Вера в предопределение
Разъяснение (шарх)
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Вера в предопределение является шестым столпом из столпов веры (имана).
Однажды, Джибриль, мир ему, пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «
Расскажи мне о вере?». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы ты уверовал в предопределённость как хорошего, так и дурного».
Муслим, 8.
Аллах Всевышний сказал: «
Он сотворил всякую вещь и предопределил её».
Сура аль-Фуркъан, аят 2.
А также: «
Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению».
Сура аль-Къамар, аят 49.
Всякая вещь предопределена:
Во-первых, Аллах Всевышний знал, что она появится.
Во-вторых, Он записал это в Хранимой Скрижали.
В-третьих, Он пожелал, чтобы она случилась в определенное время.
В-четвертых, Он сотворил её.
Аллах Всевышний сказал о дожде: «
И ниспосылаем Мы его только в известной мере».
Сура аль-Хиджр, аят 21.
То есть, объемы пролитого дождя заранее предопределены, известно место, куда он прольется, известно время, когда он прольется. Аллах Всевышний знает об этом.
Какая бы вещь ни существовала, Аллах Всевышний знал о ней, сотворил её и предопределил. Не появилась никакая вещь без того, что она была предопределена еще до своего появления. Всякая вещь была предопределена, записана в Хранимой Скрижали, а затем Аллах Всевышний пожелал, чтобы она появилась, и сотворил её.
В вопросе веры в предопределение заблудились и ошиблись умы тех, кто не смотрел в аяты Корана и пророческие хадисы. Они положились только на свой разум и мысли, и погрузились в этот вопрос вслепую. А Аллах Всевышний повел прямым путем приверженцев сунны, и они уверовали в предопределение именно так, как желал Аллах. Они уверовали именно так, как обязали их шариатские тексты, и таково положение приверженцев сунны во всех вопросах вероубеждения.
Изучение предопределения включает в себя много вопросов, которые необходимо разобрать.
Вера в предопределение обязательна для каждого верующего, ибо вера в предопределение является одним из столпов веры.
1. Этапы предопределения
Вера в предопределение включает веру в четыре его этапа:
Во-первых, ты должен верить в то, что Аллах Всевышний всегда знал то, что было, и то, что будет. Аллах Всевышний сказал: «
Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании».
Сура аль-Ан’ам, аят 59.
А также: «
Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше - Он всегда с ними, где бы они ни были».
Сура аль-Муджадаля, аят 7.
А также: «
Несомненно, Аллах знает то, что вы утаиваете, и то, что вы обнародуете».
Сура ан-Нахль, аят 23.
А также: «
Аллаху известно о том, что в груди».
Сура али ’Имран, аят 154.
А также: «
Он знает о том, что на небесах и на земле».
Сура али ’Имран, аят 29.
А также: «
Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах».
Сура али ’Имран, аят 5.
Аллах Всевышний знает о том, что было; знает о том, что будет; знает, каким бы было то, чего сейчас нет, если бы оно было. Знание Аллаха Всевышнего объяло всякую вещь. Он знает о прошлом, о настоящем и о будущем.
Во-вторых, ты должен верить и быть убежденным в том, что Аллах Всевышний записал в Хранимой Скрижали (ляух аль-махфуз) всё, что произойдет и появится.
Хранимая Скрижаль – это сотворенная скрижаль, размеры и образ которой неизвестны никому, кроме Аллаха Всевышнего. Она у Аллаха Всевышнего, а мы верим в неё.
В хадисе сказано: «
Первым из того, что сотворил Аллах Всевышний, было Перо. После этого Он сказал Перу: "Пиши!". Перо ответило: "Что мне писать?". Аллах сказал: "Пиши всё то, что будет до Судного Дня"».
Абу Дауд, 4700; ат-Тирмизи, 2155, 3319; Ахмад, 5/317; аль-Аджурри в «аш-Шари’а», стр. 177; ат-Табарани в «Муснад аш-Шамийин», 58; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 10/204.
В другом хадисе сказано: «
Аллах записал предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до того, как Он создал небеса и землю, а Трон Его (находился) над водой».
Муслим, 2653.
После этого возникает вопрос, что же было сотворено раньше: Трон (’арш) или Перо (къалям)?
Первая группа ученых сказала, что Трон был сотворен раньше Пера.
Вторая группа ученых сказала, что Перо было сотворено раньше Трона.
Третья группа ученых разъяснила этот вопрос подробнее, в частности, ибн уль-Къаййим, да помилует его Аллах, сказал:
«Люди разногласят относительно Пера, посредством которого
Было записано предопределение от Всевышнего Судьи.
Было ли Перо до Трона, или появилось после него?
По этому поводу два мнения у Абу-ль-’Аля аль-Хамазани.
Но правильно то, что Трон был сотворен раньше, ибо
Он уже существовал до того, как Перо записало.
А Перо появилось вслед за Троном,
Появилось спустя короткое время»
Это куплеты из известного стихотворения ибн уль-Къаййима «ан-Нуния»
Мнение ибн уль-Къаййма верное, ибо в хадисе сказано: «
Аллах записал предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до того, как Он создал небеса и землю, а Трон Его (находился) над водой».
Муслим, 2653.
В-третьих, ты должен верить в то, что Аллах Всевышний пожелал то, что произошло.
Всякая вещь случается только по желанию Аллаха Всевышнего. В Его царстве не случается того, что Он не желает. Аллах Всевышний сказал: «
Он вершит то, что пожелает».
Сура аль-Бурудж, аят 16.
А также: «
Воистину, Аллах поступает так, как пожелает».
Сура аль-Хадж, аят 18.
А также: «
Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров».
Сура ат-Такуир, аят 29.
А также: «
Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает».
Сура аль-Бакара, аят 253.
Каждая вещь происходит только потому, что её пожелал Аллах Всевышний, и это после того, как Он знал об этом и записал это в Хранимой Скрижали.
В-четвертых, ты должен верить в то, что Аллах Всевышний сотворил всякую вещь.
Аллах Всевышний сказал: «
Аллах - Творец всякой вещи. Он - Попечитель и Хранитель всякой вещи».
Сура аз-Зумар, аят 62.
А также: «
Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».
Сура ас-Саффат, аят 96.
Следовательно, у предопределения есть четыре этапа, в каждый из которых мы обязаны верить.
Во-первых, Аллах Всевышний знал обо всем, что произойдет.
Во-вторых, Аллах Всевышний записал всё то, что произойдет, в Хранимой Скрижали.
В-третьих, Аллах Всевышний пожелал, чтобы случилось то, что случилось.
В-четвертых, Аллах Всевышний сотворил всякую вещь.
Кто отрицает хотя бы один из этих этапов предопределения, тот не является верующим в предопределение.
2. Заблудшие течения в вопросах предопределения
В вопросах предопределения приверженцам сунны противоречат две группы: къадариты и джабриты.
1 — Къадариты (
это те, которые отрицают предопределение).
Первыми из тех, кто отрицал предопределение, были ’Амр ибн ’Убейд и Уасыль ибн ’Ата. Иначе говоря, эти люди были основоположниками му’тазилитов. Они заявили, что человек сам создает свои поступки, а Аллах ничего не предопределяет. По их мнению, раб сам создает свои поступки, то есть от желания и воли Аллаха Всевышнего ничего не зависит.
Получается, что раб сам создает свои деяния, и этим самым они как будто бы утвердили других творцов помимо Аллаха Всевышнего. Но на самом деле только Аллах Всевышний является Творцом, а всё остальное, помимо Него, - это творения.
Они будто бы говорят: ″
Помимо Аллаха есть еще творцы, а именно люди, которые творят свои дела″.
Это является многобожием (ширком), и именно поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о них: «
Къадариты являются огнепоклонниками этой общины».
Абу Дауд, 4691; ат-Табарани в ″аль-Аусат″, 3/65; аль-Хаким, 1/159; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 10/203.
Ведь, они заявляют о наличии других творцов наряду с Аллахом. И точно так же, огнепоклонники говорили, что у этого бытия два творца: свет, который творит добро, и мрак, который творит зло. Именно в этом и заключается многобожие къадаритов.
2 — Джабриты.
К этой группе относились последователи Джахма ибн Сафуана. Они говорили, что у раба нет никакого выбора и нет никакой воли. То есть, раб принужден к тому, что делает, и у нет никакого выбора. По их словам, раб подобен перу, подгоняемому ветром, когда у пера нет никакого выбора, и оно движется туда, куда дует ветер.
Но
приверженцы сунны находятся посередине меж двух этих групп и говорят, что каждая вещь происходит по предопределению Аллаха Всевышнего. Действия людей тоже происходят по предопределению Аллаха. Деяния рабов сотворены Аллахом.
Но в то же время, раб совершает эти деяния по своему выбору и желанию. У человека есть желание и есть выбор. Но действия рабов не происходят без воли Аллаха, как говорят къадариты. Также рабы не принуждены к этим действиям, как говорят джабриты. Человек совершает деяния по своему выбору и желанию.
Именно поэтому, человек получает награду за совершение благого и наказывается за совершение дурного. Если бы человек был принужден к деяниям, то его бы не наказывали. Как человек может быть наказан за деяние, к которому он был принужден и не желал его совершать?
Поэтому, Аллах Всевышний не будет наказывать сумасшедшего, у которого не было своей воли. Также Аллах Всевышний не будет наказывать принужденного, которого заставили что-то совершить, ибо у него не было выбора. Также Аллах Всевышний не будет спрашивать спящего, так как во время сна человек неспособен мыслить. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Перо поднято от троих (
то есть, не записывают ангелы им грехи):
от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от сумасшедшего, пока его разум не восстановится».
Ибн Маджах, 2045; ибн Хиббан, 143; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 11141; аль-Бейхакъи в «аль-Кубра», 8/264; аль-Хаким, 1/258.
И это по той причине, что у этих троих нет желания и воли что-либо совершить.
Если же у человека есть воля, желание и выбор, он получит награду за подчинение Аллаху и будет наказан за ослушание. Аллах Всевышний сказал: «
Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз…».
Сура аль-Бакара, аят 277. В этом аяте Аллах Всевышний сказал: «
…тем, которые уверовали и вершили праведные деяния…», то есть приписал праведные деяния к этим людям.
В другом аяте сказано: «
Поистине, тем, которые не уверовали…».
Сура аль-Бакара, аят 6. В этом аяте также неверие приписано к людям, ибо они впали в него из-за своих поступков и по своей воле.
Определенное событие со стороны самого поступка является действием раба, но со стороны предопределения, это событие предопределено Аллахом. Доказательство этому в словах Всевышнего: «
…тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров».
Сура ат-Такуир, аяты 28-29.
«
…тем из вас, кто желает следовать прямым путем…» — в этих словах опровержение джабритам, которые отрицают то, что у раба есть желание. Но эти слова указывают на то, что человек встает на прямой путь по своему желанию.
«
Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» — в этих словах опровержение къадаритам, которые говорят, что желание раба не связано с желанием Аллаха. Следовательно, в этих аятах содержится опровержение сразу двум заблудшим группам.
В этих аятах утверждение убеждений приверженцев сунны, которые говорят, что подчинение Аллаху и ослушание – это выбор рабов, хотя он и предопределен Аллахом. Люди совершают свои поступки по своему выбору и желанию. Поэтому, разумный непринужденный человек может совершить определенное действие, а может и оставить его. Он может совершить намаз, раздать милостыню, совершать джихад на пути Аллаха, но может и оставить намаз, милостыню и джихад. То есть, человек способен совершить определенное действие, но способен и оставить его.
Например, человек совершает прелюбодеяние, распивает спиртное, занимается ростовщичеством. Этот человек совершает эти грехи по своему выбору, хотя он может оставить эти запретные поступки. То есть, человек делает все эти поступки по своему выбору и желанию. И каждый человек понимает это.
А, ведь, сами джабриты не применяют свое вероубеждение во всех ситуациях. Например, кто-нибудь ударит джабрита или убьет его, разве они не будут требовать мести и наказания?! Как же они могут просить наказания, когда сами говорят, что человек принужден к совершению деяний и не имеет выбора?! Это противоречия в их убеждениях. Суть в том, что их скверная идеология не применяется ими в реальной жизни.
Таков результат того, что человек опирается на собственные мысли и испорченный разум, отворачиваясь от Книги Аллаха и сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
3. Плоды веры в предопределение
У веры в предопределение много великих плодов.
1 — Если человек верит в предопределение, его вера во все шесть столпов становится полной. Если же человек отрицает предопределение, получается, что он не верит в один из столпов веры. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил нам суть веры, сказав: «
Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы ты уверовал в предопределённость как хорошего, так и дурного».
Муслим, 8.
2 — Посредством веры в предопределение человек продолжает идти дальше и не поддается опасению и страху. Человек знает, что случится лишь то, что предопределил Аллах Всевышний.
Аллах Всевышний поведал нам о состоянии лицемеров в день Ухуда: «
Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: "Если бы они послушались нас, то не были бы убиты". Скажи: "Отвратите смерть от себя, если вы говорите правду"».
Сура али ’Имран, аят 168.
Но на самом то деле, нахождение дома не отвращает смерть, и выход на сражение не всегда влечет за собой смерть. Это всего лишь причины, а случится лишь то, что предопределил Аллах Всевышний.
Сколько людей участвовали в битвах, а затем возвращались домой живыми и здоровыми! Например, Халид ибн Уалид, да будет доволен им Аллах, перед смертью сказал: «
Нет на моем теле места размером в пядь, где бы не было следов от раны или удара».
См. «Сияр», 1/382.
Он мечтал умереть во время сражения, участвовал в великих битвах, но Аллах не предопределил ему такой смерти.
Вера в предопределение побуждает человека быть смелым, идти вперед и уповать на Аллаха Всевышнего.
Аллах Всевышний сказал: «
Скажи: "Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь"».
Сура али ’Имран, аят 154.
А также: «
Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведенных башнях».
Сура ан-Ниса, аят 78.
3 — Если человека, верующего в предопределение, постигают беды, он не тревожится. Такая вера облегчает человеку несчастия и он не тревожится, не бьет себя по лицу, не рвет на себе одежду, не призывает призывом джахилии [
джахилия – это то, что было до Ислама]. Человек терпит и надеется на награду Аллаха Всевышнего.
Аллах Всевышний сказал: «
Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: "Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся". Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем».
Сура аль-Бакара, аяты 155-157.
И как сказано в хадисе: «
Если же с тобой что-то случилось, то не говори: ″Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то″. Скажи лишь: ″Это предопределил Аллах и Он сделал так, как Ему было угодно″, поскольку если бы открывает возможность для козней Шайтана».
Муслим, 2664.