Утверждение воли и желания у Всевышнего Аллаха
И слова Аллаха:
﴿وَلَولاْ إِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَاءَ اللَّهُ لَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ﴾
[/arabic]
«Почему, войдя в свой сад, ты не сказал: "Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!"». (Сура аль-Кахф, аят 39)
А также:
﴿وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ مَا اقْتَتَلُوا وَلَكِنَّ اللَّهَ يَفْعَلُ مَا يُرِيدُ﴾
[/arabic]
«Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает». (Сура аль-Бакара, аят 253)
А также:
﴿ِأُحِلَّتْ لَكُمْ بَهِيمَةُ الْأَنْعَامِ إِلَّا مَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ غَيْرَ مُحِلِّي الصَّيْدِ وَأَنْتُمْ حُرُمٌ إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ﴾
[/arabic]
«Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено, и кроме добычи, на которую вы осмелились охотиться в ихраме. Воистину, Аллах повелевает все, что пожелает». (Сура аль-Маида, аят 1)
А также:
﴿ فَمَن يُرِدِ اللَّهُ أَن يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلإِسْلامِ وَمَن يُرِدْ أَن يُضِلَّهُ يَجْعَلْ صَدْرَهُ ضَيِّقًا حَرَجًا كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي السَّمَاء ﴾
[/arabic]
«Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо». (Сура аль-Ан’ам, аят 125)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В этих аятах утверждение таких атрибутов как
«Воля» и
«Желание». Не всегда Воля и Желание Всевышнего Аллаха означают одно и то же. Потому что
воля (ирада) Всевышнего Аллаха делится на два вида:
- Воля бытийная, связанная с предопределением.
- Воля шариатская (религиозная).
Воля бытийная связана с тем, что происходит в мироздании. Все, что происходит - происходит по Его воле.
А
воля шариатская (религиозная) изложена в аятах и хадисах. Это то, что Всевышний Аллах хочет от Своих рабов. Это то, что Он им приказывает и запрещает. Раб Аллаха может подчиниться шариатской воле, а может и не подчиниться. Он может совершить действия в соответствии с шариатской волей Всевышнего Аллаха, а может и не совершить. Что касается
бытийной воли, то все происходит в соответствии с ней.
Среди тех вещей, которые происходят, есть вещи, которые любимы Аллаху, а есть вещи, которые Он не любит. Если Всевышний Аллах пожелает, чтоб раб уверовал, то раб обретает веру (иман). А если Всевышний Аллах пожелает Своей бытийной волей, чтоб раб не уверовал, то раб будет пребывать в неверии. Что касается
шариатской воли Всевышнего Аллаха, то все, что хочет Аллах этой волей, любимо Ему. Всевышний Аллах желает шариатской волей, чтоб все рабы уверовали.
О
бытийной воле говорится в словах Аллаха:
﴿وَلَكِنَّ اللَّهَ يَفْعَلُ مَا يُرِيدُ﴾
[/arabic]
«Но Аллах вершит то, что пожелает». (Сура аль-Бакара, аят 253)
О
шариатской воле говорится в словах Аллаха:
﴿إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ﴾
[/arabic]
«Воистину, Аллах повелевает все, что пожелает». (Сура аль-Маида, аят 1)
Какая связь между волей (ирада) и желанием (машийа)?
Желание (машийа) - это практически то же самое, что бытийная воля Всевышнего Аллаха. Но
желание (машийа) не делится на два вида, как делилась воля (ирада).
Желание (машийа) касается только происходящего в бытие. Например, о
желании (машийа) говорится в словах Всевышнего Аллаха:
﴿وَلَوْلا إِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَاء اللَّهُ لا قُوَّةَ إِلاَّ بِاللَّهِ﴾
[/arabic]
«Почему, войдя в свой сад, ты не сказал: "Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!"». (Сура аль-Кахф, аят 39)
Частица
«لولا», то есть
"почему" используется для порицания.
Известно, что у человека, о котором идет речь в аяте, было два сада, так почему слово
«сад» пришло в единственном числе? Относительно этого два объяснения:
- Иногда в арабском языке, если двойственное число состоит в изафетной связке, то оно может придти в форме единственного числа.
- Единственное число пришло вместо двойственного, дабы указать на незначительность этих садов.
В аяте сказано:
﴿لا قُوَّةَ إِلاَّ بِاللَّهِ﴾
[/arabic]
«Нет мощи, кроме как от Аллаха!» (Сура аль-Кахф, аят 39)
Частица
« لا » в данном аяте называется
/ля нафийа ли-ль-джинс/. А слово
« قوة » -
(мощь) - пришло в неопределенном состоянии
(накира) в отрицательном контексте. Это указывает на всеобщность, то есть
«нет никакой мощи, кроме как мощь Аллаха». Как совместить это с аятами, где Всевышний Аллах говорит:
﴿اللَّهُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن ضَعْفٍ ثُمَّ جَعَلَ مِن بَعْدِ ضَعْفٍ قُوَّةً﴾
[/arabic]
«Аллах - Тот, Кто создает вас слабыми. После слабости Он одаряет вас силой». (Сура ар-Рум, аят 54)
А также Его слова об Адитах:
﴿ وَقَالُوا مَنْ أَشَدُّ مِنَّا قُوَّةً أَوَلَمْ يَرَوْا أَنَّ اللَّهَ الَّذِي خَلَقَهُمْ هُوَ أَشَدُّ مِنْهُمْ قُوَّةً ﴾
[/arabic]
«Они сказали: "Кто может превзойти нас силой?" Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой?» (Сура Фусыллят, аят 15)
То есть в нашем аяте говорилось, что вся сила (къува) принадлежит Аллаху, а в этих аятах часть силы приписывается и к людям. Как понять? Мы объясним это с двух сторон:
- Поистине, сила, которая есть у творений, дарована им Всевышним Аллахом. Если бы Всевышний Аллах не дал человеку силу, то у него не было бы силы. Человеческая сила создана Всевышним Аллахом. Поэтому, на самом деле, нет силы ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха!
- В нашем аяте имеется в виду, что нет совершенной силы ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха.
Вернемся к нашему аяту. Этот праведный человек побудил владельца двух садов отречься от претензий на силу и могущество. Он побудил его сказать: «Это всё по желанию Аллаха и по Его могуществу».
Далее шейх уль-Ислям привёл аят, где Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَلَوْ شَاء اللَّهُ مَا اقْتَتَلُواْ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَفْعَلُ مَا يُرِيدُ ﴾
[/arabic]
«Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает». (Сура аль-Бакара, аят 253)
Речь идёт о верующих и неверующих. Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَلَكِنِ اخْتَلَفُواْ فَمِنْهُم مَّنْ آمَنَ وَمِنْهُم مَّن كَفَرَ وَلَوْ شَاء اللَّهُ مَا اقْتَتَلُواْ ﴾
[/arabic]
«Однако они разошлись во мнениях, одни из них уверовали, а другие не уверовали. Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом». (Сура аль-Бакара, аят 253)
В этом аяте ясное опровержение
кадаритам, которые считают, что действия человека не зависят от воли Всевышнего Аллаха. Но Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَلَوْ شَاء اللَّهُ مَا اقْتَتَلُواْ ﴾
[/arabic]
«Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом». (Сура аль-Бакара, аят 253)
Но Всевышний Аллах пожелал, чтоб они сражались. Здесь имеется в виду бытийная воля
/ирада кауния/ Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах предопределяет события и предопределяет причины этих событий. Желание Всевышнего Аллаха всегда свершается.
Какая разница между волей (ирада) и желанием (машийа)?
« المشيئة » - это желание Всевышнего Аллаха. А слово
« الإرادة » -
/ирада/ - указывает на желание Всевышнего Аллаха, а также на наличие в этом желании мудрой цели.
В следующем аяте, который привёл шейх уль-Ислям, говорится:
﴿ أُحِلَّتْ لَكُم بَهِيمَةُ الأَنْعَامِ إِلاَّ مَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ غَيْرَ مُحِلِّي الصَّيْدِ وَأَنتُمْ حُرُمٌ إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ ﴾
[/arabic]
«Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено, и кроме добычи, на которую вы осмелились охотиться в ихраме. Воистину, Аллах повелевает все, что пожелает». (Сура аль-Маида, аят 1)
«Вам дозволена скотина» - то есть дозволил вам Всевышний Аллах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также объявлял что-то дозволенным, а что-то запретным, но только с дозволения Всевышнего Аллаха. Например, в хадисе сказано:
«Вам дозволены два вида мертвечины и два вида крови...». Ахмад, 2/97; ибн Маджах, 3314; ад-Даракутни, 4/272; аль-Бейхакъи, 1/254.
«Кроме той, о которой вам будет возвещено» - а возвещено о ней далее. Всевышний Аллах говорит:
﴿ حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ ﴾
[/arabic]
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха...» (Сура аль-Маида, аят 3)
«И кроме добычи, на которую вы осмелились охотиться в ихраме» - то есть нельзя охотиться в то время, когда человек находится в состоянии ихрама.
«Воистину, Аллах повелевает все, что пожелает» - имеется в виду шари’атская воля
/ирада шар’ийа/ Всевышнего Аллаха.
В последнем аяте сказано:
﴿ فَمَن يُرِدِ اللَّهُ أَن يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلإِسْلامِ وَمَن يُرِدْ أَن يُضِلَّهُ يَجْعَلْ صَدْرَهُ ضَيِّقًا حَرَجًا كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي السَّمَاء ﴾
[/arabic]
«Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо». (Сура аль-Ан’ам, аят 125)
В этом аяте говорится о бытийной воле
/ирада каунийа/ Всевышнего Аллаха. Посмотри на себя! Если ты принимаешь установления Ислама с раскрытым сердцем, то значит Всевышний Аллах желает тебе блага. А если же ты принимаешь установления с тяжелым сердцем, то это признак того, что Всевышний Аллах не желает тебе блага.
Поэтому мы видим молитву, которая очень тяжела для лицемеров, хотя для верующих она является усладой очей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Любимы мне в мирской жизни женщины и благовония, а усладой очень для меня сделана молитва». Этот хадис передали Ахмад, 3/128; ан-Насаи, 7/61; аль-Хаким, 2/160; Абу Йа’ля, 6/199 от Анаса (да будет доволен им Аллах). Пророк (мир ему и благословение Аллаха), без сомнения, обладал самой совершенной верой и молитва была сделана для него усладой очей. Если у человека раскрывается грудь, когда он слышит о том, что молитву необходимо совершать в мечети с джама’атом, то это является признаком того, что Аллах желает этому рабу блага.
«А кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо» - то есть оставляет такого человека без помощи.
Всевышний Аллах говорит:
﴿ فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا ﴾
[/arabic]
«Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». (Сура ан-Ниса, аят 65)
Всевышний Аллах поклялся, что нет веры у того, кто не обладает тремя качествами:
- Избрание пророка (мир ему и благословение Аллаха) судьей в своих разногласиях.
Кто ищет решения не у Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), тот не является верующим, как сказано в аяте. Либо его неверие выводит его из Ислама, либо его неверие меньше большого неверия.
- Принятие решений пророка (мир ему и благословение Аллаха) с раскрытой грудью.
У них нет возмущений и недовольств по поводу того, что решил Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха).
- Полное подчинение этим решениям.
Поэтому, о мусульманин, бойся того, что ты можешь лишиться веры! Например, два человека ведут дисскусию по какому-то религиозному вопросу. Один из них приводит доказательство из сунны, а второй, слыша это доказательство, испытывает стеснение в груди. Как ему оставить свое мнение и последовать за сунной?! У такого человека, без сомнения, недостаток в вере (иман). Верующий, слыша аяты и хадисы, испытывает такую радость, будто бы он получил самые лучшие трофеи, которые только могут быть. Он говорит: «Хвала Аллаху, Который наставил меня к этому».