Глава о человеке, который совершает большое омовение в купальне, находясь в состоянии полового осквернения.
29 — Ибн Аббас рассказал о том, что однажды какой-то человек спросил его: «Что ты скажешь о воде из раковин в купальне (хаммам) [1], где совершают большое омовение люди, ведь среди них есть и те, кто находится в состоянии полового осквернения?» Тогда Ибн Аббас ответил: «Поистине, воду ничего не оскверняет». Этот асар передали ат-Табари в «Тахзиб аль-Асар», 1040 по цепочке от Яхъи ибн Убейда от ибн Аббаса.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1] — Хаммам — помещение, оборудованное для мытья тела кипяченой водой. В своей основе это слово означает горячую воду. См. «Аун аль-Маъбуд Шарх Сунан Аби Дауд» Абу Таййаба Азимабади — прим. переводчика (Дамир Хайруддин)
30 — Передается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды увидел кровь на своей одежде. Он смыл ее, однако на одежде остался черный след от крови. Тогда он попросил принести ему ножницы и вырезал это место. Передал Ибн Аби Шейба, 1/198 по цепочке от Нафи‘ от ибн ‘Умара. А также ибн уль-Мунзир, 2/148.
31 — Передается, что Са‘ид ибн Джубейр сказал: «Некоторые матери правоверных отмывали кровь со своей одежды, если она текла». Передал Ибн Аби Шейба, 1/197 по цепочке от Абу Хашима от Са‘ида ибн Джубейра.
32 — Передается, что если Ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, во время намаза видел на своей одежде кровь, то он уходил, чтобы смыть ее, а затем возвращался и совершал оставшуюся часть молитвы. Передал ибн уль-Мунзир в «аль-Аусат», 2/163 по цепочке от ибн Шихаба от Салима ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Умара от его отца.
Глава о разногласии сподвижников относительно количества крови, из-за которой следует повторить намаз
33 — Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Если кровь течет обильно, то следует повторить намаз. Если же ее немного, то повторять намаз не нужно». Передал ибн уль-Мунзир, 2/152 по цепочке от ‘Аммара от ибн ‘Аббаса.
34 — Передается, что Ма‘мар сказал: «Я спросил аз-Зухри: «(Что ты скажешь о) человеке, который видит на своей одежде кровь, при чем не важно много ее или мало?» Он ответил: «Салим мне сообщил, что Ибн ‘Умар прерывал намаз независимо от того, много было крови или мало, а затем совершал оставшуюся часть молитвы. Если же (во время этого перерыва) он разговаривал, то повторял намаз заново». Передали Абду-р-Разакъ в «аль-Мусаннаф», 1/372; ибн уль-Мунзир, 1/154.
Глава о том, кто наступил на размокшую глину или грязную землю
35 — Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Не нужно совершать омовение тому, кто наступил на грязь». Передал ибн уль-Мунзир, 1/171.
36 — Передается, что Бакр ибн Абдуллах аль-Музани сказал: «Я видел, как Ибн Умар совершил малое омовение в Мине. Затем он вышел босиком, наступая по дороге на все без разбора. После этого он вошел в мечеть и помолился, не совершив малое омовение». Передали ибн уль-Мунзир, 1/172; Абду-р-Разакъ в «аль-Мусаннаф», 1/31.
Глава о том, кто наступил на экскременты
37 — Передается, что Яхья ибн Уассаб сказал: «Ибн Аббаса спросили о человеке, который по дороге на намаз наступил на экскременты. Он ответил:«Если экскременты жидкие, то он смывает их с того места, на которое они попали. Если же сухие, то они не повредят ему». Передал Ибн Аби Шейба, 1/55 по цепочке от А‘маша от Йахъи ибн Уассаба.
38 — Йахъя ибн ‘Абду-р-Рахман ибн Хатыб передал от своего отца, что однажды, находясь в пути, Умар, да будет доволен им Аллах, попал в состояние полового осквернения. Когда наступило утро, он спросил: «Как вы считаете, доберемся ли мы до воды до восхода солнца?» Люди ответили: «Да», — после чего все стали двигаться быстрее, чтобы успеть. (Добравшись до воды,) Умар совершил большое омовение и начал мыть те места на одежде, где он видел следы от полового осквернения. Тогда Амр ибн аль-Ас сказал ему: «А почему бы тебе не надеть другую одежду и не помолиться в ней?» На что Умар ответил: «Я-то могу найти другую одежду, а вот сможет ли ее найти любой другой человек? Если бы я поступил так, как ты говоришь, то это стало бы обычаем (сунна), однако я смываю то, что вижу, и брызгаю на то, что не вижу». Передали ибн уль-Мунзир, 1/157; Абду-р-Разакъ в «аль-Мусаннаф», 1/370.
39 — Передается, что Айшу, да будет доволен ею Аллах, спросили об одежде, на которую попало семя от полового осквернения. Она ответила: «Если ты видишь его, то смой, а если не видишь, то обрызгай это место водой». Передал ибн уль-Мунзир, 1/157.
40 — Передается, что Са‘ад ибн Аби Уаккас соскребал семя со своей одежды. Передали Ибн Аби Шейба, 1/84; ибн уль-Мунзир, 1/159.
41 — Передается, что Джаляба ибн Сухейм сказал: «Я спросил ‘Умара о семени, которое попало на одежду. Он ответил:"Обрызгай ее водой!"» Передал ат-Тахауи в «Ма‘ани аль-Асар», 1/53.
42 — Передается, что Тальха ибн ‘Абдуллах ибн ‘Ауф рассказал, что слышал, как Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если ты узнал, что поллюция произошла в твою одежду, и ты не находишь следы от нее, то вымой всю одежду! Если же ты сомневаешься, попало что-то на одежду или нет, то обрызгай свою одежду водой!» Передали ‘Абду-р-Разакъ, 1/369; ибн аби Шейба, 1/82; аль-Бейхакъи, 2/406; ибн уль-Мунзир, 2/162.
43 — Передается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Если на одежду попало что-то в результате полового осквернения, и человек видит следы от этого на своей одежде, то пусть он вымоет это место на одежде и не моет остальную часть одежды. Если же он не обнаружит следы от полового осквернения, однако знает, что они попали на нее, то пусть вымоет всю одежду!» Передали ибн Аби Шейба, 1/83; ибн уль-Мунзир, 2/162.
44 — Передается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал о семени, которое попадает на одежду: «Поистине, оно занимает то же место, что мокрота и слюна. Удали его душистой травой или тряпкой!» Сообщение является хорошим (хасан). Его передали ибн Аби Шейба, 1/85; ад-Даракъутни, 1/125.
45 — Передается, что Анаса, да будет доволен им Аллах, спросили о человеке, который попал в состояние полового осквернения в своей одежде, и он не видит на ней следы от семени. Он ответил: «Пусть вымоет всю одежду!» Передали ибн Аби Шейба, 1/82; ат-Тахауи в «Ма‘ани аль-Асар», 1/53.
46 — Передается, что ‘Абд уль-Малик ибн ‘Умейр сказал: «Когда я находился у Джабира ибн Самуры, ему задали вопрос о мужчине, совершающем намаз в той же одежде, в которой он вступает в интимные отношения со своей женой. Он ответил:"Молись в ней! Если же увидишь на одежде что-то, то вымой ее, а не брызгай водой, ведь от обрызгивания она лишь портится"». Передали ат-Тахауи в «Ма‘ани аль-Асар», 1/53; ибн уль-Мунзир, 2/157.
47 — Передается, что Хаммам ибн аль-Харис сказал: «Однажды у ‘Айши, да будет доволен ею Аллах, остановился гость, и она велела передать ему желтую накидку. Гость заснул в этой накидке, а ночью у него произошла поллюция. Проснувшись, он постеснялся отдать ей эту накидку обратно со следами поллюции, поэтому он вымыл ее водой, а затем вернул. Увидев выстиранную накидку, ‘Айша сказала:"Зачем он испортил нашу одежду?! Ему было достаточно соскрести семя пальцами. Бывало так, что я соскребала пальцами семя с одежды посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха"». Передал ат-Тирмизи, 116.
48 — Афлях ибн Хумейд передал, что его отец сказал: «Однажды мы остановились на ночевку вместе с ибн ‘Умаром в местечке аль-Абуа. Совершив рассветный намаз, мы двинулись в путь. Когда наступил день, я сказал Ибн Умару: "Я совершил намаз в своей накидке (изар), хотя на ней были следы от ночной поллюции, но я не смыл их". Тогда ибн ‘Умар остановился и ответил: "Слезь и сними свой изар! Соверши два ракаата, затем произнеси призыв на молитву (икамат), после чего соверши рассветный намаз!" И тогда я поступил именно так, как он сказал». Передал ибн Уахб в «аль-Мудаууана», 1/129.
49 — Передается, что относительно кошки ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Она является обитателем (или: частью) дома». Передали Абу ‘Убейд в «ат-Тухур», 224; ибн аби Шейба, 1/31 по цепочке от ‘Икримы от ибн ‘Аббаса.
50 — Передается, что относительно кошки ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Воистину, это животное, которое привязано к своему дому». Передали Абу ‘Убейд в «ат-Тухур», 225; ибн уль-Мунзир, 1/302 по цепочке от Нафи‘а от ибн ‘Умара.
51 — Передается, что Маймуна ибн Михрана спросили о воде, оставшейся после питья кошки. Он ответил: «Абу Хурейра не видел в этом ничего дурного. Бывало, он обходился тем же сосудом для омовения, из которого лакала кошка, говоря: "Она относится к домочадцам"». Передали Абу ‘Убейд в «ат-Тухур», 222; ибн уль-Мунзир, 1/302.
52 — Абу Гъалиб рассказал, что слышал, как Абу Умама говорил: «Кошка является частью дома». Это сообщение является хорошим (хасан). Передали ибн Аби Шейба, 1/32; ибн уль-Мунзир, 1/302.
53 — Хумейда бинт ‘Убейд передала от своей тети со стороны матери Кабши бинт Кааб ибн Малик, которая была замужем за Абу Катадой аль-Ансари, что однажды Абу Катада зашел к ней, и она налила ему воду для омовения. В этот момент пришла кошка, чтобы попить воды. Тогда Абу Катада нагнул к ней сосуд (в который была налита вода для омовения), чтобы кошка напилась из него. Далее Кабша сказала: «Он увидел, как я смотрю на него, и спросил: "Ты удивлена, о дочь моего брата?" Я ответила, что да. Тогда он сказал: «Поистине, посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говорил: "Кошка не является чем-то нечистым. Воистину, она относится к числу тех, кто ходит вокруг вас"». Передали Малик в «аль-Муватта», 1/23; ибн Маджах, 1/367.
54 — Передается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет ничего дурного в воде, оставшейся после питья кошки». Это сообщение является хорошим (хасан). У него три пути передачи. Во-первых, его передают Мусаддад в своей книге «Муснад», 1/59; ибн уль-Мунзир, 1/302 по цепочке от аль-Хасана ибн ‘Али от ‘Али ибн Аби Талиба. Во-вторых, его передают аль-Бухари в «ат-Тарих», 7/57; аль-Хатыб в «аль-Муттафакъ», 1296 по цепочке от ‘Ауфа ибн Малика от ‘Али ибн Аби Талиба. В-третьих, его передает ад-Даракъутни, 1/70 по цепочке от Джа‘фара ибн Мухаммада от своего отца от ‘Али ибн Аби Талиба.
55 — Передается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, считал нежелательным использовать воду, оставшуюся после питья кошки. Передали Абу ‘Убейд в «ат-Тухур», 230; ‘Абду-р-Разакъ, 1/98; ибн уль-Мунзир, 1/299 по цепочке от Нафи‘а от ибн ‘Умара.
56 — Передается, что Абу Хурейру, да будет доволен им Аллах, спросили о посуде, которую облизала кошка. Он ответил: «Вымойте ее один раз, а потом лейте из неё воду для омовения». Передали ‘Абду-р-Разакъ, 1/99; ад-Даракъутни, 1/67; ибн уль-Мунзир, 1/300 по цепочке от ибн Сирина от Абу Хурейры.
Глава о воде, оставшейся после питья осла, мула или лошади
57 — Передается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, не видел ничего дурного в воде, оставшейся после питья лошади. Передали ибн уль-Мунзир, 1/313; ибн Аби Шейба, 1/30 по цепочке от Нафи‘а от ибн ‘Умара.
58 — Передается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, считал нежелательным совершать омовение водой, оставшейся после питья осла, собаки или кошки. Передали Абу ‘Убейд в «ат-Тухур», 240; ‘Абду-р-Разакъ, 1/105; ибн уль-Мунзир, 1/309 по цепочке от Нафи‘а от ибн ‘Умара.
Глава о воде, оставшейся после питья диких животных
59 — Передается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, отправился в путь с группой всадников, среди которых находился ‘Амр ибн аль-‘Ас. Когда они добрались до водоема, ‘Амр ибн аль-‘Ас спросил: «О, хозяин водоема, приходят ли к тебе на водопой звери?» Услышав это, Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О, хозяин водоема, не отвечай нам! Ведь мы пьем после диких животных, и они пьют после нас». Данное сообщение является хорошим (хасан). Передал имам Малик в «аль-Муватта», 1/23 по цепочке от Йахъи ибн ‘Абду-р-Рахмана ибн Хатыба от ‘Умара. Что касается Йахъи ибн ‘Абду-р-Рахмана, то он не застал ‘Умара. У этого сообщения также есть другая слабая цепочка. По ней данное сообщение передает Абу ‘Убейд в «ат-Тухур», 236.
60 — Хабиб ибн Шихаб передал, что его отец рассказал о том, спросил Абу Хурейру: «Каково твое мнение о водоеме, где поят верблюдов и утоляют жажду звери, лакают собаки и пьют ослы? Могу ли я совершать омовение этой водой?» На что он ответил: «Ничто не делает воду запретной». Передали Абу ‘Убейд в «ат-Тухур», 238; ибн уль-Мунзир, 1/310.
Предания, в которых сообщается о чистоте шкур животных.
61 — Передается, что аль-Асуад рассказал о том, что спросил ‘Айшу об одежде из меха, и она ответила: «Я надеюсь, что ее дубление будет ее очищением». Передали аль-Бейхакъи, 1/24; ат-Табари в «Тахзиб аль-Асар», 1235; ибн уль-Мунзир, 4/267.
62 — Передается, что Риях ибн аль-Харис рассказал о том, что, однажды, ибн Мас‘уд угощал людей из числа жителей Куфы в Соборной мечети. Он велел подать им питье, после чего сказал: «Это (питье) из бурдюка, сделанного из шкуры одной овцы, которая был у нас и умерла». Тогда люди спросили: «О, сподвижник посланника Аллаха, неужели ты поишь нас водой из мертвечины?» На что ибн Мас‘уд ответил: «Ее очищением является дубление». Передали ибн уль-Мунзир, 2/267; ат-Табари в «Тахзиб аль-Асар», 1232. Сообщение является хорошим (хасан).
63 — Передается, что ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, спросили о шкуре мертвечины, на что он ответил: «Ее очищение состоит в дублении». Сообщение является хорошим (хасан). Его передали ибн уль-Мунзир, 2/266; ‘Абду-р-Разакъ, 1/146.
64 — Муджахид передал, что, однажды, увидев на одном человеке одежду из меха, ибн ‘Умар сказал: «Если бы я знал, что это является чистым, то меня бы порадовало иметь такую же (одежду)». Передали ибн уль-Мунзир, 2/265; ибн Аби Шейба, 8/376.
65 — Передается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал «Однажды, ‘Умар увидел молящегося человека, накинувшего на себя капюшон, внутренняя сторона которого была сделана из шкуры лисы. Он снял его с головы этого человека, сказав: "Откуда ты знаешь, быть может она не очищена?"» Передали ибн Аби Шейба, 2/258; ат-Тахауи в «Мушкиль аль-Асар», 4/265; ибн уль-Мунзир, 2/299 по цепочке от ибн Сирина от Анаса.
Глава о крови жертвенных животных и их внутренностях
66 — Йахъя ибн аль-Джаззар передал, что ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) зарезал жертвенное животное, а затем помолился. При этом во время намаза на его животе остались внутренности и кровь принесенного им в жертву животного. Передали ‘Абду-р-Разакъ в «аль-Амали», 155; а также в «аль-Мусаннаф», 1/125 по цепочке от ибн Сирина от Йахъи ибн аль-Джаззара.
Глава о моче верблюдицы
67 — Абу Миджляз передал: «Я спросил ибн ‘Умара: "Я заставил подняться своего верблюда, который помочился, и его моча попала на меня. Что мне делать?" Он ответил: "Смой ее!" Я сказал: "Но я обрызгал (место попадания мочи) водой так-то и так-то" – имея в виду, что он использовал мало воды. Тогда ибн ‘Умар ответил: "Смой ее!"» Передали ибн Аби Шейба, 1/116; ибн Хазм в «аль-Махалля», 1/180.
Глава о чистоте мускуса
68 — Передается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, умащал покойника мускусом, растирая благовониями его тело. Передали ибн уль-Мунзир, 2/294; ‘Абду-р-Разакъ в «аль-Мусаннаф», 3/414 по цепочке от Нафи‘а от ибн ‘Умара.
Глава о том, что сообщается относительно слюны.
69 — Передается, что Йахъя аль-Бакка спросил ибн ‘Умара: «Жители Куфы говорят, что если слюна попала на твою одежду или тело, то ее следует смыть». Он ответил: «Тогда это было бы для нас обременительно». Затем Йахъя сказал: «Наш шейх аль-Хасан говорит: "Кто утверждает подобное, тот неразумен"». Ибн ‘Умар ответил: «Он прав». Это сообщение является хорошим (хасан). Передал аль-Багъауи в «Муснад ибн аль-Джа‘д», 2992.
70 — Сальман сказал: «Если кто-нибудь из вас чешет свою кожу, то пусть не вытирает это место слюной, потому что слюна не является чистой». Это сообщение является хорошим (хасан). Передал ибн Аби Шейба, 1/139.
Глава об отправлении малой нужды в месте для омовения
71 — Передается, что Имран ибн аль-Хусейн, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кто справляет малую нужду в месте своего омовения (мугътасаль) [1], не очищается». Передали ‘Абду-р-Разакъ, 1/255; ибн Аби Шейба, 1/111; ибн уль-Мунзир, 1/331.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1] — Имам аль-Багауи в «Шарх ас-Сунна» пишет: — Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: «Это запрещено, если у места для омовения нет стока, через который выходит моча и стекает вода. В противном случае, совершающий омовение будет думать, что на него попали брызги мочи, и это вызовет наущения (шайтана)».
72 — Передается, что Абдуллах ибн Мугаффаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Отправление малой нужды в месте для омовения вызывает (в душе) наущения». Передал ибн Аби Шейба, 1/111.
Глава о поворачивании лицом к кибле при отправлении нужды
73 — Передается, что Маруан аль-Асфар сказал: «Я видел, как ибн ‘Умар заставил свою верблюдицу опуститься на колени в направлении киблы, после чего присел и помочился в ее сторону. Я сказал: "О Абу Абдуррахман, разве это не запрещено?" Он ответил: "Конечно! Но этот запрет касается только открытой местности. Если же между тобой и киблой есть какая-то преграда, то в этом нет ничего страшного"». Передал Абу Дауд, 1/11.
Глава об обрызгивании полового органа водой после отправления нужды
74 — Передается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Когда кто-нибудь из вас совершает омовение (после отправления малой нужды), то пусть возьмет пригоршню воды и обрызгает ею свой половой орган. Если же после этого он что-то почувствует (на нем), то пусть скажет: "Это (осталось) от воды"». Передал аль-Мусаддад в «аль-Маталиб», 1/91.
75 — Передается, что Зейд ибн Уахб сказал: «Я видел, что однажды ‘Умар справил малую нужду стоя. При этом он так расставил свои ноги, что я даже сказал: "Это похоже на верблюдицу, которая хочет сесть"». Передали ибн Аби Шейба, 1/123; ибн уль-Мунзир, 1/334 по цепочке от аль-А‘маша от Зейда ибн Уахба. Также через достоверный иснад от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается, что ‘Умар приходил на мусорную свалку и справлял там малую нужду стоя. См. «Муснад аль-Фарукъ» ибн Касира, 10/121.
76 — Передается, что Абу Забьян сказал: «Я видел, как однажды, находясь во дворе куфийской мечети, Али справлял малую нужду стоя, пока не опорожнился». Передал ибн Аби Шейба, 1/123.
77 — Передается, что ‘Абдуллах ибн Динар сказал: «Я видел, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар справлял малую нужду стоя». Передал Малик в «аль-Муватта», 1/65.
78 — Передается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не справлял малую нужду стоя с тех пор, как принял Ислам». Передали ан-Наджад в «Муснад ‘Умар», 23; аль-Баззар в «Кашф аль-Астар», 1/244 по цепочке от Нафи‘а от ибн ‘Умара от ‘Умара.
79 — Передается, что ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не подобает справлять малую нужду стоя». Сообщение является хорошим (хасан). Его передали ибн Аби Шейба, 1/124; ибн уль-Мунзир, 1/336.
80 — Передается, что Кабиса ибн Зуайб сказал: «Я видел, что когда Зейд ибн Сабит состарился, он справлял малую нужду стоя. Я как будто сейчас вижу на его стопах кое-что похожее на лекарство. Затем он совершил малое омовение внутри мечети, не сделав ничего более». Передал ибн уль-Мунзир, 1/335.