Следующее правило:
فـإذا تزاحـم عـدد المصــــــالحِ
يُقدَّم الأعلى من المصــــالحِ
«Если сталкиваются друг с другом сразу несколько польз, предпочтение отдается наибольшей.»
Если человек должен выбрать между двумя вещами или между двумя поступками, и оба из них полезны, и оба из них для него благо, но и то, и другое он взять не может, и то, и другое вместе совершить не может, т.е. обязательно какое-то одно из них нужно оставить, чтобы выполнить другое и объединить их невозможно, то в таком случае правило шари’ата гласит, что нужно взять то, что наиболее полезно, то из этих двоих вещей, которое более высокую степень занимает. Например, если возьмет две пользы, одна из них является ваджиб, другая - сунна, то, что нужно делать сунну или ваджиб? Совершается ваджиб. К примеру, читается икъама, для совершения обязательного намаза, человек думает: я же сейчас взял вудуъ, тогда я сначала совершу сунну-вудуъ в два рак’ата, а потом уже ваджиб, т.е. у него сталкиваются две пользы: совершение сунны-вудуъ или совершение в джама’ате обязательного намаза. Так как совместить сразу и то и другое невозможно, то правило шари’ата гласит: предпочтение надо отдать наибольшей из двух польз, той, которая - ваджиб. Поэтому нельзя начинать дополнительный намаз, если читается икъама. Пророк (‘алейhи ссоляту ва ссалям) говорил: «
После объявления о начале молитвы не [следует совершать] никакой иной молитвы, кроме предписанной». (Мухтасор Сахих Муслим, 266) Или еще, к примеру, дополнительный пост, дополнительный хадж, дополнительная ‘умраh - не совершаются человеком, если человек еще не выполнил фард. Т.е. у человека сейчас выбор: либо ему держать обязательный пост, либо дополнительный пост - чему отдается предпочтение? Обязательному посту! Это когда одна из польз ваджиб, другая сунна.
А теперь если одна из польз - ваджиб, и другая тоже ваджиб, тогда что? Тогда то, что является большим ваджибом. Например, обязательному намазу (солятуль-фард) отдается предпочтение перед намазом обетованным. Содержать родственников (нафакъат) – обязательно, а кому отдавать предпочтение? Тем, обеспечение которых является наиболее обязательным, т.е. сначала жена, потом рабы, потом родственники.
Теперь если обе пользы являются желательными (суннаh), то в таком случае ратибаh отдается предпочтение перед просто дополнительным намазом и т.д.
Опять же здесь другой еще важный момент: деяние, польза от которого переходит на других людей - ему отдается предпочтение перед деянием, польза от которого замыкается только на самом человеке. Например, обучение людей знаниям полезным, лечение больного, следовать за джаназаh (участвовать в похоронной процессии) и подобные вещи - им отдается предпочтение перед дополнительным намазом, или зикром и т.п.
Здесь нужно обратить внимание на еще один важный момент: иногда могут быть такие обстоятельства, когда деяние, которое менее предпочтительное (мафдуль) становится более предпочтительным, чем деяние, которое, по сути является более предпочтительным (фадыль), потому что есть некоторые причины, которые при этом делают это деяние более предпочтительным. (Для дополнительной информации: Маджму’уль-Фатава шейхуль-Исляма ибну Теймийяh, (11/427), (24/202))
К примеру, какие могут быть эти причины? Например, какое-то деяние менее предпочтительное, чем другое деяние, но оно приказано именно в этом месте или именно в это время. Например, что лучше зикр или чтение Къуръана? Чтение Къуръана! Т.е. зикр - он менее предпочтительный, чем чтение Къуръана. Но если это в намазе, когда нужно говорить «
Аллаhу Акбар», «
Сами’аЛлаhу ли ман хамидаh», «
Раббана ва лякаль-хамд» то, что предпочтительней в этом случае? Конечно, зикр. Или зикры после намаза, которые читаются: что лучше, читать зикры после намаза, которые установлены (например: «
АстагъфируЛлаh» – 3 раза и т.д.) или читать Къуръан? Ответ: зикры. Чтение Къуръана более предпочтительно по идее, но в данном случае есть причины (например: приказ, время, место), которые делают менее предпочтительное деяние именно в данный момент более предпочтительным. Именно в этот момент или именно в этом месте в менее предпочтительном есть какая-то большая польза, чем в более предпочтительном деянии.
Из причин, по которым отдается приоритет менее предпочтительному делу: например, если это деяние ты сделаешь, то ты приучишь чье-то сердце, расположишь его к Исляму или польза от этого деяния перейдет на других людей, не только замкнется на тебе; или наоборот, какой-то вред устранишь, как тебе кажется, в менее предпочтительном деянии так, как ты не сможешь, устранить этот вред более предпочтительным деянием в данном случае. Еще может быть причиной того, что менее предпочтительное деяние становится более предпочтительным – то, что менее предпочтительное деяние оказывается полезней для сердца человека, т.е. увеличивает богобоязненность сердца человека больше, чем более предпочтительное деяние. Два каких-то деяния - оба предпочтительные, но одно менее, а другое более. Казалось бы, надо взять то, которое более, но в данном случае ситуация такая, что для твоего сердца полезнее окажется то, которое менее предпочтительнее. Поэтому когда имама Ахмада спросили о некоторых деяниях, он сказал: «
Посмотри то, которое больше подходит для твоего сердца и делай его», т.е. речь идет о дополнительных видах поклонения. Вот это причины, которые, окружая менее предпочтительные деяния, возвышают его степень над более предпочтительными. (Аль-Адабуш-Шар’ыйя ибн Муфлиха (2/235))
Следующее правило подобно предыдущему. Сказано:
وضــدُّه تزاحــمُ المفاســــــــــدِ
فارْتَكِب الأدنـى من المفاسد
«Если сталкиваются несколько зол, то совершается наименьшее из них.»
Аль-Мафасид - вред, зло. Это может быть либо мухаррама (вещь, запрещенная Аллаhом), либо макруh (нежелательная), точно так же, как мы говорили о полезной вещи: либо обязательная (ваджиб), либо желательная (мустахабб). Так вот если столкнулось вместе несколько вредных зол так, что человек вынужден (такая ситуация, что что-то одно нужно сделать обязательно - нет выбора) одно из них сделать (если он может не сделать оба из них и избежать и того и другого - то это лучше) тогда обязательным для него является не сделать зло, которое больше, а сделать то, которое меньше - т.е. из двух зол выбрать наименьшее и устранить наибольшее.
Если, например, одно зло - харам, а другое - макруh, что из них сделать? Сделай лучше макруh, чем ты сделаешь харам. К примеру, выбор: поесть то, что сомнительное или то, что является очевидным харамом - что ты съешь? Сомнительное! Итак, всегда сомнительному злу отдается предпочтение над запрещенным.
Если и то и другое харам, то тогда как быть? Тогда берется то, что является менее запрещенным, меньшим по своей степени запрещенности, а если оба из них нежелательные, то совершается наиболее легкий вид макруhа.
Конечно, степени макруhа и мухаррама - маленьких и больших - это уже разговор отдельной темы, отдельного урока.
Следующее правило:
ومن قواعد شرعنا التيســـــيرُ
فــــــــي كل أمر نابَهُ تعسيرُ
«Из правил шари’ата - облегчение в любом из дел, в котором затруднение».
Шари’ат построен на мягкости, доброте, милости и облегчении. Этот шари’ат великодушный, шари’ат облегчения. Аллаh (субханаhу ва та’аля) говорит: «
Аллаh не сделал для вас в религии затруднений». (Сура аль-Хадж, аят 78) Дела бывают двух видов: дела которые, человек не в состоянии выполнить - это Аллаh (субханаhу ва та’аля) на нас не возлагает вообще; дела, которые человек может сделать - Аллаh (субханаhу ва та’аля) по своей мудрости приказывает нам это делать. Но если при совершении этого приказанного дела возникают сложности и затруднения для людей, то тогда обязательно шари’ат даёт облегчение и какое-то упрощение: или вообще это дело с нас снимается, или оно для нас облегчается.
Сюда разные примеры можно привести из фикъhа: например, в ‘ибадатах - тайяммум, когда человеку, трудно использовать воду и когда он боится заболеть, или сесть в обязательном в намазе когда ему трудно стоять, или сокращение намаза и совмещение двух намазов в путешествии и другие дозволения в путешествии – это всё облегчения, которые дает нам шари’ат. Еще можно привести примеры: уважительные причины при джуму’а и при совершении джама’а, или ускорение выплаты закята – это же все облегчения в ‘ибадатах. Такие же есть облегчения во взаимоотношениях с людьми (му’амалят), в вопросах брака, в вопросах, связанных с преступлениями и т.д. Везде есть какие-то упрощения. Абсолютными и безусловными упрощениями являются фурудуль-кифайя, т.е. фарды, которые являются фард-кифайя (обязанность, которую если часть уммы, способная это сделать делает, то с других снимается ответственность) – это безусловное облегчение шари’ата. Желательные вещи – тоже облегчение шари’ата. Также облегчение – то, что можно, если человеку трудно получить убежденное знание относительно чего-то - делать это на основании своего наиболее вероятного предположения.