7-ая глава
«Глава о глубокой убежденности (йакъин) и уповании (тауаккуль)»
Аллах Всевышний сказал: «Когда верующие увидели полчища, они сказали: "Это - то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду". Это приумножило в них лишь веру и покорность». Сура аль-Ахзаб, аят 22.
А также: «Люди сказали им: "Народ собрался против вас. Побойтесь же их". Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: "Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!" Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью». Сура али ’Имран, аяты 173-174.
А также: «Уповай на Живого, Который не умирает». Сура аль-Фуркан, аят 58.
А также: «Пусть же верующие уповают только на Аллаха!». Сура Ибрахим, аят 11.
А также: «Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха». Сура али ’Имран, аят 159.
А также: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». Сура ат-Талякъ, аят 3.
А также: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа». Сура аль-Анфаль, аят 2.
Автор книги объединил в одной главе глубокую убежденность (йакъин) и упование (тауаккуль), ибо упование является плодом глубокой убежденности!
Глубокая убежденность (йакъин) ― это непоколебимая вера и стойкость. Человек, который глубоко убежден, будто бы видит своими глазами то, о чем сообщают Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Глубокая убежденность – это вера, при которой у человека не возникает даже мельчайших сомнений. Это и есть высочайшая степень веры (имана)!
Такая убежденность приносит великие плоды, к которым относится и упование (тауаккуль) на Аллаха Всевышнего.
Упование (тауаккуль) заключается в том, что человек опирается на Аллаха Всевышнего внешне и внутренне в том, что касается получения пользы и отведения вреда.
Затем автор, да смилуется над ним Аллах, упомянул некоторые аяты.
Аллах Всевышний сказал: «Когда верующие увидели полчища, они сказали: "Это - то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду". Это приумножило в них лишь веру и покорность». Сура аль-Ахзаб, аят 22.
«
Когда верующие увидели полчища…» ― речь идет о многочисленных племенах, которые собрались для того, чтобы воевать против посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Их набралось около десяти тысяч воинов, которые взяли в осаду Медину.
Это было большим испытанием для сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Аллах Всевышний сказал, описывая их состояние: «
Вот они напали на вас сверху и снизу, и тогда взоры замерли, сердца достигли горла, и вы стали делать предположения об Аллахе. Там верующие подверглись испытанию и сильному потрясению».
Сура аль-Ахзаб, аяты 10-11.
Когда случилось это испытание, люди разделились на две группы:
Первая группа, о которой сказал Аллах: «
Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: "Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением"».
Сура аль-Ахзаб, аят 12. Лицемерами являются те, кто внешне показывают себя верующими, скрывая свое неверие.
«
…и те, чьи сердца поражены недугом» ― речь идет о верующих, имеющих недостатки в своей убежденности.
Лицемеры и верующие со слабой убежденностью сказали: «
Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением». То есть: как Мухаммад говорит, что мы завоюем земли Хосроя, земли Цезаря, земли Йемена, когда сейчас мы окружены этими полчищами?!
Вторая группа – верующие, о которых сказал Аллах Всевышний: «
Когда верующие увидели полчища, они сказали: "Это - то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду"».
Сура аль-Ахзаб, аят 22. Это предел убежденности! В такой тяжелый момент они остались твердыми и убежденными в своей вере, в отличие от тех, чье упование и убежденность были слабыми.
Когда таких слабых верующих постигают трудности, у них все переворачивается. Аллах Всевышний сказал: «
Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани (
между верой и неверием).
Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!».
Сура аль-Хадж, аят 11.
Таково положение многих людей! Когда у них все хорошо, они спокойны. Но если вдруг их постигает испытание, у них все переворачивается, и может даже дойти до вероотступничества.
فنسأل الله مُقَلِّب القلوب أن يُثَبت قلوبنا على طاعته، و أن يرزقنا الاستقامة على دينه و الثبات عليه
Мы просим Аллаха, Переворачивающего сердца, чтобы Он укрепил наши сердца в покорности Ему, даровал нам возможность постоянно придерживаться Его религии и быть твердыми на этом.
Также Аллах Всевышний сказал: «Люди сказали им: "Народ собрался против вас. Побойтесь же их". Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: "Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!". Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью». Сура али ’Имран, аяты 173-174.
Этот аят был ниспослан о сподвижниках, да будет доволен ими Аллаха, и о том, что случилось с ними во время битвы Ухуд. Их постигли многочисленные раны и смерть некоторых сподвижников. И после всех этих тягот, им вдруг сообщили, что Абу Суфьян имеет твердое намерение добить мусульман, и даже собрал для этого людей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал сподвижников выйти навстречу отряду Абу Суфьяна и сразиться с ним.
Сподвижники ответили Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, несмотря на все те раны, которые их постигли.
А ведь среди них на тот момент было убито семьдесят человек.
Аллах Всевышний сказал: «
Они ответили Аллаху и Посланнику после того, как им нанесли ранение. Тем из них, которые вершили добро и были богобоязненны, уготована великая награда. Люди сказали им: "Народ собрался против вас. Побойтесь же их". Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: "Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!"».
Сура али ’Имран, аяты 172-173.
Люди начали говорить сподвижникам: «
Бойтесь этих людей, ибо они собрались, чтобы убить вас». Однако это только увеличило их веру, ибо положение верующего таково, что его вера усиливается по мере того, как усиливаются испытания. Ведь, он верит, что победа приходит с терпением, просвет наступает после печали, а за каждой тягостью наступает облегчение!
Аллах Всевышний помогает тем, кто рассчитывает и ждет Его помощи. Он – самый Щедрый из щедрейших и самый Великодушный из великодушных! Если человек искренне обращается к Нему за помощью, Аллах помогает ему. Но проблема в самом человеке, который зачастую отворачивается от Аллаха Всевышнего, начиная уповать на внешние причины.
Аллах Всевышний сказал: «
Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью».
Сура али ’Имран, аят 174. То есть, сподвижники вернулись домой, так как Абу Суфьян не стал сражаться.
А после этого Аллах говорит: «
Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими».
Сура али ’Имран, аят 175.
Шайтан пугает верующих своими помощниками, бросая в сердца верующих страх перед ними.
Шайтан приходит к верующему и говорит: «
Остерегайся того, чтобы говорить о таком-то человеке, ибо из-за этого тебя могут посадить в тюрьму», пугая верующего таким способом. Но верующий не должен бояться помощников шайтана, ибо Аллах Всевышний сказал: «
Посему сражайтесь с помощниками сатаны. Воистину, козни сатаны слабы».
Сура ан-Ниса, аят 76.
Также Аллах Всевышний сказал: «Уповай на Живого, Который не умирает». Сура аль-Фуркан, аят 58.
То есть: уповай на Аллаха Всевышнего! Полагайся на Него во всех своих делах: малых и больших. Ведь, если Аллах Всевышний облегчит тебе дело, оно станет легким.
«
…Который не умирает» ― в этих словах указание на то, что Господу не присуще такое понятие как смерть. Аллах Всевышний сказал: «
Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием».
Сура ар-Рахман, аяты 26-27. Аллах Всевышний не умирает, ибо Он обладает совершенной жизнью. Он – Первый и не было ничего до Него, Он – Последний и не будет ничего после него.
Также Аллах Всевышний не спит, как сказано в аяте: «
Аллах - нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон».
Сура аль-Бакара, аят 255. Что же касается людей и джиннов, то они спят и умирают. Аллах Всевышний не нуждается в сне.
Также Аллах Всевышний сказал: «
Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его».
Сура ат-Талякъ, аят 3.
Если будешь уповать на Аллаха, то тебе будет Его достаточно во всех делах. Если же будешь уповать на кого-то, помимо Него, Он вверит тебя этому человеку, и тогда ты останешься беспомощным.
Также Аллах Всевышний сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа». Сура аль-Анфаль, аят 2.
«
…при упоминании Аллаха…» ― то есть, при упоминании Его величия, могущества и власти сердца верующих испытывают страх. Передается о некоторых саляфах то, что их повергала болезнь, когда им читали аяты, содержащие устрашение. Что же касается нас, то сердца наши жесткие.
Просим Аллаха смягчить наши сердца! Поистине, когда нам читают аяты, содержащие устрашение, мы ничего не чувствуем, кроме тех, над кем смилостивился Аллах.
Что же касается истинных верующих, то их сердца испытывают страх при упоминании Аллаха! Когда некоторым из саляфов говорили: «
Бойся Аллаха», они начинали дрожать и роняли то, что держали в руках.
«
…вера которых усиливается, когда им читают Его аяты …» ― когда они слышат речь Аллаха Всевышнего, вера их усиливается с двух сторон:
Во-первых, увеличивается их принятие на веру того, о чем сообщил Аллах из скрытых вещей.
Во-вторых, они принимают постановления (ахкамы) Аллаха. Они подчиняются Его приказам и сторонятся того, что Он запретил, желая приблизиться к Нему и испытывая страх.
Если ты видишь, что твоя вера увеличивается при чтении тебе Корана, это является признаком того, что Аллах оказывает тебе поддержку (тауфикъ).
Если же тебе читают Коран, но он не оказывает на тебя никакого влияния, тебе нужно приступить к лечению своей души! Поистине, если Коран не приносит пользу твоему сердцу, значит оно – черствое и больное!
Ты, о брат мой, должен стать лекарем своей души! Лечи свою душу, а иначе наступит такая смерть, после которой нет жизни. Это – смерть твоего сердца!
«
…которые уповают на своего Господа» ― то есть: они уповают только на своего Господа.
نسأل الله أن يجعلنا وإياكم منهم بمنِّه وكرمه، إنه جواد كريم
[/arabic]