Слышат ли покойные?

Ответить
Hamza
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 19:53

Слышат ли покойные?

Сообщение Hamza »

Перепост:

Доводы на то, что мертвые не слышат в могилах

1. Сказал Всевышний Аллах: «Отвечают только те, кто слышит. А мертвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему» (6:36).

Как видно из этого аята, Всевышний выделил людей на две категории:
1. Те, кто слышит.
2. Мертвые.
И если бы мертвые были из тех, кто слышит, то это деление было бы неправильным.

2. Сказал Всевышний Аллах: «Ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь глухих услышать зов, когда они обращаются вспять» (27:80).
Все толкователи Корана сошлись на том, что под мертвыми и глухими в данном аяте имеются ввиду живые неверующие. Всевышний сравнил их с мертвыми и глухими, так как они, словно мертвые и глухие, не отвечают на призыв к единобожию. Ведь если обращаться к мертвому и глухому и призывать его к чему-либо, то он не ответит тебе, так как не слышит и не понимает тебя. Поэтому в одном из аятов Всевышний сказал: «Воистину, неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют. Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения» (2:6-7).

Исходя из этого, суфии-кубуриты ответили на приведенный довод тем, что в этом аяте под мертвыми и глухими не подразумеваются мертвые праведники в могилах, а имеются ввиду неверующие, которые в своем непонимании призыва подобны мертвым и глухим.

Ответом на их утверждение будет следующее:
1. Аят несет общий смысл и ничто не мешает понять его в прямом смысле.
2. Если мы говорим, что речь в этом аяте идет о неверующих, которых Всевышний сравнил с мертвыми и глухими, то это является еще более сильным доводом в нашем вопросе. Если мы скажем: «Ахмад в своей храбрости подобен льву», что мы понимаем из этого сравнения? Понимаем мы из этого то, что лев храбрее Ахмада, а иначе не было бы смысла сравнивать Ахмада со львом. Точно также, если мы говорим: «Неверующие не понимают и не слышат обращения подобно мертвым», то что мы понимаем из этого сравнения? Понимаем мы из этого две вещи:
1. Что мертвые в своей неспособности слышать и понимать превосходят неверующих, а иначе, если бы мертвые могли слышать, не было бы смысла сравнивать неверующих с ними.
2. Из этого сравнения мы понимаем, что неспособность мертвых слышать является абсолютной аксиомой у людей, ведь если бы люди, которым ниспосылался Коран не были уверены в том, что мертвые не слышат, не было бы смысла приводить им это сомнительное сравнение.
Поэтому один из имамов ханафитского мазхаба – имам аль-Джанжухи (1323 г/х), комментируя этот аят, сказал: «Здесь Всевышний сравнил неверующих с мертвыми в том, что они не слышат. Отсюда мы понимаем, что мертвые не слышат, а иначе сравнение было бы неправильным».

Также, в этом аяте проведена тонкая грань между мертвыми и глухими. Заключается она в том, что говоря про мертвых, Аллах не добавил к этому ничего, а говоря о глухих, сказал: «И не заставишь глухих услышать зов, когда они обращаются вспять». Зачем Всевышний обговорил неспособность глухих услышать зов тем, что это только в том случае, если они обратятся вспять, то есть уйдут на далекое расстояние?! Ведь глухой не слышит, вне зависимости от того, далеко он находится или близко. Это потому что если глухой во время обращения будет находиться поблизости, то он может понять суть призыва по движениям рук и мимике лица, а если уйдет далеко, то этих движений и мимики он не увидит. Исходя из этого, становится понятно, что мертвый в своей неспособности слышать и понимать превосходит глухого, так как мертвый, в отличие от глухого, и не слышит и не видит.
Эту тонкую грань разъяснил один из ханафитских имамов – имам ан-Насафи (710 г/х) в своей книге «аль-Мадарик».

3. Сказал Всевышний Аллах: «Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (35:22).
Комментируя этот аят ханафитский имам ат-Тафтазани (792 г/х) сказал: «В этом аяте Всевышний сравнил неверующих с мертвыми. И нет никаких разногласий в том, что мертвый не слышит».См. «Шарх уль-Макасид» 5/116.

Слова этого ханафитского имама приводят нас к удивительному выводу. Суфии-кубуриты, которые причисляют себя к ханафитскому мазхабу, почему-то во все горло пытаются отстоять ложное мнение о том, что мертвые слышат, причем лучше живых, более того так, что обратиться к ним более полезно, чем обратиться к Аллаху.

4. Сказал Всевышний Аллах: «Он удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня. Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий» (35:13-14).
Суфии отвечают на этот довод тем, что в этом аяте речь идет о камнях, идолах и истуканах, которым поклонялись многобожники времен невежества, взывая к ним. Однако, ответом на это будет то, что выражение: «А те, к кому вы взываете» говорит о том, что они взывали к разумным существам, так как если бы речь шла о камнях и истуканах, то Всевышний сказал бы: «А то, к чему вы взываете». А также выражение: «Они отвергнут ваше поклонение» говорит о том, что те пророки, ангелы и праведники, к которым взывали многобожники, после того, как воскреснут в Судный День и узнают, что эти язычники поклонялись им помимо Аллаха, отвергнут их поклонение. Что же касается камней и истуканов, то, как известно из религиозных контекстов, они не будут воскрешены в Судный День, так как они не описываются качествами «жизнь» и «смерть».
Поэтому в подобных же аятах Всевышний сказал: «В тот день Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: «Это они поклонялись вам?» Они скажут: «Пречист Ты! Ты – наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровало именно в них» (34:40-41).
А также: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное» (5:116).
А также: «В тот день Он соберет их и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и скажет: «Это вы ввели в заблуждение этих Моих рабов, или же они сами сбились с пути?» Они скажут: «Пречист Ты! Не подобало нам брать покровителей и помощников вместо Тебя. Однако, Ты позволил им и их отцам пользоваться благами, так что они забыли Напоминание. Они были пропащим народом». Они опровергли то, что вы говорите, и вы не можете ни отвратить наказание, ни помочь себе. Тем из вас, кто поступал несправедливо, Мы дадим вкусить великие мучения» (25:17-19).
Также, в приведенном нами аяте, довод на то, что если бы даже эти умершие праведники (аулия) были способны услышать речь и обращения людей, то не смогли бы ответить на эти обращения. Это потому что способность слышать не несет за собой способности отвечать.
Поэтому, ханафитский имам аль-Алюси сказал: «А если бы даже услышали» - т.е. если даже представить такое – «то не ответили бы вам», потому что мертвые не наделены способностью разговора, а наличие слуха еще не говорит о способности отвечать». «Рух уль-Ма’ани» 22/182.

5. Сказал Аллах: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (46: 5-6).

6. Сказал Аллах: «Или над тем, кто проходил мимо селения, разрушенного до основания? Он сказал: «Как Аллах воскресит это после того, как все это умерло?» Аллах умертвил его на сто лет, а затем оживил и сказал: «Сколько ты пробыл здесь?» Он сказал: «Я пробыл день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл сто лет. Посмотри на свою еду и воду: они даже не изменились. И посмотри на своего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для людей. Посмотри же, как Мы соберем кости, а затем покроем их мясом». Когда это было показано ему, он сказал: «Я знаю, что Аллах способен на всякую вещь» (2:259).
Сказал ханафитский имам аль-Финжифири: «Это был пророк ‘Узейр . Всевышний умертвил его, чтобы он увидел то, как Всевышний оживляет мертвых. Он пролежал на лице земли непохороненным сотню лет. Затем Аллах оживил его и спросил: «Сколько ты пробыл в этом состоянии?» на что ‘Узейр в сомнениях предположил: «День или часть дня». И не знал он, что пролежал он так сотню лет. Это говорит о том, что этот великий пророк не чувствовал смены дня и ночи и того, как сменяются поколения... Поэтому это событие является доводом на то, что мертвые не слышат, вместе с тем, что он был на поверхности земли и не был похоронен в землю. Также это событие является доводом на то, что души пророков не находятся в их телах после смерти, и то, что смерть их – смерть настоящая, и что жизнь их в могиле – жизнь потусторонняя, а не обычная, телесная»«Джауахир уль-Куран» 1/127.

Исходя из этой истории, мы понимаем, что умершие пророки ничего не слышат и не знают о том, что происходит в этом мире. Это касательно пророков, не говоря уже об обычных праведниках. Если же кто-то все-таки предположит то, что праведники отличаются в этих способностях от пророков и все же слышат, видят и знают, что происходит, то пусть почитает следующие Слова Аллаха:

7. Сказал Аллах: «Мы запечатали их уши в пещере на много лет... Таким образом Мы пробудили их для того, чтобы они расспросили друг друга. Один из них сказал: «Сколько вы пробыли здесь?» Они сказали: «Мы пробыли день или часть дня». Они сказали: «Вашему Господу лучше известно о том, сколько вы пробыли. Пошлите одного из вас в город с вашими серебряными монетами. Пусть он посмотрит, какая еда получше, и принесет вам ее поесть. Но пусть он будет осторожен, чтобы никто не догадался о вас... Они провели в пещере триста лет и еще девять. Скажи: «Аллаху лучше знать, сколько они пробыли. У Него – сокровенное небес и земли. Как прекрасно Он видит и слышит! Нет у них покровителя помимо Него, и никто не принимает решений вместе с Ним» (18:11, 19, 25-26).
Эти аяты являются доводом на то, что мертвые не слышат. Это потому что эти юноши не были мертвы, а всего лишь спали глубоким сном, а что сказать о тех, кто умер?!

8. Абу Тальха рассказывал, что в день битвы при Бадре, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бросить тела двадцати четырех (24) лидеров курайшитов в канаву Бадра. Обычно, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одерживал победу в сражении, он оставался на поле боя три дня, но после битвы при Бадре собрался к отъезду уже на третий день. Он приказал подготовить его животное, после чего сел на него верхом, тронулся в путь, и за ним последовали его сподвижники. Они сказали друг другу: «Не иначе как произошло что-то важное». Когда же пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проезжал мимо этой канавы, он встал на ее краю и начал обращаться к погибшим курайшитам по их именам и именам их отцов: «О, такой-то, сын такого-то! О, такой-то, сын такого-то! Хотели бы вы сейчас вернуться на этот свет и подчиниться Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы нашли то, что обещал нам наш Господь истиной, а вы нашли то, что обещал вам ваш Господь истиной?» Тогда ‘Умар обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О, посланник Аллаха! Как же ты обращаешься к телам, лишенным духа?» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей Длани душа Мухаммада, вы слышите то, что я говорю не лучше, чем они». Сказал Катада: «Всевышний оживил их, чтобы они смогли услышать его слова для большего унижения, позора, мести и сожаления» (Хадис достоверный; Бухари 4/1461).
В одном из риваятов: «Сейчас они слышат то, что я говорю» (Риваят достоверный; Бухари 7/242).
В другом риваяте: «О, посланник Аллах! А как же они слышат тебя? И как они тебе ответят, ведь они уже сгнили?» (Риваят достоверный; Муслим 4/2203).

Удивление вызывает логика суфиев-кубуритов, которые приводят этот хадис как довод на то, что мертвые слышат, тогда как этот хадис является явным доводом на то, что мертвые не слышат. Объяснение этого в следующем:
1. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Сейчас они слышат то, что я говорю» указывают на то, что они слышали его только в этот момент, а иначе нет смысла обговаривать это явление словом «сейчас».
2. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не возразил ‘Умару на его удивление и не сказал ему: «разве ты не знаешь, что мертвые слышат, словно живые?». Напротив, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал понять ‘Умару, что его удивление к месту, но это событие было из раздела чудес.
3. В этом хадисе довод на то, что твердым убеждением сподвижников было то, что они знали, что мертвые не слышат, а, соответственно, никто не может приводить этот хадис как довод на то, что мертвые слышат.
4. Слова Катады указывают на то, что Всевышний оживил их, и в этот момент они не были мертвыми, а, соответственно, никто не может приводить этот хадис как довод на то, что мертвые слышат.
5. Основа, что мертвые не слышат никогда и никого, однако эта история была одним из чудес пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое заключалось в том, что Всевышний оживил их в этот момент. Именно поэтому Хатыб ат-Тибризи привел этот хадис в своей книге «аль-Мишкат» (№ 5983) в главе «О чудесах».
6. Обращение к неверующим после их гибели – древний обычай пророков, для того, чтобы еще более усилить сожаление и позор этих неверующих.
Сказал Аллах, говоря о пророке Салихе и гибели его народа: «Их поразило землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах. Он отвернулся от них и сказал: «О, мой народ! Я донес до вас послание моего Господа и искренне желал вам добра, но вы не любите тех, кто желает вам добра» (7:78-79), а также о Шу’айбе: «Их постигло землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах. Те, которые сочли Шуейба лжецом, словно никогда не жили там. Те, которые сочли Шуейба лжецом, оказались потерпевшими убыток. Он отвернулся от них и сказал: «О. мой народ! Я донес до вас послания моего Господа и искренне желал вам добра. Как я могу печалиться о неверующих людях?» (7:91-93).

Итак, в этом разделе мы привели доводы на то, что мертвые не слышат в своих могилах, а также практически к каждому аяту и хадису привели слова ученых ханафитского мазхаба, дабы читатель убедился, что когда дело касается определенных интересов, наши «лидеры» напрочь забывают к какому мазхабу они относятся.

Сомнения противной стороны и ответ на них

Для утверждения своей позиции представители различных суфийских тарикатов пытаются приводить «сильные», на их взгляд, доводы, закрывая глаза на ясные аяты и хадисы, которые были приведены выше. Знай же, брат мой, что это путь нововведенцев всех времен – закрывать глаза и не замечать ясные, понятные контексты, и пытаться найти в контекстах шариата хоть что-нибудь, что хотя бы отдаленно будет указывать на правильность их ложных высказываний, прикрываясь при этом словами некоторых учёных.
Давайте же рассмотрим их сомнения.

1. Анас ибн Малик рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда раба Аллаха ложат в могилу и удаляются от него его друзья и он слышит топот их сандалий, приходят к нему два ангела...» (Хадис достоверный; аль-Бухари 1/462-463; Муслим 4/2200-2201).
Их вывод: пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что похороненный слышит стук сандалей уходящих от него людей, соответственно мертвые слышат.

Ответ:
1. Этот же момент разъясняется в хадисе, который приводит имам Ахмад и Абу Дауд от Бара ибн ‘Азиба. В этом хадисе приходит очень важный отрывок: «И тогда возвращается душа в его тело и приходят к нему два ангела...». Из этого отрывка понимается, что в тело захороненного возвращается душа и он уже не входит в число мертвых, и душа в его теле находится до тех пор, пока он не ответит на вопросы этих ангелов. Поэтому этот хадис никоим образом не является доводом в пользу того, что мертвые слышат, наоборот, оговорка о том, что для ответа на вопросы ангелов ему возвращается душа, говорит о том, что если бы душа не была возвращена в его тело, то он не мог бы слышать вопросов ангелов и не мог бы ответить на них.
2. Один из ханафитских ученых ‘Абдуссалям ар-Рустами ответил на этот хадис следующим: «В этом хадисе указание лишь на то, что захороненный слышит топот сандалий. В этом хадисе нет указания на то, что он слышит обращения к нему людей или понимает эти их обращения. Это подобно тому, кто находится под крышей и слышит топот обуви того, кто идет по крыше, но не слышит и не понимает его слов». См. «ат-Тибьян» с. 140.
3. Также удивление вызывает то, как эти суфии-кубуриты, которые в большинстве своем являются аш’аритами и матуридитами приводят в довод этот хадис. Ведь их убеждения состоят в том, что хадис, который не достиг уровня мутауатир, не может служить доводом в идеологических вопросах, не говоря уже о том случае, когда внешний вывод этого хадиса противоречит явным, многочисленным аятам Корана. Так что же заставило их схватиться за этот хадис и вдруг «позабыть» свои основы?!
Как бы то ни было, этот хадис не противоречит Корану и нет в нем довода на то, что мертвые слышат.
А вся хвала принадлежит одному Аллаху.

2. Абу Хурайра рассказывал, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался с битвы при Ухуде, он встал над могилой Мус’аба ибн ‘Умейра и других сподвижников и сказал: «Я свидетельствую, что они живы у Аллаха Всевышнего, посещайте же их и приветствуйте их миром. Клянусь Тем, в чьей Длани моя душа, кто бы не поприветствовал их миром, они непременно будут отвечать ему до самого Судного Дня» (Хадис отвергаемый; аль-Бейхаки; аль-Хаким).

Этот хадис недостоверен, о чем говорили имамы аз-Захаби, Ибн Ражаб и др. Более того, имам аз-Захаби даже назвал его ложным, хотя слабость этого хадиса и не достигает этого уровня. См. «ад-Да’ифа» 5225.

3. Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и прирветствует, сказал: «Кто бы ни проходил мимо могилы верующего, которого он знал при жизни и поприветствовал его миром, этот умерший узнает его и ответит ему миром» (Хадис отвергаемый; аль-Хатыб в «Тарих» 6/137; см. «ад-Да’ифа» 4493).
Этот хадис по силе не выше предыдущего, в его иснаде ‘Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям – очень слабый передатчик. Хафиз аль-Хаким сказал о нем в «Мадхале» (1/180), что он выдумывал хадисы и передавал их от своего отца. Поэтому сказал имам Ибн Ражаб: «Хадис слабый, более того, отвергаемый».
Хадисы подобного уровня слабости не годятся для приведения в довод.

4. Зейд ибн Аслям рассказывал: «Однажды, Абу Хурайра проходил со своим другом мимо могилы и сказал: «Поприветствуй его». Его друг ответил: «Приветствовать миром могилу?» Тогда Абу Хурайра сказал: «Если этот человек видел тебя в этом мире хотя бы раз, то непременно узнает тебя сейчас» (Хадис ложный, выдуманный; ‘Абдурраззак в «Мусаннафе» 6723).
Этот хадис гораздо слабее двух предыдущих, потому что этот хадис не просто слабый, но ложный, так как в его цепочке Яхья ибн аль-’Аля – выдумщик хадисов.

5. Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы не поприветствовал меня миром, Аллах непременно вернет мою душу в тело и я отвечу ему» (Хадис хороший; Абу Дауд 1/319; Бейхаки 5/245; Ахмад 2/227; Табарани в «аль-Аусат» 449; см. «ас-Сахиха» 2266).
В этом хадисе нет довода на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слышит приветствия тех, кто его приветствует, но Всевышний возвращает ему дух и дает возможность пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ответить на приветствие. Исходя из этого хадиса понимается, что дух пророка, да благословит его Аллах и приветствует, у Аллаха, а не в его теле, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не слышит речи людей и не способен им помочь. Все что есть, это то, что ему возвращается дух и он отвечает на приветствие. Как это происходит – неизвестно, так как мир этот - скрытый.
Еще одним доказательством того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не слышит тех, кто его приветствует и просит за него благословения, является хадис, который рассказывал Абу Хурайра: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не превращайте мою могилу в место постоянных собраний, но просите за меня благословения, поистине, ваши благословения будут донесены до меня где бы вы ни были» (Хадис хороший; Абу Дауд 2042; Ахмад 2/367).
Слова пророка: «будут донесены до меня» явно указывают на то, что сам он этих благословений не слышит.
А что же касается хадиса: «Кто попросит за меня благословения у моей могилы, я услышу его, а кто попросит благословения издали, до меня его донесут», то этот хадис ложный.
В его иснаде Мухаммад ибн Маруан ас-Судди – был лжецом и выдумывал хадисы. Поэтому имам Ибн аль-Джаузи привел этот хадис в своем сборнике ложных хадисов «аль-Мауду’ат» (1/302-303). Также смотри «ад-Да’ифа» № 203.

7. Если мертвые не слышат, тогда зачем приветствовать их при посещении могилы?

Ответ:
Приветствие умерших во время посещения могил словами: «Мир вам, о, верующие обитатели этих мест», совершается не потому что мертвые слышат эти приветствия, но это мольба за них о мире и прощении.
Таким образом, мы привели сомнения суфиев-кубуритов, которыми они пытаются доказать столь важный идеологический вопрос.
Здесь же необходимо отметить, что их убеждения о том, что мертвые слышат, является одним из самых главных столпов их идеологии, на которой они строят все свои последующие действия, как просьба у мертвых, поклонение им, проявление почитания их могил и т.п. Они считают, что вся религия в этом и заключается и не могут представить религию, не связанную с могилами. Мы же спросим их: если вопрос слуха умерших столь важен в религии, тогда почему же нет ни одного аята во всем Коране, подтверждающего то, что они слышат, также, как нет ни одного достоверного, неоспоримого, явного хадиса об этом?! Ведь если бы это было столь важно, и это было бы основой религии, священные контексты были бы переполнены доказательством этого. Это потому что чем более важен вопрос, тем более подробно он освящается в контекстах. Поэтому мы видим сотни и тысячи хадисов об омовении, намазе, хадже, уразе и т.д.
Сказал ханафитский имам Ибн Абиль-’Изз: «Поэтому, чем нужда людей в понимании того или иного вопроса больше, тем контексты относительно этого вопроса явнее, как милость от Аллаха к Своим творениям». См. «Шарх ‘Акыда Тахауия» с. 93.

Представители остальных мазхабов поддерживают мнение ханафитов о том, что мертвые не слышат

После того, как мы выяснили, что авторитетные ученые и имамы ханафитского мазхаба высказываются о том, что мертвые не слышат, необходимо привести также имена представителей иных мазхабов, чтобы читатель убедился, что это мнение не ограничено лишь на ханафитах. Итак, мнение о том, что мертвые не слышат высказали также:

1. Абуль-Уалид Сулейман аль-Бажи (474 г/х). См. «аль-Мунтака» 1/69.
2. Мухаммад ибн ‘Али аль-Мазири (536 г/х). См. «аль-Му’лим фи шарх Муслим» 17/206.
3. Абуль-Фадль Кады ‘Ияд (544 г/х). См. «Шарх Зуркани ‘аля Муатта Малик» 1/63.
Все они одни из числа признанных имамов маликитского мазхаба.

4. Кады Абу Я’ля (458 г/х). См. «аль-Джами’ аль-Кабир».
5. Ибн Ражаб аль-Ханбали (795 г/х). См. «аль-Ахуаль уль-Кубур»
6. Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини (1188 г/х). См. «аль-Бахр аз-Зажира».
Все они одни из числа признанных имамов ханбалитского мазхаба.

7. Аль-Хусейн ибн Мухаммад ат-Тыби (743 г/х). См. «аль-Мафатих фи хиллиль-Масабих».
8. Ибн Хаджар аль-’Аскаляни (852 г/х). См. «Фатх уль-Бари» 3/182.
9. ‘Абдуррауф аль-Мунауи (1031 г/х). См. «Файд уль-Кадир».
Все они одни из числа признанных имамов шафиитского мазхаба.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Слышат ли покойные ?

Сообщение salyafit_07 »

Ученые Постоянного комитета сказали: «Если человек умирает, то теряет слух, и перестает воспринимать голоса живых, и не слышат их разговоры. Всевышний Аллах сказал: «И ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (Сура Фатыр, 22 аят). И Всевышний подтвердил своему пророку, мир ему и благословения Аллаха, что те, которые не внимают его призыву подобны мертвым. И общеизвестно (в науке балягъа) что то, с чем сравнивают (мушаббах бихи) более силен чем тот кого сравнивают (мушаббах) в том качестве, в котором его сравнивают (уаджху шабах). И таким образом мертвые, которые не слышат и тем более не могут ответить, намного уступают в качестве слуха чем те, которые упорствуют в неповиновении пророку, мир ему и благословения Аллаха, затыкая свои уши, дабы не слышать его призыв, оставаясь тем самым в слепом неведении от него, говоря наши сердца запечатаны. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Те же, к кому вы взываете помимо Него, не обладают даже плевой на финиковой косточке. Если вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы и слышали, то не ответили бы вам, а в день Воскресения они откажутся от вашего Ширка. Подобно Ведающему тебе никто об этом не расскажет» (Сура Фатыр, 13—14 аят).
А что касается убитых мушриков которые были похоронены в яме в день Бадра, когда пророк, мир ему и благословения Аллаха, призвал их и сказал: «Нашли ли вы то что обещал вам ваш Господь истиной? Поистине мы нашли обещание нашего Господа истиной», а так же его слова сказанные сподвижникам когда они с удивлением обратились к нему: «Они слышат не хуже чем вы, когда я говорю», то это из тех вещей, которые присуще только пророку, мир ему и благословения Алалха, и является искючением из общего правила исходя из довода. Также, что умерший слышит стуки сандалей провожающих его в похоронах является исключением из общего правила. Таким же образом понимаем хадис: «Кто бы непоприветствовал меня (у могилы), Аллах неприменно возвращает мне мою душу чтобы я ответил на его салям», как исключение из основного правила»
. «Фатуа аль-ляджна ад-даима» (1/478-479).

Основа – что мертвые не слышат. И перестают они слышать, видеть и разговаривать после того как их душа покинет их тело. Однако является исключением из этого то, на что пришел достоверный довод.

Шейху Ибн Усаймину, да помилует его Аллах, был задан вопрос: «Каково правельное мнение в вопросе слышания мертвых?»
Шейх ответил: «Правильное мнение то, что пришло в Сунне. И это бесспорный вопрос в котором нет никаких неясностей. В хадисах пришло: «Поистине человек слышит стуки сандалей похоронивших его когда они его покидают», а также известен случай, когда пророк, мир ему и благословения Аллаха, встал перед убитыми у колодца Бадр и начал ругать их, и тогда сподвижники сказали: «О посланник Аллаха, почему ты с ними разговариваешь?», пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Они слышат не хуже чем вы, когда я говорю». В другом хадисе пришло: «Какой бы мусульманин непоприветствовал могилу того, кого он знал в мирской жизни, Аллах возвращает ему его душу и он отвечает на его приветствие».
Основа в этом вопросе что мертвые не слышат. Так как их души покинули их тела. Однако то, что пришло в Сунне, мы неприменно должны уверывать в него (ввиде исключения)»
. «Ликъа аль-баб аль-мафтух» (25/222).

Шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах, также сказал: «Однако допуская то, что они слышат нельзя сказать что теперь они могут дать пользу другим. Т.е. они не делают дуа Аллаху за других и не просят прощения у Аллаха за других, и никак не может заступиться за них.
Я говорю это для того, чтобы почитатели могил не зацепились за мои слова, говоря: «Если они слышат, то значит они приближены к Аллаху и мы можем попросить их, чтобы они попросили Аллаха за нас, или же чтобы он заступился за нас у Аллаха и т.д.», на это нет никаких указаний. Потому что когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех. Это – милостыня, которая переходит из рук в руки, знания, которые приносят пользу, и праведный потомок, который молится за него»
. «Ликъа аль-баб аль-мафтух» (14/87). ИСТОЧНИК
джазакуму-Ллаху хайран.
Аватара пользователя
abu_vasila
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 20:05

Re: Слышат ли покойные ?

Сообщение abu_vasila »

Ассаламу 'алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух!

В телеграме есть канал, посвящённый трудам шейх-уль-Исляма ибн Таймийи. Узнал об этом сегодня по причине того, что мне один знакомый брат прислал такое сообщение (дословно):
Мертвые слышат по иджма ахли Сунна

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

والميت يسمع بلا ريب، كما ثبتَ ذلك بالنصوصِ واتفاقِ أهل السنة، كما في الصحيح أً نه "يسمع خَفْقَ نعالِهم حتى يُولُّون عنه مُدبرِين"، وأنه لما خاطبَ أهلَ قليب بدرٍ قال : "ما أنتم بأسمَعَ لما أقول منهم". ولهذا أمر الزائر أن يُسَلِّم على الميت، ولولا أنه يسمع السلام لم يُؤمَر بالسلام عليه. وقد قال ابن عبد البر : ثبت عنه - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - أنه قال: "ما من رجلٍ يَمُرُّ بقبرِ رجلٍ يعرفُه في الدنيا فيُسَلِّم عليه إلا ردَّ الله عليه روحَه حتى يَرُدَّ عليه السلامَ".

"И мертвый слышит вне всякого сомнения, как это утверждено в прямых текстах и в единогласии приверженцев Сунны - как пришло в "Сахихе": "Мертвый слышит скрип сандалий, когда они расходятся с его похорон", и также что когда Посланник Аллаха обратился к похороненным при битве при Бадре, он сказал: "Вы слышите то что я говорю не лучше их". И поэтому тому кто посещает могилы, приказано давать салям мертвому, а ведь если бы мертвый не слышал салям - то не было бы приказано давать ему салям. И сказал Ибн Абдуль Барр: "Достоверно от Пророка - мир ему - что он сказал: "Всякий раз, когда человек проходит мимо могилы человека, которого он знал в этом мире, и даёт ему салям - то Аллах возвращает ему его дух, так что он возвращает ему салям"

Источник: "Джамиуль масаиль", 3/131

p.s. Это не значит да упасёт Аллах что к ним надо обращаться с какими то просьбами
Мне показалось это странным и я перечитал эту тему, после выяснил у приславшего, откуда он это взял.
Хотелось бы, для начала, понять - действительно ли ибн Таймийа был на этом мнении и правдива ли ссылка на источник? А затем уже разобраться, некорректно выразились хозяева канала или сознательно утверждают об иджма, которое совсем даже наоборот.

БаракаЛлаху фикум.
Kingdom
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 27 окт 2016, 20:33

Re: Слышат ли покойные ?

Сообщение Kingdom »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху. Есть ли основа этим словам?
Сказал имам ибн Бальбан аль-Ханбали в своём мухтасаре ‘акыды ибн Хамдана: “Мы верим, что покойный знает о том, кто навестил его (могилу). И усиливается это в пятничный день, с начала рассвета (фаджра) до восхода солнца”.

Сказал в примечании шейх ‘Абдуллах аль-‘Абдуллах: “Очевидный смысл слов автора указывает на то, что мёртвый слышит в любое время, и усиливается это в пятничный день после начала рассвета и до восхода солнца, и это мнение высказал шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Джиляни, да помилует его Всевышний Аллах, в «аль-Гъунья», и посчитал его правильным Мар‘и аль-Карми, да помилует его Всевышний Аллах, в «Гъаятуль-мунтаха» когда сказал: «И мёртвый слышит без ограничений (определенными временами), и знает о том, кто его навестил в пятничный день до восхода солнца, и в «аль-Гъунья» сказано: “Знает в любое время, а это время усиления” – конец его слов. И это мнение и есть правильное, без сомнения”»”.

И сказал шейх ‘Абдуллах чуть ниже: “Мазхаб большинства ханбалитов состоит в том, что мёртвый слышит слова живого. Выдвинуто вперёд это мнение в «аль-Фуру’», и твёрдо заявлено об этом «аль-Мунтаха» и «Гъаятуль-мунтаха», и передал ибн Муфлих от своего шейха – Такъиюддина ибн Теймии, да помилует Всевышний Аллах их обоих, его слова о мёртвом: «Переполнены асары (сообщения) тем, что он знает о положении его семьи и соратников в (их) мирской жизни, и что это представляют ему. И пришли асары, что он также видит, и что он знает о том, что совершается около него, и радуется благому, и печалится о плохом» – конец его слов”.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
abu_vasila писал(а): 26 июн 2016, 12:29 Хотелось бы, для начала, понять - действительно ли ибн Таймийа был на этом мнении и правдива ли ссылка на источник? А затем уже разобраться, некорректно выразились хозяева канала или сознательно утверждают об иджма, которое совсем даже наоборот.
Да, у шейхуль-Исляма Ибн Таймии есть такие слова.
Вот только заголовок "Мертвые слышат по иджма ахли Сунна" весьма громкий и не соответствует действительности!
Во-первых, надо было конкретизировать и сказать: "Шейхуль-Ислям Ибн Таймия считал, что умершие слышат по единодушному мнению сторонников Сунны".
Во-вторых, шейхуль-Ислям в данном контексте не употреблял слово "иджма'", а употребил слово "иттифакъ". Он сам иногда разделяет между этими значениями, а иногда использует это как одно и то же значение. Но в любом случае, следует быть точнее, потому что ученые разногласили в этих терминологиях, несут ли они одно и то же значение или нет. При том, что они признавали, что указание на единогласное мнение по какому-то вопросу выражением "иджма", является самым сильным утверждением. А потом уже идёт слово "иттифак", а потом "Нафью аль-хиляф", т.е. отрицание наличия разногласий в каком-то вопросе. См. "Маусу'а аль-иджма' ли-шейх аль-Ислям Ибн Таймия" 16-17.
В-третьих, если быть ещё точнее, то мазхаб Ибн Таймии в этом вопросе заключается в том, что умершие слышат живых, но не в абсолютной форме и не всегда. Так, шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Умерший, в общем, слышит слова живого. Но это не обязательно означает, что его слышание постоянное. Напротив, он может слышать в одной ситуации и не слышать в другой”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 3/62.
В-четвёртых, даже если мнение шейхуль-Ислям было бы в этом вопросе однозначным и даже если бы он сказал слово "иджма" в данном вопросе, то и это не отменило бы и не изменило бы того, что в этом вопросе, в лучшем случае, было и есть разногласие. И достаточно того факта, что такие учёные, как Къатада, Абу Я’ля, аль-Мазири, Ибн ‘Атыя, Ибн аль-Джаузи, аль-Къуртуби, которые жили ДО шейхуль-Исляма, высказывали мнение о том, что умершие не слышат вообще слова живых!!! См. “аль-Мухаррар аль-уаджиз” 12/130, “Кашф аль-мушкиль” 1/148, “аль-Му’лим” 3/207, “Ахуаль аль-къубур” 133.
В-пятых, вот слова самого имама Ибн Таймии о том, что не всё, что обозначается, как единогласное мнение (иджма'), является таковым на самом деле:
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Иджма’ – это когда ученые мусульман единогласны в каком-либо постановлении. И если такой иджма’ установлен, то никто не имеет право выходить за рамки иджма’а учёных. Воистину, вся община не будет единогласна касательно заблуждения. Однако, есть множество вопросов, касательно которых некоторые люди полагают, что на этот счёт есть иджма’, тогда как на самом деле это не так. Более того, иное мнение может быть правильнее, исходя из Корана и Сунны. А что касается слов некоторых имамов – факъихов, как четыре имама мазхабов и других, то это не является обязательным аргументом и не является иджма’ом по единогласному мнению мусульман!” См. “Маджму’уль-фатауа” 20/10.
Также он сказал: “Заявленный иджма’ зачастую является следствием незнания о наличии противоречащего мнения. И мы сталкивались с тем, как известные учёные склонялись к мнению и держались за него по причине их незнания о противоречащем мнении”. См. “Маджму’уль-фатауа” 20/247.
Он также сказал: “Если какой-то учёный передал иджма’, а другой передал разногласие, упоминая того, кто говорил иначе, или передал наличие разногласия, не упоминая имён, то не следует говорить: «Передача о противоречии (иджма’у) не установлена!» Ведь в противовес этому можно также сказать: «Не установлена передача иджма’а!» Более того, передающий иджма’ отрицает наличие разногласия, тогда как этот (передающий разногласие) является утверждающим (мусбит), а утверждающему отдаётся предпочтение перед отрицающим”. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/270.
В любом случае, шейхуль-Ислям - великий имам ахлю-Сунна, в достоинстве и величии которого нет и не может быть сомнений ни у кого из саляфитов. Однако в вопросе слышания умерших не было единогласного мнения, и это факт.
Аллаху а'лям.

Кстати, на счёт хадиса:
abu_vasila писал(а): 26 июн 2016, 12:29 И сказал Ибн Абдуль Барр: "Достоверно от Пророка - мир ему - что он сказал: "Всякий раз, когда человек проходит мимо могилы человека, которого он знал в этом мире, и даёт ему салям - то Аллах возвращает ему его дух, так что он возвращает ему салям"
Хадисы с точно таким смыслом передаются со слов Абу Хурайры, Ибн 'Аббаса и 'Аиши (да будет доволен ими Аллах), однако нет среди них ни одного достоверного, о чём говорили многие имамы, как аль-'Укъайли, Ибн аль-Джаузи, Ибн Раджаб, аз-Захаби, аль-Альбани и др. Подробнее о причинах недостоверности этого и подобных ему хадисов можно узнать в следующих трудах: “ад-Ду’афа” 4/19, “аль-‘Иляль мутанахия” 2/911, “Ахуаль аль-къубур” 142-143, “аль-Мизан” 6/100, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 4493.
Kingdom писал(а): 17 янв 2018, 18:16 Есть ли основа этим словам?
Да брат, есть. Это упоминается в трудах поздних ханбалитов, что является у них сильным мнением. Хотя сами они прекрасно знают о том, что от признанных ранних ханбалитов передаётся отрицание того, что умершие слышат слова живых!
Говорит ханбалит ас-Саффарини: “Сказал хафиз Ибн Раджаб: «Группа из числа учёных соответствовала мнению ‘Аиши касательно того, что умершие не слышат слова живых. И это мнение посчитал правильным Къады Абу Я’ля из числа больших наших сторонников (ханбалитов) в своей книге «аль-Джами’ аль-кабир»”. См. “аль-Бухур аз-захыра” 1/252.
Также и ханбалит Ибн аль-Джаузи в "ас-Сирр аль-масун" сказал: “Коран и рассуждение указывают на то, что умерший не слышит и не имеет восприятия”.
Также в некоторых исследованиях по теме "Слышат ли умершие живых?" мнение о том, что они не слышат приписывается и такому авторитетному ханбалитскому имаму, как Ибн Къудама.

В любом случае, максимум, что можно сказать по этой теме, что среди учёных есть разногласие в этом вопросе. Группа учёных опиралась на некоторые хадисы, в которых говорится о том, что умершие слышат, а аяты, указывающие на то, что они не слышат, они истолковывали.
Другие же учёные наоборот, взяли за основу аяты, отрицающие тот факт, что умершие могут слышать живых, как аяты:
«Ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь глухих услышать зов» (27: 80).
«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы» (35: 13-14).
«И ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (35: 22).
Они сделали эти аяты основой, а некоторые хадисы, как слышание стука сандалий умершим после его захоронения или слова обращение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к убитым многобожникам в день битвы при Бадре и сказали, что это является исключением.

Но всё сказанное итак общеизвестно, непонятным остаётся другое:
Зачем подобные вещи переводить и распространять в русскоязычной среде мусульман, где и без того есть немало заблудших людей с нездоровой тягой с обращением к умершим?! Это что, какая-та важная польза в акыде или некая польза в вопросе по фикъху, которая доселе не была известна и в которой есть крайняя нужда для русскоязычных мусульман?!
Свят Аллах! Ведь даже не каждый пророческий хадис следует распространять, без учитывания общества и пользы, а эти люди распространяют подобные слова так, словно это аяты Корана!
Могилопоклонники итак кучу "своих" аргументов имеют, а после такого так вообще возрадуются и будут говорить, что по словам нашего же Ибн Таймии сторонники ахлю-Сунна единодушны в том, что умершие слышат, или, что по меньшей мере это является "сильным" мнением в мазхабе ханбалитов. И скажут: "Раз это даже касается простых рядовых умерших мусульман, слышащих слова живых, то мы обращаемся на могиле с просьбами не к простому мусульманину, а к устазу, который у Аллаха на почетном положении, и наше обращение к нему не является обращением к тому, кто не слышит".
Сказал аш-Шатыби: “Не всё, что известно и является истиной необходимо распространять, даже если это из шариатского знания и законоположений, приносящих пользу. Напротив, такое знание делится на два вида: Среди этого есть то, что необходимо распространять, а это основное шариатское знание. И из знания есть то, что не требуется распространять вообще; или же не следует распространять по причине положения, времени или определенных людей”. См. “аль-Мууафакъат” 4/189.
Не зря многие саляфитские шейхи говорят, что беда большинства проповедников наших дней в том, что они не учитывают важное правило, которое гласит:
لكل مقام مقال، وليس كل ما يعلم يقال
"У каждого места есть подходящие слова, и не всё, что известно следует говорить".
И особенно это касается тех, кто получил такой доступ обращения к людям, как интернет.


Аватара пользователя
Abu-Maryam
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 07:02
Откуда: Нальчик, КБР

Re: Слышат ли покойные?

Сообщение Abu-Maryam »

Слышат ли умершие живых? || Абу Яхья Крымский
Ответить