"Те, чье ду’а (мольба) принимается лучше" | Абдурраззак аль-Бадр
Из тех, о ком пришло в Сунне, что их ду’а не отвергается:
- ду’а постящегося, до тех пор пока он не прервет пост;
- ду’а путника;
- ду’а кого-либо из родителей за своего ребенка или же против него;
- ду’а того, с кем обошлись несправедливо.
Имам
Аль-Байхакы передал в "Сунан аль-кубра" от
Абу Саида Аль-Худри, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал: "
Ду’а трех человек не отвергается: ду’а родителя, ду’а постящегося и ду’а путника".
Аль-Байхакы, 3/345. Достоверность подтвердил шейх Аль-Альбани в "Ас-Сахиха", 1797.
Передали имам
Ат-Тирмизи, имам
Абу Дауд и имам
Ибн Маджа от
Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал: "
На три зова (ду’а) будет отвечено, нет в этом сомнений: ду’а того, с кем обошлись несправедливо, ду’а путника и ду’а родителя для своего ребенка".
Абу Дауд, 1536; Ибн Маджа, 3762; Ат-Тирмизи, 1905. Шейх Аль-Альбани подтвердил, что хадис хороший в "Ас-Сахиха", 596.
Это также передал имам
Ахмад в "Муснаде", но со словами: "
Ду’а родителя против своего ребенка".
Ахмад, 2/258.
Также о ду’а того, с кем обошлись несправедливо, хадис, переданный от
Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, о том, как посланник Аллаха
ﷺ отправлял
Му’аза в Йемен. В нем слова: "
И бойся ду’а того, с кем обошлись несправедливо, ведь нет между его ду’а и Аллахом преград".
Аль-Бухари, 2448.
Труды по биографиям и исторические сообщения наполнены событиями, которые являются свидетельствами для этих положений.
Из этого, например, то, что передал имам
Муслим в своем "Сахихе" от
’Уруы ибн Зубейра, что
Аруа бинт Ууейс обвинила
Саида ибн Зейда в том, что он присвоил себе часть ее земли и обратилась с тяжбой к
Маруану ибн Аль-Хакаму.
Сказал
Саид: "
Как я мог присвоить часть ее земли после того, что я слышал от посланника Аллаха ﷺ?".
Сказал
Маруан: "
Что же ты слышал от посланника Аллаха ﷺ?".
Ответил
Саид: "
Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил: "Кто присвоит пядь земли несправедливо, того погрузят в семь земель".
Маруан сказал: "
После этого я не прошу у тебя доказательств".
Сказал
Саид: "
О Аллах, если она солгала, то лиши ее зрения и убей на ее же земле".
Сказал (
Уруа): "
И она не умерла, пока не лишилась зрения и затем однажды шла по своей земле, упала в яму и умерла".
Муслим, 3/1231.
Также Сунна указывает на то, что ду’а мусульманина за его отсутствующего брата не отвергается.
Передано в "Сахихе" имама
Муслима, что
Умму Дарда, да будет доволен ею Аллах, сказала
Сафуану: "
Ты желаешь совершить большое паломничество?".
Он ответил: "
Да".
Она сказала: "
Обращайся же к Аллаху с ду’а о добре для нас (когда будешь в хадже), ведь пророк ﷺ говорил: "Ду’а мусульманина за своего отсутствующего брата заслуживает ответа. У его головы находится ангел, и всякий раз, когда он просит о добре для своего брата, говорит ангел приставленный к нему: "
Амин (
О Аллах, ответь)
, и тебе того же".
Муслим, 2733.
И передал имам
Муслим в "Сахихе" от
Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, что пророк
ﷺ сказал: "
Какой бы из рабов (Аллаха) из числа мусульман не обратился с ду’а за своего отсутствующего брата, говорит (при этом) ангел: "
И тебе того же".
Муслим, 2732.
Также из того, что пришло в Сунне об ответе на ду’а - достоверный хадис в "Сахихе"
Аль-Бухари от
Убады ибн Самита, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха
ﷺ сказал: "
Кто будет ворочаться ночью и скажет: "Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, Он - один, и нет у него соучастников, Ему принадлежит власть и Ему вся хвала, и Он над всякой вещью мощен. Вся хвала Аллаху и свят Аллах, и нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, и Аллах велик, и нет силы и мощи кроме как от Аллаха"
[Ля иляха илля Ллах, уахдаху ля шарика лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамд, уа хууа аля кулли шай-ин кадир. Альхамду лиЛлях, уа субхана Ллах, уа ля иляха илля Ллах, уаЛлаху акбар, уа ля хауля уа ля куууата илля биЛлях]
... а затем скажет: "О Аллах, прости мне"
[Аллахумма, гфир ли]
... или же обратится с ду’а - будет ему отвечено. А если он совершит омовение и сделает намаз, то будет принят его намаз".
Аль-Бухари, 1154.
И передал
Абу Дауд в его "Сунане",
Ахмад в его сборнике "Муснад" и другие мухаддисы от
Му’аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, что пророк
ﷺ сказал: "
Какой бы мусульманин не проводил ночь поминая Аллаха, будучи в ритуальной чистоте, и, ворочаясь ночью, просил бы у Аллаха добра в этой жизни и в жизни последней - даст ему это Аллах".
Абу Дауд, 5042; Ахмад, 5/234, 241, 244. Достоверность подтвердил шейх Аль-Альбани в "Сахих аль-джами", 5754.
Всегда, когда раб (Всевышнего) будет близок к Нему, в подчинении Ему, выполняя повеления Его - он будет достоин ответа и принятия в том, что касается его обращений и тайных бесед с его Господом.
Достоверно передано в "Сахихе" имама
Аль-Бухари от
Абу Хурайры, что посланник Аллаха
ﷺ сказал: "
Постине Всевышний Аллах сказал: "
Кто враждует с близким ко Мне, тому Я объявляю войну. И самое любимое для Меня из того, посредством выполнения чего, раб приближается ко Мне - это то, что Я вменил ему в обязанность. И не перестанет раб Мой приближаться ко Мне посредством выполнения дополнительных дел, пока Я не полюблю его. А когда Я полюблю его, то буду его слухом, которым он слышит, его зрением, которым он видит, его рукой, которой он хватает, его ногой, которой он ступает. И если он попросит меня - я дам ему, если обратится за прибежищем ко мне - я защищу его. И Я не колеблюсь ни в чём так, как в том, что бы забрать душу верующего, в то время как ему неприятна смерть, а Мне неприятно то, что является неприятностью для него".
Аль-Бухари, 6502.
Также, когда коснется раба Аллаха беда, и он обратится к Аллаху правдиво, от чистого сердца, с сильнейшим стремлением, то его ду’а не отвергается.
Аллах говорит:
"Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему и устраняет зло?"
Сура "Муравьи", аят 62
Сказали некоторые ученые об этом аяте: "
Взял на Себя Всевышний Аллах ответ находящемуся в бедственном положении, когда тот воззовет к Нему, и сообщил это о Себе. Причина этого в том, что острая нужда обращения к Нему исходит от искренности, при обрывании связей сердца со всеми кроме Него. А искренность, чистота сердца перед Ним - это положение в котором для Него, Свят Он, одинаковы в получении попечения как верующий, так и неверный, как покорный, так и порочный".
Тафсир Аль-Куртуби, 13/148.
И ду’а
Зу н-нуна (
Иона, человека в рыбе), мир ему, с которым он воззвал, будучи внутри кита - у этого ду’а особое положение в том, что касается ответа на него и принятия его.
Сказал Всевышний Аллах:
"Помяни также человека в рыбе (Иону), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: "Нет никого достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!".
Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих"
Сура "Пророки", аяты 87-88
Пришло в достоверной Сунне, что это ду’а - велико по положению и благословенно, и в каком бы деле мусульманин не обратился с этим ду’а - Аллах непременно ответит ему.
Передал имам
Ат-Тирмизи и другие, что посланник Аллаха
ﷺ сказал: "
Ду’а Зу н-нуна, с которым он воззвал, будучи внутри кита: "Нет никого достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!"
[Ля иляха илля Анта, субханака, инни кунту мина ззалимин]
... в каком бы деле человек не воззвал бы с этим ду’а - Аллах непременно ответит ему".
Ат-Тирмизи, 3505; Ахмад, 1/170. Достоверность подтвердил шейх Аль-Альбани в "Сахих аль-джами", 3383.
Также, если добавит к этому раб Аллаха приближение к Аллаху (тауассуль) в ду’а посредством упоминания своих праведных дел, которые он совершал в своей жизни ради того, чтобы быть ближе ко Всевышнему Аллаху и заполучить Его довольство, то его ду’а не будет отвергнуто.
Как это было с тремя мужчинами в пещере, выход из которой закрыла упавшая скала. Они делали тауассуль (приближение к Аллаху), упоминая в ду’а определенное из своих праведных дел, пока Аллах не избавил их от этой проблемы. И мы уже приводили их историю полностью.
[1]
Приближение раба к Аллаху, увеличение количества совершаемых благих дел, устремление к его Господу с тем, чем Он доволен - это самая важная причина принятия ду’а, и причина ответа на него.
А успех в Руках одного лишь Аллаха.
А. Аль-Бадр "Фикх аль-адъыяти уаль-азкар", 1/380-384. Перевод: Muslimby.info. ИСТОЧНИК ____________________________________
[1] ’Абдуллах бин ’Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом передал, что слышал, как Посланник Аллаха
ﷺ сказал: "
(Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них (выход из) нее. Тогда они сказали: "Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела!".
(После этого) один из них сказал: "О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев увели меня далеко от дома, а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и все это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили свое вечернее питье. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!". И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход, (но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.
Другой сказал: "О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше (кого бы то ни было из) людей... "
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: "
... и я любил ее так сильно, как только могут мужчины любить женщин, и желал ее, но она противилась мне. (Так продолжалось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это. Когда же я получил возможность (овладеть) ею ...".
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: "
... а когда я уселся между ног ее, она сказала: "Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!". И тогда я покинул ее, (несмотря на то, что) любил ее больше всех, оставив у нее то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!". И после этого камень (опять сдвинулся с места, но проход был все еще не достаточно широк, чтобы) они могли выбраться оттуда.
Третий сказал: "О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил (всем) им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось, и ушел, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: "О раб Аллаха, отдай мне мою плату". Тогда я сказал ему: "Платой твоей является все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь". Он сказал: "О раб Аллаха, не насмехайся надо мной!". Я сказал: "Я не насмехаюсь над тобой", - и он забрал все это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!", и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти".
Аль-Бухари, 3465; Муслим, 2743.