Мы не знаем, каково положение джихада в Чечне.
Ответ: "Ответ нуждается в знании настоящей обстановки в Чечне, и знании того на чем (на каком пути) они (сражающиеся), и их вероубеждения (акыды). Мы не знаем этого. Однако мы будем думать о них хорошо, если будет угодно Аллаху. А что касается джихада, то он не обязателен, кроме как если есть страна (земля, город) мусульман, которую держит в осаде (блокаде) ожесточенный враг - тогда джихад является обязательным для каждого (фард айн). А что касается джихада в ситуациях, когда нет осады города, и нет приказа собираться на джихад от имама мусульман... То есть джихад не является личной обязанностью (фард айн) кроме как в трех случаях. Первый случай: когда страну (город) осадил враг. Тогда вести джихад обязательно для каждого кто способен вести джихад. Второй случай: если началось сражение между мусульманами и неверующими. Между мусульманами и неверующими. Тогда не разрешено кому-либо (кто на поле боя) убегать, обязательно делать джихад, если человек может это делать. Сказал Всевышний: "О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной. Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!" (Сура "Добыча", аяты 15-16) Это называется "бегство с поля боя", и это один из великих грехов. Третий случай - это когда кого-либо призвал в войско имам (правитель) мусульман. Такому человеку обязательно (отправляться на джихад), если он может, то обязательно. В соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: "Если вы будете призваны, то устремитесь". И сказал Великий и Возвышенный Аллах: "Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику, а так же обладателям власти из вас". (Сура "Женщины", аят 59) И это относится к подчинению обладателям власти (правителям мусульман). А во всех остальных случаях, кроме этих трех, джихад является коллективной обязанностью (фард кифая). То есть если достаточное количество людей занимается этим, то для остальных это является желательным (не обязательным). Но это все тогда, когда джихад настоящий! Джихад на пути Аллаха. Однако я не знаю каково его положение сейчас (в Чечне). Но мы будем думать о них хорошо, будем делать дуа о победе. Однако мы не знаем каково их (ведущих военные действия) настоящее положение. Да".
Примечание: Запись на русском языке распространяется впервые. На арабском самое раннее ее упоминание я нашел в сообщениях 2008 г.
Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал нам: «Поистине, перед Судным днем будет аль-хардж!» Его спросили: «А что такое аль-хардж?» Он ответил: «Убийства!» Ему сказали: «О посланник Аллаха, но ведь мы в год убиваем столько-то и столько многобожников». Он сказал: «Поистине, это не убийство вами многобожников, а убийство вами друг друга! И дело дойдет до того, что человек будет убивать своего соседа, брата и дядю!» Его спросили: «И мы будем в своем уме в то время?!», на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, разум покинет людей того времени, и останется лишь сор из числа людей, большинство из которых будут считать, что они на чем-то важном, тогда как на самом деле они будут ни на чем!» Затем Абу Муса сказал: Клянусь Аллахом, я не нахожу для вас и себя выхода из этого положения, если нас застанет то время, кроме как выйти из этого так же, как мы вошли не пролив ни чьей крови и не взяв чужого имущества! Ахмад 4/391, Ибн Маджах 3959, Ибн Хиббан 1870. Хадис достоверный. См. ас-Сильсиля ас-сахиха № 1682.
Салим ибн 'Амир рассказывал: "Когда мы были в крепости Синан на земле Римлян вместе с 'Абдуллахом ибн 'Абдуль-Маликом, люди стали брать для себя дома, в которых у них не было особой нужды, и стали тесниться на дорогах (создавая трудности для других). И тогда Сахль ибн Му'аз сказал: "О люди! Когда мы совершали такой-то и такой-то военный поход с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и люди стали поступать также, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал призывающего возвестить людям: «Тот, кто затеснил дома и дороги, СОВЕРШАЛ РАЗБОЙ И ПРИЧИНЯЛ ВРЕД МУСУЛЬМАНАМ, у того нет джихада!»" Ахмад 3/441, Абу Дауд 2629, Абу Я'ля 1483. Хафиз ас-Суюты, шейх аль-Альбани и Шу'айб аль-Арнаут назвали хадис хорошим.