Ассаляму алейкум дорогие братья и сестры!
До недавного времени я думал что если иснад хадиса достоверный то и само сообщение автоматически считается достоверным, однако несколько раз сталкивался с высказываниями типа: "Достоверная цепочка не всегда говорит о достоверности хадиса". Как это понимать?
Может быть есть еще какие-то условия определяющие приемлемость хадисов и асаров помимо цепочки передачиков?
Поясните это пожалуйста.
Указывает ли достоверность иснада на достоверность хадиса?
Указывает ли достоверность иснада на достоверность хадиса?
بسم الله الرحمن الرحيم
Указывает ли достоверность иснада на достоверность самого хадиса?
Указывает ли достоверность иснада на достоверность самого хадиса?
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Общеизвестно среди имамов-мухаддисов и основоположников науки хадисоведения, что для достоверности пророческого хадиса необходимо наличие пяти условий:
1. Достойность и надёжность передатчиков.
Необходимо, чтобы все передатчики хадиса были достойными доверия, праведными в своей религии, которых хвалили имамы, и кого никто не обвинял в чём-либо недостойном.
2. Непрерывность цепочки иснада передатчиков.
Необходимо, чтобы каждый передатчик, присутствующий в звене передатчиков, передавал хадис от того, кто выше него, от кого он слышал напрямую хадис.
3. Точность в передаче.
Необходимо, чтобы передатчик хадиса помимо своей надёжности и праведности был также хафизом, который усвоил и запомнил то, что он передаёт, передавая это должным образом без добавления, искажения, и т.п.
4. Отсутствие отклонения (шузуз).
Необходимо, чтобы надёжный передатчик не пошёл в противоречие своей передачей тому, что передал более надёжный передатчик, или тому, что передала группа таких же надёжных передатчиков.
5. Отсутствие скрытого недостатка в передаваемом хадисе (‘илля).
Несмотря на то, что внешне хадис может выглядеть достоверным, у него могут быть скрытые недостатки, имеющие отношения как к иснаду хадиса, так и к его смыслу. См. “ар-Рисаля” (стр. 370), “аль-Мукъаддима фи ‘улюм аль-хадис” (стр. 18), “аль-Мукыза фи мусталях аль-хадис” (стр. 24).
Ар-Раби’ ибн Хусайм говорил: “Поистине, среди хадисов есть такой, который излучает свет подобно ясному дню, по которому мы определяем его степень. И поистине, среди хадисов есть такой, который окутан мраком словно тёмная ночь, по которому мы определяем его степень”. аль-Хаким в “Ма’рифа ‘улюм аль-хадис” (стр. 62).
Суфьян ас-Саури сказал: “Ангелы являются хранителями небес, а знатоки хадисов являются хранителями земли”. аль-Хатыб в “Шарафу асхабиль-хадис” (85).
Таким образом, если в пророческом хадисе соблюдены все упомянутые пять условий, то обладатели знания единогласны в том, что хадис является достоверным и что его необходимо принимать.
Однако следует отметить, что группа факъихов не обращала внимания на 4 и 5 условия. Например, хафиз Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, процитировав слова хафиза Ибн ас-Саляха, который упомянул эти пять условий достоверности хадиса, сказал: “В его словах: «Чтобы хадис не был отклонённым, и чтобы в нём не было скрытого недостатка» есть сомнение исходя из мазхабов факъихов. Воистину, множество недостатков, которыми ослабляют хадис мухаддисы, они не соответствуют основам факъихов”. См. “аль-Икътирах” (стр. 13).
Относительно его слов хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Ответом является то, что составляющий труд по науке хадисоведения должен опираться на границы, установленные сторонниками этой науки, а не кого-то из сторонников иных наук. А то, что факъихи и усулиты не обращают внимания на эти два условия касательно достоверности хадиса, не портят эти условия для тех, кто делает их условием. Поэтому Ибн ас-Салях после упоминания границ достоверности хадиса сказал: «Это и является условием достоверных хадисов, относительно которого выносится суждение о том, что он достоверен, в чём нет разногласий среди мухаддисов»”. См. “Тадриб ар-рауи” (стр. 32).
Шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худайр относительно упомянутых слов Ибн Дакыкъа аль-‘Ида сказал: “Но, опираются ли на мнения факъихов, если мухаддисы установили какое-то положение в науке хадисоведения? Принято это у них или не принято, меняет ли это что-либо? Значение придаётся знатокам конкретной науки, а в данном случае это – сторонники хадиса. А то, что какие-то условия хадиса не соответствуют правилам факъихов, ничем не вредит этому условию, ибо опираться следует в этом на знатоков данной науки, кем являются мухаддисы”. Сл. “Танкых аль-анзар” (№ 2).
Усвоив сказанное, следует перейти к рассмотрению затронутого вопроса: «Если кто-то из обладателей знания скажет о каком-то хадисе, что иснад его достоверный, указывает ли это на то, что достоверным является и сам хадис, а не лишь его некоторые условия?»
На самом деле, несмотря на слова кого-то из мухаддисов: «Иснад хадиса достоверный», сам хадис может оказаться слабым, например, из-за разрыва иснада между передатчиками или какого-либо скрытого недостатка, как отклонение хадиса, и т.п.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Общеизвестно, что достоверность иснада – это одно из условий достоверности хадиса, а не единственное условие. Поистине, хадис становится достоверным при наличии всех условий достоверности, из числа которых: достоверность иснада, отсутствие недостатка, отклонения и отвергаемого смысла, и чтобы передатчик не пошёл в противоречие другим надёжным передатчикам или не отклонился от их передачи”. См. “аль-Фурусийя” (стр. 64).
Хафиз ас-Сахауи сказал: “Может быть так, что иснад хадиса будет достоверным или хорошим исходя из таких условий, как: непрерывность иснада, надёжность и точность передатчиков, тогда как сам текст хадиса (матн) не будет достоверным из-за отклонений и недостатка”. См. “Фатх аль-Мугъис” (1/106).
Однако необходимо знать, что если кто-то из обладателей знания говорит: «Иснад хадиса достоверный» или «Иснад его хороший», и при этом не добавляет к этим словам какого-либо недостатка, как, например: «Иснад достоверный, однако, в нём есть разрыв», или: «Иснад хадиса хороший, однако, он отклонённый» и т.п., то это указывает на то, что такой хадис для него считается достоверным в абсолютной форме.
Это очень важный и тонкий момент, который не учитывают многие мусульмане в наше время, и на это указывали признанные мухаддисы. Так, например, говоря о данной теме хафиз Ибн ас-Саллях сказал: “Слова: «Иснад этого хадиса достоверный» или: «Иснад хороший» меньше степенью, чем слова: «Этот хадис достоверный» или: «хадис хороший». Ведь может быть сказано: «Этот хадис имеет достоверный иснад», однако хадис недостоверный по причине того, что он отклонённый или имеет недостаток”. Но затем Ибн ас-Салях говорит: “Но если кто-то из признанных авторов из их числа (мухаддисов) ограничится словами: «Поистине, иснад хадиса достоверный», и не упомянет наряду с этим какой-то недостаток, то внешне понимается, что он вынес суждение о достоверности самого хадиса”. См. “аль-Мукъаддима” (стр. 24).
То же самое говорил и хафиз Ибн Хаджар в «ан-Нукат» (1/474).
Поэтому шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах Али аш-Шейх об этом сказал: “Достоверность иснада указывает на достоверность самого хадиса”. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” (2/948).
Кстати, подобные оценки достоверности хадисов, как «Иснад хадиса достоверный» или «Иснад его хороший» часто встречаются у шейха аль-Альбани, который в «ас-Сильсиля ас-сахиха» исследуя подробно тот или иной хадис, мог сказать: «Иснад достоверный» или «Иснад хороший», тогда как в других своих же трудах, как, например, в «Сахих ат-Таргъиб» или в «Сахих аль-Джами’» тем же самым хадисам он мог дать общую оценку однозначной достоверности, говоря: «Хадис достоверный», «Хадис хороший», и т.п.
И точно так же дело обстоит и с шейхом Шу’айб аль-Арнаутом. Ведь процентов 80% хадисов, которым он дал оценку в «Тахридж аль-Муснад» сборнике имама Ахмада, он говорит: «Иснад его достоверный», «Иснад его хороший», подразумевая достоверность хадиса в общем. Более того, в одном месте он мог сказать: «Иснад его достоверный, и он уже повторялся под таким-то и таким номером», а в одном из этих мест он говорил уже в общем: «Хадис достоверный».
Для пользы хотелось бы затронуть и такую оценку хадисов некоторые хафизами, как: «Все передатчики хадиса являются надёжными», как это часто использовал хафиз аль-Хайсами, а до него иногда и хафиз аль-Мунзири, и др.
Ведь если при словах: «Иснад хадиса достоверный» в хадисе могут быть проблемы, то при словах: «Все передатчики хадиса надёжные» в нём могут быть проблемы тем более, так как оценка хадиса словами: «Иснад достоверный» выше, чем оценка: «Все передатчики надёжные».
К примеру, в хадисе, о котором сказано, что его передатчики являются надёжными, в этом иснаде может быть мудаллис, использовавший неопределённую форму передачи хадиса, как слова: «Сообщается от такого-то», тогда как условие принятия хадиса от надёжного мудаллиса заключается в том, чтобы он однозначно утверждал о том, что слышал хадис непосредственного от передатчика, говоря: «Сообщил мне такой-то», «Рассказал мне такой-то» и т.п.
Хафиз аз-Зайля’и сказал: “Даже если допустить, что передатчики хадиса являются надёжными, это не означает, что сам хадис является достоверным, пока он не будет лишён отклонений и недостатков”. См. “Насб ар-рая” (1/263).
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Слова аль-Хайсами: «Все передатчики надёжные» не указывают на достоверность хадиса по причине вероятности, что среди передатчиков может быть мудаллис, передавший в неопределённой форме; или передатчик, который стал путаться, от которого передали после этого; или в нём тот, кто не застал того, от кого он передаёт; или в хадисе есть недостаток и отклонение”. См. “Тухфатуль-ахуази” (2/19).
По этой причине хафиз аль-Мунауи иногда возражал на оценку ас-Суюты, который считал хорошим (хасан) тот или иной хадис, опираясь на то, что аль-Хайсами называл его передатчиков надёжными. См. “Файд аль-Къадир” (1/447).
Кстати, следует отметить, что оценка хадиса хафизом аль-Хайсами словами: «Все передатчики этого хадиса, являются передатчиками сборника “ас-Сахих”» сильнее степенью, чем его слова: «Все передатчики являются надёжными». Тогда как его оценка: «Все передатчики являются надёжными» сильнее, чем его слова: «Этих передатчиков считали надёжными». Как говорил шейх аль-Альбани, дело в том, что когда хафиз аль-Хайсами даёт в неутвердительной форме оценку передатчику какого-либо хадиса, то это указывает на то, что в иснаде хадиса есть передатчики, касательно которых было большое разногласие. А если он говорит: «Все передатчики хадиса «ас-Сахих», кроме такого-то, которого считали надёжным», тогда речь идёт о том, что этот передатчик проблемный, но его назвал надёжным только Ибн Хиббан, который имел послабление в признании надёжности неизвестных передатчиков. Сл. “Тасджилят мутафаррикъа” (№ 236).
Также шейх аль-Альбани говорил: “Слова мухаддиса: «Все передатчики хадиса надёжные» или «Передатчики являются передатчиками “ас-Сахих”» указывают на то, что в иснаде этого хадиса присутствует условие из числа условий достоверности хадиса, а это – надёжность передатчиков. Что же касается прочих условий, как отсутствие скрытого недостатка или отклонения, то это из числа того, в чём не убедился этот мухаддис, который сказал: «Все передатчики надёжные». По этой причине мы можем увидеть, как хафиз Нуруддин аль-Хайсами редко называет хадисы хорошими или достоверными, однако часто говорит «Все передатчики надёжные»”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 89).
Одним словом, оценка кем-либо из мухаддисов относительно какого-то хадиса тем, что его передатчики являются надёжными, указывает на его неуверенность в достоверности этого хадиса и воздержание им от оценки самого хадиса степенью достоверности.
И если слова мухаддиса: «Иснад хадиса является достоверным» можно считать указанием на достоверность самого хадиса в случае, если он не добавил к этим словам какой-либо недостаток, как, например: «Иснад достоверный, но прерванный» или: «Иснад достоверный, но в хадисе есть недостаток», и т.п., то в случае со словами: «Все передатчики хадиса являются надёжными» недостаточно посчитать достоверным сам хадис, о котором было сказано, что его передатчики надёжные, особенно если это говорит аль-Хайсами.
А Аллаху обо всём ведомо лучше.
И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!
Re: Указывает ли достоверность иснада на достоверность хадиса?
Да воздаст тебе Аллах, великой наградой брат.
-
- Сообщения: 202
- Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
- Откуда: Татарстан, Набережные Челны
Re: Указывает ли достоверность иснада на достоверность хадиса?
Ассаляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
ДжязакаЛлаху хайран.
БаракаЛлаху фикум.
ДжязакаЛлаху хайран.
БаракаЛлаху фикум.
Указывает ли достоверность иснада на достоверность хадиса?
Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Elbrus писал(а):Да воздаст тебе Аллах, великой наградой брат.
Амин! И вам!Гадель ибн Ислям писал(а):ДжязакаЛлаху хайран.