Возвращать долг в большей мере

Ответить
Аватара пользователя
Муваххид
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:20

Возвращать долг в большей мере

Сообщение Муваххид »

Ассaляму АЛЯЙКУМ УА-РАХМАТУЛЛА БРАТЬЯ!
ОЧЕНЬ ПРОШУ ВАС, РАЗЪЯСНИТЕ ВОПРОС ДОЛГА!
ЕСЛИ Я ПРОШУ У БРАТА ДАТЬ МНЕ 10 ТЫСЯЧ В ДОЛГ, КОТОРЫЕ Я ЕМУ ВОЗВРАЩАЮ В РАССРОЧКУ, И ОТ СЕБЯ ЗАРАНЕЕ ОБГОВОРИВ ЭТО, ДАЮ ЕМУ СВЕРХ ДОЛГА 800 РУБЛЕЙ, ХАРАМ ЭТО ИЛИ НЕТ?
ПОДЧЕРКНУ ЧТО Я САМ ПРЕДЛОЖИЛ ЕМУ ДОПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ КАК БИСМИЛЛЯ ЗА ЕГО ПОМОЩЬ И УСЛУГУ!
ПРОШУ ОТВЕТИТЬ ДАЛИЛЯМИ
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух.
Если человек беря в долг, сказал, что вернет больше или даст вместе с долгом подарок и т.п., то это харам, и это - самое настоящее ростовщичество!
Но если человек брал в долг и не делал никаких договоров и не говорил хозяину денег, что вернёт в большем размере с подарком и т.п., тогда в этом нет проблем.
А вот и довод на то, что если изначально никакого обуславливания не было, можно вернуть долг в большем размере:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и стал требовать с него возвращения долга, говоря с ним грубо. Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) хотели проучить его, однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставьте его, ибо у имеющего право, есть право и говорить», после чего он сказал: «Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд». Ему сказали: “О посланник Аллаха, у нас есть только верблюд постарше”. Тогда он сказал: «Так отдайте ему этого верблюда! Поистине, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдает должное»". аль-Бухари 2306.
Аватара пользователя
Муваххид
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:20

Re: Возвращать долг в большей мере

Сообщение Муваххид »

ДжазакяАЛЛАХУ Хайран Дорогие Братья!) Да простит всех нас Милостивый и Милосердный АЛЛАХ!
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Возвращать долг в большей мере

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ас-саляму 'алейкум уа рахмату-Ллах
A'mash писал(а):Абу Хурайра рассказывал: "Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и стал требовать с него возвращения долга, говоря с ним грубо. Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) хотели проучить его, однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставьте его, ибо у имеющего право, есть право и говорить», после чего он сказал: «Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд». Ему сказали: “О посланник Аллаха, у нас есть только верблюд постарше”. Тогда он сказал: «Так отдайте ему этого верблюда! Поистине, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдает должное»". аль-Бухари 2306.
Говорит шейх 'Абду-ль-'Азиз ар-Раджихи, хафизаху-Ллах, в своём шархе на "Сахих аль-Бухари": "В этих словах (так отдайте ему этого верблюда!) указание на дозволенность и желательность добавки к долгу или займу при его возвращении, если это не было заранее обговорено. И не имеет значения будет ли эта добавка в количестве, форме или качестве. Ели же эта добавка заранее обговорена, то это будет запретным ростовщичеством (риба)" Ссылка на официальный сайт шейха


Недавно наткнулся на ответ одного из призывающих, где ему задали вопрос о подарке при возврате долга и также упомянули фетву шейха ибну 'Усеймина о том, что это не риба, однако, он ответил примерно следующее: "...у нас есть къо'ида (правило), что каждый долг, который приносит какую-то пользу - это риба, поэтому когда Убей ибн Ка'б, 'Абду-Ллах ибн Салям - ихние ученики когда ездили в Ирак они им говорили, завещали: "Вы едите в место, где там распространился риба, поэтому если ты даёшь кому-то в долг и он тебе вернёn этот долг с какой-то пользой, да хоть это будет солома, т.е. даже неценная, любая вещь, то не бери, ибо это будет считаться риба", поэтому значит не надо... Сколько долг брали - столько будете возвращать... Это далиль, это сподвижники, за которыми мы должны последовать..."

Немного поискал на форуме и нашел упоминание об этом же вот здесь:
Latifa писал(а):Что же касается слов, что деньги в данном случае из разряда подарка, то это также неверно. И даже если согласиться с этим, то не каждый подарок дозволен шариатом. Например, если сделать подарок тому, кому ты что-либо должен, является ростовщичеством. И поэтому сказал Абдуллах бин Салям Абу Бурде, да будет доволен Аллах ими обоими: «Поистине, ты находишься на земле. И здесь распространено ростовщичество. И если кто-то что-то тебе должен и он подарил тебе пучок сена или горсть овса или соломы, то это будет ростовщичеством». Этот хадис приводит аль-Бухари в своем сборнике. Подарок имеет такое же шариатское постановление, как и то, по причине чего он возник. И поэтому относительно сборщика закята, который пришел и сказал: «Это вам, а это мне подарили», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сидел бы ты в доме своих родителей, и тогда посмотрел бы, подарили бы тебе или нет». Этот хадис предали аль-Бухари и Муслим. И эти деньги используются для того, чтобы люди вступали в компании сетевого маркетинга, и какими бы именами это ни называли, будь то подарок, презент, или как-то еще, то это нисколько не меняет сути и шариатского постановления относительно него.
Возникли вопросы:
1. Так всё-таки дозволено ли возвращать долг в большей мере или с подарком (без предварительной обговоренности) или же это неправильное или же слабое мнение?
2. Как правильно понимать упомянутое сообщение 'Абду-Ллаха ибн Салямы?
барака-Ллаху фикум
Ответить