Глава 31. 0 предоставлении [воину], убившему [врага], всей [захваченной] им добычи
1155 Передают, что Саляма ибн аль-Аква' сказал: «[Когда-то] мы участвовали в походе на [племя] хавазин вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и [однажды] утром, когда мы ели вместе с [ним] , [к нам] подъехал какой-то человек на рыжем верблюде. Он заставил его опуститься на колени, потом вытащил из-под верёвки, которая была на спине верблюда, кожаный ремешок и спутал [верблюду] ноги, а потом подошёл, чтобы поесть вместе с людьми. Он начал смотреть [по сторонам1600 и, увидев, что] среди нас были ослабевшие и что верховых животных [у нас] мало, а некоторые из нас шли пешком, [поспешно] подошёл к своему верблюду и развязал его, потом заставил [верблюда] опуститься на колени, сел на него и принялся [изо всех сил] погонять его. В погоню за ним бросился один человек, сидевший на верблюдице пепельного цвета, а я [сел на своего верблюда и поспешил следом]. [Сначала] я держался у бедра верблюдицы, потом [обошёл её] и оказался у бедра верблюда [беглеца], а потом продвинулся [дальше], схватил верблюда за повод и заставил его опуститься на колени. Когда его колени коснулись земли, я выхватил меч и отрубил этому человеку голову, которая упала [на землю], а потом [вернулся и] привёл с собой верблюда, на котором были седло и оружие убитого. Меня встретили посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и [другие] люди, [находившиеся] вместе с ним, [и пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] спросил:
"Кто убил этого человека?" [Люди] ответили: "Ибн аль-Аква'", [и тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал:
"Всё имущество [убитого теперь принадлежит] ему"».
____________________________________________________
1600 Этот человек был вражеским лазутчиком.
Глава 32. О выделении дополнительной доли военной добычи и выкупе мусульман за пленных
1156 Ийяс ибн Саляма передал, что его отец1601, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Мы двинулись в поход на [племя] фазара [в составе отряда под командованием] Абу Бакра, которого поставил над нами посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Когда до [источника] воды, [находившегося на земле врага], остался час пути, Абу Бакр велел нам сделать привал, [а после отдыха повёл нас в бой и вскоре] достиг этого источника, [где] некоторые из [врагов] были убиты, а некоторые взяты в плен. [Вдруг] я увидел группу людей, среди которых были женщины и дети. Опасаясь, что они достигнут горы раньше меня, я выпустил стрелу, [которая упала] между ними и горой. Они увидели эту стрелу и остановились, а потом я [вернулся], ведя их за собой. Среди них находилась одна женщина из [племени] бану фазара, [накинувшая на себя] кожаную подстилку, и её дочь, которая была одной из красивейших арабок. Я привёл их к Абу Бакру, и он отдал мне её дочь в качестве дополнительной доли военной добычи, а потом мы вернулись в Медину, [и за всё это время] я не снимал с неё [покрывала]. На рынке меня встретил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который [попросил]:
"О Саляма, подари мне эту женщину" Я сказал:
"О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, она понравилась мне, и я [ни разу] не снял с неё [покрывала]". На следующий день посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) [снова] встретил меня на рынке и [попросил]:
"О Саляма, подари мне эту женщину, да благословит Аллах твоего отца!" Тогда я сказал:
"Она твоя, о посланник Аллаха, и клянусь Аллахом, я [ни разу] не снял с неё [покрывала]". А потом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил её к мекканцам в качестве выкупа за [нескольких] мусульман, которые находились в плену в Мекке».
____________________________________________________
1601 То есть Саляма ибн аль-Аква'.
Глава 33. О долях того, что достаётся без боя, и пятой части (хумс) военной добычи, захваченной в завоёванных селениях
1157 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Вам полагается [установленная] доля того, что достанется [нам] без боя (фай)1602 в любом селении, куда вы явитесь и где поселитесь. [Что же касается] любого селения, [жители которого] ослушаются Аллаха и Его посланника, то пятая часть [захваченной в нём добычи будет принадлежать] Аллаху и Его посланнику, [а остальное достанется] вам»1603.
____________________________________________________
1602 Фай— всё, что мусульмане получают от иноверцев мирным путём. Таким имуществом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мог распоряжаться по своему усмотрению.
1603 То есть тем, кто возьмёт это селение.
Глава 34. Как [следует] расходовать то, что достаётся без боя
1158 Передают, что Малик ибн Аус сказал:
[Однажды] "Умар ибн аль-Хаттаб послал за мной. Я пришёл к нему домой в середине дня и увидел, что ['Умар], облокотившийся на кожаную подушку, сидит на ложе из пальмовых листьев, на которых не было [покрывала]. Он обратился ко мне:
«О Мали1604, к нам явились твои соплеменники1605 со своими семьями, которые медленно шли1606, и я велел дать им небольшую милостыню. Возьми же это и раздели между ними». Я сказал:
«[Лучше] бы ты поручил это кому-нибудь другому», но он велел:
«Возьми это, о Мали!» [Тут] к нему вошёл его привратник Ярфа и спросил:
«[Позволишь ли] ты [войти] 'Усману, 'Абд-ар-Рахману ибн 'Ауфу, аз-Зубайру и Са'ду [ибн Абу Ваккасу]?» 'Умар сказал:
«Да», и [пригласил] их, после чего они вошли. Потом [Ярфа опять] вошёл и спросил:
«[Позволишь ли] ты [войти] 'Али и 'Аббасу?» ['Умар] сказал:
«Да», и [пригласил] их. [Войдя в дом], 'Аббас сказал:
«О повелитель правоверных, рассуди меня с этим лжецом, грешником, предателем и вероломным [человеком]!»1607 — и люди сказали:
«Да, о повелитель правоверных, рассуди их между собой и принеси им облегчение». И я думаю, что эти люди пришли раньше ['Али и 'Аббаса только] ради этого1608. Тогда "Умар сказал:
«Не спешите! Заклинаю вас Аллахом, с соизволения Которого держатся небо и земля, [скажите], известно ли вам, что посланник (да благословит его Аллах и приветствует) Аллаха сказал:
"[Наше имущество] не [может] быть унаследовано, а то, что мы оставили, есть садака"? Они1609сказали:
«Да». Потом ['Умар] повернулся к аль-'Аббасу и 'Али и сказал:
«Заклинаю вас Аллахом, с соизволения Которого держатся небо и земля, [скажите], известно ли вам, что посланник (да благословит его Аллах и приветствует) Аллаха сказал: "[Наше имущество] не [может] быть унаследовано, а то, что мы оставили, есть садака"?» — и они сказали:
«Да». Тогда 'Умар сказал:
«Поистине, Всемогущий и Великий Аллах предназначил для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) то, чего не предназначил ни для кого иного, [ибо] Он сказал:
"То, что Аллах вернул Своему посланнику, [забрав это] у обитателей селений, [принадлежит] Аллаху и Его посланнику" (59:7)», и я не знаю, прочитал он предыдущий аят или нет. [Потом 'Умар] сказал:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разделил между вами имущество [племени] бану ан-надир, и, клянусь Аллахом, он не обделил вас и не забрал себе [всё, ничего не оставив] вам. Из того, что осталось, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выделял ежегодное содержание [для своей семьи], а оставшееся [после этого] сделал общим достоянием». [Потом 'Умар] сказал:
«Заклинаю вас Аллахом, с соизволения Которого держатся небо и земля, [скажите], известно ли вам об этом?» Они сказали: «Да», после чего ['Умар задал тот же вопрос] 'Аббасу и 'Али: «Известно ли вам об этом?» — и они сказали:
«Да». Тогда ['Умар] сказал:
«Когда же посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) умер, Абу Бакр сказал: "Я — наследник [власти] посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а вы двое явились [к нему], и ты, [о 'Аббас], требовал свою [долю] наследства сына твоего брата, этот же1610 требовал [долю] наследства отца своей жены. Абу Бакр [привёл вам слова] посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) "[Наше имущество] не [может] быть унаследовано, а то, что мы оставили, есть садака", и вы сочли его лжецом, грешником, предателем и вероломным, но Аллах знает, что Абу Бакр [был] правдивым и благочестивым [человеком, который] шёл правильным путём и следовал истине! Потом Абу Бакр умер, а я [стал] наследником [власти] посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Абу Бакра, и вы сочли меня лжецом, грешником, предателем и вероломным, но Аллах знает, что я — правдивый и благочестивый [человек], идущий правильным путём и следующий истине! Когда я унаследовал [власть], ты явился ко мне вместе с этим. Вы [желали] одного и того же и стали говорить: "Отдай нам [наследство]", я же сказал: "Если хотите, я отдам вам [его при условии, что] вы [будете следовать] завету Аллаха и распоряжаться [этим имуществом] так же, как делал это посланник Аллаха ", и вы взяли его на [этих условиях], разве не так?» ['Аббас и 'Али] сказали: «Да». ['Умар] сказал: «И после этого вы пришли ко мне, чтобы я рассудил вас?! Нет,клянусь Аллахом, я не вынесу никакого иного решения по вашему [спору] до самого Дня воскресения, а если вы не можете [распоряжаться этим имуществом, как было условлено], верните его мне!»
____________________________________________________
1604 Мали —сокращение от Малик.
1605 Малик ибн Аус был родом из племени бану наср ибн му'авия ибн бакр ибн хавазин.
1606 Имеется в виду, что они шли как люди, которых поразило какое-то бедствие, например, голод.
1607 Здесь Аббас говорит об 'Али, который, как известно, такими качествами никогда не отличался. Использование подобных эпитетов можно объяснить лишь тем, что 'Аббас был охвачен гневом и хотел доказать свою правоту. Кроме того, 'Аббас, который, конечно же, не считал своего племянника 'Али таковым, не позволил бы себе говорить так, не будь он намного старше него. Предметом их спора был фай' из имущества племени бану надир, большую часть которого получил в своё распоряжение 'Али.
1608 То есть: я думаю, что 'Усман, 'Абд-ар-Рахман ибн 'Ауф, аз-Зубайр и Са'д ибн Абу Ваккас специально пришли раньше, чтобы быть свидетелями разрешения этого спора.
1609 Имеются в виду 'Усман, 'Абд-ар-Рахман ибн 'Ауф, аз-Зубайр и Са'д ибн Абу Ваккас.
1610 То есть 'Али.
1159 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что [после смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует)] Фатима, дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), послала к Абу Бакру ас-Сыддику [человека, чтобы] попросить его [отдать ей] наследство посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из того, что Аллах даровал ему в Медине и Фадаке1611, а также из оставшегося от пятой части [военной добычи, захваченной в] Хайбаре. [В ответ на это] Абу Бакр сказал:
«Посланник Аллаха сказал: "[Наше имущество] не [может] быть унаследовано, а то, что мы оставили, есть садака, и [часть доходов] от этого имущества [идёт на] пропитание семьи Мухаммада". Клянусь Аллахом, я никак не стану менять [порядок расходования] садаки посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), [установленный] при [его] жизни, и непременно буду [расходовать] её так же, как делал это посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)» [Таким образом], Абу Бакр отказался отдавать что-либо Фатиме, которая рассердилась на него из-за этого, покинула [его] и не разговаривала с ним до самой своей смерти, пережила же она посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на шесть месяцев. Когда она умерла, её муж 'Али ибн Абу Талиб, да будет доволен Аллах ими обоими, похоронил её ночью, не известив об этом Абу Бакра, и сам совершил по ней заупокойную молитву. При жизни Фатимы, да будет доволен ею Аллах, к 'Али [приходили многие], когда же она умерла, ['Али перестал встречаться] со знатными людьми, стал искать [пути] примирения с Абу Бакром и [пожелал] принести ему присягу, [чего он не сделал за все] эти месяцы. Он послал к Абу Бакру [человека, чтобы тот передал ему следующее]:
"Приди к нам, но пусть больше никто не приходит с тобой", [ибо 'Али не желал, чтобы при этом присутствовал 'Умар ибн аль-Хаттаб ]1612. [Узнав об этом], 'Умар сказал Абу Бакру:
"Клянусь Аллахом, тебе [не следует] приходить к ним одному!"1613 [На это] Абу Бакр сказал:
"А что они могут со мной сделать? Клянусь Аллахом, я пойду к ним!" Когда же Абу Бакр пришёл к ним, 'Али ибн Абу Талиб произнёс слова свидетельства единобожия, а потом сказал:
"О Абу Бакр, поистине, мы признавали твоё достоинство и то, чем наделил тебя Аллах, и не завидовали благу, [дарованному] тебе Аллахом, но ты сам стал [распоряжаться этим]1614 , а мы считали, что имеем право [на что-то] как родственники посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)", и он говорил, пока глаза Абу Бакра не наполнились слезами. Потом заговорил Абу Бакр, который сказал:
"Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, родство с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) для меня дороже поддержания связей с моими собственными родственниками! Что же касается разногласий относительно этого имущества, возникших у меня с вами, то я не упустил ничего [из того, что] должен [был сделать], и всегда поступал так же, как на моих глазах поступал посланник Аллаха ". Тогда 'Али сказал Абу Бакру:
"[Я принесу] тебе присягу после полудня". Совершив полуденную молитву, Абу Бакр поднялся на минбар и произнёс слова свидетельства единобожия, потом сказал, что 'Али ещё не принёс ему присягу, а потом упомянул о том, как ['Али] объяснил причину этого, и попросил [Аллаха) простить [его]. После этого 'Али ибн Абу Талиб произнёс слова свидетельства единобожия, потом должным образом выразил Абу Бакру уважение [как халифу и сказал], что на [подобные действия] его подвигла не зависть к Абу Бакру и не отрицание того, в чём Всемогущий и Великий Аллах отдал ему предпочтение [перед другими]. ['Али также сказал]:
"Но мы считали, что у нас есть какой-то удел в [том, что принадлежало пророку (да благословит его Аллах и приветствует)], ты же стал распоряжаться этим без нас, и мы рассердились [на тебя]". Радуясь этому, мусульмане говорили:
"Ты поступил правильно!" — и стали [ещё больше любить] 'Али после того, как он, [подобно остальным, принёс присягу]».
____________________________________________________
1611 Здесь имеются в виду доставшиеся мусульманам без боя финиковые пальмы, которые прежде принадлежали людям из племени бану ан-надир, жившим близ Медины, и иудеям, населявшим оазис Фадак.
1612 Поскольку 'Умар отличался резкостью, 'Али опасался возможных проявлений его несдержанности, в результате чего примирение могло не состояться.
1613 'Умар считал, что 'Али и люди из его окружения не окажут должного уважения Абу Бакру как халифу.
1614 Имеется в виду имущество, которым распоряжался посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
1160 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Пусть мои наследники не делят между собой ни [одного] динара из того, что я оставлю, после [выделения средств] моим жёнам и оплаты труда работника, ибо это —садака».
Глава 35. Доли [добычи, выделявшиеся] всаднику и пешему
1161 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что при разделе военной добычи посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выделял всадникам по две доли, а пешим [воинам] — по одной.
Глава 36. Женщинам не выделяется доля военной добычи, но им [можно] делать подарки, [что же касается] детей, то убивать их во время военного похода [запрещается]
1162 Язид ибн Хурмуз передал, что [когда-то] Наджда [ибн 'Амир] написал Ибн 'Аббасу письмо, в котором спрашивал его о пяти вещах. [Получив это письмо], Ибн 'Аббас воскликнул:
«Я не стал бы отвечать
ему1615, если бы [отказ от этого не означал, что] я скрываю знание!» [Вот что] написал ему Наджда:
«А затем, сообщи мне, [брал] ли посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в военные походы женщин? [Если да, то] выделял ли он им долю [военной добычи]? Убивал ли он детей? Когда сирота перестаёт [считаться] сиротой?1616 И кому принадлежит пятая часть [военной добычи]?» [В ответ ему] Ибн 'Аббас написал:
«Ты спрашиваешь меня, [брал] ли посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в военные походы женщин. Да, он [брал] их в походы, и они лечили раненых, [за что] им дарили подарки [из захваченной] военной добычи, что же касается [установленной] доли [добычи], то она им не выделялась. Поистине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не убивал детей [врагов], и ты не убивай детей. И ты спрашиваешь меня, когда сирота перестаёт [считаться] сиротой. Клянусь своей жизнью, [бывает так], что у мужчины растёт борода, но он не [может должным образом распоряжаться своим имуществом]. Если же он, [подобно другим] людям, [способен действовать в собственных] интересах, его сиротство заканчивается. И ты спрашиваешь меня, кому принадлежит пятая часть [военной добычи]. [Раньше] мы говорили, что она принадлежит нам, но с этим не согласились наши соплеменники»1617
____________________________________________________
1615 Наджда ибн 'Амир был сыном хариджита по имени 'Амир аль-Ханафи.
1616 То есть: Когда сирота получает право самостоятельно распоряжаться своим имуществом? Формально сиротство заканчивается с наступлением совершеннолетия, однако распоряжаться своим имуществом человек может только при том условии, что будет проявлять благоразумие в религиозных и мирских делах и приобретёт необходимый жизненный опыт.
1617 Ибн 'Аббас имеет в виду правителей из династии Омейядов, которые считали, что пятую часть военной добычи (хумс) следует использовать в интересах всех членов мусульманской общины.
Глава 37. Об освобождении пленных и оказании им благодеяний
1163 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Как-то раз] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) послал в сторону Неджда [отряд] всадников, и они привезли с собой человека из [племени] бану ханифа по имени Сумама ибн Усаль, являвшегося господином жителей Йемамы1618. Его привязали к столбу мечети, а потом к нему вышел посланник Аллаха и спросил:
"Что у тебя, о Сумама?"1619 Тот сказал:
"[Думаю, всё кончится] хорошо, о Мухаммад, ибо, если ты убьёшь меня, [будет кому за меня отомстить]1620, если окажешь [мне] благодеяние1621, то окажешь его благодарному [человеку], если же ты хочешь денег, то проси, и тебе дадут [всё], что ты пожелаешь". [После этого] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставил его, а через день [снова] спросил:
"Что у тебя, о Сумама?" Тот сказал:
"То, о чём я уже говорил: если ты окажешь [мне] благодеяние, то окажешь его благодарному [человеку], если убьёшь меня, [будет кому за меня отомстить], если же ты хочешь денег, то проси, и тебе дадут [всё], что ты пожелаешь". [После этого] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оставил его, а на следующий день [снова] спросил:
"Что у тебя, о Сумама?" Тот сказал:
"То, о чём я уже говорил: если ты окажешь [мне] благодеяние, то окажешь его благодарному [человеку], если убьёшь меня, [будет кому за меня отомстить], если же ты хочешь денег, то проси, и тебе дадут [всё], что ты пожелаешь". Тогда посланник Аллаха велел (да благословит его Аллах и приветствует):
"Освободите Сумаму". После этого Сумама направился в пальмовую [рощу, находившуюся] рядом с мечетью, и совершил полное омовение, а потом вошёл в мечеть и сказал:
"Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. О Мухаммад, клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но [теперь оно] стало для меня самым любимым из всех лиц! Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но [теперь она] стала для меня самой любимой из всех религий! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но [теперь он] стал для меня самым любимым из всех городов! Поистине, твои всадники захватили меня [в то время, когда] я хотел совершить 'умру, так что ты об этом скажешь?" Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) порадовал его благой вестью и велел совершить эту 'умру, когда же [Сумама] приехал в Мекку, кто-то спросил его:
"Так ты отступился [от веры]?" [В ответ ему Сумама] сказал:
"Нет, я принял ислам вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и, клянусь Аллахом, [отныне] не поступит к вам из Иемамы ни зёрнышка пшеницы без разрешения посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) "»
____________________________________________________
1618 Й е м а м а — крупный земледельческий район на северо-востоке Аравийского полуострова, снабжавший продовольствием многие области Аравии, в том числе и Мекку.
1619 То есть что ты думаешь о том, как я с тобой поступлю?
1620 По мнению некоторых комментаторов, слова Сумамы следовало понимать так: если ты казнишь меня, то поступишь справедливо, ибо казнишь человека, виновного в убийстве.
1621 То есть если ты освободишь меня.
Глава 38. Изгнание иудеев из Медины
1164 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды], когда мы находились в мечети, к нам вышел посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал:
"Ступайте к иудеям", и мы пошли вместе с ним. Когда мы пришли [туда, где они жили], посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к ним и сказал:
"О иудеи, примите ислам, и вы спасётесь!"1622 Они сказали:
"Ты уже довёл [до нас свой призыв], о Абу аль-Касим". Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им:
"Это я и хотел [услышать]1623.
Примите ислам, и вы спасётесь!" Они сказали:
"Ты уже довёл [до нас свой призыв], о Абу аль-Касим".
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им:
"Это я и хотел [услышать]". И он в третий раз обратился к ним [с тем же призывом], а потом сказал:
"Знайте, что эта земля принадлежит Аллаху и Его посланнику, и я хочу изгнать вас с этой земли, так пусть же тот из вас, у кого есть какое-нибудь [недвижимое] имущество, продаст его. В противном случае [пеняйте на себя] и знайте, что эта земля принадлежит Аллаху и Его посланнику"».
____________________________________________________
1622 Это значит: не будете унижены в мире дольнем и не подвергнетесь мучениям в мире вечном.
1623 То есть я хотел услышать от вас подтверждение того, что я довёл до вас свой призыв.
Глава 39. Изгнание иудеев и христиан с Аравийского полуострова
1165 "Умар ибн аль-Хаттаб передал, что он слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Я непременно изгоню иудеев и христиан с Аравийского полуострова и не оставлю [здесь] никого, кроме мусульман».
Глава 40. Решение о тех, кто сражался и нарушил договор
1166 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день Битвы у рва1624 Са'д [ибн Му'аз]1625 был [тяжело] ранен одним курайшитом, которого звали Ибн аль-'Арика. Он выпустил стрелу [из лука и попал Са'ду] в артерию на предплечье, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поставил для [Са'да] палатку в мечети, [чтобы] навещать его, [не теряя времени на дорогу]. Вернувшись [в Медину после Битвы у] рва, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) снял оружие и совершил полное омовение, [после чего] к нему явился Джибрил , отряхивавший голову от пыли, и сказал:
"Так ты уже снял оружие? Мы же1626, клянусь Аллахом, его не снимали! Выступай [в поход] на них". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил:
"Куда?" — и [Джибрил ] указал на [укрепления племени] бану курайза1627. [После этого] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) [начал] вести против них боевые действия, и [через некоторое время] они согласились [подчиниться] решению посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), [поручившему] решить [их судьбу] Са'ду1628, который сказал:
"Я принимаю о них [такое] решение: [их] бойцов [следует] казнить, женщин и детей — взять в плен, а имущество —разделить"».
Хишам1629 сказал:Мой отец сказал: «И мне сообщили, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Ты принял о них решение, [соответствующее] решению Всемогущего и Великого Аллаха"». В [другой] версии [этого хадиса сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал]:
«Ты принял решение, [соответствующее] решению Аллаха». [В третьей версии этого хадиса сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал]:
«Ты принял решение, [соответствующее] решению Царя».
____________________________________________________
1624 Речь идёт об одной из схваток мусульман с бойцами осадившего Медину в апреле 627 г. десятитысячного войска, состоявшего из курайшитов и их союзников.
1625 Са'д ибн Му'аз был вождём племени аус, одного из двух племён, к которым относились ансары.
1626 То есть ангелы.
1628 Ауситы пытались вступиться за побеждённых, поскольку прежде те находились с ними в союзнических отношениях, и тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предложил, чтобы судьбу иудеев решил кто-нибудь из ауситов. Они дали на это своё согласие, и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поручил принять решение их вождю Са'ду ибн Му'азу.
1629 Хишам — передатчик этого хадиса.