كتاب السواك
عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «عَشْرٌ مِنَ الْفِطْرَةِ قَصُّ الشَّارِبِ وَإِعْفَاءُ اللِّحْيَةِ وَالسِّوَاكُ وَالاِسْتِنْشَاقُ بِالْمَاءِ وَقَصُّ الأَظْفَارِ وَغَسْلُ الْبَرَاجِمِ وَنَتْفُ الإِبِطِ وَحَلْقُ الْعَانَةِ وَانْتِقَاصُ الْمَاءِ». يَعْنِى الاِسْتِنْجَاءَ بِالْمَاءِ. قَالَ زَكَرِيَّا قَالَ مُصْعَبٌ وَنَسِيتُ الْعَاشِرَةَ إِلاَّ أَنْ تَكُونَ الْمَضْمَضَةَ
1. Передают со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Десять (вещей) относятся к естеству3: подстригание усов, отращивание бороды4, (использование) сивака, промывание носа водой, подстригание ногтей, промывание суставов пальцев, выщипывание волос под мышками, сбривание волос с лобка и (использование) воды для подмывания». Закарийя передал, что Мус’аб5 сказал: «И я забыл о десятой (вещи), но, возможно, речь шла о полоскании рта».61 Понятие «сивак» может использоваться как в значении приспособления (например, веточка определенного дерева) для чистки зубов, так и в значении самого процесса очищения полости рта. См.: «’Умдат-уль-къари» (3/184), «Маджму’» (1/270).
2 Сказал шейх ‘Абду-р-Рахман ибн Насыр ас-Са’ди, да одарит его Аллах Своей милостью: «Под естеством (фитра) подразумевается то состояние, в котором Аллах сотворил Своих рабов, сделав их по самой их природе склонными к этому. Здесь имеется в виду любовь к благому и предпочтение его, а также отвращение к дурному и отвергание его. Он сотворил их чистыми и готовыми к восприятию благого, проявлению искренности по отношению к Аллаху и приближению к Нему. Есть два вида установлений Аллаха, имеющих отношение к естественному порядку:
Соблюдение установлений первого вида очищает сердце и дух, и под этим подразумевается вера в Аллаха и всё то, что ей необходимо присуще, а именно: страх перед Аллахом, надежда на Него, любовь к Нему и обращение к Нему.
Аллах Всевышний сказал:
﴿فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفًا فِطْرَةَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا لَا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَاتَّقُوهُ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ﴾
«Обрати же свой лик (только) к (Истинной) Вере [придерживайся только её], (будучи) ханифом [единобожником], (что соответствует) устроению (человека) Аллахом, который изначально сотворил людей на этом [Он сотворил человека склонным к Истинной Вере и Полной Покорности Ему]. Нельзя менять творение Аллаха [не меняйте единобожие на многобожие]. Это [Единобожие и исполнение Закона Аллаха] – вера прямая [правильная], но однако большинство людей не знает (этого)! (Обрати же свой лик только к Истинной Вере) обращаясь к Нему (с покаянием), и остерегайтесь Его (наказания) [выполняйте то, что Он повелел и прекратите совершать то, что Он запретил], и совершайте молитву (надлежащим образом) [своевременно, смиренно перед Господом и предаваясь молитве душой], и не будьте из числа многобожников» Сура «ар-Рум», аяты 30-31.
Это очищает и развивает душу и сердце, избавляет их от болезней, и украшает их прекрасными качествами, и всё это относится к основам веры и делам сердца.
Что же касается установлений второго вида, то к ним относится всё связанное с очищением внешним и устранением всего грязного и нечистого. И это десять вещей упомянутые в хадисе. Они входят в число достоинств религии ислама, так как всё это предназначено для очищения различных частей тела и направлено на поддержание их здоровья и обеспечения их функций.» См.: «Бухджату къулюб аль-аброр» (с.47).
3 Сказал хафиз ибн Хаджар, да одарит его Аллах Своей милостью: «Имеется в виду, что если человек будет совершать эти вещи, то будет описан соответствием естеству, на котором Аллах сотворил Своих рабов и к которому их побудил и которое любит, чтобы присутствовало в них. Соблюдая эти естественные нормы (упомянутые в хадисе), люди обретут совершенный вид и достойнейший образ». См.: «Фатх-уль-Бари» (10/339).
4 Подразумевается, что бороду вообще не следует подстригать.
5 Закарийя и Мус’аб - передатчики этого хадиса.
6 Хадис передал имам Муслим (номер 261).
عن بن عباس في قوله عز و جل: «وإذ ابتلى إبراهيم ربه بكلمات فأتمهن» قال «ابتلاه الله عز و جل بالطهارة خمس في الرأس وخمس في الجسد في الرأس قص الشارب والمضمضة والاستنشاق والسواك وفرق الرأس وفي الجسد تقليم الأظفار وحلق العانة والختان ونتف الإبط وغسل مكان الغائط والبول بالماء»
2. Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) относительно слов Всемогущего и Великого Аллаха: «И вот, испытал Ибрахима Господь его (Своими) словами [повелевая ему исполнить любое слово Аллаха] и потом завершил их.» сказал: «Всемогущий и Великий Аллах испытал Ибрахима очищением: пятью видами очищения на голове и пятью видами на теле. Что касается очищения на голове, то это: укорачивание усов, полоскание рта и носа, использование зубочистки и расчесывание волос. Что же касается очищения на теле, то это: подстригание ногтей, бритье лобка, обрезание, удаление волос подмышками и удаление нечистот водой после справления большой и малой нужды».77 ‘Абдур-Раззакъ (1/57), аль-Хаким (2/266), аль-Байхакъи (1/149). Ибн Хаджар и аль-‘Азым Абади назвали иснад достоверным. См.: «Тухфат-ун-нубаля» (230), «‘Аун-уль-Ма’буд» (1/50), «Ахкаму-т-тахара» (3/104).
وَقَالَتْ عَائِشَةُ عَنِ النَّبِىِّ صلى الله عليه وسلم: «مَطْهَرَةٌ لِلْفَمِ ، مَرْضَاةٌ لِلرَّبِّ»
3. Передается от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Сивак) очищает полость рта и является причиной довольства Господа10».118 Сказал Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью: «В использовании сивака множество польз: освежение рта, укрепление зубов, прекращение выделения слизи, улучшение зрения, удаление зубного камня, (благотворное) влияние на голосовые связки. Также (сивак) способствует процессу пищеварения в желудке, поднимает общий тонус человека, настраивает человека для чтения (Корана), поминания Всевышнего, совершения молитв, устраняет вялость организма, приятен для ангелов, увеличивает вознаграждение человека». См.: «ат-Тыбб ан-Набауи» (с.322).
9 Сказал Ибн-уль-Муляккъин, да одарит его Аллах Своей милостью: «Относительно сивака упоминается более ста хадисов. Разве не вызывает удивление, что сунна, о которой передано так много хадисов пренебрегается многими людьми и даже многими правоведами (фукъаха)! Это, воистину, великий убыток!» См.: «Бадр-уль-мунир» (2/68).
10 Сказал хафиз ибн Хаджар, да одарит его Аллах Своей милостью: «Человеку надлежит при использовании сивака иметь намерение оживлять и воплощать в жизнь сунну». Сказал Ибн Къасим, да одарит его Аллах Своей милостью: «Это потому, что сивак – это то, посредством чего поклоняются (Всевышнему Аллаху)» См.: «Хашия Ибн Къасим ‘аля Рауд аль-мурби’» (1/155).
11 Хадис приводит без упоминания цепочки передатчиков (му’аллякъан) аль-Бухари в своем «Сахихе» (перед хадисом 1934). Также его передали Ахмад (24969), ан-Насаи (5). Ибн ‘Абду-ль-Барр назвал иснад хорошим. Аль-Мунзири и Аль-Альбани назвали достоверным. См.: «ат-Тамхид» (18/301), «ат-Таргъиб уа-т-тархиб» (1/133), «аль-Ирваъ» (66).
عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ رضى الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ: «لَوْلاَ أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِى - أَوْ عَلَى النَّاسِ - لأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ مَعَ كُلِّ صَلاَةٍ».
4. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы это не было тяжко13 для (членов) моей общины (или: для людей), я велел бы им чистить зубы сиваком перед каждой молитвой».14عن واثلة بن الأسقع قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «أمرت بالسواك حتى خشيت أن يكتب علي»
5. Сообщается, что Уасиля ибн аль-Аскъа’ (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне (так часто) велели пользоваться зубочисткой, что я стал опасаться, что это станет для меня предписанным15».1612 Сказал Ибн Къудама, да одарит его Аллах Своей милостью: «Единогласны обладатели знаний в том, что он (сивак) – утвержденная сунна (муаккада) по причине призыва и побуждения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к его использованию и постоянства в этом, а также по причине упоминания его среди вещей, относящихся к естеству (фитра)» См.: «аль-Мугъни» (1/134).
13 Сказал имам аш-Шафи’и, да одарит его Аллах Своей милостью: «Если бы использование сивака было бы обязательным, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел бы это своей общине, несмотря на то обременительно это для них или нет» См.: «аль-Умм» (1/20).
14 Аль-Бухари (887), Муслим (252).
15 В этом также довод в пользу тех, кто считает, что пользоваться зубочисткой не обязательно, а желательно. См.: «Файду-ль-Къадир» (2/190).
16 Ахмад (16050). Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим в силу существования других (подкрепляющих) хадисов. Аль-Альбани назвали хадис хорошим. См.: «Сахих аль-джами’» (1376).
عن بن مسعود: انه كان يجتني سواكا من الأراك وكان دقيق الساقين فجعلت الريح تكفؤه فضحك القوم منه فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «مم تضحكون» قالوا «يا نبي الله من دقة ساقيه» فقال «والذي نفسي بيده لهما أثقل في الميزان من أحد»
6. Передаётся со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что однажды он залез на кустарник аль-арак, собирая сивак. Его голени были худыми, и ветер стал раскачивать кустарник, а люди засмеялись. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Почему вы смеетесь?» Они ответили: «Из-за его худых голеней, о пророк Аллаха!» Тогда он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! На Весах они будут тяжелее, чем Ухуд»18عَنْ عَائِشَةَ رضى الله عنها قَالَتْ: «تُوُفِّىَ النَّبِىُّ صلى الله عليه وسلم فِى بَيْتِى وَفِى يَوْمِى ، وَبَيْنَ سَحْرِى وَنَحْرِى ، وَكَانَتْ إِحْدَانَا تُعَوِّذُهُ بِدُعَاءٍ إِذَا مَرِضَ ، فَذَهَبْتُ أُعَوِّذُهُ ، فَرَفَعَ رَأْسَهُ إِلَى السَّمَاءِ وَقَالَ «فِى الرَّفِيقِ الأَعْلَى فِى الرَّفِيقِ الأَعْلَى» . وَمَرَّ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ أَبِى بَكْرٍ وَفِى يَدِهِ جَرِيدَةٌ رَطْبَةٌ ، فَنَظَرَ إِلَيْهِ النَّبِىُّ صلى الله عليه وسلم فَظَنَنْتُ أَنَّ لَهُ بِهَا حَاجَةً فَأَخَذْتُهَا ، فَمَضَغْتُ رَأْسَهَا وَنَفَضْتُهَا فَدَفَعْتُهَا إِلَيْهِ ، فَاسْتَنَّ بِهَا كَأَحْسَنِ مَا كَانَ مُسْتَنًّا ثُمَّ نَاوَلَنِيهَا فَسَقَطَتْ يَدُهُ - أَوْ سَقَطَتْ مِنْ يَدِهِ - فَجَمَعَ اللَّهُ بَيْنَ رِيقِى وَرِيقِهِ فِى آخِرِ يَوْمٍ مِنَ الدُّنْيَا وَأَوَّلِ يَوْمٍ مِنَ الآخِرَةِ»
7. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Скончался пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в моём доме и в мой день, лёжа между моей шеей и грудью. Когда (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) болел, одна из нас читала ему заклинания, обращаясь (к Аллаху) с мольбами и (в тот день) я тоже стала читать ему заклинания, а он поднял свою голову к небу и сказал: «В высшее общество! В высшее общество!» Затем пришел ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Бакр (ас-Сыддыкъ, да будет доволен ими обоими Аллах), а в его руке была влажная пальмовая ветвь (используемая им в качестве зубочистки) и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал смотреть на неё. Я поняла, что он хочет воспользоваться ею, взяла её, разжевала её кончик, и дала ему (да благословит его Аллах и приветствует). После чего он стал чистить рот так тщательно, как только можно. Закончив чистить рот, он передал сивак мне и его рука опустилась (или: упал сивак из его руки). Аллах объединил мою слюну с его слюной в последний день его мирской жизни и в первый день его вечной жизни».1917 Сказал хафиз ан-Науауи, да одарит его Аллах Своей милостью: «Лучше всего использовать сивак из сальвадоры персидской (аль-арак), но можно пользоваться и зубочистками, сделанными из других кустарников или деревьев, как можно пользоваться осокой, грубой материей и другими приспособлениями (обладающими чистящими свойствами и не наносящими вред).» См.: «аль-Азкар» (с.66).
Сказал Ибн ‘Абду-ль-Барр, да одарит его Аллах Своей милостью: «Сиваком людей (во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) были ветки сальвадоры персидской и бальзамина мекканского (аль-башам), однако дозволено использование любой зубочистки, которая очищает зубы, не нанося им вред, освежает запах изо рта и делает его приятным». См.: «аль-Истизкар» (3/272).
18 Ахмад (3991), ат-Тайалиси (353), аль-Баззар (1827). Ибн Касир назвал иснад хорошим. Ахмад Шакир назвал иснад достоверным. Аль-Альбани и Мукъбиль назвали иснад хорошим. См.: «Иршад-уль-факъих» (1/32), Тахкъикъ «Муснад Ахмада» (6/39), «аль-Ирваъ» (1/104), «Сахих аль-муснад» (849).
19 Аль-Бухари (4451)
عَنْ أَبِى بُرْدَةَ عَنْ أَبِيهِ قَالَ: «أَتَيْتُ النَّبِىَّ صلى الله عليه وسلم فَوَجَدْتُهُ يَسْتَنُّ بِسِوَاكٍ بِيَدِهِ يَقُولُ «أُعْ أُعْ» ، وَالسِّوَاكُ فِى فِيهِ ، كَأَنَّهُ يَتَهَوَّعُ».
8. Передаёт Абу Бурда, что его отец (Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен ими обоими Аллах) рассказывал: «(Однажды) я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и увидел, что он пользуется сиваком, держа его в руке21 и издавая звук: «У’, у’». При этом зубочистка находилась у него во рту, и казалось как будто он вызывает рвоту»22عن أبي موسى قال: «دخلت على النبي صلى الله عليه وسلم وطرف السواك على لسانه»
9. Сообщается, что Абу Муса (аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) я зашёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (и заметил) у него на языке23 кончик зубочистки».24عن عائشة أنها قالت: «كان نبي الله صلى الله عليه وسلم يستاك فيعطيني السواك لأغسله فأبدأ به فأستاك ثم أغسله وأدفعه إليه»
10. Сообщается, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после использования сивака отдавал его мне, чтобы я промыла25 его, а я каждый раз сначала пользовалась им сама и только после этого, промыв возвращала ему».2620 Сказал ан-Науауи, да одарит его Аллах Своей милостью: «Желательно использовать не слишком сухой сивак, который может нанести вред (дёснам и зубам) и не слишком влажный, который не удаляет налёт, а средний между ними. Также является желательным чистить края зубов, их внутреннюю часть и основания коренных зубов, мягко проводя по ним сиваком. Также желательно начинать чистить зубы с правой стороны ротовой полости». См.: «Шарх Сахих Муслим» (6/27).
21 Лучше пользоваться сиваком, держа его в правой руке. См.: «Хащия Ибн ‘Абидин» (1/114), «Хащия ас-Сауи ‘аля-ш-шарх ас-сагъир» (1/124), «Мугъни аль-мухтадж» (1/55), «аль-Инсаф» аль-Мардауи (1/128), «аль-Фуру’» Ибн Муфлиха (1/148).
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нравилось одевать обувь, начиная с правой ноги, расчёсывать и умащать благовониями волосы и бороду, начиная справа, и совершать омовение, начиная с правой стороны тела, и поступать так же во всех остальных своих делах». Аль-Бухари (168), Муслим (268).
22 Аль-Бухари (244).
23 Сказал хафиз ибн Хаджар, да одарит его Аллах Своей милостью: «Имеется в виду, что сивак находился в основании языка (в его внутренней части) и он (да благословит его Аллах и приветствует) чистил его к верху, как об этом сообщается у Ахмада. Именно поэтому было сказано: «казалось как будто он вызывает рвоту» по причине тщательного и усердного очищения языка - т.е. исходил такой звук, который обычно исходит от того, кто хочет вызвать рвоту. Хотя, конечно же, это сравнение имело место в преувеличенном виде. Из этого хадиса извлекается узаконенность чистки сиваком языка по всей его длине». См.: «Фатх-уль-Бари» (1/356).
24 Муслим (254).
25 Является желательным промывать сивак перед чисткой, а также после неё. См.: «Мугъни аль-мухтадж» (1/55), «аль-Мубди’» (1/102), «Мауахиб аль-джалиль» (1/226).
26 Абу Дауд (52), аль-Байхакъи (1/39). Ибн Хаджар, ан-Науауи и Аль-Альбани назвали хадис хорошим. См.: «Тахридж Мищкат-уль-масабих» (1/215), «аль-Маджму’» (1/283), «Тамам-уль-минна» (90).
عن بن عباس قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «لقد أمرت بالسواك حتى ظننت أنه سينزل به علي قرآن أو وحي»
11. Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне (так часто) велели пользоваться сиваком, что я подумал, что относительно него мне будет ниспослан Коран или откровение».28عن ابن عباس عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «أمرت بالسواك حتى خفت على أسناني»
12. Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне (так часто) велели пользоваться зубочисткой, что я стал опасаться за свои зубы».29سهل بن سعد يقول: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «امرني جبريل بالسواك حتَّى ظننت أني سادرد»
13. Сообщается от Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Джибриль (так часто) велел мне пользоваться сиваком, что я стал опасаться, что останусь без зубов».30أَنَسٌ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «أَكْثَرْتُ عَلَيْكُمْ فِى السِّوَاكِ»
14. Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я много раз (говорил) вам (что следует пользоваться) зубочисткой”31».عن المقدام بن شريح عن أبيه قال: سألت عائشة قلت: «بأي شيء كان يبدأ النبي صلى الله عليه وسلم إذا دخل بيته؟» قالت: «بالسواك»
15. Сообщается, что аль-Микъдам ибн Шурайх передал со слов своего отца (да будет доволен ими обоими Аллах): «Я спросил ‘Аишу: “С чего начинал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда он приходил домой?”, она ответила: “С использования сивака32”».3327 Сказал имам аш-Шафи’и, да одарит его Аллах Своей милостью: «Я считаю, что (использование) сивака желательно в каждом случае, при котором изменяется (состояние) рта. (Это желательно) после пробуждения ото сна, по завершении приёма пищи, в случае принятия в пищу или питья того, что изменяет (состояние) рта, а также перед каждой молитвой» См.: «аль-Умм» (1/38-39).
Сказал ан-Науауи, да одарит его Аллах Своей милостью: «Использовать зубочистку желательно в любое время, но особенно в пяти случаях: перед молитвой, независимо от того, водой очистился человек или песком или же вообще не очистился, не найдя ни воды, ни песка; при омовении; перед чтением Корана; после просыпания ото сна; при изменении запаха или вкуса во рту, что происходит по некоторым причинам, среди которых: голодание, употребление в пищу чего-либо с плохим запахом, долгое молчание, длительные беседы». См.: «Шарх Сахих Муслим» (3/181).
28 Абу Йа’ля (2330) и Ахмад (1/337). Аль-Бусыри назвал передатчиков достойными доверия. Ахмад Шакир назвал иснад достоверным. Аль-Альбани назвал хадис хорошим в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См.: «Итхаф аль-хира» (1/285), «Сахих ат-таргъиб» (213).
29 Ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (12286). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Сахих аль-джами’» (1377), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1556).
30 Ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (6018). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Сахих аль-джами’» (1383), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1556).
31 Аль-Бухари (888).
32 Сказал ан-Науауи, да одарит его Аллах Своей милостью: «В этом хадисе ясное указание на достоинство использования сивака в любое время, настойчивое побуждение проявлять должную заботу об этом и также довод на желательность частого, многократного очищения ротовой полости». См.: «Шарх Сахих Муслим» (3/144).
33 Муслим (253).