Толкование аята "аль-Курси" шейхуль-ислам Ибн Таймийей *
Причина, по которой этот аят был назван величайшим, заключается в том, что этот аят, с одной стороны содержит (
утверждает) в себе имена Аллаха и Его атрибуты, а с другой стороны отрицает от Аллаха то, что не подобает Его Величию.
Слова Всевышнего: "
Аллах - нет бога [
заслуживающего поклонения]
, кроме Него" - означают, что нет никого, кому можно было бы поклоняться истинно, кроме Аллаха. Поклонение чему-либо, кроме Него, есть самая вздорная из всех неправд.
"
Живого (
"аль-Хаййу")" - имя Аллаха, означающее: постоянный, вечный, обладающий совершенной жизнью и не исчезающий.
"
Сущего (
"аль-Къаййум")" - имя Аллаха, означающее: существующий Сам от Себя и обеспечивающий существование других. Он не нуждается в Своих творениях, но творения нуждаются в Нем. Сообщается, что "
аль-Хаййу, аль-Къаййум" - это самое великое имя, и если взывать к Аллаху, упоминая это Его имя, то Он отвечает на мольбу, и если просить Его этим именем, то Он обязательно дает просимое. И это потому, что Его существование совершенно, и еще потому, что "
аль-Хаййу" указывает на атрибуты сущности Аллаха, а "
аль-Къаййум" указывает на атрибуты действий Аллаха, и все атрибуты Аллаха (
сущности и действия) восходят к этим двум благородным и великим именам.
Имя "
аль-Хаййу, аль-Къаййум" упоминается в трех сурах: "аль-Бакъара", "аль-Имран" и "Та Ха". Посланник Аллаха
ﷺ сказал: "
Самое великое имя Аллаха заключено в трех сурах: "аль-Бакъара", "аль-Имран" и "Та Ха". Если взывать к Аллаху, обращаясь к Нему по этому имени, мольба получает ответ".
Достоверный хадис. См. "Сахих аль-Джами'", №979.
"
Не овладевает Им ни дремота (
синатун)
, ни сон (
наум)": дремота - это легкий короткий сон, касающийся только глаз; что касается сна, то он крепче дремоты, он - брат смерти, и при нем спит сердце.
"
Ему принадлежит то, что в небесах и на земле" - то есть, вся власть, все творения и все рабы принадлежат Ему, и Он владеет миром высшим и низшим.
"
Кто (
то есть, нет никого, кто мог бы)
заступится перед Ним, иначе как с Его позволения" - то есть, совершить заступничество (
аш-шафа'а).
Слово "аш-шафа'а" происходит от слова "шаф'", означающее пару, чёт, чётное число, противоположное нечетному. Такое происхождение слова объясняется тем, что заступающийся (
аш-шафи'), как бы, присоединяет свой голос (
свое прошение) к голосу (
к прошению) другого, и превращает просьбу одного (
нечет) в просьбу (
чёт) двоих.
Заступничество (
аш-шафа'а) - просьба о добре для другого, смысл которой состоит в том, что верующий обращается к Господу с просьбой простить грехи и преступления кого-либо из верующих. Однако, поскольку власть принадлежит Аллаху Всевышнему, то это заступничество возможно не "
иначе, как с Его позволения", то есть - Его приказа. Ведь Он - Великий и Превознесенный, и никто не сможет подойти к Нему для того, чтобы ходатайствовать перед Ним за другого, иначе, как после Его позволения.
"
Он знает то, что было до них, и то, что будет после них" - то есть, Он охватывает Своим надзором прошлые и будущие дела, и не скроется от Него ничего из этих дел.
"
А они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает" - то есть, рабы не знают ничего из знаний Аллаха, за исключением того, чему Аллах научил их Сам языками Его посланников и через различные пути и обстоятельства.
В словах: "
Престол Его объемлет небеса и землю", имеется в виду, по мнению некоторых - "
Трон (
аль-'Арш)
Всевышнего" а по мнению других: "
аль-Курси" - это место для ступней, и об этом говорил Ибн 'Аббас, да будет доволен им Аллах. Размеры Престола настолько велики и широки, что он объемлет небеса и землю.
"
И не тяготит Его охрана их" - то есть, Ему не трудно охранять мир высший и мир низший, ибо Его могущество и сила совершенны.
"
Он - Высокий (
"аль-'Али")" - то есть, обладает абсолютной возвышенностью - "аль-'Улюуу". Он возвышен Своей сущностью (
"'улюуу аз-Зат"), ибо Он - выше всех творений, утвердившийся над Троном. Он возвышен Своей степенью (
"'улюуу аль-Кадр") - то есть, обладает всеми атрибутами совершенства и эпитетами величия. Он возвышен в Своем могуществе (
"'улюуу аль-Кахр") - то есть, Он мощен над каждой вещью и делает с ней, что пожелает. Ничто не в силах воспрепятствовать Ему.
Аллах "
Великий (
"аль-'Азыим")" - то есть, обладает всеми атрибутами величия. Он обладает совершенным величием в сердцах Его пророков, Его ангелов и Его верующих рабов. Поистине, аят, заключающий в себе все эти имена, достоин того, чтобы быть самым великим аятом Корана, защищающим читающего его от зла шайтанов. Аят "аль-Курси", а также пятнадцатый аят суры "Совет" состоят из десяти предложений.
Выводы из аята:
Описывая и называя Себя в этом аяте, Аллах объединил отрицание и утверждение. Аят включает в себя утверждение атрибутов совершенства и отрицание наличия у Аллаха недостатков.
В словах Аллаха Всевышнего: "
Аллах - нет бога [
заслуживающего поклонения]
, кроме Него" - содержится отрицание божественного всего, что кроме Него, и подтверждение божественности Аллаха.
В словах: "
Живого, Сущего" - утверждение таких атрибутов Аллаха, как "
Жизнь" и "
Вечное существование".
В словах: "
Не овладевает Им ни дремота, ни сон" - отрицание сна и дремоты в отношении Аллаха.
Слова: "
Ему принадлежит то, что в небесах и на земле" - являются утверждением совершенного обладания Аллахом всеми мирами, высшими и низшими.
Слова: "
Кто заступится перед ним иначе, как с Его позволения" - содержат отрицание заступничества перед Ним без его позволения. Отсутствие такого заступничества связано с Его совершенным величием и тем, что Он не нуждается в творениях.
В словах: "
Он знает то, что было до них, и то, что будет после них ..." - содержится утверждение совершенства Его знания обо всем, прошлом и будущем.
В словах: "
... а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает" - сообщается о том, что творения нуждаются в Нём. В этих словах утверждается независимость Аллаха от творений - то есть, то, что Он в них не нуждается.
В словах: "
Трон Его объемлет небеса и землю ..." - утверждение наличия у Аллаха Трона, утверждение совершенства Его величия и Славы и утверждение ничтожности творений в сравнении с Ним.
В словах: "
... и не тяготит Его охрана их" - отрицание слабости и усталости в отношении Аллаха Всевышнего.
В словах: "
Он - Высокий, Великий" - утверждение атрибута возвышенности Аллаха и Его величия.
_______________________________________________
* См. "Акъида уаситийя" с разъяснением шейха Салиха аль-Фаузана. Предисловие и редактирование: Абу Умар Салим аль-Газзи.