Страница 1 из 1

Пеня за просрочку оплаты

Добавлено: 10 ноя 2010, 17:52
AbuAmina-al_Baiak
Уа алайкум Салям уа рахматуЛлахи уа баракатух!
Я работаю в транспортной компании, мы предоставляем транспортные услуги. В нашем договоре есть такой пункт, который не дает мне покоя: если клиент затягивает оплату за перевозку проделанную нами, то наша фирма за каждый день просрочки выставляет штраф клиенту в размере 1% в день. Это типа пеня. Является ли она запретной?
Ибн Кудама (да помилует его Аллах) сказал:
«Каждый долг в котором подразумевается возврат с дополнительной оплатой является харамом, и нет в этом разногласий. Ибн аль Мунзир сказал: «Ученые единогласны, что если кредитор указывает на то, что заемщик должен вернуть что-то (деньгами или подарком) еще кроме долга, то получение подобной дополнительной платы является риба. Передано от Убай ибн Кааба, ибн Аббаса и ибн Масуда, что они запрещали любой долг, который приносит прибыль.» Аль Мугни (4:211)
Поэтому, вам следует покаяться и просить прощения за этот поступок, так как ваша услуга - это ваш товар, а оплата клиента - долг, а штраф (пеня) - дополнительная плата то есть риба.
Аллаху ведомо лучше!

Re: Пеня

Добавлено: 10 июл 2011, 13:01
Умм Ильяс
газ свет телефон из необходимых вещей-это понятно.А если купить компьютер или ноутбук для учебы в рассрочку(без прибавки в цене),и там предусматриваются пени если вовремя не заплотить .? такой компьютер дозволенно приобрести,можно ведь его отнести к необходимым вещам?даже если мы будем вовремя платить ?или лучше оставить его покупку?

Пеня

Добавлено: 14 окт 2011, 01:31
Нуждающийся в руководстве
Умм Ильяс писал(а):или лучше оставить его покупку?

Лучше занять денег и купить, а потом отдать что взял.
На сколько я знаю, магазины, которые заманивают покупателя рассрочками работают через банки !
Рассрочка - это только название. Банк добавляет к цене и потом ты просто будешь отдавать банку ту сумму, но у же вместе с % от банка.
Если рассрочка с самим магазином, то это другое дело, иншаа Ллах тут нет запрета.
Разберитесь в этом вопросе, я не спец, просто поделился чем знаю.
Барака Ллаху фикум.

Re: Пеня

Добавлено: 26 дек 2011, 13:39
ABU_SALIH
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!

Прошу знающих братьев перевести вот эту фатву:

قالت هيئة كبار العلماء في المملكة العربية السعودية ، إذ جاء في مجلة
:البحوث الإسلامية ( 143 / 2) بعد مناقشة البحوث حول الشرط الجزائي
فإن المجلس يقرر بالإجماع : أن الشرط الجزائي الذي يجري اشتراطه في العقود شرط"
صحيح معتبر يجب الأخذ به ، ما لم يكن هناك عذر في الإخلال بالالتزام الموجب له
يعتبر شرعاً ، فيكون العذر مسقطاً لوجوبه حتى يزول . وإذا كان الشرط الجزائي كثيراً
عرفاً بحيث يراد به التهديد المالي ، ويكون بعيداً عن مقتضى القواعد الشرعية ، فيجب
الرجوع في ذلك إلى العدل والإنصاف على حسب ما فات من منفعة أو لحق من مضرة . ويرجع
تقدير ذلك عند الاختلاف إلى الحاكم الشرعي عن طريق أهل الخبرة والنظر ، عملا بقوله
تعالى : (وإَذِاَ حكَمَتْمُ بيَنْ النَّاس أنَ تحَكْمُوُا باِلعْدَلْ)ِ وقوله
سبحانه : (ولََا يجَرْمِنََّكمُ شنَآَن قوَمْ علَىَ ألََّا تعَدْلِوُا اعدْلِوُا
هوُ أقَرْبَ للِتَّقوْىَ) وبقوله صلى الله عليه وسلم : (لا ضرر ولا ضرار) وبالله
"التوفيق ، وصلى الله على محمد وآله وصحبه وسلم


а если есть возможность то и вот эту фатву:
islam_qa_ar_84972.pdf
الشرط الجزائي في العقود ، متى يصح ومتى لا يصح؟
(188.14 КБ) 444 скачивания
БаракаЛлаху фикум уа джазакумуЛлаху хайр!

Пеня

Добавлено: 28 дек 2011, 01:15
Нуждающийся в руководстве
Уа 'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Вот тут брат абу Захра дал немного инфо:

salyafit_07 писал(а): 28 ноя 2013, 23:57
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 109 (3/12)
О штрафных санкциях

Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Двенадцатой сессии, созванной в Эр-Рияде (Королевство Саудовская Аравия) 25 месяца джумада ас-са-ния - 1 месяца раджаб 1421 года по хиджре (23-28 сентября 2000 г.), ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Штрафные санкции»;
заслушав дискуссию по этому вопросу с участием членов Академии, специалистов и правоведов (факихов);
постановил:
1. Штрафные санкции, предусмотренные законами, представляют собой вид неустойки, оговоренной соглашением между двумя сторонами и выплачиваемой той стороной, какая нанесла ущерб в результате невыполнения или задержки выполнения договорных обязательств.
2. Разрешается оговаривать штрафные санкции как в составе основного договора, так и при помощи дополнительного соглашения, заключенного до того, как возник ущерб.
3. Штрафные санкции могут быть предусмотрены всеми финансовыми договорами, за исключением тех, основой которых является долг, поскольку любое увеличение долговых обязательств представляет собой рост (риба).
Штрафные санкции допустимы, например, в договорах подряда по отношению к подрядчику, в договорах поставки по отношению к поставщику, в договорах поставки под заказ (истисиа) по отношению к исполнителю заказа. В этих случаях штрафные санкции возникают в случае невыполнения исполнителями своих обязательств или задержки исполнения договора по срокам.
Запрещено применение штрафных санкций в договорах о продаже в рассрочку в связи с задержкой платежей как по причине неплатежеспособности заказчика, так и по причине его задержки, а также в договорах изготовления и поставки под заказ (истисна), если заказчик срывает выплату оставшейся суммы.
4. Ущерб, компенсация которого разрешена шариатом, может включать в себя прямые денежные потери, имущественный ущерб и упущенную выгоду, но не моральный ущерб.
5. Штрафные санкции не могут быть применены, если доказано, что нарушение договорных обязательств произошло помимо воли участника договора, а также в том случае, если нарушение договорных обязательств не привело к фактическому ущербу.
Что касается перевода этого:
ABU_SALIH писал(а): قالت هيئة كبار العلماء في المملكة العربية السعودية ، إذ جاء في مجلة
:البحوث الإسلامية ( 143 / 2) بعد مناقشة البحوث حول الشرط الجزائي
فإن المجلس يقرر بالإجماع : أن الشرط الجزائي الذي يجري اشتراطه في العقود شرط"
صحيح معتبر يجب الأخذ به ، ما لم يكن هناك عذر في الإخلال بالالتزام الموجب له
يعتبر شرعاً ، فيكون العذر مسقطاً لوجوبه حتى يزول . وإذا كان الشرط الجزائي كثيراً
عرفاً بحيث يراد به التهديد المالي ، ويكون بعيداً عن مقتضى القواعد الشرعية ، فيجب
الرجوع في ذلك إلى العدل والإنصاف على حسب ما فات من منفعة أو لحق من مضرة . ويرجع
تقدير ذلك عند الاختلاف إلى الحاكم الشرعي عن طريق أهل الخبرة والنظر ، عملا بقوله
تعالى : (وإَذِاَ حكَمَتْمُ بيَنْ النَّاس أنَ تحَكْمُوُا باِلعْدَلْ)ِ وقوله
سبحانه : (ولَا يجَرْمِنَكمُ شنَآَن قوَمْ علَىَ ألَا تعَدْلِوُا اعدْلِوُا
هوُ أقَرْبَ للِتَّقوْىَ) وبقوله صلى الله عليه وسلم : (لا ضرر ولا ضرار) وبالله
"التوفيق ، وصلى الله على محمد وآله وصحبه وسلم
То тут не понятно о дозволенности чего идет речь, все в общем !
Говорится что такие санкции дозволены, что это имеет место в актах и выполнение их обязательно, согласно условиям.
Так же что не нужно желать этим обогащения, нужно следовать справедливости и в случае спорных вопросов возвращаться к хакиму шариатскому.
И это конец фетвы, и нужно знать о том что говорилось до нее. Там по пунктам разбирается и то что выше, в материале брата абу Захры, почти сходиться с тем что в фетве.

Вот тут более подробно есть, правда на арабском языке, чем поделился со мной брат ABU_SALIH:
http://www.alifta.org/Fatawa/FatawaChap ... 1&BookID=2

Re: Пеня

Добавлено: 23 дек 2021, 22:45
Aliaoka
Ассаляму уалейкум братья и сестра!
У меня такой вопрос, я продал продукцию и зная что оплата задержется сверх установленного срока, а цены растут, в договоре я поставил условие что при задержки оплаты цена будет на 1 рубль выше. То есть, если я продал за 5 рублей за еденицу товара то при задержке выплатят по 6 рублей за еденицу товара. Подскажи ради АЛЛАХА прошу, это риба? У меня ещё есть возможность отказаться.

Re: Пеня за просрочку оплаты

Добавлено: 26 дек 2021, 16:36
abu jafar
Aliaoka писал(а): 23 дек 2021, 22:45 Ассаляму уалейкум братья и сестра!
У меня такой вопрос, я продал продукцию и зная что оплата задержется сверх установленного срока, а цены растут, в договоре я поставил условие что при задержки оплаты цена будет на 1 рубль выше. То есть, если я продал за 5 рублей за еденицу товара то при задержке выплатят по 6 рублей за еденицу товара. Подскажи ради АЛЛАХА прошу, это риба? У меня ещё есть возможность отказаться.
уа алейкум ассаялм брат
Да это риба, а конретнее риба-джахилия, то есть ростовщичество к которому прибегали арабы в доисламский период, включая счётчик если долг не уплачивался вовремя.
подробнее можешь ознакомиться в теме:
ВИДЫ РОСТОВЩИЧЕСТВА (РИБА)
viewtopic.php?p=92689#p92689

А что касается твоего случая, если есть опасение того, что некая валюта стремительно дешевеет или по причине задержки уплаты долга деньги могут обесцениться, то могу посоветовать продать в другой более стабильной валюте или вообще в золоте. К примеру, каждые десять единиц товара продать за один грамм золота в рассрочку через год, а когда пройдёт год, то можете по обоюдному согласию закрыть долги в другой валюте, однако это (уплату долга в другой валюте) НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя обуславливать ни заранее, ни потом в течении года.

Доводом этому является хадис, передаваемый от ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара, да будет Аллах доволен им и его отцом, где он спрашивает: «О Посланник Аллаха, я продавал верблюдов за динары (золото), а брал плату (когда подходил срок расплаты) в дирхамах (серебро) и продавал за дирхамы, а брал плату в динарах», — на что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Нет в этом проблем, если ты будешь брать по расчету курса цен дня (расплаты) до того как вы расстанетесь и чтобы между вами еще что-то оставалось». (Ахмад, 6239; Абу Дауд, 3354).

Хадис достоверен от Ибн Умара, а что касается его достоверности как слов самого Пророка ﷺ, то относительно этого есть некоторые разногласия, однако очень многие имамы считали его достоверным среди которых Ибн Абдуль-Барр, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Баз, Ибн Усаймин и другие. Плюс на него во все времена опирались фукъаха в ахкамах.