Слова Умара: "тогда ты его не знаешь"

Ответить
ruslanmusa
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 09 фев 2009, 09:26

Слова Умара: "тогда ты его не знаешь"

Сообщение ruslanmusa »

Ассаляму алейкум. Братья подскажите хадис, есть ли такой вообще, где найти и его достоверность. Если не ошибаюсь Умар р.а. спросил одного про другого, тот ответил что он его хорошо знает, тогда Умар р.а. спросил: Ты с ним торговал, в бой ходил ... . Тот ответил нет, я его вижу в мечети на намазе. Тогда ты его не знаешь - ответил Умар р.а.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Алейкум салам брат.
Это не хадис, а асар от сподвижников. Хадисами именуются то, что связанно с пророком (мир ему и благословение Аллаха). Иногда хадисы называют и "хабар", но реже, чем термин "хадис". А асаром именуются как слова сподвижников, так и пророка (мир ему и благословение Аллаха), что является самым правильным мнением, о чем говорил имам ан-Науауи.
Уа-Ллахуу а'лям.
А сама история достоверна, вот она:
Хараша ибн аль-Хурр рассказывал: “Однажды один человек стал свидетельствовать перед ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, и ‘Умар сказал ему: “Я не знаю тебя, приходи с тем, кто знает тебя!” Один из присутствовавших сказал: “Я знаю его!” ‘Умар спросил: “Чем он известен тебе?” Тот ответил: “Справедливостью и надежностью”. ‘Умар спросил: “Он твой сосед, которого ты видишь и ночью, и днем, и когда он приходит и уходит?” Тот ответил: “Нет”. ‘Умар спросил: “Ты ведешь с ним торговые отношения, в которых узнается набожность?” Он сказал: “Нет”. ‘Умар спросил: “Он твой спутник в пути, в котором познается благой нрав?” Тот ответил: “Нет”. Тогда ‘Умар сказал ему: “Ты не знаешь его!” А затем сказал тому свидетелю: “Приходи с тем, кто знает тебя”. аль-Байхакъи 10/125, аль-Хатыб 110. Имам Ибн ас-Сакан и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
allman
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 19 мар 2009, 21:06

Re: Слова Умара: "тогда ты его не знаешь"

Сообщение allman »

Не совсем понятен сей хадис. Общий смысл тот, что не доверяй никому.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Не совсем понятен сей хадис.
Все ясно брат мой, очень важная и поучительная история.
Общий смысл тот, что не доверяй никому.
Нет, не верно! Смысл таков, что основа в каждом человеке - это неизвестность! Т.е. одно то, что кто-то мусульман не делает сразу же человека достойным и т.д.
Всевышний Аллах сказал: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является не-справедливым и невежественным» (аль-Ахзаб 33: 72).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Слова тех, кто говорит: «Основа в мусульманине – достойность», яв-ляются ложными! Наоборот, основа в сынах Адама – это несправедливость и невежество, как сказал Аллах: «он (человек) является несправедливым и невежественным» (аль-Ахзаб 33: 72). Произнесение слов двух свидетельств (Ля иляха илля-Ллах, Мухаммад – расулю-Ллах) не делают несправедливого и невежественного человека справедливым!” См. “Маджму’уль-фатауа” 10/357.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если есть сомнение относительно свидетеля – справедливый он или нет, то не говорится, что он справедливый, поскольку в основном в людях отсутствует справедливость. Что же касается слов тех, кто говорит: «Основа в мусульманине – достойность», то это не так, ибо справедливость – вещь, которая приобретается и достигается, а основа – это ее отсутствие. Человек создан несправедливым и невежественным, поэтому верующий совершенствуется при помощи знания и справедливости, ибо две эти вещи являются составной блага, а их отсутствие возвращает человека к основе. Поэтому в своей основе человек не является справедливым”. См. “Бадаи’уль-фауаид” 3/273.
Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а затем не сожалеть о содеянном» (аль-Худжурат 49: 6).
Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом аяте содержится указание на несостоятельность слов тех, кто говорит: «Все мусульмане являются справедливыми до тех пор, пока не проявится в них нечестие», поскольку Всевышний Аллах повелел разузнать, прежде чем принять весть!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 16/311.
Однако то, что основа в мусульманине неизвестность, не говорит о том, что нужно или же дозволено считать его плохим и строить какие-либо предположения о нем. Ибн ‘Умар рассказывал: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая обход (тауаф) вокруг Каабы, говорил: «Как прекрасна ты и как прекрасен твой запах. О как величественна ты и как велика твоя святость. Клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, что святость верующего более велика пред Аллахом, чем святость твоя! Неприкосновенны и священны его имущество и кровь, и мы должны думать о нем лишь хорошее»". Ибн Маджах 2619, аль-Байхакъи 5/296. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри, шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3420.
Следует избегать этих двух крайностей:
1 - Доверять каждому, оттого что он мусульманин, если о нем нечего неизвестно.
2 - Подозревать каждого мусульманина, о котором ничего неизвестно.
Уа-Ллаху а'лям.
Abu 'Abdulla
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:18

Re: Слова Умара: "тогда ты его не знаешь"

Сообщение Abu 'Abdulla »

К этому хотелось бы добавить, что из этой основы, про которую упомянул Ибн Теймия необходимо исключить сахабов. Так, ученые мухаддисы говорят о том, что неизвестность сахаба не навредит, то есть не навредит иснаду хадиса, так как сахабы все достойны доверия.

Также можно исключить и табиинов и таби-табиинов исходя из хадиса, что лучшее поколение это поколение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (то есть сахабы), затем те которые последуют за этим поколением (табиины), затем те, которые последуют за этим поколением (таби-табиины), а затем распространится ложь, как про это сказал сам пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в известном хадисе, приводимом в сборнике у аль-Бухари.

Далее будет полезным упомянуть и то, что некоторые ученые не были согласны с подобной основой в мусульманине (о чем упоминает ас-Сан‘ани в «Икъазуль-фикра»), приводя хадис о том, что каждый рождается на Фитре, и подобные хадисы, которыми они разъясняли аят: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (30: 30) и говоря, что если он останется на этой врожденной Фитре и не смешает ее с нечестием и будет выполнять то, чем его обязал Аллах, то он является достойным доверия на основе своей фитры и его слово принимается.

Поэтому не стоит брать, как абсолютную единицу то, что основа в мусульманине это несправедливость, так же как не следует брать, что основа в нем это справедливость.

Машхур, один из учеников аль-Альбани приводит в своей книге «Къамусуль-бида‘», что мы не можем, основываясь на эту основу, считать нечестивцем неизвестного нам своей справедливостью мусульманина. Неизвестный своей справедливостью мусульманин остается на неясности. Мы не отвергаем его слово, беря в основу, что он нечестивец, и не принимаем его слово, беря в основу, что он правдив. И он остается в положении неизвестности, пока мы не выясним его положение и каким из этих двух качеств он описан.

В принятии или отвержении тех или иных слов мы можем взять хороший урок со слов пророка Сулеймана, мир ему, которые он сказал удоду, поведавшему ему о причине своего отсутствия. Сулейман не обвинил его во лжи, но вместе с тем и не принял его слова сразу за истину. В суре ан-Намль говорится: «Он сказал: «Посмотрим, сказал ли ты правду или же являешься одним из лжецов»» (27: 27)

Из суры ан-Намль
20, 21. Осматривая птиц, он (Сулейман) сказал: «Что со мной? Почему я не вижу удода? Или же он оказался в числе отсутствующих? Я подвергну его суровым мучениям или же зарежу его, если он не приведет ясного довода».
22-26. Он (удод) оставался там недолго и (вернувшись) сказал: «Я узнал о том, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы (Савы) с достоверным известием. Я обнаружил там женщину, которая царствует над ними. Ей даровано все, и у нее есть великий трон. Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха. Сатана представил им их деяния прекрасными и сбил их с пути, и они не следуют прямым путем. Это было сделано для того, чтобы они не поклонялись Аллаху, Который выявляет все сокрытое на небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что вы обнаруживаете. Нет никого, кто был бы достоин поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона».
27. Он (Сулейман) сказал: «Посмотрим, сказал ли ты правду или же являешься одним из лжецов»

P.S.: В сущности я лишь разъяснил последний абзац слов A'mashа, уверен, что он не будет против ;)
Муслим
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 09:22
Откуда: Казахстан

Re: Слова Умара: "тогда ты его не знаешь"

Сообщение Муслим »

Abu 'Abdulla писал(а):Также можно исключить и табиинов и таби-табиинов
Ас-Саляму аляйкум!
Следует ли из этих слов вывод, что если какой-то хадис достоверно передается от табиина (или даже от табитабиина), следует принимать его как достоверный, даже если в цепочке отсутствует имя сахабы (т.е. мурсаль, или как там это называется)?
Abu 'Abdulla
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:18

Re: Слова Умара: "тогда ты его не знаешь"

Сообщение Abu 'Abdulla »

Муслим писал(а):Ас-Саляму аляйкум!
Следует ли из этих слов вывод, что если какой-то хадис достоверно передается от табиина (или даже от табитабиина), следует принимать его как достоверный, даже если в цепочке отсутствует имя сахабы
Уалейкум ассалам, если это мурсаль сахаба, когда сахабий не передает напрямую от пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а от другого неизвестного сахаба, то это принимается. Если же мурсаль табиина, то здесь вроде три мнения
1. не принимается у большинсва мухаддисов
2. принимается у Абу Ханифы, Малика.
3. принимается, но с несколькими условиями, которые я не знаю, кроме одного, а это чтобы он был мурсалем от больших или же великих табиинов как Саид ибн Мусаййиб

Далее насчет слов
Abu 'Abdulla писал(а):Также можно исключить и табиинов и таби-табиинов исходя из хадиса...
то это то, на что указывает именно этот данный хадис. Однако если из этого понимается, что все табиины и таби-табиины достойны доверия, чтобы считать из религии то, что передают неизвестные из их числа, то значит я неправильно выразился. Ведь слова самого Умара указывают нам на то, что свидетельство неизвестного табиина не принимается, пока нам не станет ясно о его положении. И да вознаградит тебя Аллах за то, что указал на этот момент и за тот адаб, с которым ты это сделал.
Ответить