"Да помилует Аллах того, кто знает своё место"

Ответить
Hanif abu Aisha
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 23:44

"Да помилует Аллах того, кто знает своё место"

Сообщение Hanif abu Aisha »

بسم الله الرحمن الرحيم

Имам Сахнун ибн Саид (ск. 160 г.х.) говорил:
"Наибольшую дерзость отвечать на вопросы имеет тот, кто меньше всех знает. Бывает так, что человек изучает лишь один раздел знания и считает, что вся истина с ним".

К большому сожалению, слова этого великого имама актуальны в отношении некоторых искателей знания, которые "переспели до того, как созреть". Стоит одному из таких прочесть книжку и статью, как он начинает заявлять о единогласном мнении в вопросе, в котором есть разногласия, говорить о разногласии в вопросе, в котором есть единогласное мнение, отменять установленное, применять отменённое, ослаблять достоверное, считать достоверным слабое, конкретизировать общее, обобщать конкретное и т.д. Он называет свои доводы "сильнейшим аргументом", а доводы оппонента "сомнениями" и "ошибками". Такие люди больше портят, чем исправляют, сеют смуту на земле и разделяют общину мусульман. Сколько понятного стало путаницей после них, сколько близких стали далёкими и чужими после них и сколько лёгкого усложнилось после них! Недаром было сказано, что одним из тех, кто портит этот мир и следующий, является полуучёный, которому открылась часть знания, а скрылось от него большее. (Аль-Фатуа аль-Хамауия 309, Ар-радд аля аль-Бакри 2/731).
Этот имам Сахнун ибн Саид, чьи слова были приведены ранее, обладал великими знаниями, но в то же время, он не спешил с ответами на вопросы. Он говорил: "Бывает так, что мне задают вопрос, и я знаю в какой книге, на какой странице и на какой строчке ответ, но мешает мне ответить лишь опасение, что будут проявлять дерзость и отвечать на вопросы те, кто после меня".
Также он говорил: "Я знаю наизусть восемьдесят мнений от восьми имамов в некоторых вопросах, так как же мне можно спешить с ответом, не избрав верное, из этих мнений?!"
Однажды ему сказали: "Тебе задают понятные и известные вопросы, но ты отказываешься отвечать?!" Он сказал: "Спешить дать правильный ответ сильнее искушением, чем богатство". (Тартиб мадарик 2/100-101).
А сегодня встречаются нам проучившиеся лишь немного, которые имеют дерзость говорить:
"Задавайте мне любые вопросы", "Я бросаю вызов привести мне доводы по такому-то вопросу", "Такой-то имам ошибся", "Я считаю"..., "а моё мнение"... и т.д.
Абдуль-Азиз ибн Рафи´ рассказывает, как однажды имаму ´Ата ибн Аби Рабаху задали вопрос, и он сказал: “Я не знаю”. Ему сказали: “Но ответь согласно своему мнению”. Он ответил: “Поистине, мне стыдно перед Аллахом, если будут соблюдать на земле религию, следуя моему мнению”. (Ат-Тафсир уаль муфасирин 1/86)
Катада говорил: “Я не давал фетвы согласно своему мнению уже тридцать лет”. (Лялякаи 72)

Шейх Сулейман Рухейли (да хранит его Аллах) сказал: «К тому, что вызывает у нас сильное огорчение, относится то, что некоторые студенты, которые не достигли степени иджтихада, отвечают на вопросы мусульман в их странах в том, что касается крови и жизни человека! Они отвечают на вопросы и выносят решения относительно серьёзных дел, разъяснение которых нуждается в собрании учёных-муджтахидов. Такое не дозволено! Сколько бы не писали бы тебе люди, сколько бы человек не звонило тебе, сколько бы людей не задавали тебе вопросы, ты не должен прыгать выше своей головы. Необходимо возвращаться к большим учёным в решении важных, серьёзных вопросов.
Я считаю, что большинство бед, которые происходят с мусульманами сегодня, причиной всему является то, что малые в годах опережают старших (больших) учёных.
Поэтому мы замечаем как студенты малые в годах, малые в знании, малые в своём понимании обсуждают общие вопросы, касающиеся всей общины, пишут разъяснения, пишут комментарии на своих страницах в соцсетях, несмотря на то, что они ещё малы в годах, в знании и понимании. Они считают, что приносят пользу, в то время как являются причиной бед и зла, болезнью».
(Шарх Китаб Таухид 1/556-557)

Также распространилось другое странное явление: некоторые студенты, высказывают какую-то мысль и выставляют эти слова в виде цитаты в соц-сетях, подписывая внизу: "Абу такой-то". Как говорится в арабской пословице: «Самая большая беда, это та, которая вызывает смех». Пришлось столкнуться даже с тем, как некоторые мусульмане распространяли слова Пророка ﷺ ,подписав внизу имя одного студента, будто это его высказывание, а не Пророка ﷺ.
Поймите братья, мы с вами лишь доносим слова учёных, мы с вами лишь переводчики, не более! Наши с вами мысли, высказывания, теории, выводы никому не нужны. Грош цена тем словам, которые лишены доводов, которые не украшены шариатскими текстами. Сегодня начали гордиться тем, чего стеснялись наши ранние имамы, и стало нормой то, чего боялись наши предшественники.
Раби´ рассказывает: “Я слышал, как имам аш-Шафии говорил: “Я бы хотел, чтобы люди обучились у меня этому знанию, не приписав при этом мне и буквы из него”. (Хильят аль-аулия)
Имам аш-Шафии желал, чтобы распространилось знание среди мусульман без упоминания его имени, а сегодня студент кое-как переводит минутную запись и подставляет своё имя, говоря: «перевёл такой-то».
Хасан ибн Раби´ рассказывает: «Когда Ибн Мубарак находился в Куфе, ему читали книгу о обрядах хаджа и умры, прочитав хадис, чтец сказал: «Сказал Абдуллах: «Это мнение мы и избираем». Ибн Мубарак возмутившись сказал: «Кто написал подобное от меня?!» Я сказал, что это написал переписчик. И он принялся стирать эти слова, при этом говоря: “Кто я такой, чтобы записывали мои слова?» (Сыфат сафуа 4/135)

В конце, завещаю себе в первую очередь, а затем тебе, о, мой брат, не забывать о словах великого имама Умара ибн Абдуль-Азиза: “Да помилует Аллах того, кто знает своё место”. (Тафсир аль-Куртуби 10/89).
Ответить