Может ли джихад стать фард ‘айн для всей уммы?

Ответить
Ali
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 04 авг 2008, 19:12
Откуда: Минск

Может ли джихад стать фард ‘айн для всей уммы?

Сообщение Ali »

Ассаляму алейкум.
Известно, что если идет в каком-то государстве оборонительный джихад и мусульмане не справляются, то обязанность помочь ложится на мусульман с соседних земель.
Вопросы:
Является ли это личной обязанностью каждого мусульманина с соседнего исламского государства? Обязан ли каждый мусульманин из соседних исламских государств выходить на помощь братьям без разрешения правителя, родителей и т.д.? Или же эта обязанность ложится только на правителей? А если и соседние государства не справляются, становится ли в таком случае джихад обязательных для мусульман всего мира?
Доводы и слова ученых очень и очень будут кстати.
Джазакуму Ллагьу хайран.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Может ли джихад стать фард ‘айн для всей уммы?

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Может ли джихад стать фард ‘айн для всей исламской уммы?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Нет никаких сомнений в том, что исламская община обязана быть единой и сплочённой, особенно перед лицом общего врага. И как сказано в хадисах, мусульмане обязаны быть словно единое тело, которое в случае лихорадки и боли затрагивает все части тела.
Со слов ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу. Когда одну из его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». аль-Бухари (6011), Муслим (2586).
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять его, ни предавать. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде; того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскрешения; а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскрешения». аль-Бухари (2442), Муслим (2580).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий по отношению к верующему подобен голове по отношению к телу. И также верующего печалят беды, постигающие верующих». Ахмад в “аз-Зухд” (2151), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (7/505). Хадис достоверный. См. “Тахридж аз-Зухд” (стр. 416).
И подобных пророческих хадисов великое множество.

Имам Ибн Къудама сказал: “Джихад становится обязательным для всех в трёх случаях:
Первый из них – когда мусульмане сошлись рядами с врагами.
Второй – когда враги напали на город мусульман, что делает обязательным для жителей этого города обязательным сражение с ними и защиту.
Третий – если правитель мусульман вызвал на джихад группу людей, для них становится это обязательным”. См. “аль-Мугъни” (8/13).
И учёные единогласны в том, что в случае нападения врагов на одну из земель мусульман, джихад становится для них обязательным, а если они не в состоянии дать захватчикам отпор, то джихад становится обязательным и для соседних мусульманских стран, которые обязаны им помочь.
Однако в наше время некоторые радикальные идеологи и их последователи заявляют, что джихад в наше время сам по себе обязателен для каждого мусульманина, поскольку есть немало мусульманских стран, осаждённых неверными. При этом заявляющие подобное цитируют лишь определённые слова обладателей знания, не упоминая о каких-либо условиях. И из числа того, что они цитируют, следующее:
Хафиз Абу Бакр аль-Джассас сказал: “Общеизвестно в убеждении всех мусульман, что если жители пограничных земель будут опасаться врага, не имея возможности им противостоять, по причине чего они опасаются за свои города, за себя и за своё потомство, то для всей общины становится обязательным, чтобы отправились к ним на помощь способные избавить их от зла врага. И в этом нет разногласия среди мусульман, поскольку никто из мусульман не дозволял отсиживаться и не помогать им, когда проливается кровь мусульман, а дети их захватываются”. См. “Ахкам аль-Къуран” (4/312).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Что касается оборонительного сражения, то это из числа сложнейших видов отпора нападающего на честь и религию, и посему это является обязательным по единогласному мнению. И нет ничего обязательнее после имана, чем защита от нападающего врага, который портит религию и мирское, и поэтому оборонительный джихад не имеет никаких условий, напротив, следует обороняться по мере возможности. И на это указали наши учёные (ханбалиты) и учёные других мазхабов”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (5/538).
Опираясь на подобные слова учёных, эти люди утверждают о том, что оборонительный джихад является обязательным в наше время для всей общины, и что он не имеет никаких условий. И при этом они не обращают внимания на другие слова тех же учёных и других имамов, разъяснявших положения джихада и говоривших в подробностях про различные условия, как: наличие силы, учитывание пользы и вреда, важность наличия единого знамени и правителя мусульман, и т.д.
К примеру, признанный ханафитский имам – аль-Касани говорил: “Если враги напали на город мусульман, то джихад становится обязательным для каждого отельного мусульманина из числа тех, кто способен его совершить. См. «Бадаи’ ас-санаи’» (7/98).
Обратите внимание на то, как он связал обязательность джихада даже при нападении врага со способностью его совершить.
Известный маликитский имам – Халиль ибн Исхакъ сказал: “Слова автора: «Если жители земли, на которую напали враги, окажутся слабыми, то помочь им становится обязательным для тех, кто рядом с ними». Он имеет в виду, что находящиеся к ним по соседству должны помочь им, если только они не боятся того, что враг уничтожит их. И если они опасаются этого исходя из явных предпосылок, то им следует оставаться на своих землях. Так говорил Сахнун”. См. “ат-Таудых” (3/404).
Обратите внимание на эти важные оговорки!
И кстати, тот же имам Ибн Таймия, чьими словами они аргументируются, что оборонительный джихад не имеет никаких условий, говорил: “Вопрос сражения с бунтовщиками обуславливается таким условием, как наличие силы и возможности, и сражение с бунтовщиками не важнее, чем сражение с многобожниками и неверными, а общеизвестно, что это также обуславливается наличием силы и возможности. Иногда узаконенной пользой может быть заключение перемирия при помощи денег, заключение договоров и мира, как это не раз делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Если правитель убеждён в наличии силы, но она не приносит результата, то в оставление этого (сражения) будет больше пользы”. См. “Маджму’уль-фатауа” (4/442).
В этих кратких словах Ибн Таймия указал на то, что джихад обуславливается наличием силы и достижением пользы.
Также Ибн Таймия сказал: “В 699 году мусульман востока и запада постигли унижения и бедствия, о которых в должной мере не знает никто, кроме Аллаха. И рассказов об этом очень много.
Жители Йемена в это время являются слабыми, которые не в состоянии совершать джихад или же оставили его. Они повинуются тем, кто завладел их городами, и даже упоминалось, что они писали обращение о повиновении татаро-монголам.
А когда в Алеппо прибыл царь многобожников, то там произошли убийства.
Что же касается жителей Хиджаза, то большинство из них или жен многие из них вышли за границы Шариата. Среди них присутствуют такие нововведения, заблуждения и нечестия, о которых не ведает никто, кроме Аллаха. А что касается праведных и религиозных людей из их числа, то они являются слабыми. Поистине, сила и величие в это время в этих странах принадлежит не мусульманам”. См. “Маджму’уль-фатауа” (28/533).
Как мы видим, мусульмане переживают униженное положение и слабость не в первый раз в истории. И причина этого не что иное, как ослушание Аллаха, распространение нововведений и даже великого многобожия среди общины!
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия, описывая время, когда татаро-монголы напали на Дамаск, сказал: “Поистине, когда враги, вышедшие за границы Шариата, подошли к Дамаску, люди отправились прибегать к умершим возле могил, надеясь на избавления их от вреда. Некоторые поэты говорили: «О те, которые боятся татаро-монгол, прибегайте за защитой у могилы Абу ‘Умара, чтобы он избавил вас от вреда!»
Тогда я сказал им: «Те люди, к которым вы прибегаете за помощью, если бы были вместе с вами во время сражения, то вы потерпели бы поражение подобно тому, как потерпели поражение мусульмане в день битвы при Ухуде. Поистине, было предопределено, что войско несёт поражение по причинам, влекущим это и по причине мудрости Аллаха в этом, в связи с чем знатоки религии и проницательные люди не сражались в этот раз из-за отсутствия шариатского сражения, которое велели Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха), а также из-за наличия в этом сражении вреда, нечестия и отсутствия требуемой победы в сражении. В этом сражении нет награды ни в мире этом, ни в мире ином для тех, кто знает об этом, несмотря на то, что среди сражающихся, которые убеждены в том, что это сражение является шариатским есть такие, которые будут вознаграждены за их намерение.
После этого мы стали побуждать людей проявлять искренность в религии Аллаха и прибегать за защитой только к Нему, и что они не должны обращаться к кому-либо помимо Него, ни к приближённому ангелу, ни к посланному пророку, как сказал Всевышний Аллах в день битвы при Бадре: «Вот вы прибегли к своему Господу за помощью, и Он ответил вам: “Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом”» (8: 9).
Также передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день битвы при Бадре говорил: «О Живой, о Сущий! Нет божества кроме Тебя. Я прибегаю к Тебе посредством Твоей милости». ат-Тирмизи (3524).
В другой версии сказано, что он сказал: «Приведи в порядок все мои дела и не оставляй меня ни на мгновение на самого себя и ни на кого из Твоих творений». Абу Дауд (5090).
И после того, как люди привели в порядок свои дела и проявили искренность в обращении за помощью только к своему Господу, Аллах даровал им такую великую победу над их врагами, подобно которой не было раньше, и татаро-монголы не были до этого так разбиты никогда. И причина этой победы стало то, что они правильно воплотили единобожие и повиновение Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), чего не было до этого. Ведь, поистине, Аллах оказывает помощь Своим посланникам, «и тем, которые уверовали в мирской жизни и в тот День, когда предстанут свидетели» (40: 51)”. См. “аль-Истигъаса” (стр. 412-414).
Свят Аллах, обратите внимание на то, как Ибн Таймия называет отсутствием шариатского сражения то, что совершают погрязшие в ересь многобожия, и как он в утвердительной форме говорит о том, что такие люди обязательно потерпят поражение в сражении!
Поэтому шейх аль-Альбани говорил: “Мы считаем, что среди мусульман не может быть какого-либо разногласия относительно того, что основой в победе над неверными является именно правильная ‘акыда!” Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 424).

Каждый мусульманин обязан знать, что наличие силы является условием, как наступательного джихада, так и оборонительного, в чём никогда не было разногласий среди имамов.
Имам Ибн Джарир ат-Табари рассказывал: “Когда наступил 70 год (по хиджре), римляне восстали и двинулись на мусульман Шама. И тогда халиф ‘Абдуль-Малик ибн Маруан заключил перемирие с царём римлян, с условием, что он будет платить ему 1000 динаров каждую пятницу, опасаясь за мусульман”. См. “ат-Тарих” (6/150).
В этой истории речь идёт о нападении римлян на Шам, что являлось оборонительным джихадом для жителей Шама. Однако халиф того времени ‘Абдуль-Малик ибн Маруан, почему-то не воюет с ними, а заключает перемирие, к тому же ещё и с выплатой им дани каждую неделю. Если бы оборонительный джихад не имел никаких условий, кроме сражения, то он никогда бы не пошёл на такое. Тем более, что это произошло в 70 году по хиджре, в то время, когда были живы такие сподвижники, как Ибн ‘Умар, Джабир, Абу Са’ид аль-Худри, Абу Умама, Анас (да будет доволен ими Аллах), и это было временем рассвета имамов-таби’инов. К тому же этот халиф был из числа обладателей знания. Абу Зинад говорил: “Факъихами Медины являются Са’ид ибн аль-Мусайиб, ‘Абдуль-Малик ибн Маруан и ‘Уруа ибн Зубайр”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” (9/62).
Абу Исхакъ аль-Фазари сказал: “Спросили аль-Ауза’и про крепость мусульман, к которой подошли враги, и мусульмане стали опасаться, что нет у них против них мощи. Можно ли мусульманам заключить с ними перемирие с условием, что они отдадут им своё оружие, имущество и лошадей? На это аль-Ауза’и ответил: «Если у них нет силы против них, то нет в этом проблем»”. См. “Китаб ас-Сияр” (стр. 336).
Из этого ответа имама аль-Ауза’и становится ясным, что сражение для мусульман, даже в случае нападения на них неверных не является обязательным в любом случае и всегда, и что необходимо учитывать ситуацию, а также пользу и вред! А ведь имам аль-Ауза’и из числа величайших факъихов, которых учёные выделил в числе специалистов по вопросам джихада. Но если бы такой вопрос задали в наше время какому-либо радикальному псевдо-учёному, то он, не задумываясь, ответил бы, что запрещено идти на какие-либо уступки неверным, что и всем жителям этого города фард воевать до последней женщины и ребёнка.
Имам-муджахид Ибн ан-Наххас, автор известной книги, посвящённой величию и достоинствам джихада под названием «Машари’ аль-ашуакъ», сказал: “Если враги напали на город мусульман, а мусульмане не выйдут для сражения против них, то их бездействие будет подобно бегству с поля боя и поворачиванию спины врагам. Но это в том случае, если мусульман будет больше, чем врагов! Однако если количество мусульман будет малым, то они не заслуживают греха в таком случае. Пусть они ожидают подкрепления от братьев своих мусульман”. См. “Машари’ аль-ашуакъ” (стр. 354).
Таким образом, этот имам-муджахид сделал оговоркой количественное соотношение, и если бы оборонительный джихад не имел никаких условий, то не было бы смысла делать на количестве акцент.
Кстати, хафиз ас-Сахуаи в биографии Ибн ан-Нахаса о его познании фикъха и других наук, его скромность и благой нрав, сказал о нём: “Он много совершал рибат и джихад, что даже был убит на джихаде”. См. «ад-Дау аль-лями’» (1/353).
Шафиитский факъих и муфассир, живший 950 лет назад – Илькия аль-Харраси ат-Табари в своём тафсире сказал: “Мы не знаем разногласий в том, что если неверные или грабители нападут на слабый город, у жителей которого нет силы отразить нападающих, то им следует спасаться от них, несмотря на то, что срок жизни предопределён, и не будет ни увеличен, ни уменьшен”. См. “Ахкам аль-Къуран” (1/220).
Эти же его слова процитировал хафиз аль-Къуртуби в своём тафсире, соглашаясь с ним. См. “Джами’ ли-ахкам аль-Къуран” (3/233).
Обратите внимание на тот факт, что в этих словах упоминается единогласное мнение!
По этой причине выдающийся факъих нашего времени – шейх Ибн ‘Усаймин, часто говорил: “Будь джихад фард кифая или фард ‘айн, всё равно у него должны быть условия, важнейшим из которых является наличие силы (къудра). И если у людей нет силы, то они не должны бросать себя на погибель!” Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (№ 42).
Также и шейх аль-Альбани говорил: “Джихад в убеждении саляфов будет длиться вплоть до Судного дня, однако джихад – это законоположение Ислама, необходимым условием которого является наличие способности и силы, ибо Аллах не возлагает на Своих рабов то, что им не под силу”. См. “аль-Хауи мин фатауа аш-шейх аль-Альбани” (стр. 585-586).

Одним словом, для мусульман всей планеты джихад не может быть фард ‘айн, и таким положением не обязывали ни Аллах, ни Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). Тем более без того, чтобы обращать внимание на такие условия, как наличие силы, разрешение правителя мусульман соседних стран и согласие родителей.
В действительности – подобные слова, что джихад в наше время является обязательным для всей общины, основаны на эмоциях, но никак не на знании и правильном понимании вопросов джихада.
Поэтому, когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Каково положение джихада в наше время, и является ли джихад сейчас фардом кифая или он фард ‘айн?», он ответил: “Является обязательным для тебя знать, что джихад не может быть фард ‘айн для всех мусульман. Это вещь невозможная”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (25/316).
Также, когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Если враги нападут на землю мусульман, станет ли джихад фард ‘айн для всей общины?», он ответил: “Чтобы джихад стал обязательным для всей общины, то нет. Не может быть такого, чтобы джихад стал обязательным и даже фард кифая для всей общины, никогда. Аллах сказал: «Не следует верующим выступать всем вместе (для сражения)» (9: 122). Является необходимым, чтобы люди оставались в своих городах, занимаясь другими положениями религии”.
www.youtube.com/watch?v=iNfNDpVxBqY
Также Ибн ‘Усаймин говорил: “Люди нуждаются в сражении с неверными, чтобы не было смуты (многобожия) и вся религия принадлежала только Аллаху. Однако, является ли обязательным сражение, я даже перефразирую: Является ли дозволенным сражение при отсутствии силы для этого? Ответ: Это не является обязательным, более того, является недозволенным для нас сражаться, будучи не подготовленными к этому”. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (№ 33).
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “То, что джихад становится фард ‘айн, когда нападают враги на город мусульман, то речь идёт о мусульманах именно из числа жителей этого города”. См. “Фатауа аль-Фаузан” (5/199).
Шейх Ахмад ан-Наджми сказал: “Кто заявляет, что вторжение врагов в какую-либо территорию мусульман на всей земле обязывает всех без исключения мусульман выступить для помощи им, пусть предоставит на это ясный довод, который при спорном вопросе будет обязательным принять по причине его достоверности и ясности! А что касается того, кто сказал что-то без довода, то для нас является обязательным бросить его слова об стену”. См. “Рисалятуль-иршад иля баяниль-хаккъ фи хукм аль-джихад” (стр. 94).

К тому же следует знать, что причин, которые могут удержать тот или иной город мусульман от того, чтобы для них джихад стал фард ‘айн так же, как для соседей, может быть множество. Например, у них может быть есть перемирие с неверными, которые сражаются с другой мусульманской страной, а Всевышний Аллах говорит: «Если они (мусульмане) попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете!» (8: 72).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: “Если у вас есть договор с неверными, то нет помощи мусульманам против них, разве что это будут враги, с которыми у вас нет договора”. Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” (9195).
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Смысл этого аята в том, что если вас призовут мусульмане с враждебной территории помочь отрядом или же деньгами, чтобы спасти их, то окажите им помощь, ибо это является для вас обязательным, если только не против народа, с которым у вас заключён договор. В таком случае не воюйте за них против тех, с кем у вас договор, пока срок перемирия не закончится или вы не прервете его”. См. “Ахкам аль-Къуран” (2/439).
То же самое говорили и другие толкователи Корана, как аль-Къуртуби, Ибн Касир, ас-Са’ди, и др.
Одним словом, если бы джихад при нападении неверных на мусульман становился обязательным для всех мусульман во всём мире без каких-либо условий, то Всевышний Аллах в этом аяте не делал бы никаких оговорок и ограничений в виду договоров!

Далее, может быть и так, что у какой-то из соседних мусульманских стран самих намечается конфликт с другими врагами, так каким образом они все должны оставить свою землю и свои семьи без защиты и всем вместе идти воевать в соседнюю страну?!
Имам аш-Шафи’и говорил: “Нельзя жителям одной мусульманской земли всем выдвигаться в военный поход, не оставив никого, кто защитил бы их город от врагов”. См. “аль-Умм” (4/126).

Также правитель мусульман, учитывая пользу и вред, может запретить выдвигаться своим подданным на джихад в соседние города.
Исхакъ ибн Мансур сказал: “Я спросил Ахмада: «Атакует ли человек кого-то без разрешения правителя мусульман?» И он ответил: «Клянусь Аллахом, нет». И также ответил Исхакъ (Ибн Рахауейх)”. См. “Масаиль аль-Каусадж” (2757).
‘Абдуллах – сын имама Ахмада сказал: “Я спросил своего отца: «Можно ли выходить людям (на джихад) без разрешения правителя?», и он ответил: «Нет, кроме как с разрешения правителя, если только враги внезапно напали на них самих, и нет у них возможности взять разрешение у правителя. Я надеюсь, что это будет защитой мусульман»”. См. “Масаиль ‘Абдуллах” (958).
Ибн Хани сказал: “Спросили Ахмада о людях, к которым приблизились враги, и они желают выступить к ним навстречу, чтобы сражаться с ними, и он ответил: «Если у них нет амира или же если это повелит правитель, а иначе это не нравится мне, ведь Всевышний Аллах сказал: «Не препирайтесь, а не то вы падёте духом и лишитесь сил» (8: 46). Если у них нет амира, они впадут в препирательство”. См. “Масаиль Ибн Хани” (1591).
Также имам Ахмад говорил: “Необходимо возвращаться к мнению амира войск, так как если они станут препираться, то останутся без помощи”. См. “Масаиль Аби Дауд” (1618).
Имам Ибн Хабиб сказал: “Я слышал, как обладатели знания говорили: «Если правитель мусульман запретил сражаться для пользы, то является запретным (харам) его ослушаться, если только не нападут враги»”. См. “Мауахиб аль-Джалиль” (3/349).
Маликитский имам аль-Хаттаб ар-Ру’айни сказал: “Шейх Ахмад Заррукъ в некоторых завещаниях своим братьям говорил: «Устремление к джихаду без разрешения джама’ата мусульман и их правителя является лестницей, ведущей к смуте. И мало тех, кто брался за это и преуспел»”. См. “Мауахиб аль-Джалиль” (3/350).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено совершать военный поход, кроме как с разрешения правителя мусульман, каким бы ни было положение. Ведь военный поход и джихад из числа компетенций правителей, а не отдельных людей. Простолюдины должны в этих вопросах следовать за обладателями власти и влияния. Ни для кого не является дозволенным совершать военные походы, кроме как с разрешения правителя мусульман, разве что речь будет идти о самозащите. Если враги нападут на них внезапно, а они опасаются того, что они могут их уничтожить, то им следует защищаться, и сражение в такой ситуации становится обязательным.
Поистине, совершение военного похода без разрешения правителя мусульман является измышлением и преступлением границ. Ведь если бы людям было позволено совершать военные походы без разрешения правителя, то началась бы анархия, каждый, кто пожелает, садился бы на коня и совершал поход. Если бы людям позволялось совершать подобное, то это повлекло бы великие нечестия”. См. «Шарх аль-мумти’» (8/22).
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Разрешается ли выходить на джихад без разрешения правителя, если родители не против?»
Шейх ответил: “Джихад с кем?! И кто тот правитель, под знаменем которого ты хочешь делать джихад?! У страны (в которой ты живешь) есть договора (с другими странами), поэтому ты должен взять разрешение выехать в ту страну (где идёт джихад) у правителя. Эти вопросы имеют основы. В этих вопросах нет места анархии. Поэтому если тебе позволят правитель, родители, и у тебя есть сила, то проблем нет”. Сл. “Шарх ‘Акъида ас-Сафаринийя” (2/3/1424 г.х.).
Также спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «В эти дни появились люди, которые выносят фатауа об обязательности джихада, и они говорят, что у джихада нет таких условий как правитель и знамя. Что вы скажите об этом?»
Шейх ответил: “Это мнение хариджитов! Что же касается приверженцев Сунны, то они говорят: «Необходимы знамя и правитель». Это и есть манхадж мусульман со времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А призывы к тому, что не нужны ни знамя, ни правитель, и каждый делает, что пожелает и следует своим страстям, то это мнение хариджитов!” См. “аль-Джихад уа дауабитух аш-шар’ийя” (стр. 45).
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи сказал: “В Ираке нет джихада, ибо джихад нуждается в знамени и правителе, а у них нет ни знамени, ни правителя. Мы не считаем, что сейчас есть джихад. Не позволительно, чтобы молодёжь собиралась и говорила: «Нужна партизанская война!» Следует проявлять терпение и ждать, пока Аллах не дарует выход и облегчение”. Сл. “Шарх ‘Умда аль-фикъх” (№ 38).

Также у человека могут быть престарелые родители, за которыми некому присмотреть, и в таком случае даже джихад ‘айн снимается с человека, не говоря уже о джихаде, который фард кифая. Ибн Хазм сказал: “Единогласны учёные в том, что если у человека есть родители, которых он лишится (потеряет) выйдя на джихад, то фард джихада с него спадает”. См. «Маратиб аль-иджма’» (стр. 137).
Если напали не на твою страну, а на соседнюю страну, значит, для тебя джихад является фард кифая, а как идти на фард кифая без разрешения родителей?!
Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что один человек с Йемена сделал хиджру к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы делать джихад, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Есть ли у тебя кто-либо в Йемене?» Он ответил: “Родители”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Они дозволили тебе?» Он ответил: “Нет”. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Возвращайся к ним и спроси их разрешения, и если они дозволят тебе, то сражайся, а если нет, то проявляй к ним благочестие!» Ахмад (3/76), Абу Дауд (2530). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, аль-Хайсами, аль-Альбани.

И даже если предположим, что какой-то мусульманин проживает на земле неверных, и родители его уже скончались или же они являются неверными, можно ли в таком случае утверждать, что для него джихад стал фардом по причине нападения неверных на какую-то землю мусульман на противоположном краю света от него?
Не может быть никаких сомнений в важности того, чтобы мусульманин вышел на джихад и оказывал своей жизнью и борьбой помощь другим мусульманам, при условии, чтобы джихад был шариатским, к которому побуждали признанные учёные нашей уммы. Ведь, к сожалению, в наше время люди часто называют джихадом то, что, по сути, является нечестием и несправедливостью. Однако говорить, что для этого мусульманина джихад является фардом, то на обязывание этим необходим довод. И уже упоминались слова признанных учёных о том, что джихад не может быть фард ‘айн для всех мусульман разных уголков земли.
Одним словом, на такие громкие заявления, как «джихад в наше время фард для всех мусульман» нужен шариатский довод, а не просто слова кого-либо из числа обладателей знания.
Что же касается слов некоторых поздних факъихов, говоривших о том, что в случае нападения неверных на землю мусульман, джихад становится обязательным для всех, и сын не спрашивает разрешения родителей, и жена не спрашивает разрешение мужа; и если они не в состоянии справиться с врагом сами, обязанность им помочь ложится на соседних мусульман, а если и они не в состоянии им помочь, то обязанность ложится на всех мусульман в целом, - то ответом на эти утверждения является следующее:
Во-первых, слова людей, пусть даже обладателей знания, не делают в религии Аллаха что-то обязательным или же запретным, ибо это прерогатива лишь Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха)!
Во-вторых, данный вопрос является спорным среди обладателей знания. А раз в этом вопросе нет единогласного мнения (иджма’), то все положения религии остаются на своей основе, ибо то, что не являлось фардом ‘айн во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха), никогда не будет фард ‘айн после него. К тому же общеизвестно, что никто из сподвижников не пошёл из Медины помогать Абу Басыру и Абу Джандалю (да будет доволен ими Аллах), когда они сбежали от многобожников Мекки и обосновались отдельной группой, несмотря на то, что они нуждались в помощи; как и никто из сподвижников Медины не пошёл помогать мусульманам Мекки, которые были слабыми и притеснёнными на тот момент.

Хотелось бы завершить этот ответ словами выдающегося учёного нашего времени – шейха Ахмада ан-Наджми, который в своё время по указанию шейха Ибн База был муфтием Медины. Так вот, шейх Ахмад ан-Наджми написал прекрасную книгу по теме джихада и положений, связанных с ним, которую хвалили и советовали читать такие учёные, как Салих аль-Фаузан и Зейд аль-Мадхали. Также в этой книге он писал опровержение на некоторые утверждения известного муджахида ‘Абдуллаха ‘Азама, который в своей книге «Защита исламских земель – важнейшая обязанность мусульман», говорил: «Если враги вошли на исламскую землю, то джихад становится обязательным для жителей этого города и тех, что вокруг них. И в подобном положении снимается обязанность разрешений, и выходит сын без разрешения отца, жена без разрешения мужа и должник без разрешения кредитора».
В данной книге шейха ан-Наджми есть много полезных слов, но хотелось бы процитировать некоторые конкретные его опровержение и замечания к подобным словам о теме обязанности джихада.
Так, шейх Ахмад ан-Наджми сказал: “Кто заявляет, что вторжение врагов в какую-либо землю мусульман на всей земле обязывает всех без исключения мусульман выступить для помощи им, пусть предоставит на это ясный довод, который при спорном вопросе будет обязательным принять по причине его достоверности и ясности! А что касается того, кто сказал что-то без довода, то для нас является обязательным бросить его слова об стену”.
Также шейх сказал: “Поистине, законоположения Шариата остановились (неизменны) с тех пор, как прекратились ниспосылаться откровения после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто попытается изменить какое-либо положение из числа того, что было при Пророке (мир ему и благословение Аллаха), тот поступил несправедливо по отношению к самому себе и внёс в Шариат то, что к нему не имеет никакого отношения! И основываясь на этом, мы говорим: «То, что было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) фард кифая, останется фардом кифая до Судного дня, а что было фардом ‘айн, то останется фардом ‘айн до Судного дня!»”
Также шейх сказал: “То, что спадает обязанность разрешения родителей и кредитора при нападении врагов на исламскую землю – вещь понятная. Но что касается того, что женщина тоже не должна спрашивать мужа, то эта вещь, которую внесли некоторые факъихи без доказательства на это! Женщины не обязаны совершать джихад, как на это указывает достоверный хадис от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая спросила: “О Посланник Аллаха, обязана ли женщина совершать джихад?” На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, их джихад – это джихад, в котором нет сражения – Хадж и ‘Умра!» А тот, кто заявляет, что женщины обязаны совершать джихад, тот опровергает Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в его словах и постановлении!”
Также шейх сказал: “Из слов тех, кто обязывает в подобной ситуации женщин джихадом следует, что женщина, в случае если не выйдет на джихад, является грешницей, даже если она должна оставить детей, дом и попасть в плен!”
Также шейх сказал: “Важно одно, что слова о том, что женщина может выйти на джихад без разрешения мужа – являются ложными словами, сказанными без размышления над положением и без оглядки на последствия! Это лишь слепое следование (такълид) за теми, кто высказал это раньше”.
Также шейх сказал: “Если мы скажем, что вторжение врагов в любую исламскую землю в любом уголке земли превращает джихад из фарда кифая в фард ‘айн, то мы скажем о Законодателе (Аллахе) то, чего Он не говорил, и обяжем в религии тем, что не является обязательным! Ведь из этих слов следует, что все мусульмане обязаны выдвинуться, а это вещь непосильная, и Аллах является Милосердным по отношению к Своим рабам, чтобы вменить им в обязанность то, что они не в состоянии сделать. Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере ваших сил» (64: 16). Он также сказал: «Аллах не возлагает на человека то, что ему не под силу» (2: 286)”. См. “Рисалятуль-иршад иля баяниль-хаккъ фи хукмиль-джихад” (стр. 94-98).

Что же касается тех, кто искренне желает помочь мусульманам, на которых напали враги, но не в состоянии сделать этого, то просим Всевышнего Аллаха даровать награду за намерение и не записывать за это грех!
Сказал Ибн аль-Хумам: “Является обязательным, чтобы не заслужил греха тот, кто твёрдо вознамерился выйти (на помощь мусульманам), но остался сидеть дома по причине того, что вместе с ним не пожелали выйти люди из-за их нерадивости, или из-за того, что не вышел правитель или запретил выходить”. См. “Фатх аль-Къадир” (5/440).

А Аллаху ведомо обо всём лучше.

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он объединил мусульман на истине, даровал им победу над их врагами и вернул им былое величие!

И в завершение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!


Ali
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 04 авг 2008, 19:12
Откуда: Минск

Re: Может ли джихад стать фард ‘айн для всей уммы?

Сообщение Ali »

Джазака Ллагьу хайран ахы, оч полезная информация, ин ша Аллах поставлю в свой блог :)
Ответить