О посреднических услугах

Ответить
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

О посреднических услугах

Сообщение al-Mubid »

Постановление Шариата относительно платного посредничества

Вопрос:
Каково постановление Шариата в отношении посредничества? И является ли имущество, полученное в качестве комиссионных за посредничество, дозволенным?

Ответ:
Хвала Аллаху!
«Ас-Самсара (брокерская деятельность, посредничество) – это посредническая деятельность между покупателем и продавцом. Соответственно, самсар - это человек выступающий посредником для заключения сделки между покупателем и продавцом. Также его называют далляль (маклер), поскольку он указывает (араб. «далля») покупателю на товар, а продавцу на клиента». См. «Маусу’атуль-фикъхия» 10/151.
На самом деле посредничество – это услуга, в которой нуждается большое количество людей, поскольку большинство людей не имеет представления, как вести торговые переговоры; у других нет возможности приобрести какой-либо товар, поскольку они не знают, как его выбирать, и какие недостатки и дефекты он может в себе содержать; у третьих нет времени для самостоятельного осуществления этих сделок и т.д.
Из всего этого становится ясно, что посредничество является полезной деятельностью, пользу из которой извлекают все участники сделки, как продавец, так и покупатель, так и сам посредник.
Однако чтобы заниматься посредничеством, человеку надлежит быть полностью осведомленным о предмете заключаемой сделки, чтобы какая-либо из сторон не оказалась в убытке, доверившись заявлениям самсара о его знании и опыте, тогда как он, на деле таковыми не владел.Также ему необходимо быть честным и ответственным, и не соблюдать интересы одной стороны договора в ущерб другой. Напротив он должен разъяснять все плюсы и минусы товара правдиво и честно, и не обманывать ни продавца, ни покупателя.

Существует масса высказываний имамов относительно допустимости такого вида деятельности и взимания за это денежной платы.

Однажды Имама Малика спросили о плате, взимаемой за посредничество. На что он ответил: «Нет в этом ничего предосудительного». См. «Мудаууана» 3/466.

Имам Бухари в своем «Сахихе» так озаглавил одну из его глав:
«Глава о плате, взимаемой за посредничество и о том, что Ибн Сирин, ‘Ата, Ибрахим ан-Нахъа’и и Хасан аль-Басри (все перечисленные являются известными таби’инами) не видели в этом ничего плохого».

Далее имам Бухари привел следующие доводы в пользу этого:
Ибн ‘Аббас сказал: «Нет ничего запретного в том, если ты скажешь: «Продай эту одежду за такую-то цену, а все, что превысит ее, можешь оставить себе».
Ибн Сирин сказал: «Если человек скажет, например: «Продай этот товар за такую-то цену, а если продашь ее за большую цену, то прибыль оставь себе или поделим ее между собой» - то в этом нет ничего плохого».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, сказал: «Мусульмане должны соблюдать условия своих договоров». (На этом заканчивается цитата слов имама Бухари).

Ибн Къудама (известнейший ученый ханаблисткого мазхаба) писал: «Допускается человеку нанимать за деньги самсара (посредника), для того, чтобы он купил для него одежду, например. Это разрешали Ибн Сирин, ‘Ата и Ибрахим ан-Нахъа’и. Дозволено нанимать самсара как на определенный срок, как, например, когда хозяин денег нанимает посредника сроком на десять дней, и при этом обязанности и срок договора известны. Так и без определенного срока, когда хозяин составляет договор лишь об обязанностях посредника и выделяет ему с каждой затраченной тысячи дирхамов определенную часть - и такая сделка также будет действительной.
Также дозволено нанимать посредника, для того чтобы он продал товар человека, например одежду, о чем говрил Имам аш-Шафи’и. Поскольку это дозволенная сделка и в ней посредник может замещать продавца. Таким образом нанимать его за плату в продаже можно, точно также как можно это и в покупке товара».
См. «Аль-Мугъни» 8/42.

В постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) был задан следующий вопрос:
«Человек является директором торговой фирмы, выступающей посредником в сделке между производителем товара и частными предпринимателями. Деятельность фирмы заключается в демонстрации образцов продукции предпринимателям и в последующей их продаже им по ценам производителя. За свою деятельность фирма получает определенные, заранее оговоренные, комиссионные от производителя. Имеет ли право фирма взимать за это плату или это является грехом?»

Ответ:
«Если все в действительности обстоит так, как вы описали, то взимание платы за эту деятельность является дозволенным, и вы не совершаете никакого греха». См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/125.

Также шейху Ибн Базу, да смилуется над ним Аллах, был задан похожий вопрос:
«Можно ли риэлтору, занимающемуся поиском квартир или помещений для аренды, взимать за это плату с арендатора».

На что шейх ответил:
«Нет никаких проблем в том, чтобы ты брал плату за эту свою деятельность. Эта плата также еще называется комиссионными. Однако тебе необходимо проявить усердие в поиске подходящего помещения, удовлетворяющего требованиям арендатора, и помочь ему в заключении договора с арендодателем. Во всем этом, если будет угодно Аллаху, нет никаких проблем при условии, что все эти операции не будут содержать в себе обмана или мошенничества. Таким образом, если ты будешь правдив и выполнишь все свои обязательства в поиске необходимого помещения, не обманув никого и не проявив зульма кому-либо из сторон, то ты, если будет угодно Аллаху, на благом (хъайр)». См. «Фатауа Ибн Баз» 19/358.
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

О комиссионных за посредничество без ведома клиента

Сообщение al-Mubid »

Посреднические услуги и взимание за это платы без ведома клиента

Вопрос: У нас в Египте есть фирмы, занимающиеся торговлей косметической продукцией, парфюмерией, кремами и т.п. Например «Amway» «Avon» «Oriflamme» и т.д. Также некоторые подобные фирмы занимаются продажей продуктов питания. Чтобы получить членство в этих фирмах необходимо, либо сделать вступительный взнос в размере 10 гиней («гинея» – денеж. ед. Египта), либо набрать необходимое количество бонусных баллов. В дальнейшем став участником данной торговой фирмы вы получаете особые привилегии компании. Так, в частности, вы приобретаете скидки на все выпускаемые фирмой товары, что дает возможность вам приобретать продукцию фирмы для собственных нужд по особым, сниженным ценам. Также, занимаясь распространением продукции фирмы, вы получаете еще целый ряд привилегий в виде различных наград, подарков и поощрительных призов. Так, каждый сотрудник фирмы получает от фирмы каталог их продукции и занимается представлением и демонстрацией товара своим родственникам, друзьям и просто знакомым. В данном каталоге фирмой установлены конечные цены для клиентов. То есть, если кто-либо из клиентов выбирает понравившийся ему товар и его цена, к примеру, будет 20 гиней, затем сотрудник берет с клиента эти 20 гиней, отправляется в фирму и приобретает этот товар уже по своей специальной цене, скажем, за 10 гиней, а разницу, в виде оставшихся 10 гиней, он кладет себе в карман. Необходимо отметить, что все это делается с ведома фирмы, которая расценивает эти 10 гиней как посредническую плату, однако клиент ничего об этом не знает. Мой первый вопрос заключается в следующем: Если человек берет с клиента 20 гиней, а затем приобретает товар за 10 гиней, а оставшиеся 10 оставляет себе, является ли это обманом? И, вообще, посоветуйте какой способ торговли наиболее подходящий и более правильный согласно Исламу: например, если сотрудник демонстрирует товар клиенту по каталогу, клиент желает приобрести понравившийся ему товар, то правильнее клиенту сразу отдать деньги за товар, или же расплатиться после того, как сотрудник доставит ему этот товар из фирмы? И не будет ли это считаться торговлей с предоплатой (сильм), которую запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует? Мой второй вопрос следующий: Те 10 гиней в качестве вступительного взноса для вступления в фирму, о которых я упоминал в начале, является ли это харамом, в том смысле, что человек делает денежный взнос гораздо меньшей суммой, чем та, которую он приобретет в результате купленного членства в фирме, в виде подарков призов, привилегий и посреднических комиссионных? То есть, является ли это къимаром (азартным взносом, ставкой)? Существует и другой способ приобретения членства в этих фирмах, так если человек желает стать сотрудником фирмы, он должен получить каталог продукции, и продать товаров из этого каталога общей суммой на 25 баллов (каждому конкретному товару в каталоге присваивается своей количество баллов). Если человек наберет это необходимое количество баллов, то также станет сотрудником этой фирмы и получит все привилегии компании. Является ли этот способ дозволенным?

Ответ:
Хвала Аллаху!
Во-первых, человеку нельзя делать вступительный взнос в размере 10 гиней или же заниматься набором необходимого количества баллов, чтобы впоследствии став сотрудником фирмы, получить скидку на все товары, поскольку все это является къимаром (азартом), ведь человек сделав этот вступительный взнос в виде фиксированной платы, затем взамен может компенсировать этот взнос благодаря скидке в равном размере, а может и в большем или меньшем! Так, учитывая все это, «Исламская академия Фикъха» издала фатву о запрете использования дисконтных карт, приобретаемых за деньги. Подробнее об этом вы можете узнать в фатве нашего сайта № 152076.

Во-вторых, рассматривая этот вопрос в отрыве от сотрудничества с подобными фирмами, использующими принцип финансовой пирамиды, а также в отрыве от использования платных дисконтных карт, следует отметить, что человек имеет право выступать посредником в сделке между покупателем и продавцом, как в покупке, так и в приобретении товара. Так, например, если клиент хочет приобрести какой-то товар, посредник может предоставить ему свои услуги взамен на денежную плату от клиента за свою работу, при условии, что это все будет оговорено с клиентом. Например, посредник говорит клиенту: «Цена этого товара 10 гиней, и моя плата, за свои услуги вам, составит 10 гиней. Итого 20 гиней. Это плата за мой поиск необходимого товара и его доставку». В данном случае посредник работает на покупателя. При этом он не имеет права обманывать его или делать вид, что работает бесплатно, или же вступать в сговор с продавцом, чтобы он искусственно завысил цену для клиента. Если же посредник не оговаривал с клиентом условий посредничества и взимания за это платы, и приобрел для него товар, то в данной сделке он выступает его уполномоченным лицом и не имеет право взять из его денег что-либо без его ведома, также не имеет права вступать в сговор в продавцом, чтобы взять плату с клиента за свою работу, поскольку все это будет являться обманом!

Также посредник может выступать представителем продавца и работать на него, а именно предоставлять клиенту товар за 20 гиней, за что продавец будет выплачивать ему плату в размере 10 гиней или же в размере 50 процентов от продаж. Как это делает фирма, о которой вы задаете вопрос. В данном случае это расценивается как посреднические комиссионные выплачиваемые продавцом товара, а не покупателем, поэтому абсолютно не является условием, чтобы покупатель знал об этом. Однако нельзя специально взвинчивать цену товара, чтобы в итоге покупатель оказался переплатившим настоящую цену товара.

Также посредник имеет право сначала сам купить определенный товар, а затем перепродать его клиенту, зная, что ему требуется именно этот товар, и он говорит: «Я куплю этот товар, а потом продам его тебе по такой-то цене». Однако это при условии, что он перепродаст его клиенту только после того, как сам станет собственником этого товара и заберет его от первого продавца, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговлю тем, чем человек еще не владеет. Подробнее об этом вы можете узнать из фатв нашего сайта № 143067 и № 152859.

Что же касается торговли с предоплатой (сильм), то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не запрещал его, напротив он разрешил его и дозволил. Сильм – это продажа определенного товара в строго установленный срок в будущем, за цену указанную в договоре. Когда, например, продавец договаривается с клиентом о продаже ему 100 са’ риса в определенный срок в будущем, а деньги забирает сразу, уже при заключении договора.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал
: «Пусть тот, кто станет платить заранее, платит за известный объем и известный вес, договариваясь на определённый срок». См. «Сахих аль-Бухари»/2241 и «Сахих Муслим»/1604.
Аллаху же ведомо лучше!

IslamQA الإسلام سؤال وجواب
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение al-Mubid »

В постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) был задан следующий вопрос:
«Человек является директором торговой фирмы, выступающей посредником в сделке между производителем товара и частными предпринимателями. Деятельность фирмы заключается в демонстрации образцов продукции предпринимателям и в последующей их продаже им по ценам производителя. За свою деятельность фирма получает определенные, заранее оговоренные, комиссионные от производителя. Имеет ли право фирма взимать за это плату или это является грехом?»

Ответ:
«Если все в действительности обстоит так, как вы описали, то взимание платы за эту деятельность является дозволенным, и вы не совершаете никакого греха». См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/125.

Также шейху Ибн Базу, да смилуется над ним Аллах, был задан похожий вопрос:
«Можно ли риэлтору, занимающемуся поиском квартир или помещений для аренды, взимать за это плату с арендатора».

На что шейх ответил:
«Нет никаких проблем в том, чтобы ты брал плату за эту свою деятельность. Эта плата также еще называется комиссионными. Однако тебе необходимо проявить усердие в поиске подходящего помещения, удовлетворяющего требованиям арендатора, и помочь ему в заключении договора с арендодателем. Во всем этом, если будет угодно Аллаху, нет никаких проблем при условии, что все эти операции не будут содержать в себе обмана или мошенничества. Таким образом, если ты будешь правдив и выполнишь все свои обязательства в поиске необходимого помещения, не обманув никого и не проявив зульма кому-либо из сторон, то ты, если будет угодно Аллаху, на благом (хъайр)». См. «Фатауа Ибн Баз» 19/358.
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение al-Mubid »

Каково постановление Шариата о ситуации, когда человек советует покупателю приобрести товар в фирме,
которая выплачивает ему за это посреднические комиссионные.

Вопрос: «Один из моих знакомых занимается торговлей специального оборудования и станков. В свое время он продал один из этих станков заводу, в котором сейчас я работаю (работаю с этим оборудованием). Меня же, в свою очередь, владелец другого завода-конкурента, занимающегося выпуском той же самой продукции, что и наш завод, попросил дать координаты моего друга, с целью приобретения этого оборудования. Мой вопрос заключается в следующем: «Имею ли я право дать ему координаты моего знакомого, поскольку я боюсь, что это может быть предательством по отношению к владельцу завода, на котором я тружусь. Ведь я понимаю, что это оборудование производят и другие фирмы, в том смысле, что завод-конкурент может приобрести его и у других поставщиков. Также обратите внимание, что в результате осуществления этой сделки, я получу определенную плату от фирмы моего друга».

Ответ:
Хвала Аллаху!
Из вашего вопроса мы поняли следующее: Вы указываете одному из заводов адрес и координаты фирмы вашего друга, занимающейся выпуском необходимого ему оборудования, для последующего приобретения им специального оборудования выпускающего ту же продукцию, что и ваш завод, а также что приобретение этого оборудования доступно вашему конкуренту, как в фирме вашего друга, так и в любой другой фирме. И что если эта сделка осуществится, вы получите свои комиссионные в виде определенной суммы от фирмы вашего друга.

В этом нет ничего предосудительного, поскольку все это относится к посредническим услугам (самсара), и, ко всему прочему, это не является предательством вашего непосредственного начальства. Следует отметить также и то, что посреднические комиссионные могут являться определенной фиксированной платой, так и процентным выражением от стоимости проданного товара (например, 5 %).

Постоянному комитету по научным исследованиям и фетвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) был задан следующий вопрос:
«Я привожу клиента на какую-либо фабрику или фирму, занимающуюся торговлей определенного товара, и за это от руководства этой фирмы получаю плату за привлечение клиентов. Дозволено ли мне брать эту плату? Также если клиент приобретает у этой фирмы товар, то фирма на каждую приобретенную клиентом вещь делает дополнительную торговую надбавку, которую в результате забираю я. Дозволено ли это? И если нет, то какие виды комиссионных дозволены?»

Ответ:
«Если руководство фабрики или фирмы выплачивает вам плату за каждую продажу своего товара с вашей помощью, в качестве компенсации ваших действий по привлечению клиентов, и при этом эти комиссионные не отражаются на конечной стоимости для клиента в виде увеличения цены, и в этом не наблюдается никакого вреда фирмам, торгующим аналогичным товаром, то есть если эта фирма торгует своим товарам по тем же ценам, которые установлены на этом рынке, то нет в этом ничего запретного, и такая плата является дозволенной.
Что же касается ситуации, когда руководства фирмы компенсирует эти посреднические комиссионные за счет клиента, увеличивая для него цену товара, то вы не имеете права брать эту плату, как впрочем и этот продавец не имеет право взвинчивать цену для покупателя, поскольку в этом усматривается очевидный вред и убыток для покупателя».
См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/130.
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение al-Mubid »

Сестра работает в ателье по пошиву одежды и отправляет своих клиентов для покупки ткани и материала для пошива в определенные магазины, занимающиеся этим, и имеет за это процент от продажи.

Вопрос: "Одна моя сестра работает в ателье. Она вместе с швеями, непосредственно занимающимися шитьем заключили договор с некоторыми магазинами, торгующими тканями, о том, что они будут отправлять к ним своих клиентов для закупки материала, а они в свою очередь будут выплачивать им за это процент от этих продаж. Сначала это был определенный процент, а затем они договорились, что процент будет не строго фиксированным, но примерно таким же, как прежде. Дозволено ли имущество, полученное таким путем?"

Ответ:
Хвала Аллаху!
Нет ничего запретного, в том, чтобы отправлять клиентов в определенные лавки торгующие тканями, получая за это определенную плату или процент от суммы, которую оставит клиент в этих лавках при покупке товара.

Так факъихи разрешают взимать плату за свои услуги посредникам и маклерам. И нет никаких проблем, чтобы это был определенный процент от проданного товара.

Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) издал следующую фатву: «Разрешается маклеру или посреднику взимать плату за свои услуги в виде процента от установленной цены на товар. Данную плату посредник имеет право брать как с продавца, так и с покупателя, в зависимости от того, с кем у него была договоренность. При условии чтобы кому-либо не было причинено этим несправедливости или вреда». См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/131.

Однако не допускается, чтобы плата за эти услуги неизвестной, чтобы между вашей сестрой и хозяевами лавок не возникло споров, например, если они выплатят ей определенную сумму, которая, по ее мнению, будет меньше той, которая полагается. Исключение же составляют случаи, когда ваша сестра выступает посредником безвозмездно, без требования за этой какой-либо платы, а хозяин торговой лавки, в свою очередь захочет отблагодарить ее как-либо и может дать ей сколько пожелает.

Однако в основе дозволенности таких взаимоотношений лежит условие правдивости и искренности с клиентами. Так, например, нельзя отправлять их в эти лавки, зная, что есть другие, в которых этот же материал продается за меньшую цену, или, зная, что за эту цену можно приобрести более качественный материал, чем тот который продается в этих лавках.
Аллаху же ведомо лучше!
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение al-Mubid »

Посреднические услуги и взимание за это платы без ведома клиента


Вопрос: У нас в Египте есть фирмы, занимающиеся торговлей косметической продукцией, парфюмерией, кремами и т.п. Например «Amway» «Avon» «Oriflamme» и т.д. Также некоторые подобные фирмы занимаются продажей продуктов питания. Чтобы получить членство в этих фирмах необходимо, либо сделать вступительный взнос в размере 10 гиней («гинея» – денеж. ед. Египта), либо набрать необходимое количество бонусных баллов. В дальнейшем став участником данной торговой фирмы вы получаете особые привилегии компании. Так, в частности, вы приобретаете скидки на все выпускаемые фирмой товары, что дает возможность вам приобретать продукцию фирмы для собственных нужд по особым, сниженным ценам. Также, занимаясь распространением продукции фирмы, вы получаете еще целый ряд привилегий в виде различных наград, подарков и поощрительных призов. Так, каждый сотрудник фирмы получает от фирмы каталог их продукции и занимается представлением и демонстрацией товара своим родственникам, друзьям и просто знакомым. В данном каталоге фирмой установлены конечные цены для клиентов. То есть, если кто-либо из клиентов выбирает понравившийся ему товар и его цена, к примеру, будет 20 гиней, затем сотрудник берет с клиента эти 20 гиней, отправляется в фирму и приобретает этот товар уже по своей специальной цене, скажем, за 10 гиней, а разницу, в виде оставшихся 10 гиней, он кладет себе в карман. Необходимо отметить, что все это делается с ведома фирмы, которая расценивает эти 10 гиней как посредническую плату, однако клиент ничего об этом не знает. Мой первый вопрос заключается в следующем: Если человек берет с клиента 20 гиней, а затем приобретает товар за 10 гиней, а оставшиеся 10 оставляет себе, является ли это обманом? И, вообще, посоветуйте какой способ торговли наиболее подходящий и более правильный согласно Исламу: например, если сотрудник демонстрирует товар клиенту по каталогу, клиент желает приобрести понравившийся ему товар, то правильнее клиенту сразу отдать деньги за товар, или же расплатиться после того, как сотрудник доставит ему этот товар из фирмы? И не будет ли это считаться торговлей с предоплатой (сильм), которую запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует? Мой второй вопрос следующий: Те 10 гиней в качестве вступительного взноса для вступления в фирму, о которых я упоминал в начале, является ли это харамом, в том смысле, что человек делает денежный взнос гораздо меньшей суммой, чем та, которую он приобретет в результате купленного членства в фирме, в виде подарков призов, привилегий и посреднических комиссионных? То есть, является ли это къимаром (азартным взносом, ставкой)? Существует и другой способ приобретения членства в этих фирмах, так если человек желает стать сотрудником фирмы, он должен получить каталог продукции, и продать товаров из этого каталога общей суммой на 25 баллов (каждому конкретному товару в каталоге присваивается своей количество баллов). Если человек наберет это необходимое количество баллов, то также станет сотрудником этой фирмы и получит все привилегии компании. Является ли этот способ дозволенным?

Ответ:
Хвала Аллаху!
Во-первых, человеку нельзя делать вступительный взнос в размере 10 гиней или же заниматься набором необходимого количества баллов, чтобы впоследствии став сотрудником фирмы, получить скидку на все товары, поскольку все это является къимаром (азартом), ведь человек сделав этот вступительный взнос в виде фиксированной платы, затем взамен может компенсировать этот взнос благодаря скидке в равном размере, а может и в большем или меньшем! Так, учитывая все это, «Исламская академия Фикъха» издала фатву о запрете использования дисконтных карт, приобретаемых за деньги. Подробнее об этом вы можете узнать в фатве нашего сайта № 152076.

Во-вторых, рассматривая этот вопрос в отрыве от сотрудничества с подобными фирмами, использующими принцип финансовой пирамиды, а также в отрыве от использования платных дисконтных карт, следует отметить, что человек имеет право выступать посредником в сделке между покупателем и продавцом, как в покупке, так и в приобретении товара. Так, например, если клиент хочет приобрести какой-то товар, посредник может предоставить ему свои услуги взамен на денежную плату от клиента за свою работу, при условии, что это все будет оговорено с клиентом. Например, посредник говорит клиенту: «Цена этого товара 10 гиней, и моя плата, за свои услуги вам, составит 10 гиней. Итого 20 гиней. Это плата за мой поиск необходимого товара и его доставку». В данном случае посредник работает на покупателя. При этом он не имеет права обманывать его или делать вид, что работает бесплатно, или же вступать в сговор с продавцом, чтобы он искусственно завысил цену для клиента. Если же посредник не оговаривал с клиентом условий посредничества и взимания за это платы, и приобрел для него товар, то в данной сделке он выступает его уполномоченным лицом и не имеет право взять из его денег что-либо без его ведома, также не имеет права вступать в сговор в продавцом, чтобы взять плату с клиента за свою работу, поскольку все это будет являться обманом!

Также посредник может выступать представителем продавца и работать на него, а именно предоставлять клиенту товар за 20 гиней, за что продавец будет выплачивать ему плату в размере 10 гиней или же в размере 50 процентов от продаж. Как это делает фирма, о которой вы задаете вопрос. В данном случае это расценивается как посреднические комиссионные выплачиваемые продавцом товара, а не покупателем, поэтому абсолютно не является условием, чтобы покупатель знал об этом. Однако нельзя специально взвинчивать цену товара, чтобы в итоге покупатель оказался переплатившим настоящую цену товара.

Также посредник имеет право сначала сам купить определенный товар, а затем перепродать его клиенту, зная, что ему требуется именно этот товар, и он говорит: «Я куплю этот товар, а потом продам его тебе по такой-то цене». Однако это при условии, что он перепродаст его клиенту только после того, как сам станет собственником этого товара и заберет его от первого продавца, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговлю тем, чем человек еще не владеет. Подробнее об этом вы можете узнать из фатв нашего сайта № 143067 и № 152859.

Что же касается торговли с предоплатой (сильм), то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не запрещал его, напротив он разрешил его и дозволил. Сильм – это продажа определенного товара в строго установленный срок в будущем, за цену указанную в договоре. Когда, например, продавец договаривается с клиентом о продаже ему 100 са’ риса в определенный срок в будущем, а деньги забирает сразу, уже при заключении договора.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал
: «Пусть тот, кто станет платить заранее, платит за известный объем и известный вес, договариваясь на определённый срок». См. «Сахих аль-Бухари»/2241 и «Сахих Муслим»/1604.
Аллаху же ведомо лучше!
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Сообщение al-Mubid »

Tanika писал(а): 09 окт 2016, 11:51 Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятух уважаемые братья!
Нам известно, что среди тех мусульман, которые работают в сфере монтажа систем отопления, водоснабжения, в общем сантех коммуникаций, распространена следующая схема заработка:
Они составляют смету заказчику и берут у него деньги на материал. Закупают материал в тех магазинах, в которых у них налажены какие-то отношения и которые делают для них скидки по ценам, за каждую позицию того или иного комплектующего или оборудования. Вобщем, берут у заказчика определенную сумму денег и считают смету на расход всего материала по одной цене, а покупают уже в "своем" магазине по заниженной и разницу от этого оборота кладут себе в карман. Заказчик об этом естественно ничего не знает.
Скажите пожалуйста, является ли данный вид заработка харамом?
Прошу ответить на вопрос, т.к. в эту вещь попали многие из братьев, которые в стремлении легкой наживы, закрывают глаза на выяснения того, является ли этот вид заработка дозволенным или нет.

Хотелось бы уточнить, т.к. бывали случаи, когда заказчики, после покупки монтажником материала брали чек, и с ним отправлялись в тот же магазин и сравнивали разницу, между фактической стоимостью материала (которую ему предложил магазин) и той цифрой, которая была обозначена в чеке, после чего возникал конфликт. Вопрос возник после очередного инцидента, когда заказчик узнал о значительной разнице фактической стоимости всего материала, которую ему посчитали в магазине, и той которую ему предлагает монтажник, после чего расторг с ним все отношения, грубо говоря выгнал с объекта.
Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух!
В описанном вами случае, я так понимаю, было расхождение в сумме по чеку от монтажника и розничной цене в магазине. Если так, то либо сам монтажник завысил реальную стоимость товара, либо это сделал продавец, не посвящая монтажника, чтобы с образовавшегося излишка выплатить ему оговоренный процент, либо это было сделано ими обоими в сговоре для того, чтобы заиметь больше денег с покупателя. В этом случае факт обмана и мошенничества налицо. Но кто виноват в этом, вопрос спорный. Необходимы уточнения.

Еще хотелось бы отметить, что если скажем в обозначенном магазине действовала временная акция на скидку, скажем, с отопительного котла, то в данном случае монтажник не имеет права присваивать эту скидку себе, так как скидка предоставлялась всем (в том числе и покупателю, если бы он сам как частное лицо пришел в этот магазин). В данном случае монтажник может рассчитывать лишь на скидку, которую продавец предоставит ему сверх скидки по акции (однако это маловероятно).

Кстати, не стоит упускать из внимания, что цена на материал могла снизиться в виду нестабильного курса валют. Хотя если разница существенная, в качестве оправдания монтажника (или продавца) это вряд ли сгодится.
tik
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение tik »

Ассаламу 'алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Чё-то я не совсем понял один момент.
Tanika писал(а):Они составляют смету заказчику и берут у него деньги на материал.
Когда они берут деньги, они ведь говорят хозяину что этот материал ему обойдется во сколько-то! И скрывают потом что он обошелся им дешевле! Разве это не обман?
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение al-Mubid »

tik писал(а):Ассаламу 'алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Чё-то я не совсем понял один момент.
Tanika писал(а):Они составляют смету заказчику и берут у него деньги на материал.
Когда они берут деньги, они ведь говорят хозяину что этот материал ему обойдется во сколько-то! И скрывают потом что он обошелся им дешевле! Разве это не обман?
Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух!
Это будет обманом только в том случае, если в смете будет указана цена выше розничной цены этого магазина (т.е. если цену завысит либо монтажник, либо сам продавец). Если же в смете будут отражены розничные цены, то никакого обмана нет - сколько стоит материал, столько заказчик и платит. А какие комиссионные с прибыли продавца за эту сделку получит монтажник за привлечение клиента - заказчика интересовать не должно. Так как это дело продавца и самого монтажника. Может по доброте душевной продавец отдаст всю прибыль монтажнику, а может и сверх того - это их личное дело. Заказчик заплатил справедливую цену и взамен получил материал. А скидку, которую монтажник нарабатывает себе в магазинах (иногда годами), нужно считать поощрением от продавца за привлечение к нему клиентов, а следовательно увеличения его товарооборота. Монтажник приводит в магазин к продавцу за год десятки (а может и сотни) клиентов, а если заказчик сам придет в магазин, то это будет лишь разовая закупка на многие года вперед. Посудите сами, есть ли резон продавцу скидывать ему с розничной цены?! Конечно нет. Он делает скидку за товарооборот, который обеспечивают ему монтажники.
О взимании комиссионных монтажник должен сообщить заказчику лишь в том случае, когда он берет их с него. Т.е. говорит например: "Саид, ты не знаешь какой погонаж трубы тебе необходимо закупить, не знаешь необходимое количество и диаметр запорной арматуры, не знаешь торговые бренды в этой сфере, которые были бы оптимальными в соотношении цена-качество, не знаешь какой суммарной тепловой мощности тебе требуется отопительный котел, не можешь рассчитать гидравлику своей системы отопления, а потому не знаешь какой производительности подобрать насос (или несколько насосов), не знаешь какой коллектор теплого пола лучше, не знаешь какого объема необходимо брать бак-экспанзомат, и наконец, не знаешь как рассчитать количество секций радиаторов и какая номинальная теплоотдача секции у каждого производителя. Учитывая все это, предлагаю доверить закупку материала мне. Я куплю все, что нужно, и за свою услугу возьму комиссионные, которые составят 5% от общей суммы закупки. Если же ты будешь покупать все сам, то я уверен, что ты купишь не то, что необходимо и в итоге мне все равно придется менять материал, и комплектовать его заново, и делать это бесплатно я не собираюсь. Доверься мне сразу, в итоге сэкономишь свое время, а соответственно и деньги. Воспользовавшись моими услугами, ты вдобавок ко всему получаешь гарантию правильности подбора материала, ответственность за что я беру на себя".
В нашем же случае, монтажник делает это все бесплатно для заказчика (либо по доброте душевной, либо потому что эта услуга изначально была заложена ими в стоимость работ). А комиссионные, которые получает монтажник, он берет от продавца, которому он тоже оказывает огромную услугу тем, что приводит к нему "жирного" клиента.
К слову сказать, монтажник может с одной сделки получить комиссионные как с заказчика, так и с продавца.
Мое личное мнение, что без посредников (особенно в этой сфере) - проблемы были бы у всех. У заказчика - с потерей времени и отсутствием гарантий, у монтажника - с работой неподходящим материалом, у продавца - с привлечением клиентов.
Аллаху Аълям!

Самое главное, чтобы посредники были добросовестными. Это основа в этом вопросе!

Ибн Къудама (известнейший ученый ханаблисткого мазхаба) писал: «Допускается человеку нанимать за деньги самсара (посредника), для того, чтобы он купил для него одежду, например. Это разрешали Ибн Сирин, ‘Ата и Ибрахим ан-Нахъа’и. Дозволено нанимать самсара как на определенный срок, как, например, когда хозяин денег нанимает посредника сроком на десять дней, и при этом обязанности и срок договора известны. Так и без определенного срока, когда хозяин составляет договор лишь об обязанностях посредника и выделяет ему с каждой затраченной тысячи дирхамов определенную часть - и такая сделка также будет действительной.
Также дозволено нанимать посредника, для того чтобы он продал товар человека, например одежду, о чем говрил Имам аш-Шафи’и. Поскольку это дозволенная сделка и в ней посредник может замещать продавца. Таким образом нанимать его за плату в продаже можно, точно также как можно это и в покупке товара».
См. «Аль-Мугъни» 8/42.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: О комиссионных за посредничество без ведома клиента

Сообщение salyafit_07 »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
ислам1 писал(а):дозволена ли работа риэлтора? он является посредником между покупателем и продавцом недвижимости и берет с них определенные проценты за услуги.?
Шейху Ибн Базу, да смилуется над ним Аллах, был задан вопрос: "Можно ли риэлтору, занимающемуся поиском квартир или помещений для аренды, взимать за это плату с арендатора?".
Шейх ответил: "Нет никаких проблем в том, чтобы ты брал плату за эту свою деятельность. Эта плата также еще называется комиссионными. Однако тебе необходимо проявить усердие в поиске подходящего помещения, удовлетворяющего требованиям арендатора, и помочь ему в заключении договора с арендодателем. Во всем этом, если будет угодно Аллаху, нет никаких проблем при условии, что все эти операции не будут содержать в себе обмана или мошенничества. Таким образом, если ты будешь правдив и выполнишь все свои обязательства в поиске необходимого помещения, не обманув никого и не проявив зульма кому-либо из сторон, то ты, если будет угодно Аллаху, на благом (хъайр)". См. "Фатауа Ибн Баз", 19/358. ИСТОЧНИК
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение abu jafar »

al-Mubid писал(а): 10 окт 2016, 05:48
tik писал(а):Ассаламу 'алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Чё-то я не совсем понял один момент.
Tanika писал(а):Они составляют смету заказчику и берут у него деньги на материал.
Когда они берут деньги, они ведь говорят хозяину что этот материал ему обойдется во сколько-то! И скрывают потом что он обошелся им дешевле! Разве это не обман?
Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух!
Это будет обманом только в том случае, если в смете будет указана цена выше розничной цены этого магазина (т.е. если цену завысит либо монтажник, либо сам продавец). Если же в смете будут отражены розничные цены, то никакого обмана нет - сколько стоит материал, столько заказчик и платит. А какие комиссионные с прибыли продавца за эту сделку получит монтажник за привлечение клиента - заказчика интересовать не должно.
Вполне резонный вопрос. Если мастер выступает в роли уполномоченного (будь то за плату или без), то без разницы, какие там розничные цены, исходить надо из того, сколько он по факту заплатил за товар, если только хозяин не сказал мастеру: "Вот закупочные цены, на которые я согласен, а если найдешь дешевле (но так, чтобы это вообще никак не отражалось на качестве товара), то разницу в цене можешь забрать себе"

Если же мастер выступает в роли посредника, то он может брать и с того и с другого за посреднические услуги, но сделка заключается непосредственно между продавцом и хозяином, где каждый должен знать реальную стоимость товара на которую заключается сделка.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: О посреднических услугах

Сообщение abu jafar »

abdul_aziz709 писал(а):АсСаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух, у меня так же вопрос, является ли дозволенным заработок на обмене валют. Если человек изучает рынок, покупает одну валюту, ждёт пока она подорожает, а затем продаёт. джазакАллаху хейран
уа алейкум ассалям уа рахматуЛЛахи уа баракатух
Торговля с валютами подобна торговле золотом и серебром и нет никаких проблем заниматься этим видом торговли соблюдая всего одного условие, когда валюты разные, а это то, чтобы сделка состоялась и закончилась за одну встречу (маджлис) без возникновения обязательств и долгов. Если же валюты одинаковые то плюс ещё одно условие: количественная одинаковость.
Nurs писал(а):Уважаемые братья! Подскажите пожалуйста. Я являюсь посредником на рынке кирпичей. Занимаюсь рекламой в интернете. Схема моей работы следующая.
1)Есть кирпичный завод который продает кирпичи с места по 5,2 ден.единиц .
2)Есть водители грузовых авто(они работают отдельно от завода), которые берут по 0,8 ден. единиц за каждый кирпич ЗА ДОСТАВКУ до дома клиента( в сумме цена с доставкой для клиента получается 5,2 + 0,8 = 6,0 д.е. за каждый кирпич)
3)И есть на рынке я.
У меня договор с владельцами грузовых авто о том, что я нахожу им клиентов через интернет(создаю рекламу в интернете) и все что я продам выше 6,0 д.е - моя прибыль. То есть я могу продать по 6,10 или 6,20 - и моей прибылью будет 0,1-0,2 д.е. с кирпича
Но если каким-то образом клиенты выйдут на водителей грузовых авто без меня (например - по другой рекламе), то перевозчики могут продать кирпичи по 6,0 сом. А если через меня, то по 6,10-6,20. Но при это я стараюсь делать более информативную рекламу для клиентов(с видеороликами и т.д).
I.клиент звонит мне по моей рекламе - II. я нахожу свободную машину(их несколько) - III. водитель грузовика едет на завод - IV.загружается - V.далее водитель доставляет ее клиенту - VII.выгружает и клиент РАСПЛАЧИВАЕТСЯ с водителем - VIII.позже водитель расплачивается со мной за услугу.
Мой вопрос: не являюсь ли я спекулянтом, ведь все же я делаю определенную работу по созданию рекламы. Дозволена ли такая схема работы. Пожалуйста дайте совет с доводами.
Если вы прочитали предыдущий пост, то из него ясно понимается, что в этом виде заработка нет никаких проблем. Однако, посредник, особенно если выступает еще и в роли консультанта, обязан быть искренним с клиентом, ведь Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто указал своему брату на дело, зная при этом , что благоразумнее поступить иначе, то он предал его» (Сахих аль-Джами’ 6068).

من أشار على أخيه بأمر يعلم أن الرشد في غيره فقد خانه

Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение abu jafar »

Umar_Ramazanov писал(а): 27 фев 2018, 15:33 Ас-салями ‘аляйкум братья! Скажите дозволен ли такой вид заработка. Ко мне обратился человек с просьбой оказать посреднические услуги компании по производству полуфабрикатов из мяса индейки. Как я узнал у него, мясо изготавливается не по технологии халяль. Дозволено ли мне участвовать в продаже такого продукта?
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Когда запрещено заниматься чем-либо, то запрещено и помогать в этом, исходя из слов Всевышнего: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании" (5: 2).
Абу Ибраhим
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 04 мар 2020, 08:19

Re: О комиссионных за посредничество без ведома клиента

Сообщение Абу Ибраhим »

Tanika писал(а): 09 окт 2016, 08:44 Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятух уважаемые братья!
Нам известно, что среди тех мусульман, которые работают в сфере монтажа систем отопления, водоснабжения, в общем сантех коммуникаций, распространена следующая схема заработка:
Они составляют смету заказчику и берут у него деньги на материал. Закупают материал в тех магазинах, в которых у них налажены какие-то отношения и которые делают для них скидки по ценам, за каждую позицию того или иного комплектующего или оборудования. Вобщем, берут у заказчика определенную сумму денег и считают смету на расход всего материала по одной цене, а покупают уже в "своем" магазине по заниженной и разницу от этого оборота кладут себе в карман. Заказчик об этом естественно ничего не знает.
Скажите пожалуйста, является ли данный вид заработка харамом?
Прошу ответить на вопрос, т.к. в эту вещь попали многие из братьев, которые в стремлении легкой наживы, закрывают глаза на выяснения того, является ли этот вид заработка дозволенным или нет.

Хотелось бы уточнить, т.к. бывали случаи, когда заказчики, после покупки монтажником материала брали чек, и с ним отправлялись в тот же магазин и сравнивали разницу, между фактической стоимостью материала (которую ему предложил магазин) и той цифрой, которая была обозначена в чеке, после чего возникал конфликт. Вопрос возник после очередного инцидента, когда заказчик узнал о значительной разнице фактической стоимости всего материала, которую ему посчитали в магазине, и той которую ему предлагает монтажник, после чего расторг с ним все отношения, грубо говоря выгнал с объекта.
РенатШ писал(а): 19 янв 2012, 09:30 Ас-саламу алайкум. Ответьте пож-та на вопрос.

Ситуация 1.
Рустам просит Ахмада достать ему машину. Ахмад находит за 150 тыс. руб. у Джафара и говорит ему продашь Рустаму за 152 тыс. руб., а мне отдашь 2 тыс. руб.

Ситуация 2. Рустам начальник по работе и говорит Ахмаду надо найти моему знакомому машину. Ахмад отвечает "Я хочу за свою работу получить вознаграждение, ведь за это мне не платят на работе, чтобы я находил кому-то какую-то вещь, не связанную с работой" Рустам отвечает:"Обойдешься иди ищи я твой начальник, что скажу то и делай". И Ахмад, чтобы справедливость восторжествовала находит машину Джафара за 150 тыс. руб. и говорит ему продашь такому-то за 152 тыс. а мне отдашь 2 тыс. руб.

Вопрос. Какой из этих вариантов не является запретным? Если можно с объяснениями. Джазакум Аллаху хайран.
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Шейх Сулейман ар-Рухейли, да хранит его Аллах, отвечая на вопрос, сказал: «Один человек поручает другому купить ему машину, или найти для него машину. Тот, кому поручено, находит машину, которая подается за 35 тысяч, и говорит продавцу: «Я сейчас приведу к тебе покупателя, с условием, что ты скажешь ему, что машина стоит 40 тысяч, а те 5 тысяч разницы я возьму себе». Дозволено ли это?
Шейх отвечает: «Нет, это не дозволено, потому что это обман, и бесправное присвоение его имущества. Запрещается доверенному лицу обманывать доверителя, или же посреднику обманывать покупателя в подобной ситуации.
В отличие от этого, если бы продавец сказал ему, что эта машина стоит 40 тысяч, и это её цена. Однако если ты найдешь мне покупателя, я тебе дам 3 тысячи от себя. Это дозволяется исходя из более правильного мнения учёных (Шейх указывает на наличие разногласия в этом вопросе). И нет в этом проблем, если только данное обстоятельство не отразится на его искренности. То есть, имеется в виду, что уполномоченный не проявит попустительства в выборе машины и купит за 40 тысяч не потому, что машина того стоит, а потому, что продавец пообещал дать за неё 2 тысячи , если он найдёт покупателя. Тогда это станет запретным. Однако если машина действительно стоит своих денег, а продавец от себя дает ему какую-то сумму, то нет в этом проблем, это дозволено.
И также хочу указать на один момент, в который попадают некоторые люди. А это то, когда некоторые студенты или мусульмане проживают в некой стране, и приезжает к ним группа людей из их родины и просят помочь снять для них жилье в гостинице. И тогда этот студент подходит к хозяину гостиницы, торгуется и договаривается насчет цены. Затем студент называет этим людям цену со своей наценкой. Например, договаривается с хозяином гостиницы за 50 риалов за номер, а им говорит, что стоимость номера 60 риалов. Это запрещено, потому что нет у него никакого права на эти 10 реалов. Ведь он не арендует эти номера для себя, чтобы затем пересдавать их. Да, если бы он арендовал эти номера для себя, заплатил их цену, а потом пересдавал бы людям, говоря им: «Я сдаю вам за такую-то сумму», – то в этом не было бы проблем. Однако он в данном случае является уполномоченным, а не арендодателем, а также он не известил людей о том, что возьмет плату за свои услуги. И это не дозволено.
В общем говоря, братья мои, у нас есть очень важная шариатская основа во взаимоотношениях с людьми, а это обязательность правдивости и открытости. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Стороны торговой сделки имеют право на её расторжение, пока не разойдутся. И если они были правдивы и открыты, их сделка будет благодатной, если же они лгали и скрыли что-то, лишаться благодати их сделки». (аль-Бухари 2110, Муслим 1532).
Итак, основа во взаимоотношениях в шариате – это правдивость и открытость и не дозволены обман и мошенничество».
Источник: «Фикъх аль-муамалят аль-малия аль-муасыра»


Также в другой теме приводился хадис, который будет весьма кстати упомянуть и в этой теме
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто указал своему брату на дело, зная при этом , что благоразумнее поступить иначе, то он предал его» (Абу Дауд 3657, аль-Хаким 1/184. Хадис достоверный см. «Сахих аль-Джами’» 6068).
Сказал имам ас-Сан’ани: «И это по причине того, что люди доверяют тому, к кому обращаются за советом, и если он укажет на то, чем не был бы доволен для себя, то он предал того, кто доверился ему» (См. ат-Тануир).
Сказал ат-Тыббий: «Хадис указывает на то, как это разъяснили некоторые ученые, что тот, кто указывает своему брату, когда тот обращается к нему за советом, на дело, «зная», здесь под знанием подразумевается его предположение, большая вероятность того, что «благоразумие», то есть пользы больше для него в другом, а не в том, на что он указал, то он предал его, то есть предал того, кто к нему обратился за советом, ведь пришло в хадисах, что «консультант становится доверенным (т.е. под аманой)» и пришло также, что «не из нас тот, кто обманул нас» (См Миркъатуль мафатих).
Ответить