Сделка действительна?

Ответить
Абу Мухсин
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 04 авг 2008, 21:47
Откуда: Казахстан

Сделка действительна?

Сообщение Абу Мухсин »

Ассаляму алейкум
Действительна ли такая сделка: отец одного брата находит у себя в машине сотовый телефон. он работает таксистом. и отдает сотку сыну-этому брату. и этот брат продает ее второму брату. А 2-брат сказал, что вернет сотку, если найдется хозяин, если нет останется у него. действительна такая сделка? что делать 2-брату? и первому? если не правильно поступили, как правильно надо было?
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Сделка действительна?

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа'алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Абу Мухсин писал(а):отец одного брата находит у себя в машине сотовый телефон


В Исламе это называется находкой

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
[/arabic]
Есть определённые типы находок и есть правила, кот. разъяснил посланник Аллаха, صلى الله عليه و سلم, в отношение этих находок.
В арабском языке находка будет -

القطة

(аль-люката). Бывает три вида находок:
1 - вид, кот. не является дорогим или важным для многих, т.е. используется большим количеством людей, очень распространен среди них. Например, хлеб, лепёшка, прищепка, копейка, кнут и т.п. Т.е. пустяк (как говориться в народе). Такой вид не нуждается в том, чтобы узнавать о хозяине и изучать саму находку и т.д.
Дозволено использование этой находки тому, кто обнаружил её.
Но если всё же появился хозяин, то лучше отдать её.
2 - вид, кот. не дозволено подбирать, это, например, тот вид животных, кот. сам может сохранить или защитить себя от мелких хищных зверей. Туда входят газель, корова, верблюд и т.п.
Этих животных нельзя (запрещено) брать как находку !
3 - вид - это всё, что помимо двух первых.
Этот вид дозволено подбирать как находку, с условием, чтобы сохранить её для хозяина.
И у этого вида есть определённые положения:
Во-первых, нужно упомянуть хадис пророка, صلى الله عليه و سلم, кот. привёл Зейд ибну Халид, رضى الله عنه, кот. сказал:

"Спросили пророка, صلى الله عليه و سلم, о находке в виде золота и серебра, и он ответил:

اعْرِفْ وِكَاءَهَا وَعِفَاصَهَا ثُمَّ عَرِّفْهَا سَنَةً فَإِنْ لَمْ تَعْرِفْ فَاسْتَنْفِقْهَا وَلْتَكُنْ وَدِيعَةً عِنْدَكَ فَإِنْ جَاءَ طَالِبُهَا يَوْمًا مِنَ الدَّهْرِ فَأَدِّهَا إِلَيْهِ
[/arabic]
"Узнай в чём находиться это (обёртка), или же его ёмкость (сосуд), затем ищи хозяина год, и если он не найдётся, то оставь это себе (для себя), и будь хранителем этого. Если после этого придёт к тебе хозяин этого, в какой бы день это не было, то верни ему его имущество !"

Затем спросили посланника Аллаха, صلى الله عليه و سلم, про верблюдицу, и он ответил:

مَا لَكَ وَلَهَا دَعْهَا فَإِنَّ مَعَهَا حِذَاءَهَا وَسِقَاءَهَا تَرِدُ الْمَاءَ وَتَأْكُلُ الشَّجَرَ حَتَّى يَجِدَهَا رَبُّهَا
[/arabic]
"Оставь её, нет в этом для тебя ничего, поистине есть у неё стойкие твёрдые ступни и есть у неё бурдюк (с водой и едой), и она найдёт воду себе и найдёт дерево, чтобы поесть с него, и будет так до тех пор, пока она не встретит своего хозяина !"

Затем спросили его, صلى الله عليه و سلم, о овце, на что он ответил:

خُذْهَا فَإِنَّمَا هِىَ لَكَ أَوْ لأَخِيكَ أَوْ لِلذِّئْبِ
[/arabic]
"Возьми её, она достанется тебе либо твоему брату либо хищному зверю !"

Этот хадис сахих. Приводят его имам Бухарий (2428, 2436), и имам Муслим (1722).

Во-вторых, узнаем смысл этого хадиса:
- в нём разъяснение посланника Аллаха, صلى الله عليه و سلم, хукма находки и действия, кот. сопутствуют этому. Это из полноты шариата Аллаха, из Его милости к рабам Своим, т.к. Он не оставил без указаний Свои создания даже в таких вопросах !
- так же в этом хадисе указание на бдительность тому, кто нашёл ценные вещи, такие как золото, серебро и т.п. Указание на то, чтобы нашедший разузнал то, что он нашёл, изучил внимательно находку, и мог искать владельца её. Это для того, чтобы нашедший смог отличить владельца от самозванца и отдать находку в руки первого.
- так же в хадисе указание на срок, кот. следует искать хозяина находки, а это 1 год. Этот поиск должен быть в тех местах, в кот. собираются люди, такие как мечети, места собраний и.п.
- затем, после этого года, дозволено владеть этой вещью. Однако если появиться владелец её после этого года, пусть даже через 20 лет, то все равно необходимо вернуть найденное законному владельцу.
- так же из хадиса берём, что верблюды, коровы и т.п. крупный скот, кот. может постоять за себя, из милости Аллаха, запрещено брать в качестве находки. Т.к. нет нужды в этом для этих животных в твоей защите (от мелких хищников). У этих животных так же есть копыта, кот. спасают их в пустыне и есть пропитание для них в воде и листьях деревьев. И они будут блуждать пока не встретят своих хозяев.
- что же касается маленький скот, то следует подобрать его. Это нам разъяснено в хадисе и это приказано ! Т.к. они могут погибнуть или скушает их зверь. Но после того, как придёт владелец, следует вернуть эту находку. Так же для этой находки дан год поиска.

В-третьих узнаем, что нам понимать из этого хадиса и о тех, положений, кот. следуют ему:
1 - является мустахаб подобрать находку, как деньги или золото или что-то ценное, т.к. есть опасность, что она пропадёт или не будет возвращена владельцу.
2 - из полноты сохранности будет изучение этой находки, чтобы не попала она к самозванцу, кот. заявит о своей причастности к ней.
3 - является уаджибом искать хозяина такой находки 1 полный год, с момента этой находки ! Так же уаджибом является искать хозяина в людных местах, как мечети, рынки, авт. станции, и в том месте, где была обнаружена находка, т.к. там будет искать её хозяин.
А в наше время, это можно делать оставляя объявления, передавая по телевизору и радио и т.п.
4 - 5 - после года является дозволенным использовать эту находку в своих нуждах. Но если потом появится владелец её, то следует вернуть ему то, что ему принадлежит, либо похожую вещь, либо возместить цену !
Даже если он появится после очень длительного отсутствия.
6 - достаточным будет отдать находку тому, кто опишет её верным описанием, и не нужно, чтобы он приводил свидетелей и т.д. Т.к. описание уже говорит о том, что тот, кто описывает владел этой вещью.
Это общее правило, достаточное в таких случаях.
7 - запрет на то, чтобы брать крупный скот как находку, типа верблюдов и коров.
Однако ! Дозволено это в случае, если есть реальное опасение за этих животных. Но это не будет называться находкой, и не будет дозволено использовать её через год поисков, а это будет лишь с целью защиты этих животных !
8 - является желательным взять мелкий скот, как бараны и овцы и т.п., т.к. они могут пропасть или быть съедены зверем. И лучше в этом случае будет продать эту находку, или съесть её, оставив при этом сумму для того, чтобы вернуть хозяину. Т.к. мелкий скот требует ухода и может умереть и т.п.

Это разъяснение взято из книги "тайсир уль-'аллям шарх 'умдатуль-ахкам" шейха Али Бассама.

Теперь как поступить тому, кто нашёл "сотку" (т.е. сотовый телефон) ?
Этот телефон попадает в категорию ценных вещей. И следовательно, тому, кто нашёл его, нужно сохранить его у себя, искать владельца его 1 полный год.
Если не нашёлся владелец, то нашедший может оставить "сотку" себе или продать или подарить и т.д.. Однако если появится владелец после этого, тот кто нашёл "сотку", должен отдать находку ему или возместить.
Поэтому, учитывая, что тут все братья, и отец и сын и 2-ой брат, то нужно вернуть всё на свои места, если это возможно. Отдать телефон отцу, а тот в свою очередь начнёт поиски.
И альхамдулиЛлях, в наше время, как говорит шейх Бассам, есть средства массовой информации, можно дать объявление и т.д.
Уа Ллаху а'Лям.
Пусть Аллах поможет каждому потерявшему найти свою потерянную вещь. И пусть Аллах поможет нашим душам найти убежище у Него и обрести Его милость и зайти в Его рай без расчёта и наказания.
Ответить