительная черта праведников, связь между рабом и Господом Миров. Она удерживает от мерзости и порицаемого.
И т.к. эта молитва не будет действительной, кроме как при состоянии очищения молящегося по мере возможности, а средством очищения является вода или то, что заменяет ее при очищении землей (по ар. «ат-таяммум») при отсутствии воды – ученые по фикху, да помилует их Аллах, обычно начинают с раздела очищения. Потому что раз молитва предшествует остальным арканам ислама после двух свидетельств, то так же предшествует то, идет впереди нее, а из этого – очищение.
И очищение – это «ключ молитвы», как передается в хадисе:
(Передал Абу Дауд 61,618; ибн Маджа 275, Ахмад 1/130, ат-Тирмизи 3 и др. и подтвердил аль-Хафиз в "ат-Талхис")
Потому что осквернение препятствует действительности молитвы, наподобие замка, которое вешается на оскверненном. И когда он берет омовение – спадает этот замок. И очищение – самое важное условие молитвы. А условие – это то, что предшествует самому обусловленному действию.
Смысл слова «очищение»:
- в языковом значении –«чистота и отсутствие грязи, как в прямом, так и в переносном смысле »
- в шариатском значении – «удаление осквернения и очищение от нечистот».
И удаление осквернения достигается путем мытья водой с намерением всего тела при большом осквернении, или четырех частей тела при малом или тем, что заменяет воду при ее отсутствии или запрета ее использования, т.е. землей определенным способом. И придет разъяснение способа очищения от этих двух видов осквернения, если будет угодно Аллаху.
Сейчас нашей целью является разъяснение описания воды, при помощи которой достигается очищение, и описания воды, которой очищение не достигается.
Сказал Всевышний Аллах:
﴿ وَأَنْزَلْنَا مِنَ السَّمَاءِ مَاءً طَهُورًا ﴾
﴿ وَيُنَزِّلُ عَلَيْكُمْ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً لِيُطَهِّرَكُمْ بِهِ ﴾
И (смысл слов) «чистая и очищающая» - которая сама является чистой и имеющая свойство очищать другие вещи. И это такая вода, которая осталась в своем естестве, т.е. в том виде, в котором она создана, вне зависимости, выпала она с неба в виде дождя, росы, снега или града, или протекала по земле в виде рек, родников, колодцев, морей или была дистиллирована.
Всем этим можно очищаться от осквернения и нечистот. Но если она изменена по причине нечистоты – то нельзя ею очищаться без разногласия. А если она изменена чем-то чистым, однако свойства воды все-таки остались преобладающими – то правильным мнением ученых является то, что так же можно им брать омовение.
Сказал Шейх аль-Ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах:
«Что же касается вопроса изменения воды в меньшей или большей степени чистыми веществами, как соль, мыло, «сидр» (лотос), «аль-хитмий» (вид растений), земля, мука и т.п из того, что изменяет воду: как например сосуд, в котором остался след лотоса, или «аль-хитмий», и налили в него воду, из-за чего она изменилась, однако она осталась называться водой – то тут есть два известных мнения ученых..»
(См. "Маджму' аль-Фатауа" 21/24)
Потом он упомянул эти мнения с разъяснением каждого из них, и выбрал мнение о дозволенности очищаться подобной водой. И сказал:
«Это является истиной, т.к. Всевышний сказал:
﴿ وَإِنْ كُنْتُمْ مَرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ مِنْهُ ﴾
И Слова:
﴿ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً ﴾
(конец слов Шейха)
При отсутствии воды, или неимении возможности его использовать, когда она есть, Аллах сделал землю ее заменой в том виде ее использования, котором разъяснил Пророк ﷺ в Сунне. И придет подробное разъяснение этого в отдельной главе. Это из милости Аллах к Своим рабам и устранения затруднения для них.
Сказал Всевышний:
﴿ وَإِنْ كُنْتُمْ مَرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَفُوًّا غَفُورًا ﴾
И сказал Ибн Хубайра:
"И сошлись в едином мнении, что очищение водой обязательно для каждого, на ком лежит обязанность молитвы, с (условием) наличия (воды). А если ее нет, то она заменяется, в соответствии со Словами Всевышнего:
﴿ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا ﴾
И со Словами Всевышнего:
﴿ وَيُنَزِّلُ عَلَيْكُمْ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً لِيُطَهِّرَكُمْ بِهِ ﴾
(конец слов)
И все это указывает на величие Ислама, которая является религией чистоты и очищения от грязи в прямом и переносном смысле, так же как и указывает на величие молитвы, т.к. не действительно совершать ее без двух видов очищения:
- очищения в прямом смысле – т.е. от осквернения и нечистот с помощью воды или того, что ее заменяет.
И знай, что если вода осталась в своем первозданном виде и не смешалась с другим веществом, то она чистая и очищающаяся во единогласному мнению. Если изменилась одна из трех ее свойств:
- запах;
- вкус;
- цвет.
По причине нечистоты, то она стала нечистой по единогласному мнению и запрещено ее использовать.
Если изменилась одна из трех свойств при смешании с чистым веществом, как листья воды, мыло, соль, лотос и т.п. из чистых предметов, и эти вещества не стали преобладающими, то у некоторых ученых есть тут подробности и разногласия. Правильным мнением является, что она чистая и очищающаяся, и разрешено ей очищаться от осквернения и очищаться от нечистот.
И основываясь на этом, мы можем сказать, что вода делится на два вида:
Первый вид – чистая и очищающая вода, которой можно очищаться, вне зависимости, осталась ли она в своем первозданном виде, или смешалась с чистым веществом, который не стал преобладающим над ней и не перестала эта вода называться водой.
Второй вид – нечистая вода, которую нельзя использовать. Не удалять осквернение, и не очищаться от нечистоты. И это та вода, которая изменилась по причине нечистоты.