Выдающийся ученый Салих аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Некоторые люди, когда оступаются некоторые ученые, например, ошибаются (в каких-то шариатских вопросах), — начинают писать об их ошибках, под предлогом того, что этим они разъясняют истину.
Однако это неправильно.
На самом деле такое действие приносит вред с трех сторон:
Во-первых, в этом вред для автора (подобных статей), поскольку те, кто доверяет другому человеку, считают именно его ошибающимся. К тому же он теряет свой вес среди них.
Во-вторых, в этом умаление достоинства для второго, (чьё) мнение опровергается. Как известно, если в мусульманской общине ослабнет высокое положение ученых, то община отойдет (от прямого пути), поскольку ученые указывают (этот путь) и ведут за собой людей. В таком случае мусульмане заблудятся и станут подобно верблюдам без пастуха или овцам без пастуха.
В-третьих, в этом ослабление Шариата (в обществе). Ведь если ученый, который опровергает или которому делают опровержение, выскажет мнение в каком-то другом вопросе, то люди засомневаются в нем и скажут: «Возможно, это относится к неправильным мнениям такого-то ученого».
Следовательно, в таком действии заключается вред с трех сторон.
Ученые обязаны между собой, когда кто-то из них ошибается, — связаться с ним и вступить в дискуссию. И если истина окажется на его стороне, то они должны последовать ему в этом. А если она будет на их стороне — тогда он должен последовать им.
Затем, предположим, он продолжит отстаивать свое мнение, опираясь на какое-то (шариатское) основание, поскольку этот вопрос основывается на иджтихаде, — в таком случае я считаю абсолютно недопустимым опровержение в его адрес. Это потому что опровержения и порицания, а также проведение дискуссий в вопросах иджтихада в кругу простых мусульман приносят, несомненно, вред, особенно в нынешнее время. Ведь есть люди, которые призывают на встречах к умалению достоинств ученых и критике в их адрес. И все из-за того, что эти люди потеряли желанное для них главенство и стали подобны другим предводителям, которые, потеряв желанное главенство, начали выступать против призыва посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Они не могут достичь своих желанных целей, кроме как через подрыв авторитета других. Это несет в себе очень великую опасность.
Я считаю, что если обнаружена ошибка какого-либо ученого, а человек не защищен от ошибок, он может ошибаться, причем ошибка не становится для него очевидной, кроме как через дискуссию, — то необходимо связаться с ним и провести вмести исследование. И если выяснится истина, тогда тот, кому стала очевидна истина, обязан следовать ей. А если не выяснится, и в данном вопросе допустимо проявить иджтихад, — обязанностью является оставление опровержений в его адрес».
Источник: «Тафсир Ибн Усаймина суры «Аль Имран», 1/374 – 375.
Подготовил
Абу Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи
Замечание шейха Ибн Усаймина относительно ошибок ученых
- bint Iskander
- Сообщения: 99
- Зарегистрирован: 15 июн 2012, 18:37
- Откуда: Шам
-
- Сообщения: 153
- Зарегистрирован: 11 дек 2012, 09:47
Re: Замечание шейха Ибн Усаймина относительно ошибок ученых
Напоминание себе а затем всем нам.
Вопрос выдающемуся учёному, факиху, шейху Зейду Аль-Мадхали, да помилует его Аллах:
" Дозволено ли, начинающим требующим знания, обсуждать темы "джарха и таадиля", и говорить про шейхов и учёных ? "
Ответ:
"Начинающий требующий знания, не имеет должного уровня (в знаниях, богобоязненности, аскетизме, мудрости и ещё много чего) что бы говорить на темы "джарха и таадиля", таадиль в адрес такого-то и джарх в адерс такого-то,
у начинающего студента нету должного уровня.
А наука "джарх и таадиль" имеет своих людей, учёных, обладающих знанием о причинах джарха и о причинах таадиля, и значение "адаля" и значение джарха.
А эти требующие знания не способны, не в силах, говорить про всё это, кроме того чьи стопы будут утверждены в знании, и тогда он говорит про это, но только при (реальной, действительной, острой) необходимости в этом. Да".
и кто осмелиться сказать: "Я из числа тех о ком сказал шейх в конце ?"
Вопрос выдающемуся учёному, факиху, шейху Зейду Аль-Мадхали, да помилует его Аллах:
" Дозволено ли, начинающим требующим знания, обсуждать темы "джарха и таадиля", и говорить про шейхов и учёных ? "
Ответ:
"Начинающий требующий знания, не имеет должного уровня (в знаниях, богобоязненности, аскетизме, мудрости и ещё много чего) что бы говорить на темы "джарха и таадиля", таадиль в адрес такого-то и джарх в адерс такого-то,
у начинающего студента нету должного уровня.
А наука "джарх и таадиль" имеет своих людей, учёных, обладающих знанием о причинах джарха и о причинах таадиля, и значение "адаля" и значение джарха.
А эти требующие знания не способны, не в силах, говорить про всё это, кроме того чьи стопы будут утверждены в знании, и тогда он говорит про это, но только при (реальной, действительной, острой) необходимости в этом. Да".
и кто осмелиться сказать: "Я из числа тех о ком сказал шейх в конце ?"
-
- Сообщения: 153
- Зарегистрирован: 11 дек 2012, 09:47
Re: Замечание шейха Ибн Усаймина относительно ошибок ученых
Немного из адаба и уважительного отношения учёных друг к другу во время допустимых и приемлемых разногласий.
Сказал шейх Мухаммад ибн Хади Аль-Мадхали, да сохранит его Аллах, отвечая на вопрос про одного из учёных, который не принял его критику в адрес другого учёного:
"Это удивительно, клянусь Аллахом это удивительно - спрашивать относительно посещения уроков этого шейха...
Однако, (лично моё мнение, состоит в том, что) я говорю, его слова (похвала и защита) в отношении такого-то шейха не принимаются.
А так, это очень удивительно - говорить такие вещи и спрашивать про этого шейха.
Это известный (своей саляфией) шейх, и его уроки и преподавание известно всем.
И поэтому да! Посещайте его уроки и берите пользу."
И посмотрите на тех людей, которые говорят :
"Он хизбит, он ихуан, ХАУАРИДЖ, бидаатчик и и и ..." про людей которые не приняли их критику в адрес человека, чья основа это Сунна и Саляфия.
Сказал шейх Мухаммад ибн Хади Аль-Мадхали, да сохранит его Аллах, отвечая на вопрос про одного из учёных, который не принял его критику в адрес другого учёного:
"Это удивительно, клянусь Аллахом это удивительно - спрашивать относительно посещения уроков этого шейха...
Однако, (лично моё мнение, состоит в том, что) я говорю, его слова (похвала и защита) в отношении такого-то шейха не принимаются.
А так, это очень удивительно - говорить такие вещи и спрашивать про этого шейха.
Это известный (своей саляфией) шейх, и его уроки и преподавание известно всем.
И поэтому да! Посещайте его уроки и берите пользу."
И посмотрите на тех людей, которые говорят :
"Он хизбит, он ихуан, ХАУАРИДЖ, бидаатчик и и и ..." про людей которые не приняли их критику в адрес человека, чья основа это Сунна и Саляфия.
-
- Сообщения: 153
- Зарегистрирован: 11 дек 2012, 09:47
Re: Замечание шейха Ибн Усаймина относительно ошибок ученых
Выдающийся учёный, имам, факих, шейх Мухаммад ибн Салих Аль-Усеймин, да помилует его Аллах :
1. Что нам делать, если какой либо учёный (из числа приверженцев сунны), сказал слова, соответствующие словам приверженцев нововведений?
2. Те кто оставляют учёных которые допустили ошибки - являются заблудшими
3. Что делать, если какой либо учёный последовал за приверженцами нововведений в определённых вопросах, или согласился в чём либо с ними, или взял что либо от бидаатчиков, из того чего они придерживаются?
1. Что нам делать, если какой либо учёный (из числа приверженцев сунны), сказал слова, соответствующие словам приверженцев нововведений?
2. Те кто оставляют учёных которые допустили ошибки - являются заблудшими
3. Что делать, если какой либо учёный последовал за приверженцами нововведений в определённых вопросах, или согласился в чём либо с ними, или взял что либо от бидаатчиков, из того чего они придерживаются?
Re: Замечание шейха Ибн Усаймина относительно ошибок ученых
ШЕЙХ МУХАММАД АЛЬ-ХУДЖЕЙЛИ О НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИИ МАНХАДЖУ САЛЯФОВ
"Кто был на прямом манхадже, следовал Сунне, придерживался Шариата в словах и делах, к тому обязательно проявлять любовь и расположение, отзываться о нем с похвалой, прощать его ошибки, скрывать его недостатки и делать ему искреннее наставление. Я рассмотрел слова первых имамов (саляфов) об этом и (скажу, что) кто противоречит этому образу поведения, тот противоречит манхаджу первых имамов (саляфов). И является несправедливостью то, чтобы к такому человеку относились так же, как положено относиться к приверженцам нововведений. Мои слова общие, и относятся ко всем, кто порочит своих братьев-саляфитов, даже если у него есть доводы, и тем более относятся к тому, кто делает джарх (бракует) без довода на это".
___________
Шейх Мухаммад Бахыт Аль-Худжейли - доктор наук в хадисоведении, известный ученик шейха Мухаммада Амана Аль-Джами, доцент отделения "Фикх ас-сунна" на факультете Хадиса Мединского исламского университета, с давних пор известный требующим знание своими уроками и призывом.
"Кто был на прямом манхадже, следовал Сунне, придерживался Шариата в словах и делах, к тому обязательно проявлять любовь и расположение, отзываться о нем с похвалой, прощать его ошибки, скрывать его недостатки и делать ему искреннее наставление. Я рассмотрел слова первых имамов (саляфов) об этом и (скажу, что) кто противоречит этому образу поведения, тот противоречит манхаджу первых имамов (саляфов). И является несправедливостью то, чтобы к такому человеку относились так же, как положено относиться к приверженцам нововведений. Мои слова общие, и относятся ко всем, кто порочит своих братьев-саляфитов, даже если у него есть доводы, и тем более относятся к тому, кто делает джарх (бракует) без довода на это".
___________
Шейх Мухаммад Бахыт Аль-Худжейли - доктор наук в хадисоведении, известный ученик шейха Мухаммада Амана Аль-Джами, доцент отделения "Фикх ас-сунна" на факультете Хадиса Мединского исламского университета, с давних пор известный требующим знание своими уроками и призывом.
Re: Замечание шейха Ибн Усаймина относительно ошибок ученых
1. Учет пользы и вреда в опровержениях.
2. Отношение к признанным ученым и шейхам, которые совершили ошибку.
3. Манхадж недждийских ученых в критике и джарховании признанных ученых, допустивших серьезные ошибки в вероубеждении.
Говорит шейх Салих ибн Абдульазиз Али Аш-Шейх:
"Если вопрос связан с убеждениями, или же с ученым, одним из обладателей знаний, весомым в фатвах - вопрос относительно него, о том, что касается лично него, то в таком случае обязательно смотреть на то, к чему это приведет, исходя из оценки пользы и устранения вреда. И поэтому ты видишь, что имамы призыва (т.е. ученые - последователи призыва шейха Мухаммада ибн Абдульуаххаба) со времени шейха Абдуллатыфа ибн Абдуррахмана ибн Хасана - одного из известных имамов - до времени шейха Мухаммада ибн Ибрахима, да помилует его Всевышний Аллах, если вопрос касался какого-либо имама или того, кто сделал вклад в дело Сунны, то они проявляли сдержанность и отдалялись от занятия этим.
Пример этому: известный шейх Сыддик Хасан Хан Аль-Хинди. У него особое положение у наших ученых, и они особо ценят его книгу "Чистая религия", при том, что он в нескольких своих книгах критиковал призыв (недждийских ученых). Однако они не обращают на это внимания и не поднимают эту тему ради (сохранения и распространения) пользы от основы (в трудах шейха) - воплощения единобожия и устранения многобожия.
Другой пример: имам Мухаммад ибн Исмаиль Ас-Сана'ани и другие... Так же Аш-Шаукани - у него были ошибочные выводы о тавассуле и качествах Аллаха...
Потому что основа, на которой строился их (призыв) - это Сунна. И они не стали противоречить нам в основе вероубеждения и не стали противоречить нам в отвержении нововведений, они только лишь совершили иджтихад и ошиблись в некоторых вопросах. Ученого не годится преследовать его ошибкой, как и не годится следовать за ним в его ошибке. Ошибки оставляются, о них молчат, а истина (от них) распространяется...
Когда Ибн Хузейма ошибся в вопросе "образа", как это известно - отверг то, что у Аллаха есть образ - Ибн Таймия написал опровержение на него более чем в 100 страниц, и при этом ученые Сунны говорят про Ибн Хузейму, что он - имам имамов. И они не довольны тем, чтобы кто-либо порочил Ибн Хузейму, потому что у него есть "Книга единобожия", которая переполнена защитой единобожия Господа миров, подтверждением различных видов совершенства в Его именах и качествах, величественнен Он и возвышен, и святы Его имена.
Теперь, если (признанный шейх) совершил ошибку в подобных вопросах, то как к этому относиться?
Чтобы выстроить правильное отношение, нужно посмотреть на его согласие с нами в основе религии, на его соответствие Сунне, помощь единобожию, распространение полезных знаний, призыв к прямому пути и тому подобные общие основы. Ему делается наставление, и, может быть, даже опровержение. Однако не годится его порочить так, чтобы он стал полностью забракованным. Таким был манхадж имамов (недждийского) призыва в подобных вопросах, как это известно".
Сл. "Аль-Фатва байна мусаяра аль-ахва уа мутабака аш-шар'".
2. Отношение к признанным ученым и шейхам, которые совершили ошибку.
3. Манхадж недждийских ученых в критике и джарховании признанных ученых, допустивших серьезные ошибки в вероубеждении.
Говорит шейх Салих ибн Абдульазиз Али Аш-Шейх:
"Если вопрос связан с убеждениями, или же с ученым, одним из обладателей знаний, весомым в фатвах - вопрос относительно него, о том, что касается лично него, то в таком случае обязательно смотреть на то, к чему это приведет, исходя из оценки пользы и устранения вреда. И поэтому ты видишь, что имамы призыва (т.е. ученые - последователи призыва шейха Мухаммада ибн Абдульуаххаба) со времени шейха Абдуллатыфа ибн Абдуррахмана ибн Хасана - одного из известных имамов - до времени шейха Мухаммада ибн Ибрахима, да помилует его Всевышний Аллах, если вопрос касался какого-либо имама или того, кто сделал вклад в дело Сунны, то они проявляли сдержанность и отдалялись от занятия этим.
Пример этому: известный шейх Сыддик Хасан Хан Аль-Хинди. У него особое положение у наших ученых, и они особо ценят его книгу "Чистая религия", при том, что он в нескольких своих книгах критиковал призыв (недждийских ученых). Однако они не обращают на это внимания и не поднимают эту тему ради (сохранения и распространения) пользы от основы (в трудах шейха) - воплощения единобожия и устранения многобожия.
Другой пример: имам Мухаммад ибн Исмаиль Ас-Сана'ани и другие... Так же Аш-Шаукани - у него были ошибочные выводы о тавассуле и качествах Аллаха...
Потому что основа, на которой строился их (призыв) - это Сунна. И они не стали противоречить нам в основе вероубеждения и не стали противоречить нам в отвержении нововведений, они только лишь совершили иджтихад и ошиблись в некоторых вопросах. Ученого не годится преследовать его ошибкой, как и не годится следовать за ним в его ошибке. Ошибки оставляются, о них молчат, а истина (от них) распространяется...
Когда Ибн Хузейма ошибся в вопросе "образа", как это известно - отверг то, что у Аллаха есть образ - Ибн Таймия написал опровержение на него более чем в 100 страниц, и при этом ученые Сунны говорят про Ибн Хузейму, что он - имам имамов. И они не довольны тем, чтобы кто-либо порочил Ибн Хузейму, потому что у него есть "Книга единобожия", которая переполнена защитой единобожия Господа миров, подтверждением различных видов совершенства в Его именах и качествах, величественнен Он и возвышен, и святы Его имена.
Теперь, если (признанный шейх) совершил ошибку в подобных вопросах, то как к этому относиться?
Чтобы выстроить правильное отношение, нужно посмотреть на его согласие с нами в основе религии, на его соответствие Сунне, помощь единобожию, распространение полезных знаний, призыв к прямому пути и тому подобные общие основы. Ему делается наставление, и, может быть, даже опровержение. Однако не годится его порочить так, чтобы он стал полностью забракованным. Таким был манхадж имамов (недждийского) призыва в подобных вопросах, как это известно".
Сл. "Аль-Фатва байна мусаяра аль-ахва уа мутабака аш-шар'".