Недостоверный хадис = ложь?

Ответить
сергей
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 июн 2012, 15:41

Недостоверный хадис = ложь?

Сообщение сергей »

Ассаламу алейкум!

Я все-таки не очень понимаю: недостоверный хадис, слабый хадис = ложь?
То есть, если хадис признан недостоверным(слабым), то могу ли я с уверенностью считать, что этот хадис-ложь, и пророк(мир ему и благословение Аллаха) такого не говорил и не делал?

Знаю, что есть такая категория недостоверных хадисов, как "выдуманные". Но разве не все недостоверные хадисы являются ложью?

В противном случае непонятно, почему нельзя опираться на недостоверные хадисы, если они не являются ложью. И как это вообще может быть так: "Хадис не истинный и не ложный"?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям брат
сергей писал(а):Я все-таки не очень понимаю: недостоверный хадис, слабый хадис = ложь?
Нет. Недостоверный хадис - это общее название всех хадисов, которые не доходят до уровня хорошего и достоверного хадиса. И к числу недостоверных хадисов относятся как слабые, так и выдуманные. А между выдуманными/ложными хадисами и слабыми - есть огромная разница.
И как это вообще может быть так: "Хадис не истинный и не ложный"?
А где ты такое вообще взял?! Никогда такого выражения не слышал. Или это просто твой вывод, который ты основал на упомянутом выше понимании брат?
Без философствования..., дело в том, что слабый хадис имамы не принимают исходя из подстраховки, что это может быть недостоверным от пророка (мир ему и благословение Аллаха), вот и все. Т.е. Ислам основан только на однозначно достоверных хадисах, а не на сомнительных, и тем более ложных.

Итак коротко:
У достоверного (сахих) хадиса пять условий:
1. Непрерывный иснад.
2. Правдивость передатчиков.
3. Точность в передаче.
4. Отсутствие отклонения.
5. Отсутствие недостатка (‘илля).
Если в хадисе нет одного из упомянутых условий, то он не считается достоверным!

Что касается хорошего (хасан) хадиса, то у него те же самые условия, что и у достоверного, но с разницей в том, что передатчики хорошего хадиса чуток уступают в точности, силе памяти и т.п. передатчикам хадиса сахих.

Теперь, что касается слабого хадиса:
Слабый хадис (да'иф) - это любой хадис, который не дотягивает до уровня хорошего, как сказал имам аль-Байъкуни в своем известном стишке о науки хадисоведения: "А каждый хадис, который не дотягивает до уровня хорошего, он - слабый. И он имеет множество видов".
Слабый хадис - это не обязательно выдуманный, лживый и т.п. Ни в коем случае. Слабым хадис может быть по многим причинам, среди которых ошибка передатчика, слабая память, запутанность, прерванный иснад и т.п.
Из числа категорий слабых хадисов: мункар (отвергаемый), шазз (отклоненный), му'аляль (имеющий скрытый недостаток), мурсаль (в котором пропущен сподвижник), мудтариб (запутанный), макълюб (перевернутый), мудрадж (к которому примешались слова передатчика), мункъати' (в котором иснад прерванный), и т.п.
Имам Ибн Хиббан среди категорий слабых хадисов выделял 49 видов.

Известно, что слабый хадис не принимается в вопросах запретного (харам) и дозволенного (халяль), в вопросах, связанных с вероубеждениями ('акыда) и законоположениями (ахкам).
Что же касается вопросов о достоинствах тех или иных благодеяний или о благих нравах, к побуждению к благому и запрещению плохого (ат-таргъиб уа-ттархиб) и т.п., то относительно принятия слабого хадиса в этой области имамы разногласили.
Некоторые ученые дозволяли это, но при соблюдении определенных условий, а именно:
- чтобы слабый хадис применялся только в качестве устрашения и удержания от совершения греха (ат-тархиб) или как побуждение к благому (ат-таргъиб), но не для выведения самостоятельного шариатского законоположения (хукм).
- чтобы слабость была не сильной.
- чтобы содержание такого хадиса имело достоверную основу в Коране или в Сунне;
- чтобы этот хадис не противоречил достоверным хадисам;
- обязательность упоминания того, что этот хадис является слабым;
- передавать слабый хадис не в определенном роде, а не утверждая, что пророк (мир ему и благословение и Аллаха) произнес это.
Имам ан-Науауи говорил: “Ученые в области хадисоведения и ученые других областей говорят: “Если хадис является слабым, то относительно него нельзя говорить: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, сделал, повелел, запретил”, или любые другие утвердительные фразы, но следует говорить: “Сообщается, передается, рассказывают от пророка (мир ему и благословение Аллаха)”, или следует использовать любые неопределенные фразы. Ученые говорят: “Выражения, содержащие утверждения, могут быть применимы лишь к достоверным и хорошим хадисам, а выражения, содержащие неопределенность, - к любым другим хадисам. Все это потому что фразы, содержащие утверждения, подразумевают, что следующее за ними является достоверным (от пророка), поэтому их можно использовать только при достоверных обстоятельствах. В ином случае человек фактически будет возводить ложь на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)... Это мнение большинства ученых игнорируется многими факъихами нашего времени, на самом же деле большинством ученых любой области, кроме некоторых истинных знатоков хадисов. Подобное является безответственностью, поскольку они часто говорят о достоверном хадисе: “От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается”, а о слабом хадисе: “Он сказал”, а ведь подобное далеко от истины”. См. «аль-Маджму’» 1/60.

Другие же имамы в любом случае вообще запрещали опираться на слабый хадис. Среди них такие великие имамы, как Яхъя ибн Ма’ин, Абу Хатим, Ибн Абу Хатим, Абу Зур’а, аль-Бухари, Муслим, Ибн Хиббан, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн Таймия, Ибн Раджаб, Абу Шама аль-Макъдиси, аш-Шатыби, Ибн аль-Муляккъин, аш-Шаукани, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мукъбиль и др. См. “Да’ифу-ттаргъиби уа-ттархиб” 11/23-25 и “Фахту-Ллятыф фи хукмиль-‘амали би хадиси-дда’иф” 46-52.
В этом они опирались на хадис: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.
Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Если даже рассказывать от имени пророка (мир ему и благословение и Аллаха) то, что он не говорил, является запретным, то, что можно сказать о совершении деяния, основанного на этом?! Нет разницы при совершении деяния, опирающегося на хадис, касается это законоположений (ахкам) или достоинств (фадаиль), поскольку все это шариат!” См. “Табйин аль-‘уджб” 3-4.

Что же касается ложного (мауду') хадиса, то это просто выдуманная ложь, приписываемая посланнику Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха)! Человек, который солгал, после искреннего покаяния мог восстановить свою честь, НО только если его ложь не была на посланника Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха)! Поистине, мухаддисы никогда не принимали хадисы от того, кто возводил ложь на пророка (мир ему и благословение и Аллаха). Имам Абу Музаффар ас-Сам'ани говорил: "Тот, кто солгал в одном хадисе, то обязательным является отвергнуть все, что он рассказал и до этого!" См. "аль-Мукъаддима" 55.
В отличии от слабого хадиса ложный нельзя рассказывать ни в коем случае, кроме как для указания того, что он ложный, о чем говорил имам ан-Науауи.
И слабый хадис в отличии от ложного может усиливаться, становясь хорошим в силу существования других. Известно в науке хадисоведения, что не очень слабые хадисы, могут усиливать друг друга. Хафиз Ибн ас-Салях сказал: “Не каждый слабый хадис из-за наличия других подобных ему слабых сообщений достигает степени достоверности. Среди них есть усиливающие друг друга, а есть так и остающиеся слабыми”. См. “Мукъаддима ‘улюм аль-хадис” 36-37.
Для того, чтобы слабые хадисы усиливали друг друга необходимо, чтобы слабость хадисов заключалась в плохой памяти или ошибках передатчиков, но ни в коем случае не в лживости, нечестии или фальсификации ими хадисов. И это положение хорошо известно всем мухаддисам. См. “Къауа’ид ат-тахдис” 90, “Шарх ан-нухба” 25.

Кстати, из числа наихудших видов недостоверных хадисов, это:
- мауду' (ложный, вымышленный), в иснаде которого лжец;
- матрук (отвергнутый), в иснаде которого тот, кто обвиняется во лжи;
- мункар (неприемлемый), в иснаде которого человек, допускающий грубые ошибки в хадисах и чье нечестие является явным.

А Аллаху обо всем ведомо лучше!

Надеюсь брат, теперь ты понял разницу меджу ложными и слабыми хадисами.
Ответить