Тафсир 115 аята суры "аль-Бакара" Ибн ’Усаймин

Ответить
Доцент
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 09 май 2011, 16:19

Тафсир 115 аята суры "аль-Бакара" Ибн ’Усаймин

Сообщение Доцент »

Тафсир 115 аята суры "аль-Бакъара" Шейха Мухаммад ибн Салиха аль-’Усаймина

«Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий». (Сура "аль-Бакъара", 2:115).
Разъяснение:


Слова Всевышнего (وَلِلّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ) – «Аллаху принадлежат восток и запад».

Частица "лам", которая пришла в слове (لِلّهِ) дает смысл обособления.
То есть, один Всевышний Аллах обособлен тем, что Он имеет власть над востоком и западом, а что касается других, то их власть ограничена.
(الْمَشْرِقُ) означает "восток", (وَالْمَغْرِبُ) означает "запад".

Слово (الْمَغْرِبُ) - "магриб" - используется в Коране в нескольких положениях:
1. В единственном числе.
2. В двойственном числе.
3. Во множественном числе.

Здесь пришло в единственном числе: "Аллаху принадлежат восток и запад". (Сура "аль-Бакъара", 2:115)..
В другом аяте в двойственном числе: "Господь обоих востоков и Господь обоих западов!". (Сура "ар-Рахман", 55:17).
А в этом во множественном числе: "Клянусь Господом востоков и западов!". (Сура "аль-Мааридж", 70:40).

Все эти три аята можно собрать, сказав: "То, что в одном аяте пришло слово в единственном числе никак не противоречит аятам, где это слово пришло в двойственном или множественном числе. Так как, тот аят, в котором пришло слово «машрик » в единтсвенном числе, оно пришло с артиклем «ал» что означает всеохватывание".

Этим самым единственное число охватывает, как двойственное так и множественное число.

А что касается этих двух аятов: ("Господь обоих востоков и Господь обоих западов!". (Сура "ар-Рахман", 55:17).) и ("Клянусь Господом востоков и западов!". (Сура "аль-Мааридж", 70:40).), то можно собрать эти два аята, сказав: "Что касается того места, где Аллах использует множественное число ("востоков и западов"), то это потому, что вещей, у которых есть восток и запад, много (как у солнца, луны, звезд) и у всех у них есть восток и запад".

Вот кто сможет сосчитать количество звезд (ведь у каждой звезды есть восток и запад)?!

Также, у каждого дня есть свой восток и запад солнца или восток и запад луны.
Пришло в двойственном числе и в отношении зимы и лета, так как восток зимы отличается от востока лета.
Зимой восток находится в самом конце юга, а восток летом находится в конце севера.
В 55 суре "ар-Рахман" очень часто используется двойственное число из-за того, что со стороны стилистики лучше было использовать двойственное число, а если это упоминается со стороны величия, то лучше использовать множественное число.

Как пришло в аяте: "Клянусь Господом востоков и западов! Мы в состоянии заменить их теми, кто лучше них, и никто не превзойдет Нас". (Сура "аль-Мааридж", 70:40-41).

Поэтому слова Всевышнего ("Аллаху принадлежат восток и запад") означают, что Ему принадлежат все те вещи, у которых есть восток и запад (а это солнце, луна и несчетное количество звезд) либо здесь подразумеваются все вещи. А упоминания востока и запада означают всеохватывание.

Слова Всевышнего: (فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللّهِ) – "Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха".

(أين) - "куда бы вы" – дает смысл условия.
(ما) - дает смысл усиления.
(تُوَلُّواْ) - глагол условия настоящего времени, который находится в состояние джазма, признаком чего является то, что была стерта в конце слова буква (ن).

Слова Всевышнего (فَثَمَّ وَجْهُ اللّهِ) – "там будет лик Аллаха".

(ف) – предлог связанный с ответом на условие (ثم) – "там" - имя указательное, которое указывает на далекий предмет и это также является обстоятельством места, связанным со скрытым местоимением, которое приходит впереди (وجه) – "лицо" – подлежащие, которое было отодвинуто в конец предложения и предложение из подлежащего и сказуемого находится в состояние джазма в ответе на условие.

Слова Всевышнего: (تُوَلُّو) – то есть "куда бы не повернулись".

(ثم) – "там", то есть указание на направление, в которое вы поворачиваетесь.
(وَجْهُ اللّهِ) - «там будет лик Аллаха».

Среди ученых (как среди предшественников, так и у современников) произошло разногласие в понимании этого аята.
Некоторые сказали: "Здесь имеется ввиду лицо Аллаха, как оно есть на самом деле".
Некоторые же сказали: "Здесь имеется в виду направление. (فَثَمَّ وَجْهُ اللّهِ) – то есть, в какое бы направление вы бы не направлялись, то вы направляетесь к Аллаху, так как Всевышний Аллах охватывает каждую вещь".

Но более правильным мнением является то, что здесь подразумевается лицо Всевышнего, как оно есть на самом деле.
Так как это основа "оставлять слова на своем смысле" и нет вещей, которые бы запретили это сделать.
Как об этом сказал наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что Всевышний находится перед ликом молящегося.
И молящиеся, где бы они ни были, они направляются к Аллаху.
Допустим как те, кто живет в Йемене, направляются в своих намазах в сторону севера, те, кто живет в Сирии направляются на юг, те, кто на востоке направляются на запад, кто на западе на восток и каждый из них берет общее направление на Каабу, и каждый из них направляется к лику Аллаха.

Поэтому смыслом этого аята будет: "В какую бы вы сторону не направлялись в своих намазах, вы все направляетесь к Аллаху, где вы бы ни были пусть на востоке, западе, севере или юге".

Слова Всевышнего (إِنَّ اللّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ) – "Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий".

(وَاسِعٌ) – «Объемлющий», то есть охватывает каждую вещь и объемлет все атрибуты (описания, качества).
То есть, он всеобъемлющ в своем знании, силе, зрении, слухе и других атрибутах.
(عَلِيم) – «Знающий», то есть обладающий знанием. Его знания охватывают каждую вещь.

Фаваид (пользы):


Первая польза - "Единственность Аллаха во власти".
Ведь сказуемое пришло впереди предложения в словах Всевышнего: (وَلِلّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ) – «Аллаху принадлежат восток и запад».

Вторая польза - "Всеобъемлемость власти Аллаха".
Ведь восток и запад охватывают собой все вещи.

Третья польза - "Всевышний Аллах охватывает все свои создания".
Как пришло в аяте: (فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللّهِ) – «Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха».

Четвертая польза - "Всеобъемлемость власти Аллаха в востоке и западе со стороны создания и предопределения".
Он имеет права поворачивать Своих рабов на восток или запад, куда Ему угодно.
То есть, Ему принадлежит власть в направлении людей на восток или запад.
В предыдущих аятах пришло: "Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его". (Сура "аль-Бакъара", 2:106).
В аятах, где пришло изменение направления киблы - это является подготовкой к изменению направления киблы.
Как-будто Всевышний Аллах говорит: "Аллаху принадлежит восток и запад и, если Он захочет, то сделает направление киблы на восток или запад и куда бы вы ни направились, то там будет лик Аллаха".

Пятая польза - "Подтверждение лика Аллаха".
Которое извлекается со слов Всевышнего: "там будет Лик Аллаха".

Шестая польза - "У Аллаха есть место".
Это понимается со слов Всевышнего: "там".
Так как (ثَمَّ) – "там" указывает на место, но Его место наверху и ничто из Его созданий не способно Его охватить.
Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одной рабыне: «Где Аллах?». На что она ответила: "Наверху".

Седьмая польза - "Опровержение двум заблудшим нововведениям".
Одно из них то, что есть люди, которые считают, что Аллах растворился своей сущностью во всех своих созданиях.
Данное заблуждение является ошибочным и на это указывает Коран и Сунна, разум и фитра (врожденное чувство человека).

Второе заблуждение отрицающих, которые говорят что Аллах не внутри мира и не за его пределами, ни на верху мира, ни внизу, ни слева, ни справа и он неприкасаем с миром и не отделен от него.
Как сказали некоторые ученые: "Если нам скажут "опишите нам то, чего нет", то мы не найдем описание лучше, чем то, которое предшествовало выше".

Восьмая польза - "Подтверждение двух имен Аллаха".
Это: (وَاسِعٌ) - "Объемлющий" и (عَلِيمٌ) - "Знающий".

Девятая польза - "Подтверждение объемлемости и знания Аллаха".
Также, мы можем извлечь из его описаний имен ("Всеобъемлемость" и "Знание") третье описание, а это то, что знание Аллаха всеобъемлемо.
То есть, нет такой вещи (как материальной, так и смысловой) ни на небесах, ни на земле, кроме как Аллах знает об этом и ничего от него не утаится.

баракаЛлаху фикум!

уа-Ллаху а'лям.
Ответить