ГЛАВА – 3
О терпении (сабр)
Доводы из Корана
Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал, терпите, и проявляйте больше выдержки 1, и оставайтесь на страже 2 …». (“Семейство Имрана”, 200).
Всевышний также сказал:
«И Мы обязательно испытаем вас чем-нибудь (наподобие) страха, голода и убыли в имуществе 3, людях 4 и плодах (но) порадуй терпеливых…». (“Корова”, 155).
Всевышний также сказал:
«Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта». (“Толпы”, 10).
Всевышний также сказал:
«Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это - от решимости в делах 5». (“Совет”, 43).
Всевышний также сказал:
«О те, кто уверовал! Привлекайте на помощь терпение и молитву: поистине, Аллах - с терпеливыми». (“Корова”, 153).
Всевышний также сказал:
«И Мы обязательно испытаем вас, чтобы узнать 6 (кто) из вас будет сражаться и терпеть…». (“Мухаммад”, 31).
Имеется также много других аятов, в которых содержатся веления о необходимости хранить терпение и разъясняется его достоинство.
_____________________________
1. Здесь: проявляйте больше выдержки в перенесении тягот войны, чем ваши враги.
2. “Рабиту.” Здесь имеется в виду пребывание в мечети после завершения молитвы в ожидании наступления времени другой. Кроме того, слово “рабиту” можно перевести как "не покидайте рибата". Рибат – приграничное укрепление, в котором живут вооружённые борцы за веру (мурабитуна).
3. Здесь имеется в виду, как ущерб от всевозможных бедствий, так и необходимость тратить средства на выплату закята и прочие благие дела.
4. Речь идёт о близких, умерших своей смертью или погибших во время войн на пути Аллаха.
5. Имеется в виду твёрдая решимость человека совершать то, что велит делать ему Аллах.
6. То есть: чтобы стало ясно.
Доводы из Сунны
25. Передается от Абу Малика аль-Хариса бин Асима аль-Аш’ари что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Очищение - половина веры 7, (слова) “Хвала Аллаху” ("Аль-хамду ли-Лляхи") заполнят собой Весы, (слова) “Слава Аллаху и хвала Аллаху” ("Субхана-Ллахи уа-ль-хамду ли-Лляхи") заполнят собой (пространство) между небесами и землёй, молитва - свет, милостыня (садака) - доказательство, терпение - сияние, а Коран - аргумент за тебя или против тебя 8. Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит 9". Муслим, 223.
_____________________________
7. В данном случае под “верой” подразумевается молитва и имеется в виду, что награда за очищение будет равна половине награды за молитву, поскольку молитва без соответствующего очищения недействительна.
8. В зависимости от того, будет ли человек следовать велениям Аллаха, которые заключает в себе Коран.
9. В Коране сказано: «Поистине, Аллах купил у верующих их души и их богатства, (пообещав) им (взамен) рай». ("Покаяние", 111).
26. Передается от Абу Са’ида Са’да бин Малика бин Синана аль-Худри что (однажды) какие-то люди из числа ансаров попросили (что-то) у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он дал им (это), потом они (снова) попросили у него (что-то), и он дал им, потом они (снова) попросили у него (что-то), и он (снова) дал им, в конце концов раздав всё, что у него было. Потратив же всё, что ему принадлежало, он сказал: “Что бы ни оказалось в моих руках, я никогда не стану утаивать от вас этого, (однако запомните, что) того, кто станет стремиться к воздержанности, Аллах приведёт к воздержанности 10, того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим), а тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение”. аль-Бухари, 1469, 6470; Муслим, 1053.
_____________________________
10. То есть: к тому, чтобы ни о чём не просить у людей, а довольствоваться тем, что имеет.
27. Сообщается, что Яхья Сухайб бин Синан сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом”. Муслим, 2999.
28. Сообщается, что Анас сказал: "Когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) стало совсем тяжко и он начал терять сознание, Фатима сказала: “О как мучается мой отец!”, - и тогда он сказал: “После этого дня твой отец уже не будет испытывать мук”. Когда же он умер, она сказала: “О отец мой, он ответил Господу, призвавшему его (к Себе)! О отец мой (теперь) убежищем для него стали райские сады! О отец мой, мы извещаем Джибрила о его смерти!”. А когда его предали земле, Фатима сказала: “О люди, разве довольны вы были, засыпая землёй посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?!”. аль-Бухари, 4462.
29. Сообщается, что вольноотпущенник посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) которого он любил, как любил и его отца, Абу Зайд Усама бин Зайд бин Хариса сказал: "(В своё время) дочь 11 пророка (мир ему и благословение Аллаха) послала (к нему человека), чтобы сообщить ему о том, что её сын находится при смерти и позвать его к себе. Однако (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) отослал (этого человека обратно, велев ему) пожелать им мира и сказать: “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха”. Однако (через некоторое время) она снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) встал со своего места и вместе с ним поднялись Са’д бин Убада, Му’аз бин Джабаль, Убайй бин Ка’б, Зайд бин Сабит и некоторые другие люди, да будет доволен ими Аллах. (В доме дочери) посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передали мальчика, который уже начал хрипеть, а он прижал его к своей груди и глаза его наполнились слезами. (Увидев это) Са’д сказал: “О посланник Аллаха, что это? 12”. Он ответил: “Это - милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов“.
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: "… в сердца кого пожелал Он из числа рабов Своих, ведь, поистине, Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих". аль-Бухари, 1284; Муслим, 923.
_____________________________
11. Имеется в виду Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.
12. Са’д выражает недоумение в связи с тем, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывавший дочь безропотно перенести утрату, плачет.
30. Передается от Сухайба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Был среди живших до вас один царь, у которого находился (в услужении) колдун. Состарившись, он сказал царю: “Поистине, я уже стар, пришли же ко мне какого-нибудь юношу, чтобы я обучил его колдовству”, - и тот направил к нему одного юношу, чтобы он его учил.
На пути (к дому колдуна) юноше встретился монах. Он сел рядом с ним, послушал, что он говорит, и это понравилось ему. И (после этого) каждый раз, как юноша направлялся к колдуну, он проходил мимо этого монаха (задерживаясь, чтобы) посидеть с ним, а когда он приходил к колдуну, тот бил его 13. (Юноша) пожаловался на это монаху, который сказал: “Если ты будешь бояться колдуна, говори: “Меня задержали дома”, а если будешь бояться своих близких, то говори: “Меня задержал колдун””.
И вот однажды, находясь в подобном положении 14, (юноша) неожиданно столкнулся с огромным зверем, который не давал людям (свободно ходить по этой дороге), и сказал: “Сегодня я узнаю кто достойнее - колдун или монах”. После этого он схватил камень и воскликнул: “О Аллах, если дела монаха Ты любишь больше дел колдуна, то убей этого зверя, чтобы люди могли ходить (свободно)!”. И он бросил (камень) в зверя и убил его, а люди (получили возможность) ходить (по этой дороге). Затем (юноша) пришёл к монаху, (обо всём) рассказал и тот сказал ему: “О сынок, сегодня ты уже превзошёл меня, ибо я вижу, чего ты достиг, и, поистине, тебя ждут испытания, но когда ты подвергнешься им, не указывай на меня”.
И после этого юноша стал исцелять слепых и прокажённых, излечивая людей также и от других недугов. О (нём) услышал один из приближённых царя, который был слепым. Он явился к нему с многочисленными дарами и сказал: “Всё это будет твоим, если ты исцелишь меня”. (В ответ ему юноша сказал): “Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний, и если ты уверуешь в Него, я обращусь с мольбой к Аллаху и Он исцелит тебя”. И он уверовал в Аллаха Всевышнего и Аллах Всевышний исцелил его, а потом он явился к царю и как обычно сел перед ним. Царь спросил его: “Кто вернул тебе зрение?”. Он ответил: “Мой Господь”. (Царь) спросил: “Разве есть у тебя (ещё какой-то) господин 15 кроме меня?”. Он сказал: “Мой Господь и твой Господь - Аллах”. Тогда царь (велел) схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на этого юношу, и его привели к царю, который сказал ему: “О сынок, дошло (до меня, что) ты достиг в своём колдовстве (таких высот, что можешь) исцелять слепых и прокажённых и делать (многое другое)”. (На это юноша) сказал: “Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний”. Тогда царь (велел) схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на монаха.
Затем к нему привели этого монаха, которому было предложено: “Отрекись от своей религии!”, - но он отказался. Тогда (царь велел принести) пилу, её приставили к середине головы (монаха) и он распилил её так, что одна половина упала (на землю). После этого (к царю) привели его приближённого, которому (также) было предложено: “Отрекись от своей религии!”, - но и он отказался. Тогда он приставил пилу к середине его головы и пилил её, пока одна половина её не упала (на землю). После этого (к царю) привели юношу, и ему (также) было предложено: “Отрекись от своей религии!”, - но и он отказался. Тогда (царь) отдал его своим слугам и сказал: “Отведите его к такой-то горе и поднимитесь с ним наверх, а когда достигнете вершины (отпустите его), если он отречётся от своей религии, а если нет, то сбросьте его вниз!”.
Они отвели его туда и поднялись на гору, (где) он воскликнул: “О Аллах, избавь меня от них, как пожелаешь!”, - и тогда гора пришла в движение, они скатились вниз и (юноша снова) явился к царю. Царь спросил: “А что же делали те, кто был с тобой?”. (Юноша) сказал: “Аллах Всевышний избавил меня от них!”. Тогда (царь) отдал его (другим) своим слугам и сказал: “Отведите его (к морю), посадите на корабль и отвезите на середину моря, и если он отречётся от своей религии (то отпустите его), а если нет, бросьте (в воду)!”. И они доставили его (куда им было велено, где юноша) сказал: “О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь!”, - после чего корабль перевернулся и (слуги царя) утонули, а (юноша снова) явился к царю. Царь спросил его: “А что же делали те, кто был с тобой?”. (Юноша ответил): “Аллах Всевышний избавил меня от них!”, - а потом сказал царю: “Поистине, ты не сможешь убить меня, пока не сделаешь того, что я тебе велю!”. (Царь) спросил: “Что же это?”. (Юноша) ответил: “Собери людей на одной возвышенности и привяжи меня к стволу пальмы, потом возьми стрелу из моего колчана, положи её на середину лука и скажи: “С именем Аллаха, Господа этого юноши!”, - а потом стреляй, и, поистине, ты сможешь убить меня лишь в том случае, если сделаешь (всё это)”.
И (царь) собрал людей на одной возвышенности, привязал (юношу) к стволу пальмы, достал стрелу из его колчана, положил её на середину лука, сказал: “С именем Аллаха, Господа этого юноши!”, - и пустил стрелу, поразившую (юношу) в висок. Он схватился рукой за свой висок и умер, и тогда люди сказали: “Мы уверовали в Господа этого юноши!”. После этого к царю явились (его приближённые, которые) сказали ему: “Что скажешь ты о том, чего остерегался 16? Клянёмся Аллахом, с тобой случилось то, чего ты боялся, ибо люди уверовали!”. И тогда царь велел (вырыть) рвы у (городских) ворот, и их вырыли и разожгли в них огонь, а потом (царь) сказал: “Бросайте в огонь каждого, кто не отречётся от своей религии!”. (или: "…и такому 17 говорили: “Бросайся!”). И (слуги) выполняли (его повеление), пока (к огню) не подошла женщина со своим сыном. Она остановилась (перед огнём, не желая) оказаться там, и тогда мальчик сказал ей: “О матушка, терпи, ибо, поистине, (религия) твоя истинна!”. Муслим, 3005.
_____________________________
13. За задержку.
14. То есть: приходя то к монаху, то к колдуну.
15. Арабское слово “рабб” - означает и “Господь”, и “господин”.
16. Имеется в виду, что этот царь остерегался того, что его подданные уверуют в Единого Бога.
17. То есть: каждому из тех, кто отказался отречься от своей религии.
31. Сообщается, что Анас сказал: "Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходивший мимо какой-то женщины, которая стояла у могилы и плакала, (остановился) и сказал (ей): “Бойся Аллаха и храни терпение”. Женщина, не узнавшая его, воскликнула: “Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!”. Потом ей сказали: “Это же был пророк, да благословит его Аллах и да приветствует!”, - и тогда она пришла к дверям (дома) пророка (мир ему и благословение Аллаха) однако не обнаружила там привратников 18. Она сказала ему: “Я не узнала тебя!”, - он же сказал ей: “Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении”. аль-Бухари 1283, Муслим 926.
В версии Муслима (сообщается, что Анас сказал): "… оплакивавшей своего сына …".
_____________________________
18. Имеется в виду, что это удивило женщину, считавшую, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) живёт в роскоши.
32. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Аллах Всевышний говорит: “Не будет у Меня иного воздаяния, кроме Рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха”. аль-Бухари, 6424.
33. Передается от ‘Аиши что (однажды) она задала посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вопрос о чуме и он сообщил ей, что чума является мучением, которое Аллах Всевышний насылает на кого пожелает, и что Аллах Всевышний сделал её милостью для верующих, и поэтому любой раб (Аллаха), который останется в своём городе, если там разразится чума, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха, (так как) он знает, что не постигнет его ничто, кроме предопределённого ему Аллахом, получит такую же награду, как и павший за веру. аль-Бухари, 3474.
34. Передается от Анаса что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Если подвергну Я испытанию раба Моего, (лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай”. аль-Бухари, 5653.
Под “
двумя любимыми” имеются в виду глаза.
35. Сообщается, что Ата бин Абу Рабах сказал: "(Однажды) Ибн ‘Аббас сказал мне: “Не показать ли тебе женщину из числа обитателей рая?”. Я сказал: “Да”. Он сказал: “Эта чёрная женщина (в своё время) пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “У меня бывают приступы падучей и (из-за этого) я обнажаюсь, обратись же к Аллаху с мольбой за меня”. (В ответ ей) он сказал: “Если хочешь, терпи, и тогда тебя (ожидает) рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя”. Она сказала: “Я буду терпеть”, - а потом (добавила): “Поистине, я обнажаюсь 19, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, - и он обратился к Аллаху с такой мольбой за неё". аль-Бухари, 5652; Муслим, 2576.
_____________________________
19. То есть: во время приступа часть моего тела обнажается помимо моей воли.
36. Сообщается, что Абу ‘Абд ар-Рахман ‘Абдуллах бин Мас’уд сказал: "Я будто и сейчас вижу посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывающего об одном из пророков, благословения и мир им, которого до крови избили его соплеменники и который вытирал кровь со своего лица со словами: “О Аллах, прости моим соплеменникам, ибо, поистине, они не ведают!”. аль-Бухари, 3477, 6629; Муслим, 1792.
37. Передается от Абу Са’ида и Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Чтобы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь (или) даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов". аль-Бухари, 5641, 5642; Муслим, 2573.
38. Сообщается, что Ибн Мас’уд сказал: "(Однажды) я зашёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) страдавшему от (сильной) лихорадки, и сказал ему: “О посланник Аллаха, какая у тебя сильная лихорадка!”. Он сказал: “Да, и моя лихорадка (приносит мне вдвое больше страданий, чем) любому из вас”. Я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?”. Он сказал: “Да, это так”. Он сказал (также): “Любому мусульманину, которого уколола колючка или постигло что-нибудь хуже этого, Аллах обязательно прощает за это его дурные дела, и он освобождается от своих грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев”. аль-Бухари, 5648; Муслим, 2571.
39. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытаниям". аль-Бухари, 5645.
40. Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья, а если уж это станет для него неизбежным, пусть скажет: “О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше!”.
("Аллахумма, ахййи-ни ма кянат аль-хаййату хайран ли, уа тауаффа-ни иза кянат аль-уафату хайран ли")
аль-Бухари, 5671; Муслим, 2680.
41. Сообщается, что Абу ‘Абдуллах Хаббаб бин аль-Аратт сказал: "(Однажды), когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) находился в тени Каабы, положив себе под голову свой плащ, мы стали жаловаться ему 20, говоря: “Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?”. (В ответ на это) он сказал: “Среди живших до вас бывало так, что человека 21 хватали, вырывали для него в земле яму, помещали туда, а потом приносили пилу, клали ему на голову, и распиливали его надвое и раздирали его мясо железными гребнями, проникавшими глубже костей, (однако и) это не (могло заставить) его отречься от своей религии! Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведёт это дело 22 к завершению, и (будет так, что) всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха и волка для своих овец, но вы (слишком) торопитесь!”. аль-Бухари, 3612, 3852, 6943.
В другой версии (этого хадиса говорится): "…
положив под голову плащ. (А в это время) мы уже претерпели (многие) мучения от многобожников".
_____________________________
20. Имеются в виду жалобы на притеснения со стороны многобожников.
21. То есть: верующего человека.
22. Здесь имеется в виду исламская религия.
42. Сообщается, что Ибн Мас’уд сказал: "В день (битвы при) Хунайне 23 посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отдал предпочтение некоторым людям при разделе (военной добычи. Так) он дал аль-Акра’у бин Хабису сто верблюдов, и столько же дал ‘Уйайне бин Хисну и (щедро) оделил некоторых знатных арабов 24, отдав им в тот день предпочтение (перед другими. Увидев это) один человек сказал: “Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе и не ради Аллаха это было сделано!”. Тогда я сказал: “Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом 25 посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!”, - после чего я пришёл к нему и сообщил о том, что сказал (этот человек. Когда он услышал мои слова, то) изменился в лице, покраснев 26, и воскликнул: “А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и посланник Его?!”, - а потом сказал: “Да помилует Аллах Мусу, который подвергался ещё большим обидам и терпел!”. Я же сказал: “Поистине, не стану я впредь передавать ему (такие) слова!”. аль-Бухари, 3150; Муслим, 1062.
_____________________________
23. Хунайн - вади близ Мекки, где в 630 году мусульмане одержали победу над многобожниками из Таифа, захватив крупную добычу.
24. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал это, желая окончательно склонить к исламу вождей некоторых племён.
25. В комментариях указывается, что этот человек относился либо к числу ансаров, либо принадлежал к их союзникам, и поэтому Ибн Мас’уд был потрясён, узнав, что он может так говорить о пророке (мир ему и благословение Аллаха).
26. Имеется в виду, что его охватил гнев.
43. Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда Аллах желает Своему рабу блага, Он подвергает его наказанию уже в этом мире, а когда Аллах желает рабу Своему зла, Он не (наказывает) его за грехи его, чтобы сполна воздать ему в День воскресения".
(Анас передал также, что) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: "Поистине, великое воздаяние (полагается за) великое испытание и, поистине, если Аллах Всевышний любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся 27 снискают благоволение (Аллаха), а негодовавшие - гнев (Его)". ат-Тирмизи; Сильсиля сахиха, 1220, 146.
_____________________________
27. Речь идёт о тех, кто не роптал на свою судьбу и терпеливо переносил испытания.
44. Сообщается, что Анас сказал: "У Абу Тальхи болел сын, который умер, когда Абу Тальхи не было дома. Вернувшись, Абу Тальха спросил: “Как дела у моего сына?”. Умм Суляйм, мать ребёнка, сказала: “Он совсем успокоился”, - и подала ему ужин. И он поужинал, а потом переспал с ней, после чего она сказала: “Похороните мальчика”. Наутро Абу Тальха явился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и обо всём рассказал ему. Он спросил: “Вы спали вместе этой ночью?”. (Абу Тальха) ответил: “Да”. (Тогда пророк) сказал: “О Аллах, благослови их!”, - и впоследствии (жена Абу Тальхи) родила мальчика".
(Анас сказал): "И Абу Тальха сказал мне: “Отнеси его 28 к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует”, - послав вместе с ним несколько фиников. (Пророк) спросил: “Есть с ним что-нибудь?”. (Анас) сказал: “Да, финики”, - и тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял их, разжевал, достал (разжёванные финики) изо рта и положил их в рот младенцу, назвав его ‘Абдуллахом". аль-Бухари, 5470; Муслим, 2144.
В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Ибн ‘Уйайна сказал: "Один человек из числа ансаров сказал: “И я видел девятерых сыновей, каждый из которых стал чтецом Корана 29”, - имея в виду сыновей этого новорожденного ‘Абдуллаха.
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается следующее: "Когда умер сын Абу Тальхи от Умм Суляйм, она сказала своим близким: “Не говорите Абу Тальхе о его сыне, пока я не скажу ему”, - а когда он вернулся, она подала ему ужин. Он поел и попил, после чего она украсила себя для него так, как никогда не делала этого прежде, и он лёг с ней. А когда (Умм Суляйм) увидела, что он сыт и удовлетворён, она сказала: “О Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть (долг), следует ли (членам этой семьи) отказывать им в этом?”. Он сказал: “Нет”. Она сказала: “Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына”.
(Анас) сказал: "И он разгневался, а потом сказал (ей): “И ты сообщаешь мне о моём сыне только после того, как я осквернился!”. И после этого он пошёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и обо всём рассказал ему, на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Да благословит Аллах эту вашу ночь!”.
(Анас) сказал: "И после этого (Умм Суляйм) забеременела. (Через некоторое время) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправился в какую-то поездку, а (среди сопровождавших) его была и (Умм Суляйм) Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то он никогда не возвращался в Медину ночью. Когда они приблизились к Медине, у неё начались родовые схватки, и Абу Тальха остался с (женой), а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) двинулся дальше".
(Анас) сказал: "И Абу Тальха вокликнул: “Поистине, знаешь Ты, о Господь, что я люблю быть вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда он уезжает и когда он возвращается, и Ты видишь, что меня удерживает (от этого)!”, - а Умм Суляйм сказала: “О Абу Тальха, мне уже не так больно, поезжай”. И мы двинулись дальше, а когда они 30 добрались до Медины, схватки возобновились и она родила мальчика. И моя мать 31 сказала мне: “О Анас, пусть никто не кормит его грудью до утра, пока ты не отнесёшь его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!”, - и наутро я взял его и отнёс к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)".
_____________________________
28. Речь идёт о новорожденном.
29. Имеется в виду, что каждый из них знал Коран наизусть.
30. Имеются в виду Абу Тальха и Умм Суляйм, догнавшие всех остальных.
31. Анас, передавший этот хадис, приходился новорожденному братом по матери.
45. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Не тот силён, кто побеждает многих, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе". аль-Бухари, 6114; Муслим, 2609.
46. Сообщается, что Суляйман бин Сурад сказал: "(Однажды, когда) я сидел в обществе пророка (мир ему и благословение Аллаха) двое людей вступили в перебранку между собой, и у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. (Увидев это) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана” ("А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим"), - то перестал бы гневаться”. И ему сказали: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Проси защиты Аллаха от проклятого шайтана”". аль-Бухари, 6048, 6115; Муслим, 2610.
47. Передается от Му’ аза бин Анаса что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "В День Воскресения Аллах Всевышний, слава Ему, перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает". Абу Дауд; ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший хадис”; Сахих ибн маджа, 3375; Сахихуль джами’, 6518.
48. Передается от Абу Хурайры, что один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “Дай мне совет”. Он сказал: “Не гневайся”. После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу, но каждый раз пророк (мир ему и благословение Аллаха)) говорил: “Не гневайся”. аль-Бухари, 6116.
49. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Верующий и верующая будут подвергаться испытаниям, которые затронут самого человека, его детей и его имущество, до тех пор, пока не встретит он Аллаха Всевышнего безгрешным 32". Сахих ат-Тирмизи, 1957; Сильсиля сахиха, 2280.
_____________________________
32. Таким образом, если мусульманин претерпевает всевозможные бедствия с верой и надеждой на награду Аллаха, они становятся для него средством искупления его грехов, на что указывают и другие хадисы.
50. Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: "(В своё время) ‘Уйайна бин Хисн 33 приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе ‘Умар в совете которого всегда присутствовали чтецы Корана независимо от того, зрелыми людьми они были 34 или молодыми. ‘Уйайна сказал своему племяннику: “О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня”. И он обратился к ‘Умару с такой просьбой, получив на это его согласие. Явившись (к ‘Умару ‘Уйайна) сказал: “О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты даёшь нам мало и правишь нами несправедливо!”. (Услышав это) ‘Умар разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: “О повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: “Держись прощения 35, побуждай к добру 36 и отстраняйся от невежественных!” 37, - что же касается этого, то, он как раз и относится к числу невежд”. И клянусь Аллахом, после того, как он прочитал этот аят, ‘Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего". аль-Бухари, 4642.
_____________________________
33. Вождь племени фазара, сначала враждовавший с пророком (мир ему и благословение Аллаха) но в конце концов всё же принявший ислам, либо незадолго до завоевания мусульманами Мекки в 630 году, либо уже после этого. После смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) он стал вероотступником, воевал на стороне лжепророка Туляйхи, попал в плен к мусульманам и снова принял ислам, после чего был отпущен на волю Абу Бакром.
34. Речь идёт о людях старше тридцати лет.
35. То есть: тебе следует перенять такое достойное нравственное качество как способность прощать.
36. Имеется в виду одобряемое шариатом.
37. “Преграды”, 199.
51. Передается от Ибн Мас’уда что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, после меня станут отдавать предпочтение (другим) 38 и (будут совершаться такие) дела, которые вы не одобрите”. (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, что же ты велишь нам?”. Он сказал: “Вы должны будете выполнять то, что вам предписано, и молить Аллаха о том, что вам причитается”. аль-Бухари, 3603; Муслим, 1843.
_____________________________
38. Здесь имеется в виду несправедливый раздел военной добычи и обделение сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха).
52. Сообщается, что Абу Яхья Усайд бин Худайр сказал: "Один из ансаров сказал: “О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня правителем 39, как назначил такого-то и такого-то?”. (В ответ ему) он сказал: “Поистине, после меня станут отдавать предпочтение (другим), терпите же, пока не встретитесь со мной у водоёма 40”. аль-Бухари, 3792; Муслим, 1845.
_____________________________
39. Этот человек хотел стать либо правителем какой-нибудь области, либо сборщиком садаки.
40. Имеется в виду Каусар - водоём пророка (мир ему и благословение Аллаха) водой из которого верующие будут утолять жажду в День воскресения.
53. Передается от Абу Ибрахима ‘Абдуллаха бин Абу Ауфа что когда в один из дней посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повстречал врагов 41, он ждал, пока солнце не стало клониться к закату 42, а потом встал среди людей и сказал: “О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха об избавлении 43, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что рай находится в тени (ваших) мечей!”. Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “О Аллах, ниспосылающий Книгу, приводящий в движение облака, победивший союзные племена 44, разбей их и приведи нас к победе над ними!”.
("Аллахумма, мунзиля-ль-китаби, уа муджрийа-с-сахаби уа хазими-ль-ахзаби-хзим-хум уа-нсур-на ‘аляй-хим!")
аль-Бухари, 2965, 2966; Муслим, 1742.
_____________________________
41. Иначе говоря, во время одного из военных походов.
42. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пережидал жару, чтобы людям было легче сражаться.
43. Имеется в виду избавление от всего дурного.
44. Речь идёт о союзных племенах, осадивших Медину в апреле 627 года.