О стихе, приписанном имаму Ибн аль-Мубараку

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О стихе, приписанном имаму Ибн аль-Мубараку

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

О стихе, приписанном имаму Ибн аль-Мубараку

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Среди мусульман очень распространены стихи, приписываемые имаму Ибн аль-Мубараку, который якобы находясь на рибате (защите исламских границ), отправил имаму аль-Фудайлю ибн ‘Ийяду стихи, в которых говорится следующее:
«О поклоняющийся в двух Святынях (Мекке и Медине), если бы ты увидел нас, то понял бы, что ты в своём поклонении играешься. Если твои щеки омывают слезы, то наши шеи омываются нашей кровью. И если ты утомил своего коня ерундой, то наши кони утомились на заре…».
Эта история весьма распространена среди мусульман, как в арабских, так и не арабских странах. Её часто рассказывают некоторые имамы на пятничных проповедях и различные рассказчики (къуссас) в собраниях. Эти стихи распеваются, как нашиды и им посвящен целый сборник нашидов под названием «Йя ‘абидаль-харамейн». И эту историю часто распространяют различные проповедники, как довод на то, что самое лучшее поклонение для саляфов – это джихад.
На самом же деле эта история, приписываемая имаму Ибн аль-Мубараку, недостоверна, о чём говорили после проведённого исследования многие шейхи, а некоторые из них порицали также и её содержание.

Во-первых, что касается достоверности этого сообщения, то в его иснаде, который приводит имам аз-Захаби в «ас-Сияр» (8/427) и хафиз Ибн Касир в своём тафсире (1/408), содержится передатчик по имени ‘Абдуллах ибн Мухаммад Къады Насыбин, являющийся неизвестным (маджхуль), а также передатчик по имени Мухаммад ибн Ибрахим ибн Аби Сакина, о котором имам Абу Хатим сказал: “Хадисы, которые он передаёт, являются ложными, что указывает на то, что он – лжец!” См. “Лисан аль-мизан” (1/131).
Также это сообщение приводят через иной путь хафиз Ибн ‘Асакир в «Тариху Димашкъ» (32/449) и ас-Субки в «Табакъат аш-шафи’ия» (1/286), но в этом иснаде Абу аль-Муфаддаль Мухаммад ибн ‘Абдуллах аш-Шейбани, которого обвиняли в измышлении хадисов. См. “аль-Мизан” (5/54).
Среди имамов, обвинявших этого передатчика в измышлении хадисов – имам ад-Даракъутни и Абу-ль-Къасим аль-Азхари. Хафиз аль-Хатыб аль-Багъдади говорил об этом передатчике: “Он передавал редкие хадисы и вопросы с ответами шейхов, и люди записывали от него. Затем, когда выявилась его ложь, его сообщения стали отвергать и рвать его записи. И он выдумывал ложные хадисы для рафидитов”. См. “Тариху Багъдад” (5/466).
Хафиз Ибн ‘Иракъ сказал о нём в главе о лжецах: “Он был даджаль, который выдумывал хадисы!” См. “Танзих аш-шари’а” (1/107).
Если этот человек возводил ложь даже на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то что ему стоило приписать эти стихи Ибн аль-Мубараку?! Вполне вероятно, что эти стихи выдумал именно этот рафидит, упрекая тем самым имама аль-Фудайля словами Ибн аль-Мубарака и выставляя самого Ибн аль-Мубарака тем, кто именует совершение поклонения игрой и забавами!

Таким образом, нет сомнения в том, что эта история выдуманная и не имеет никакого отношения к имаму Ибн аль-Мубараку, а что касается того, кто будет утверждать обратное, то пусть предоставит доказательства вместо эмоциональных возмущений! Истину говорил шейхуль-Ислям Ибн Таймия: “Слова, переданные от саляфов и ученых, нуждаются в уточнении их достоверности и понимании их смысла так же, как в этом нуждаются слова, сказанные об Аллахе и Его Посланнике (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” (1/246).
Кто-то может спросить: «А почему тогда хафиз Ибн Касир привёл это сообщение в толковании к последнему аяту суры Али ‘Имран?»
Ответ на это таков: «Имамы не выдвигали строгих условий для того, чтобы передавать слова саляфов, как они выдвигали это в отношении хадисов. Хафиз аль-Хатыб аль-Багъдади говорил: “Что же касается сообщений праведников, аскетов, поклоняющихся и мудрецов, то наличие у этих сообщений иснадов является украшением этих сообщений, однако это не является условием для того, чтобы их можно было передавать”. См. “аль-Джами’ аль-ахлякъ ар-рауи” (2/316).
Что касается тех высказываний, которые приписываются ранним имамам, и в которых содержится важный смысл, как например, сообщение, в котором Абу Ханифе приписывается, что он называл Коран сотворенным; или слова, приписываемые Са’иду ибн аль-Мусайибу, что он дозволял песни в сопровождении музыкальных инструментов, и т.д., то подобные сообщения нуждаются в уточнении их достоверности. И об этом говорил шейхуль-Ислям Ибн Таймия: “Слова, переданные от саляфов и ученых, нуждаются в уточнении их достоверности и понимании их смысла так же, как в этом нуждаются слова, сказанные об Аллахе и Его Посланнике (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” (1/246).
Однако после того, как стало ясно, что то или иное высказывание, передаваемое от кого-либо из саляфов или имамов недостоверно, нельзя его ему приписывать!

И о том, что данная история не является достоверной, говорили многие шейхи и исследователи:
Так, например, шейх ‘Али аль-Халяби на вопрос: «Мы слышали от некоторых братьев, что ученые называли недостоверным стихи, приписываемые Ибн аль-Мубараку: “О поклоняющийся в двух Святынях…”. Что вы скажите по этому поводу?», ответил, что это сообщение является слабым. Сл. “Шарх аль-Ибана”.
Спросили шейха Яхью аль-Хаджури: «Какова достоверность къасыды (жанр лирической поэзии), которая приписывается ‘Абдуллаху ибн аль-Мубараку, да смилуется над ним Аллах, что он послал это аль-Фудайль ибн ‘Ийяду, да смилуется над ним Аллах, в которой сообщается: “О поклоняющийся в двух Святынях, если бы ты увидел нас, то понял бы, что ты в своем поклонении играешься”?»
Он ответил: “Эта къасыда слабая со стороны иснада и порицаемая со стороны её смысла! Что же касается её иснада, то в нём содержится ‘Абдуллах ибн Мухаммад Къады Насыбин, который передаёт это сообщение со слов Мухаммада ибн Ибрахима ибн Аби Сакины, который передал от Ибн аль-Мубарака, что он послал его к аль-Фудайль ибн ‘Ийяду с этим байтом (вид стихотворной строфы). Этот Ибн Аби Сакина является неизвестным рассказчиком, и Къады Насыбин такой же.
Также это сообщение неприемлемо со стороны своего смысла. Послушай слова этих строк: «О поклоняющийся в двух Святынях, если бы ты увидел нас, то понял бы, что ты в своём поклонении играешься». Саляфы, да будет доволен ими Аллах, никогда не отзывались пренебрежительно об обрядах поклонения и не именовали поклонения игрой! Да упасёт Аллах Ибн аль-Мубарака называть игрой намаз, пост или ночное выстаивание в Заповедных местах Аллаха, тем более вы знаете о превосходстве молитвы в Мекке! Также в стихе говорится: «Если твои щеки омывают слезы, то наши шеи омываются нашей кровью». Да упасёт Аллах Ибн аль-Мубарака хвастаться, словно он говорит: «Твои щеки омывают лишь жидкость твоих слез, а наши шеи омываются кровью» и т.д. Обладающие знанием превыше этого, и они далеки от того, чтобы говорить: «Мы делаем то-то и то, а ты делаешь лишь это…».
Нет, брат мой, этот стих, который приводится в «Фатхуль-Маджид», мы разбирали уже его, что иснад этого сообщения слабый, а смысл порицаемый!” См. “Асиля аль-хадисия” (№ 1).
Также и шейх ‘Али Хашиш назвал это сообщение слабым в первом томе своей книги «Тахзир ад-да’ия миналь-ахадис аль-уахия», и сказал: “Абдуллах ибн аль-Мубарак никогда не относился пренебрежительно к поклонению своего шейха аль-Фудайля ибн ‘Ийяда, чтобы говорить: «О поклоняющийся в двух Святынях, если бы ты увидел нас, то понял бы, что ты в своем поклонении играешься»”.
Также говорил и автор работы «Табсыра улиль-ахлям мин къысас фиха калям».
На основании сказанного становится ясно, что это сообщение недостоверно от Ибн аль-Мубарака.

Во-вторых, как уже было упомянуто из текста этого стиха понимается, что игрой именуются либо сами поклонения помимо рибата, либо же совершение поклонений, чего не мог произнести такой великий и признанный имам, как Ибн аль-Мубарак. Эти слова больше похожи на известное нововведение, как разделение религии на шелуху и сердцевину (къушур уа любаб). Согласно этой логике, важным и достаточным является только «сердцевина» Ислама, а что касается категории так сказать «шелухи», то это может быть отброшено из-за своей незначительности. Истина же состоит в том, что в Шариате Всевышнего любое поклонение является важным, однако есть первостепенные вещи, и нет ничего ненужного или неважного, даже если речь идёт о том, как справлять нужду, не говоря уже о совершении великих столпов Ислама! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не относись пренебрежительно ни к чему из одобряемого, и даже к тому, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом». Муслим (2626).
Спросили шейха Ибн База: «Каково положение шариата в отношении того, кто говорит: “Бритье бороды и укорачивание одежды ниже щиколотки является шелухой и незначительным вопросом, а не основным”».
Шейх ответил: “Эти слова очень опасны и порицаемы! Нет в религии шелухи. В религии всё является важным и благим. Да, в религии есть первостепенные вещи и второстепенные, и вопрос бритья бороды и укорачивание одежды не из первостепенных вещей. Однако недозволенно называть какое-либо положение религии шелухой. И есть опасение за того, кто сказал подобное, что его слова могут стать издевательством над религией, по причине чего он может стать вероотступником (муртад)!” См. “Фатауа ‘уляма аль-баляд аль-Харам” (стр. 321).

В-третьих, разве есть какое-либо указание в Шариате на то, что кровь, текущая по шее имеет такое сильное превосходство над плачем перед Аллахом, чтобы делать это предметом упрёка? Наоборот, достоверно известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) одинаково упомянул о великом достоинстве этих двух вещей. Со слов Му’ауии ибн Хайды и Абу Рейханы (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Глаза троих в Судный день не увидят Огня! Глаза того, кто плакал из страха перед Аллахом; глаза того, кто был стражником на пути Аллаха, и глаза, которые потуплялись при виде запрещённого Аллахом». Абу Я’ля (7/307), аль-Хаким (2/73), аль-Халь’и в “аль-Фауаид” (1/106). Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2673), “Сахих ат-Таргъиб” (1231, 1900, 3326).

В-четвертых, имам Ибн аль-Мубарак был слишком скромным, чтобы произносить подобные слова, ибо он был из числа тех, кто любил скрывать свои благодеяния, а не хвастаться ими! Так, например, сообщается, что когда Ибн аль-Мубарака спросили о самообольщении, он сказал: “Это когда ты полагаешь, что обладаешь чём-то, чего нет у других. И я не знаю для мусульман хуже качества, чем самообольщение!” См. “ас-Сияр” (8/407).
Сообщается от Мухаммада ибн ‘Исы, что однажды ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак выплатил долг за одного юношу размером в десять тысяч дирхамов, потребовав не говорить о том, что это сделал он, о чем стало известно людям лишь после его смерти. См. “Тариху Багъдад” (10/159).
Более того, ‘Абда ибн Сулейман аль-Маруази рассказывал: “Однажды, когда мы были в военном походе против Византийцев вместе с Ибн аль-Мубараком, на нас напали враги. Когда же сошлись два отряда между собой, вышел один человек из числа врагов и стал призывать к дуэли. Тогда к нему вышел один из наших людей и убил его. Затем он убил ещё другого и третьего, и стал призывать их сторону на дуэль. А когда к нему вышел один из них, он сражался с ним и преследовал его долго, после чего ранил его и убил. Когда же люди сбежались, чтобы узнать, кто это, оказалось, что это был ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, который скрывал свое лицо маской”. См. “ас-Сияр” (8/394).
С большим трудом верится, что такой человек является автором этих строк, в которых он пишет о том, как они храбро сражаются и истекают кровью, что больше походит на хвастовство и показуху. Тем более речь идёт о том, что такие слова: «И если ты утомил своего коня ерундой, то наши кони утомились на заре» адресованы великому имаму – аль-Фудайль ибн ‘Ийяду, который отличался своей суровостью по отношению к приверженцам нововведений, и о знании, аскетизме, усердном поклонении и достоинствах которого имамы много писали. Более того, сам Ибн аль-Мубарак говорил о нём: “Поистине, аль-Фудайль ибн ‘Ийяд был правдив с Аллахом, по причине чего был награждён мудростью. И аль-Фудайль – это тот, с чьего знания следует извлекать пользу!” См. “Тахзиб аль-камаль” (15/105).

В-пятых, да, некоторые имамы из числа саляфов, любили совершать рибат раз в году для получения большой награды от Аллаха, а не из-за того, чтобы считали это обязанностью для каждого и самым наилучшим видом поклонением. И Ибн аль-Мубарак не провёл всю свою жизнь на джихаде и рибате. Так неужели же сам Ибн аль-Мубарак, когда возвращался к приобретению знания и его распространению, а также поклонению был тем, кто «игрался»?!

Но даже, если кому-то кажется, что это сообщение весьма приемлемо со стороны смысла и не несёт в себе никакого порицаемого содержание, то всё равно он не имеет право приписывать это Ибн аль-Мубараку, поскольку оно однозначно недостоверно со стороны иснада!

И в завершение хотелось бы, чтобы те люди, которые сочиняют нашиды на основании этого стиха, приписанного Ибн аль-Мубараку, а также рассказывают его с энтузиазмом, сделали подобное без подробного исследования достоверности и со следующими не менее известными высказываниями Ибн аль-Мубарак:
Однажды Ибн аль-Мубарак сказал своим друзьям, находясь в военном походе: “Знаете ли вы деяние, которое было бы лучше, чем это?” Ему ответили: «Нет!» Тогда он сказал: “Зато я знаю! Мягкий, воздерживающийся от просьб человек, у которого большая семья, который выстаивая ночную молитву, находит своих детей скинувшими с себя во сне одеяло, накрывает их и снова возвращается к ночной молитве”. См. “Шарх хадис Джибриль” (стр. 610).
Также Ибн аль-Мубарак говорил: “Ничего не сравнится с содержанием своей семьи, и даже джихад на пути Аллаха!” См. “ас-Сияр” (8/399).

И в завершение, хвала Аллаху – Господу миров!
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: О стихе, приписываемом имаму Ибн аль-Мубараку

Сообщение al-Mubid »

ДжазакаЛлаху хайран брат!
С возвращением!)
Накопилось много работы!
БаракаЛлаху фика!
AbuSalih
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 26 окт 2008, 15:58

Re: О стихе, приписываемом имаму Ибн аль-Мубараку

Сообщение AbuSalih »

Джазака Ллахьу хайран ахи.
Aradesh
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 08 дек 2008, 00:12

Re: О стихе, приписываемом имаму Ибн аль-Мубараку

Сообщение Aradesh »

Субхан Аллаh! часто этот стих слышал, и многие на этот стих опирались,когда приводили доводы,теперь ясно.
БаркаЛлагьу фикум!
Аватара пользователя
Muhammad Shishani
Сообщения: 498
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 03:36

Re: О стихе, приписываемом имаму Ибн аль-Мубараку

Сообщение Muhammad Shishani »

Маша Аллах. Джазак Аллаху хайран, ахиль-карим.
Рад что вернулся. Ухиббук филлях.

Уас-саляму 'алейкум.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям, братья.
Уа джазакум, уа фикум барака-Ллах!
Muhammad Shishani писал(а):Ухиббук филлях.
Извиняюсь, что ответил спустя почти год, только заметил это сообщения случайно)
Да полюбит тебя Тот, ради кого ты меня полюбил!

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я сидел в обществе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и когда проходил один человек, некто из находившихся с нами, сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого человека”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Ты сказал об этом ему?» Он ответил: “Нет”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так встань и скажи ему об этом». И этот человек догнал его и сказал: “О такой-то, поистине, я люблю тебя ради Аллаха!”, - на что тот ответил ему: “Да полюбит тебя Тот, ради кого ты полюбил меня!” Ахмад (3/140), Ибн Хиббан (2513). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если кто-либо из вас полюбил своего брата (в Исламе), тот пусть сообщит ему о том, что он его любит!» Ахмад (4/130), аль-Хаким (4/171). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (279).
Ayub
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 01:35

Re:

Сообщение Ayub »

Ассаламу аляйкум ва рахьматуллахи ва баракатух братья)
Хоть и не по теме, но не могу ослушаться посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует.
Брат Amash, я люблю тебя ради Аллаhа...
И вообще всех братьев, которые трудятся на пути Аллаhа.
Да благословит вас всех Аллаh. Самое малое, что я могу сделать в знак благодарности - это делать за вас дуа).
Пусть Всевышний Аллаh воздаст вам всем Высочайшими Садами Фирдауса) Амин.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат мой)
И тебя да полюбит Аллах, ради которого ты нас полюбил!
Да благословит вас всех Аллаh. Самое малое, что я могу сделать в знак благодарности - это делать за вас дуа).
Барака-Ллаху фик, это самое лучшее брат!)
Пусть Всевышний Аллаh воздаст вам всем Высочайшими Садами Фирдауса)
АМИН! Всем нам!
Ответить