ГЛАВА 2 - Разъяснение смысла таухида и видов таухида
Раздел 1: ТАУХИД "АР-РУБУБИЙА"
2. Разъяснение смысла "рабб" в Коране и Сунне.
Понимание заблудшими группами слова "рабб" и опровержение им
Что такое слово "
рабб" ("
господь") в Коране и Сунне?
Слово
"рабб" происходит от глагола "
рабба". То есть: тот, который образовал какую-то вещь, произвел ее, переводя ее из одного состояния в другое, пока она не достигает своего окончательного вида. Отсюда происходит слово "
рабб".
С определенным артиклем "аль" (
то есть, в определенной форме) -
"ар-Раббу" можно сказать только об Аллахе. Больше ни о ком нельзя сказать "
ар-Раббу" ("
Господь"). Это применяется только к Аллаху.
Также применяется то, что в арабском языке называется "изафетное сочетание". То есть, "
Господь миров" - слово "
Господь" принадлежит чему-то, относится к чему-то.
"
Раббуль 'алямин" ("
Господь миров") - так тоже используется в отношении Аллаха.
Про всех, кто кроме Аллаха, нельзя сказать с определенным артиклем "
ар-Рабб".
Слово "
рабб" используется только в значении, как "
хозяин" чего-то. Можно, например, сказать "
хозяин дома" про человека или "
хозяин этой лошади" - "
рабб" в значении "
хозяин".
То есть, в таком обороте, что что-то чему-то принадлежит (хозяин лошади и т.д.), слово "
рабб" можно использовать по отношению к человеку.
Доказательство этого - в суре "Йусуф" применяется слово "
рабб" в таком значении. Говорит Йусуф одному из двух своих товарищей, которые сидели вместе с ним в темнице, когда одного из них выпустили:
"Он попросил того, который, по его предположению, должен был спастись: "Напомни обо мне твоему господину".
Но дьявол побудил его позабыть напомнить это его господину, и он пробыл в темнице несколько лет"
(Сура "Йусуф", 12:42)
Также говорит Йусуф, когда спросили его эти два товарища о толковании снов:
"Один из вас будет разливать вино для своего господина (рабба)"
(Сура "Йусуф", 12:41)
Здесь в каком значении "
рабб"? В значении - хозяин: "
Своего хозяина будет поить вином" (
толкование сна).
То есть, слово "
рабб", если оно принадлежит чему-то - "
хозяин чего-то", то может использоваться по отношению к человеку.
Но!
"ар-Раббу" (с определенным артиклем) ("
Господь") - "
Хозяин всего сущего" - применяется только по отношению к Аллаху.
"Раббуль 'алямин" - Господь миров. Что значит "
Господь миров"?
Это значит:
- создатель этих миров,
- устроитель этих миров,
- властелин этих миров,
- Тот, Который обеспечивает их существование,
- Тот, Который посылает к ним посланников,
- Тот, Который ниспосылает им книги,
- Тот, Который наказывает их за их ослушание и награждает за их благодеяния.
Все это входит в понятие "
Раббуль 'алямин".
То есть, входит сюда и приказывание творениям чего-то, и запрет совершать что-то, и награда за их благодеяния, и наоборот, наказание за их ослушание.
Теперь о том, как заблудшие группы понимают слово "
рабб" ("
господь")?
Аллах создал рабов в фитре - в естестве признания таухида. Потому что они признают, знают своего Господа.
Аллах сказал:
"Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие.
Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей (то есть, направлять тебя, твое сердце к Аллаху).
Творение Аллаха не подлежит изменению"
(Сура "ар-Рум", 30:30)
Также Аллах сказал:
"Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство (то есть, из семенной жидкости, которая выходит из мужчины и изливается из сынов Адама, возникает их потомство) и заставил их засвидетельствовать против самих себя: "Разве Я - не ваш Господь?".
Они сказали: "Да, мы свидетельствуем""
(Сура "аль-Араф", 7:172)
Речь в аяте о том, что каждое творение, которое создает Аллах - извлекает его из чресел (
спин) его родителей - Аллах в него вкладывает признание (
свидетельство) того, что Он - его Господь.
Это оно - в фитре. То есть, это то, что заложено в человеке. Его естество - таухид.
Что касается ширка, то это то, что приходит к человеку извне, присоединяется, наслаивается на человека. То есть, это не его естественное состояние.
Поэтому Пророк
ﷺ, сказал: "
Каждый ребенок рождается в фитре (
то есть, в естественной склонности к поклонению только Аллаху)
. Но потом родители делают из него либо иудея, либо христианина, либо огнепоклонника".
аль-Бухари, 6599; Муслим, 2658.
Если бы оставить человека, то он бы направился к таухиду, когда к нему бы пришли знания от посланников (
то, что приходит в Книге от Аллаха, знамения в окружающем мире).
Но это его испорченное воспитание является одной из причин заблуждений в акыде. Эта безбожная, атеистическая среда меняет человека до такой степени, что фитра (
свидетельство, которое вложил Аллах в наши сердца, естественная природа признания таухида) заглушается настолько, что человек не признает истину, следуя за своими родителями, подражая им в заблуждении и отклонениях.
Поэтому Пророк
ﷺ говорит в хадисе-кудси (
это слова Аллаха, переданные Пророком своими словами, их чтение не является поклонением, в отличие от Корана, за чтение каждой буквы которого мы получаем 10 вознаграждений и который мы читаем в намазе, а хадис-кудси нельзя читать в намазе) слова Аллаха: "
Я создал моих рабов ханифами (
то есть, единобожниками)
, но шайтаны отклоняют их".
Муслим, 4/2197.
Куда отклоняют?
К поклонению идолам - заставляют их брать других господов помимо Аллаха, вводят их в заблуждение, приводят к разрозненности, разногласиям. То есть, каждый берет себе своего "
рабб" - своего господа помимо Аллаха.
Почему?
Потому что они оставляют Истинного Господа (
"Раббуль хакк"). Когда оставляют Истинного Господа, тогда наказываются тем, что принимают ложных господ помимо Аллаха.
Поэтому Аллах сказал:
"Таков Аллах, ваш Истинный Господь! Что может быть за истиной, кроме заблуждения?"
(Сура "Йунус", 10:32)
После истины, кроме заблуждения, уже ничего нет. И у заблуждения уже нет границ. Если отвернулся от Истинного Господа, то тогда обязательно будет много ложных господ - у всех свои какие-то.
Поэтому Аллах говорит:
"Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?"
(Сура "Йусуф", 12:39)
Мы говорили выше, что во всех творениях заложено признание единственности Аллаха как Господа (
то есть, Господство Аллаха признают все), и кто-то притворяется, что не признает это.
Перейдем далее к рассмотрению заблуждений относительно того, кто Господь у разных заблудших групп.
Нет таких групп, которые признают наличие двух абсолютно одинаковых творцов с одинаковой силой, с одинаковыми атрибутами, с одинаковыми действиями - это невозможно!
Но!
Что они делают? Они берут некоторые творения - поклоняются им, и, как бы, придают им некоторые качества, которые являются качествами Аллаха. Или наделяют их некоторыми полномочиями, которые относятся только к полномочиям Аллаха.
Как будто, те, кому они поклоняются (
часть из них), тоже имеют какие-то полномочия в этой Вселенной. То есть, шайтан играется с ними в поклонении тех, кому они поклоняются (
играется, уводит их) - каждая группа в соответствии со своим умом, кто кому.
1. Группа, которую шайтан призвал поклоняться не Аллаху (
взять господом помимо Аллаха) путем
возвеличивания мертвых.
То есть, умерли какие-то святые люди, их начали возвеличивать и возвеличивали до тех пор, пока эти святые люди не стали у них "
богами" ("
раббами"), которые "
имеют какое-то влияние во Вселенной". Как у некоторых крайних суфиев такие актабы, которые "
владеют и распоряжаются частью Вселенной" - они к ним взывают.
2. Кто-то в
виде идолов.
Кому-то кто-то представил тех, кому они поклоняются помимо Аллаха господами в виде идолов. Как в народе Нуха - идолы в виде умерших праведников.
3. У другой группы идолы
в виде звезд и планет.
То есть, они утверждают, что звезды и планеты имеют влияние на мир, на происходящие события - и в этом большая опасность астрологии.
Начинают строить храмы для каждой из планет и звездам, которым они поклоняются. Кто-то поклоняется солнцу, кто-то поклоняется луне и другим планетам. Строят для них храмы, строят всякие статуи и т.д.
Другие поклоняются огню, как маджусы.
Третьи поклоняются корове, как индусы в Индии.
Четвертые поклоняются ангелам.
Пятые - деревьям и камням.
Шестые поклоняются могилам и гробницам.
Почему?
Потому что они представили, что всё, чему они поклоняются, имеют что-то из тех особенностей, которые принадлежат Аллаху. Поэтому они им поклоняются. Они наделили эти творения особенностями, которые принадлежат только Господу миров. То есть, они наделили их действиями Господа миров.
При этом есть те их них, которые утверждают, что идолы олицетворяют какие-то скрытые от взора вещи. Ибн аль-Къаййим, да смилостивится над ним Аллах, говорит, что они ставят идолов в основе своей, чтобы он был по виду того, кому они поклоняются (
в облике того, кому они поклоняются).
То есть, его олицетворение в этом мире. То есть, этот идол, как бы, заместитель того, кому или чему они поклоняются.
Некоторые из христиан говорят: "
Иконы - это глаза бога, которыми он смотрит вниз". Как будто-бы Аллах нуждается в деревянных глазах, которые они рисуют на куске доски.
То же самое, те, которые поклоняются могилам раньше и сегодня - они утверждают, что эти мертвые являются их заступниками перед Аллахом, что они являются их посредниками между ними и Аллахом.
Как земные цари - невозможно сразу напрямую идти к нему, надо найти посредника, иначе они разозлятся. Так и к Аллаху тоже - тоже какого-нибудь посредника надо найти. Они проводят параллель между Аллахом - Господом миров и земными царями - рабами Аллаха.
Они говорят:
"Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе"
(Сура "аз-Зумар", 39:3)
Или говорят:
"Они – наши заступники перед Аллахом"
(Сура "Йунус", 10:18)
Как это делали мушрики-арабы. Как это делают христиане сегодня.
Еще заблуждения относительно того, что придают творениям качества Господа миров - это то, что тоже делали мушрики-арабы или христиане делают сегодня - утверждают наличие у Аллаха детей. Христиане говорят, что Иса - ипостась Аллаха, сын. Мушрики-арабы говорили, что ангелы - это дочери Аллаха.
Аллах говорит:
"Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев"
(Сура "ан-Нахль", 16:58)
То есть, хотите мальчика, потому что мальчик совершеннее, чем девочка.
Но:
"Неужели у вас - потомки мужского пола, а у Него - женского? Это было бы несправедливым распределением"
(Сура "ан-Наджм", 53:21-22)
Перейдем далее к опровержению вышеприведенных заблуждений.
1. Те, которые поклоняются идолам.
Аллах опровергает это:
"Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и еще третью - Манат?"
(Сура "ан-Наджм", 53:19-20)
Лят, 'Узза и Манат - это были одни из самых крупных идолов арабов.
Къуртуби говорит: "
Аллах говорит: "Вы видели этих богов, которым вы поклоняетесь? Приносят ли они вам какую-нибудь пользу или могут они вам какой-нибудь вред причинить, чтобы вы делали их сотоварищами Аллаха в поклонении? Они даже от себя не могут отстранить вред".
Поэтому, когда Пророк
ﷺ приказал сломать эти идолы (
Лят, 'Узза и Манат), они не смогли защитить ни себя, ни других идолов. Мусульмане пришли и разрушили их.
Или история Ибрахима. Аллах тоже приводит ее, чтобы опровергнуть тех, которые поклоняются идолам и наделяют их качествами Аллаха - то есть, наделяют их некоторыми полномочиями в этом мире как-будто.
Аллах сказал:
"Прочти им историю Ибрахима (Авраама).
Вот он сказал своему отцу и своему народу: "Чему вы поклоняетесь?".
Они сказали: "Мы поклоняемся идолам и постоянно предаемся им".
Он сказал: "Слышат ли они, когда вы взываете к ним? Помогают ли они вам? И причиняют ли они вред?".
Они сказали: "Но мы видели, что наши отцы поступали таким образом""
(Сура "аш-Шуара", 26:69-74)
То есть, они признали, что эти идолы не приносят никакой пользы и вреда. Что они не слышат их ду'а.
Но поклонялись им.
Почему?
Такълид! То есть, подражая своим отцам.
А поклонение путем подражания и подражание вообще - это слабый довод, ложный довод.
Это ответ - опровержение Аллаха тем, которые поклоняются идолам и наделяют идолов качествами рубубийя (
господства).
2. Те, которые поклоняются солнцу, луне и планетам.
Аллах им тоже дает опровержение. Ничего не упущено в Коране и Сунне Пророка
ﷺ! Ничего не упущено! На все есть ответ!
Аллах говорит:
"Солнце, луна и звезды - все они покорны Его воле"
(Сура "аль-Араф", 7:54)
Также Аллах говорит:
"Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна.
Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь"
(Сура "Фуссылат", 41:37)
Это ответ тем, которые поклоняются звездам, луне, планетам.
3. Те, которые поклоняются ангелам, масиху Ибн Марьям (Иисусу, сыну Марии), говоря, что они дети Аллаха.
Аллах сказал:
"Аллах не взял Себе сына"
(Сура "аль-Муминун", 23:91)
Также говорит Аллах:
"Он не родил и не был рожден"
(Сура "аль-Ихлас", 112:3)