Меняется ли фатуа в зависимости от ситуации и личности?

Ответить
abuabdulla
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 11 дек 2008, 21:27

Меняется ли фатуа в зависимости от ситуации и личности?

Сообщение abuabdulla »

Ассаламу алейкум!
Хотелось бы узнать, есть ли в шариате такое правило: что фетва данная ученными по определенному вопросу, в определенное время и при определенных условиях, меняется при изменении этих условий и времени?
Джазак Аллаху хайран!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам брат.
abuabdulla писал(а):Хотелось бы узнать, есть ли в шариате такое правило: что фетва данная ученными по определенному вопросу, в определенное время и при определенных условиях, меняется при изменении этих условий и времени?
Конечно брат, но не во всех вопросах. Есть такие положения, которые неизменны до Судного дня. А есть такие положения, которые различаются и изменяются в зависимости от ситуации, времени и конкретного лица. И примеров этому множество в Исламе!
Например, есть какая-либо вещь, которая запрещена по причине того, что является уподоблением какому-либо качеству или традиции неверных. Эта вещь является запретной по данным причинам. Однако когда эти поступки и вещи перестанут быть в какое-либо из времен отличительным качеством неверных, то спадет и запрет. Как, например, ношение штанов в наше время мужчинами. Как говорил шейх Ибн Усаймин, это уже не являлось запретным уподоблением неверным, потому что эти штаны носят как мусульмане, так и неверные.
Или еще пример из Сунны прям:
Абу Хурайра рассказывал: “Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и спросил его про ласки постящегося с женой, и он разрешил ему. Когда же пришел другой и спросил то же самое, он запретил ему. Тот, кому пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил, был старым, а тот, кому запретил, был молодым!” Абу Дауд 2387. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Обрати внимание брат: одна ситуация, один и тот же вопрос, однако получили два противоположных ответа по причине того, кем были эти люди!

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Законоположения (ахкам) различаются по причине состояния силы (къудра) или слабости, наличия знания или его отсутствия, также как, законоположения различаются при богатстве или бедности, здоровье или болезни”. См. “Минхаджу-Ссунна” 1/86.
Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Кто дал фатуа людям, опираясь на то, что сказано в книгах, не учитывая их обычаи, время, в которое они живут, их состояние и обстоятельство их положения, тот впал в заблуждение и ввел в заблуждение других! И преступление, которое совершил такой человек хуже, чем преступление врача, который опираясь на одну книгу по медицине, лечит всех людей, не обращая внимания на их различия, время, состояние и положение. Более того, это невежественный муфтий хуже, чем такой невежественный доктор в отношении религии людей и их тел! И к Аллаху мы обращаемся за покровительством!” См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/78.

Вот ещё небольшой и полезный пример:
Са’ид ибн ‘Убайда рассказывал: “Как-то к Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах) пришёл один человек и спросил: «Есть ли покаяние для того, кто убил верующего?» Ибн ‘Аббас ответил: «Нет, только Ад!» Когда же тот человек ушёл, то сидевшие рядом сказали: «Ты не такое фатуа давал нам! Ты говорил, что для убившего верующего есть покаяние, которое будет принято. Так что же произошло сегодня?!» Ибн ‘Аббас ответил: «Поистине, я разглядел в этом человеке разгневанного, желающего убить верующего». После этого он отправил вслед за ним, и они действительно обнаружили, что он желал это сделать”. Ибн Аби Шейба 29567. Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” 15/232:
Суфьян ибн ‘Уяйна говорил: “Когда обладателей знания спрашивали: «Есть ли покаяние для того, кто убил мусульманина?», они отвечали: «Нет такому человеку покаяния». Но если человек уже совершил этот грех, они говорили ему: «Кайся»”. Са’ид ибн Мансур 675, аль-Байхакъи 8/16.
Хафиз аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: “Может быть так, что во время выдачи фатуа муфтий будет вынужден сказать: «В этом иджма’ мусульман», или сказать: «Я не знаю в этом разногласий», или сказать: «Кто воспротивится этому ответу, тот отверг уаджиб и сошёл с правильного пути», или сказать: «Тот совершит грех, а поэтому обязательно для правителя обязывать этим нашим ответом», или «этим фатуа», и тому подобные высказывания в зависимости от вопроса и того, что влечёт пользу и истекает из ситуации. Если муфтий видит пользу при выдаче фатуа в том, чтобы прибегнуть к истолковыванию, когда к нему обращается простолюдин, то он может сделать это, даже если сам не считает так. Он делает это для того, чтобы удержать спрашивающего (от плохого). Сообщается, что когда один человек спросил Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Есть ли для убийцы покаяние?» Он ответил: «Нет ему покаяния». Когда же у него спросил другой то же самое, он ответил: «Да, есть ему покаяние», после этого он сказал: «Что касается первого, то я заметил в его глазах желание совершить убийство и запретил тем самым это ему. А что касается второго, то он явился, уже совершив убийство, и я не желал толкать его к отчаянию (получить прощение Аллаха)»”. См. “аль-Факых уаль-мутафаккых” 2/407.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Меняется ли фатуа в зависимости от ситуации и личности?

Сообщение sultan »

Ас саламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху.

Вот еще пользы от Ибн Теймийи по этой теме:

Шейх отмечает:
… «Обвинение в неверии может различаться в зависимости от состояния конкретного лица, ибо не всякий совершивший ошибку, еретик, невежда или заблудший является неверным, фасиком(тяжкая форма и степень греха) или даже просто грешником».

См. книгу «Минхадж ас-Сунна ан-Набавийа», т. 5, стр. 250.
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: Меняется ли фатуа в зависимости от ситуации и личности?

Сообщение Aleesh »

Говорит шейх Салих Али Аш-Шейх: "... Анализ обстановки, в которой были высказаны определенные слова, даст большие возможности в совмещении (внешне противоречивых) слов (ученых), потому что к каждой ситуации будет определено соответствующее ей отношение.
Было бы хорошо, если бы исследователь уделил этому особое внимание по причине важности этого фактора в согласовании слов (ученых).
В данном исследовании я совсем не увидел (анализа) связи истории со словами (ученых), но ведь известно, что фатвы изменяются, то есть фатвы относят (соответствующие) правовые положения к определенной ситуации, а какова же ситуация? Нам необходимо знать ситуацию, чтобы познать правовые положения. Само правовое положение всегда одно (не изменяется), но фатва изменяется с изменением эпохи, местности, различных особенностей, ситуации.
Таким образом, почему некоторые из них по определенному вопросу выдали одну фатву, а другие по (тому же) вопросу другую? – Это (разногласие) связано с (разницей) в обстановке, положении дел".


Сл.: «Мунакаша рисаля дуктура би унван «Такрир аимма ад-да’уа фи масаиль аль-иман». См.: «Аль-Мунакаша», с. 16-17.
Отрывок целиком: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=48&t=18104

Шейх Ибн Усеймин говорил: "Решение о джихаде изменяется из-за ситуации".
http://www.safeshare.tv/v/ziuJpNx9QRk
Ответить