عبد الرزاق بن عبد المحسن البدر
’Абдур-Раззакъ ибн ’Абдуль-Мухсин аль-Бадрثمرة العلم العمل
Плодом знания должно быть деяниеبسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего!Поистине, вся хвала - Аллаху, Его мы восхваляем, Его просим о помощи, у Него просим прощения и Ему приносим покаяния. Мы обращаемся к Аллаху за защитой от зла наших душ и от наших плохих деяний. Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не собьет с него, а кого Он собьет с прямого пути, того никто не наставит на прямой путь. И я свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварищей; и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах и приветствует его, его род, и всех его сподвижников, а затем:
Ни от кого не сокрыто положение знания и его высокое место в нашей религии. Положение его – великое! Знания – это основа, с которой все начинается: шари’ат не может быть установлен без них, а поклонения, ради которых созданы люди, не могут быть исправлены без знаний.
Это – основа (религии), без которой не обойтись, и с неё все начинается. Знание ставится прежде (слов и деяний), как сказал Аллах, Пречист Он и Возвышен:
﴿ فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مُتَقَلَّبَكُمْ وَمَثْوَاكُمْ ﴾
И была об этом одна из мольб нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в обращении с которой он проявлял постоянство каждое утро после утренней молитвы, как это передается в сборниках «Муснад» имама Ахмада (6/294) и «Сунан» Ибн Маджах (925), а также помимо них в других сборниках. Передается, что Умму Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил каждое утро сразу после слов приветствия утренней молитвы:
اللَّهُمَّ إني أسألُكَ عِلْماً نافعاً، وَرِزْقاً طَيِّباً، وَعَمَلاً مُتَقَبَّلاً
Полезные знания служат сиянием их обладателю и светом ему, посредством которых он следует верным путём. Аллах, Велик Он и Возвышен, сказал:
﴿ وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحًا مِّنْ أَمْرِنَا مَا كُنتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ وَلَا الْإِيمَانُ وَلَكِن جَعَلْنَاهُ نُورًا نَّهْدِي بِهِ مَنْ نَّشَاء مِنْ عِبَادِنَا ﴾
Знания – это свет и сияние для их обладателя. Знающий человек и его община подобны людям, идущим в темноте, и человеку, стоящему со светильником в руке, которым он освещает им дорогу, чтобы они не сбивались с неё. Так они могут уберечься от колючек, ям и других опасностей и идти прямо, не отклоняясь от верного пути.
Именно поэтому в Писании Аллаха, Велик Он и Возвышен, и Сунне Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, очень много указаний на достоинство знаний, их почетность и величие их положения, а также похвалы в адрес обладателей знания и указаний на их высокий статус.
Обладающим знаниями достаточно чести и достоинства тем, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, упомянул их свидетельство рядом с самым великим Своим свидетельством – о единобожии:
﴿ شَهِدَ اللّهُ أَنَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ وَالْمَلاَئِكَةُ وَأُوْلُواْ الْعِلْمِ قَآئِمَاً بِالْقِسْطِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴾
Также говорит Аллах, Велик Он и Возвышен, о достоинстве и положении знаний:
﴿ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ ﴾
﴿ إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء ﴾
﴿ يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ ﴾
В великом и многозначном хадисе о достоинстве знаний и их обладателей, приводимом в сборнике «аль-Муснад» и других и передаваемом от Абу-д-Дарды, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَن سلَكَ طريقًا يلتَمِسُ فيهِ علمًا ، سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ بِهِ طريقًا إلى الجنَّةِ ، وإنَّ الملائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا لِطَالِبِ الْعِلمِ رِضًا بِمَا يَصْنَعُ وإنَّ العَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ في السَّمواتِ ومن في الأرضِ ، حتَّى الحِيتَانُ في المَاءِ ، وفَضْلُ العَالمِ على العَابِدِ كَفَضْلِ القَمَرِ ليلة البدر على سَائِرِ الكَوَاكِبِ ، وإنَّ العُلَمَاءَ وَرَثَةُ الأنبياءِ فإِنَّ الْأَنْبِياءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا وإنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ .
Передает ат-Табарани в «аль-Аусат» (1429) с хорошей цепочкой передатчиков (иснад), что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, проходил мимо рынка Медины, остановился на нем, и сказал: «О те, кто на рынке! Как вы слабы!» Они сказали: «Что это значит, о, Абу Хурайра?» Он сказал: «Там делят наследство Посланника Аллаха, а вы сидите здесь. Идите и возьмите свою долю!». Они сказали: «А где это?» Он сказал: «В мечети». Они в спешке пошли в мечеть, а Абу Хурайра остался ждать их. Когда они вернулись, он сказал: «Что с вами?» Они ответили: «Мы пошли в мечеть, а когда зашли, то не увидели, чтобы там что-то делили!» Он сказал: «Разве там никого не было?» Они ответили: «Конечно, были! Некоторые совершали молитву, некоторые читали Коран, некоторые повторяли знание о дозволенном и запрещенном». Он сказал: «Горе вам! Это и есть наследство Мухаммада!»3
Это и есть наследство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и всех остальных пророков. «Пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирхамов, но они оставляли после себя знания». И чем больше удел раба в знании, тем больше его удел из пророческого наследства.
В хадисе, который приводится в обоих «ас-Сахихах» от Му’авии сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَن يُرِدِ اللهُ به خيرًا يُفَقِّهْهُ في الدِّينِ
Но, с другой стороны, Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Это только в том случае, если под пониманием речь идет о знании, которое сопровождается делами. Если же имеются в виду (под фикъхом в религии) только знания (без дел), то это не указывает на то, что Аллах желает блага тому, кто обладает ими.»
Имеется в виду (в хадисе), чтобы он обучался и совершал дела. Знания приобретаются для устранения от себя невежества и для осуществления истинного раболепства (аль-‘Убудийя) перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен, на основе ясного знания и света от Аллаха, Благословен Он и Возвышен. И если оно будет в таком виде, то тогда оно принесет благо.
Он (Ибн-уль-Къаййим) сказал: «Если же имеются в виду (под фикъхом в религии) только знания (без дел), то это не указывает на то, что Аллах желает блага тому, кто обладает ими. Ведь, поистине, понимание в таком случае будет условием для желания ему блага, а в первом случае оно (понимание) должно вытекать из знаний»5
Знания обуславливают и деяния. Они требуются для деяний и для осуществления истинного раболепства перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен. Поэтому они стоят впереди дел, и с их приобретения начинают, чтобы все деяния, поклонения, повиновение и приближение к Аллаху, Пречист Он и Возвышен, были основаны на ясных полезных знаниях, на правильной основе, взятой из Писания Аллаха и Сунны Его Пророка, да пребудут над ним благословения Аллаха и Его приветствия.
И поэтому аль-Хатыб аль-Багъдади, да одарит его Аллах Своей милостью, составил ценное послание под названием: «Следование деяния за знанием (Икътида-уль-‘Ильм-иль-‘Амаль)», которое содержит в себе аяты, хадисы и великие сообщения на эту важную тему.
«Следование деяния за знанием» в том смысле, что знания требуются для совершения деяний и осуществления истинного раболепства (аль-‘Убудийя) перед Аллахом на основе знаний и доказательств. Если у раба есть знание без дел, то он не воплотил в жизнь “аль-‘Убудийя”, и если у него есть дела без знаний, то он также не воплотил в жизнь “аль-‘Убудийя”.
Раболепство перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен, никогда не станет правильным, кроме как при наличии двух составляющих: полезных знаний и праведных деяний, как сказал Аллах, Всемогущ Он и Велик:
﴿ هُوَ الَّذِي أَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدَى وَدِينِ الْحَقِّ ﴾
Здесь «верное руководство (аль-Худа)» – это полезные знания, а «вера истины (Дин-уль-Хаккъ)» – это праведные деяния, приближающие к Аллаху, Всемогущ Он и Велик.
Это и есть то, с чем был отправлен наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и все пророки до него.
Для того, чтобы остановиться на свидетельствующих текстах и доказательствах необходимости следования деяний за знанием и того, что знания требуются для деяний, я упомяну некоторые вещи, которые делают тему более понятной и объединяют в себе некоторые доказательства вышеупомянутого.
Доказательство первого – слова Аллаха, Пречист Он и Возвышен, в суре «ат-Талякъ»:
﴿اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَمِنَ الْأَرْضِ مِثْلَهُنَّ يَتَنَزَّلُ الْأَمْرُ بَيْنَهُنَّ لِتَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا﴾
Доказательство второго – слова Аллаха, Пречист Он и Возвышен, в конце суры «аз-Зарийат»:
﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾
И знание и поклонение – каждое из них является целью сотворения, а поклонение не может быть осуществлено без полезных знаний, приближающих к Аллаху, Пречист Он и Возвышен.
Поэтому тот, кто узнал и совершил деяния, тот полностью воплотил в жизнь ту цель, для которой он был создан. Поэтому ученые сказали: «Единобожие, из-за которого мы созданы и для воплощения в жизнь, которого мы существуем, имеет две стороны: сторона знаний и сторона деяний. Или другими словами: Единобожие в познании и подтверждении (аль-Ма’рифа уа-ль-Исбат) и Единобожие в желании и требовании (аль-Ирадату уа-т-Таляб).» Необходимо и то и другое для осуществления раболепства и для того, чтобы человек по-настоящему был рабом Аллаха, искренне повинующимся Ему во всем.
На того, кто обладает знаниями, но не совершает деяний, падет гнев и он навлечет на себя недовольство Аллаха, так как он не выполнил цель, для которой приобретаются знания. А тот, кто совершает деяния, поклоняется и усердствует на этом пути, но не на основе знаний, тот – заблудший, который сбился с пути Аллаха и Его прямой стези.
Именно поэтому нам узаконено в суре «аль-Фатиха» читать эту великую мольбу, которая является самой важной и величественной:
﴿ اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ ﴾
﴿مَثَلُ الَّذِينَ حُمِّلُوا التَّوْرَاةَ ثُمَّ لَمْ يَحْمِلُوهَا كَمَثَلِ الْحِمَارِ ﴾
А те, кто испортились из наших поклоняющихся, подобны христианам, так как христиане - это люди нововведений, ереси и поклонений, относительно которых Аллах, Пречист Он и Возвышен, не ниспослал никаких доводов, и не узаконивал их, Всемогущ Он и Возвышен, для своих рабов, и не разрешал Своим рабам их совершение. Это первое, что разъясняет нам важность соответствия деяний знаниям.
لا تزول قدما عبد يوم القيامة حتى يسئل عن عمره فيم أفناه وعن علمه فيم فعل وعن ماله من أين اكتسبه وفيم أنفقه وعن جسمه فيم أبلا
От Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, приводится, что он сказал: «Поистине, я боюсь того, что в День воскрешения Господь мой призовёт меня перед (Своими) творениями и скажет мне: “О, ‘Уваймир7 … Что ты делал из того, что знал?!”».8
И это огромная беда, великий ужас и страшное положение! Человек будет спрошен в Судный день о всяком знании, что он приобрел: «Что ты сделал со своими знаниями?», ведь целью знаний являются дела, поэтому каждый человек будет спрошен о знании, которое он получил.
Многие из праведных предшественников (ас-Саляф) говорили: «О, если бы я спасся от моего знания (подразумевая знание, которое он приобрёл), оставив от него минимум, чтобы оно не было ни за меня, ни против меня!» Они, да помилует их Аллах, говорили это из-за своей набожности и страха, хотя их знания и деяния были праведными, благими. Аль-Хасан аль-Басри, да одарит его Аллах Своей милостью, говорил: «Поистине, верующий объединяет в себе благодеяния и страх, а лицемер – злодеяния и ощущение безопасности (от наказания Аллаха)».9 И это можно отнести к тому же, как слова ‘Абду-Ллаха ибн Аби Муляйка, да одарит его Аллах Своей милостью: «Я застал около тридцати сподвижников, каждый из которых боялся для себя лицемерия».10
Аллах даровал им две великие вещи: совершение (праведных) дел наилучшим образом и старательное поклонение Аллаху. Вместе с этим они также наделены страхом перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен, того, что их деяния могут быть не приняты. Аллах сказал:
﴿ وَالَّذِينَ يُؤْتُونَ مَا آتَوا وَّقُلُوبُهُمْ وَجِلَةٌ أَنَّهُمْ إِلَى رَبِّهِمْ رَاجِعُونَ ﴾
Аллах, Велик Он и Возвышен, сказал:
﴿ وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ﴾
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ كَبُرَ مَقْتًا عِندَ اللَّهِ أَن تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ ﴾
﴿ أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنسَوْنَ أَنفُسَكُمْ وَأَنتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَابَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ ﴾
﴿ وَمَا أُرِيدُ أَنْ أُخَالِفَكُمْ إِلَى مَا أَنْهَاكُمْ عَنْهُ ﴾
В хадисе от Усамы, да будет доволен им Аллах, приводимом в обоих сборниках «ас-Сахих»13 и в других книгах, говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
يؤتى بالرجل يوم القيامة فيلقى في النار فتندلق أقتاب بطنه فيدور بها كما يدور الحمار بالرحى فيجتمع إليه أهل النار فيقولون يا فلان مالك ؟ ألم تكن تأمر بالمعروف وتنهى عن المنكر ؟ فيقول بلى قد كنت آمر بالمعروف ولا آتيه وأنهى عن المنكر وآتيه
В «Муснаде аль-Имама Ахмада»14 приводится хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:
رأيت ليلة أسري بي رجالا تقرض شفاههم بمقاريض من نار , فقلت : من هؤلاء يا جبريل ? فقال : الخطباء من أمتك , يأمرون الناس بالبر و ينسون أنفسهم , و هم يتلون الكتاب , أفلا يعقلون ?!
В Писании и Сунне приводятся устрашения в адрес тех, кто не совершает деяний согласно своим знаниям и тех, кто не делает того, к чему призывает. Выходит, что другие люди получают от его знаний больше пользы, чем он сам от своих же знаний. Пример его - фитиль в лампе, который освещает путь людям в то же время, сжигая себя. И поэтому один из больших таби’инов, достойный доверия и много поклоняющийся Мутарриф ибн ‘Абду-Ллах ибн аш-Шиххир обращался к Аллаху за защитой от этого, и говорил в своей мольбе: «О, Аллах! Я обращаюсь к Тебе за защитой от того, чтобы кто-либо был счастливее меня посредством того знания, которое Ты даровал мне, и обращаюсь к Тебе за защитой от того, чтобы я был назиданием для другого».15
Это великая мольба! Шейх-уль-Ислям Ибн Таймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Это – одна из лучших молитв».16
﴿ وَالَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ ﴾
﴿ مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ ﴾
﴿ وَنُودُواْ أَن تِلْكُمُ الْجَنَّةُ أُورِثْتُمُوهَا بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ ﴾
﴿ الَّذِينَ تَتَوَفَّاهُمُ الْمَلآئِكَةُ طَيِّبِينَ يَقُولُونَ سَلامٌ عَلَيْكُمُ ادْخُلُواْ الْجَنَّةَ بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ ﴾
Но наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
لَنْ يُنَجِّىَ أَحَدًا مِنْكُمْ عَمَلُهُ
Его спросили: «И даже тебя, о, посланник Аллаха?» Он ответил:
وَلاَ أَنَا ، إِلاَّ أَنْ يَتَغَمَّدَنِى اللَّهُ بِرَحْمَةٍ
Дела не занимают такое место, чтобы быть платой и возмещением за Рай, однако являются причиной для этого, ведь, поистине, вхождение в Рай возможно только лишь по милости и щедрости Аллаха.
Более того, само совершение благих деяний рабом – это только по милости Аллаха к нему:
﴿ وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ مَا زَكَا مِنكُم مِّنْ أَحَدٍ أَبَدًا ﴾
Об этом от них приводится великое множество сообщений, дающих нам понять, насколько сильно они заботились и какое великое внимание уделяли этому. Вот некоторые примеры:
• В обоих «ас-Сахихах»18 и в других сборниках приводится хадис от ‘Али, да будет доволен им Аллах, об истории с Фатымой, да будет доволен ею Аллах - дочерью Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда она пришла к своему отцу, чтобы попросить у него слугу для себя, и он, мир ему и приветствия, сказал ей:
أَلاَ أُخْبِرُكِ مَا هُوَ خَيْرٌ لَكِ مِنْهُ ، تُسَبِّحِينَ اللَّهَ عِنْدَ مَنَامِكِ ثَلاَثًا وَثَلاَثِينَ ، وَتَحْمَدِينَ اللَّهَ ثَلاَثًا وَثَلاَثِينَ ، وَتُكَبِّرِينَ اللَّهَ أَرْبَعًا وَثَلاَثِينَ
• В «Сахихе»20 Муслима передается от Давуда ибн Аби Хинд, который сообщил от ан-Ну’мана ибн Салима, а он - от ‘Амра ибн Ауса, который сказал: «Мне рассказал ‘Анбаса ибн Аби Суфйан во время его предсмертной болезни хадис, который тайно сообщили ему. Он сказал: «Я слышал, как Умму Хабиба сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
من صلى اثنتي عشرة ركعة في يوم وليلة بني له بهن بيت في الجنة
Вот оно великое стремление к совершению, опережению других и к постоянству в благих делах!
• В «Сахихе»21 аль-Бухари приводится хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал:
أَوْصَانِى خَلِيلِى بِثَلاَثٍ لاَ أَدَعُهُنَّ حَتَّى أَمُوتَ صَوْمِ ثَلاَثَةِ أَيَّامٍ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ ، وَصَلاَةِ الضُّحَى ، وَنَوْمٍ عَلَى وِتْرٍ
• Точно такой же хадис передается от Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Мой любимый (хабиб), да благословит его Аллах и приветствует, завещал мне три вещи, которые я не оставлю пока я жив», и упомянул то же самое.
• Другой пример: передается от одного из малых сподвижников ‘Умара ибн Аби Салямы, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: «В детстве я находился на попечении22 посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Обычно я протягивал руку к (разным концам общего) блюда, но (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне:
يا غلام سم الله وكل بيمينك وكل مما يليك
Мы часто видим, как (в наше время) родители кричат на детей, запрещают им и делают им замечание один, второй, третий раз, а они не спешат слушаться, а этот мальчик из маленьких сподвижников, услышал это всего один раз, и сказал: «И с тех пор я ем только так».
С одной стороны это пример скорейшего устремления к выполнению, а с другой – постоянства в этом на протяжении всей жизни.
Если же мы посмотрим на жизнеописания праведных предшественников (ас-Саляф-ус-Салих), живших после сподвижников, то увидим очень много сообщений от них на эту тему.
• Сюда можно отнести слова Суфйана ас-Саури, да одарит его Аллах Своей милостью: «До меня не доходил ни один хадис от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кроме как я совершал дело в соответствии с ним».
• ‘Амр ибн Къайс аль-Мулляи, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Если до тебя дойдет хадис от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то действуй в соответствии с ним хоть один раз, и тогда ты будешь относиться к его последователям».
И его слова: «действуй в соответствии с ним хоть один раз» касаются желательных (сунан) и дополнительных дел. А что касается обязательных дел (аль-Уаджибат, аль-Фараид), то для того, чтобы быть из его последователей и приверженцев не достаточно совершать это всего один раз.
• Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью, после того, как упомянул хадис от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, о словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
مَن قرَأ آيةَ الكرسيِّ دُبُرَ كلِّ صلاةٍ مكتوبةٍ لم يمنَعْه من دُخولِ الجنةِ إلا الموتُ
• Передаётся от Имама Ахмада, да одарит его Аллах Своей милостью, что он сказал: «Не записал я ни одного хадиса, по которому не совершил бы дело» А ведь именно ему принадлежит сборник «аль-Муснад», известный своим размером и огромным количеством хадисов в нем27. Говорит он: «Не записал я ни одного хадиса, по которому не совершил бы дело, и когда я услышал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал кровопускание (аль-Хиджама) и дал совершившему его (кровопускание) один динар, то (также) сделал кровопускание и дал тому, кто мне его сделал один динар».28
Таков был путь саляфов в том, как они устремлялись к совершению деяний на основе знаний, проявляли в этом постоянство и великую заботу, спешили в практиковании освоенного и старались не оставлять это до конца жизни.
1 - Среди передатчиков хадиса есть неназванный (мубхам), однако, у этого хадиса есть другая поддерживающая версия, переданная от Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, в книге «ад-Ду’а» ат-Табарани (670). Исходя из этого, назвал хадис хорошим аль-Хафиз ибну Хаджар в «Натаидж-уль-Афкар» (2/315), а аль-Альбани назвал достоверным в «Сахих ибну Маджах».
2 - Ахмад (5/196), Абу Давуд (3641), Ат-Тирмизи (2682), Ибну Маджах (223), Ибну Хиббан (88). Сказал аль-Альбани в «Сахих-ут-Таргъиб ва-т-Тархиб» (1/17): «Хадис хороший в силу существования других подкрепляющих (ли-гъайрих)»
3 - Аль-Альбани в «Сахих-ут-Таргъиб» (83) назвал сообщение хорошим.
4 - Аль-Бухари (71, 3116, 7312) Муслим (1037) от Му’ауии, да будет доволен им Аллах.
5 - «Мифтаху Дар-ис-Са’ада» (1/65).
6 - Ат-Тирмизи (2417) сказав, что это хороший, достоверный хадис. [В другой версии сказано: «…о пяти (вещах): (1) о его жизни, как он её провёл; (2) о его молодости, как он её использовал; о его имуществе, (3) как он его приобретал и (4) на что расходовал; (5) и что он делал из того, что он знал!» См.: ат-Тирмизи (2416), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (1874), Абу Йа’ля (2/254). Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См.: «Сахих-ут-Таргъиб ва-т-Тархиб» (128), «ас-Сильсилят-ус-Сахиха» (946)] – Здесь и далее в квадратных скобках комментарии переводчика.
7 - Абу-д-Дарду звали ‘Уваймир ибн Зайд ибн Къайс аль-Ансари. См.: «ас-Сияр» (2/335).
8 - Это сообщение передал аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (1852). Шейх аль-Альбани назвал сообщение достоверным в силу существования других, подкрепляющих его сообщений. См. «Сахих-ут-Таргъиб ва-т-Тархиб» (129).
9 - [См.: «Мадаридж-ус-Саликин»]
10 - Привел имам аль-Бухари в своём «ас-Сахихе» (1/110 - вместе с «аль-Фатх») в форме «му’аллякъ» в главе: «Страх верующего того, что его деяния станут тщетными, а он даже не почувствует этого»
11 - Ат-Тирмизи (3175). [Также его передали: Ахмад (6/159 и 205), Ибну Джарир (18/26), аль-Багъауи в своём тафсире (6/25), аль-Хаким (2/393-394), назвав иснад достоверным. Аз-Захаби согласился с ним в этом. Аль-Альбани назвал достоверным. См.: «ас-Сильсилят-ус-Сахиха» (1/255)]
12 - Привёл Ибну Аби Хатим в своём тафсире (1/233). См.: «Тафсир Ибну Касир» (1/253-254).
13 - Аль-Бухари (3267), Муслим (2989).
14 - Ахмад (3/120), Шейх аль-Альбани назвал достоверным. См.: «Ас-Сахиха» (291). [Этот хадис также приводят Абу Йа’ля (4069), Ибну Хиббан (52) и др. Имам аль-Багъауи в «Шарх-ус-Сунна» назвал хадис хорошим.]
15 - Передал имам Ахмад в книге «аз-Зухд» (1358).
16 - См.: «Маджму’-уль-Фатауа» (14/307).
17 - Аль-Бухари (5673), Муслим (2816). [Полная версия, приводимая имамом аль-Бухари, звучит так: Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никого не спасут дела его». (Люди) спросили: «И даже тебя, о, посланник Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «И даже меня, если только Аллах не окажет мне (Свою) милость (, а поэтому) придерживайтесь правильного (т.е. умеренности в делах), и приближайтесь (проявляя постоянство в делах), и (занимайтесь делами поклонения) утром, вечером и (некоторое время) ночью (незадолго о рассвета) — так мало-помалу вы достигнете (цели)».]
18 - Аль-Бухари (5362), Муслим (2727).
19 - [Сыффин − селение в Ираке, где в 657 г. произошло известное сражение.]
20 - Муслим (722).
21 - Аль-Бухари (1178).
22 - ‘Умар ибн Абу Саляма был сыном жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах.
23 - Аль-Бухари (5376), Муслим (2022).
24 - [Аят № 255 из суры № 2 «аль-Бакъара»]
25 - [Этот хадис передали ан-Насаи в «‘Амал-юль-Йауми ва-ль-Лейля» (100), ат-Табарани в «Му’джам-уль-Кабир» (7532) и «Му’джам аль-Аусат» (8068) и Ибн Хиббан (2/261). Хафизы аль-Мунзири, ад-Димьяты, ас-Суюты и шейх Ахмад Шакир подтвердили достоверность хадиса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Сахих-уль-Джами’-ус-сагъир» (6464), «Сахих-ут-Таргъиб ва-т-Тархиб» (1595).]
26 - См.: «Зад-уль-Ма’ад» (1/285).
27 - [В этом сборнике более двадцати восьми тысяч хадисов.]
28 - [См.: «Ас-Сийар» (11/213), Ибн-уль-Джаузи в «Манакъиб-уль-имам Ахмад» (с.232)].