Страница 6 из 10

Добавлено: 04 апр 2018, 21:24
АДМИН
Слова ученых про книгу "аль-Ибана" шейха аль-Имама:

Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад сказал: “Недавно вышла ценная и полезная работа под названием «аль-Ибана ‘ан кайфия ат-та‘амуль ма‘а аль-хиляф байна ахль ас-Сунна уаль-джама‘а», автором которой является йеменский шейх – Мухаммад ибн ‘Абдуллах аль-Имам. Пять йеменских шейхов дали похвальный отзыв этой работе. В ней приводится множество высказываний ученых, как прошлых, так и современных, из числа приверженцев Сунны. Особенно много высказываний шейхуль-Ислама Ибн Таймии и имама Ибн аль-Къайима, да смилуется над ними Аллах. И эта работа являет собой наставление приверженцам Сунны, относительно обходительного отношения к приверженцам Сунны при внутренних разногласиях. Я ознакомился со многими темами, которые были в ней исследованы, и некоторые приведенные мной в этой статье высказывания двух имамов – Ибн Таймии и Ибн аль-Къайима, были извлечены из той работы.
А как прекрасны слова автора этой работы, которые он произнес на 170 стр.: “Бывает так, что обладающий уважением, критикует некоторых сторонников Сунны и вспыхивают смуты, такие как отречение друг от друга, разрыв отношений, борьба и соперничество, а иногда это приводит и к сражению приверженцев Сунны друг с другом. Когда же что-либо из этого случается, становится понятным, что джарх стал причиной смут. И в этом случае, необходимо пересмотреть метод джарха, принять в расчет пользу или вред данного действия, способствует ли оно поддержанию братства, обеспечивает ли сохранность призыва, и исправляет ли ошибки. И неправильно использовать джарх, как метод исправления и призыва, когда стало ясным, что это влечет вред”.
Нет ни малейшего сомнения, что остальные шейхи и требующие знания из числа приверженцев Сунны, чувствуют то же самое, что и эти йеменские братья. И также как они, испытывают боль от раскола и разногласия, и желают поделиться с братьями советами и наставлениями. Но йеменские братья опередили их, и да воздаст им Аллах благом за это! Надеемся, что это наставление от йеменских братьев, получит удел из слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Вера (иман) йеменская и мудрость йеменская» аль-Бухари 3499, Муслим 188, и осуществится то, ради чего была написана эта работа. И я не думаю, что кто-либо из приверженцев Сунны одобряет джарх, имеющий подобные последствия, и одобряет увлеченность этим, тогда как это не несет никаких полезных плодов, кроме сеяния вражды и ненависти среди приверженцев Сунны, отчего сердца становятся грубыми и черствыми”
. См. “Марратан ухра: «Рифкъан ахля-Сунна би ахли-Сунна»” 3.

Шейх Салих ас-Сухайми сказал: “Я побуждаю братьев наших требующих знание читать великую книгу, которая написана в это время братом нашим – шейхом Мухаммадом ибн ‘Абдуллахом аль-Имамом. Это книга под названием «аль-Ибана ‘ан кайфия ат-та‘амуль ма‘а аль-хиляф байна ахль ас-Сунна уаль-джама‘а». Это очень ценная книга, и я не видел подобной книги в наше время. Он там привел только от одного шейхуль-Ислама Ибн Таймии сотни высказываний, связанных с взаимоотношениями с противоречащими сторонникам Сунны. А также более четырехсот высказываний других ученых из числа ранних и поздних поколений. Также вышла новая статья два дня назад нашего шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада аль-Бадра под названием «И снова: Мягкость и доброта друг к другу, о приверженцы Сунны!» Эта статья должна в первую очередь быть полезна для приобретающих знание студентов. Эта статья является великой, наставлениям которой необходимо следовать! В этом послании шейх наш (аль-‘Аббад), да хранит его Аллах, похвалил упомянутую книгу шейха Мухаммада аль-Имама”. Сл. “Шарх хадис: «Иттакъу-Ллах хайсума кунт»” 18/01/1432.

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 29 апр 2018, 18:25
kamil
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

По этой ссылке вы можете скачать эту книгу.

Книга с ссылкой на первой странице с пропусками, т.е. не всё отображается у меня на андроиде.

Если у кого такая же проблема, то можно скачать книгу прямо с сайта "Свет Ислама".

http://svetislama.com/statyi/tasfiya-oc ... j-obshhiny

Стремление к известности губит человека

Добавлено: 30 ноя 2019, 05:42
salyafit_07
ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада

Стремление к известности губит человека

Желание показать себя и добиться известности является болезнью, которой подвергаются люди в начале пути приобретения знаний, а затем Аллах по Своей милости направляет их к покаянию. Ей подвергаются также другие личности, и вскоре это порочное качество сильно укрепляется в их характере. Об опасности данного недуга Посланник сказал: "Два голодных волка, запущенных в стадо овец, не смогут нанести им бóльшего урона, чем вред, который приносит религии стремление человека к богатству и почестям". Этот хадис передали ат-Тирмизи (№ 2376), со слов Ка'ба ибн Малика аль-Ансари, сказав, что это хадис - хороший достоверный, и Ахмад (3/456).

Есть множество предостерегающих изречений предшественников:

• Суфьян ас-Саури сказал: "Тот, кто желает главенства и лидерства, пусть приготовит свою голову для "бодания"". Это достоверное изречение привели Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами'" (№ 979) и аль-Хатыб в "аль-Джами'" (№ 707).
Он также сообщил: "Будучи молодым, я мечтал о высоком положении, и, видя, как человек издает фетвы рядом с колонной мечети, я желал стать таким, как он. Когда же я достиг такой степени, то познал её настоящее значение". Это хорошее изречение привел Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами'" (№ 982).

• Малик ибн Динар сказал: "Кто получает знания, чтобы потом совершать праведные дела, тот начинает проявлять скромность. Тот же, кто приобретает их для других целей, начинает гордиться и вести себя высокомерно". Это хорошее высказывание привели Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами'" (№ 987) и аль-Хатыб в "Иктида аль-ильм аль-амаль" (стр. 32, 33).

• Аль-Фудейль ибн Ийяд сказал: "Каждый, кто стремится к главенству, непременно начинает завидовать, притеснять, выискивать недостатки людей, и при этом он не желает, чтобы о ком-то говорили хорошие слова". Это хорошее изречение привел Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами'" (№ 971).

• Исхаку ибн Халяфу принадлежит следующее высказывание: "Клянусь Аллахом, кроме Которого нет истинного божества, легче сдвинуть неподвижные горы, чем устранить любовь к главенству!". Это хорошее изречение привел Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами'" (976).

• Имам аш-Шафи'и сказал: "Если кто-то приобретает эти знания, желая богатства и собственной славы, он не будет иметь успеха. Но преуспеет тот, кто приобретает их, проявляя скромность, перенося жизненные лишения и помогая учёным". Это достоверное сообщение привели аль-Байхакы в "Манакыб аш-Шафии" (2/141), аль-Хатыб в "аль-Факых уа аль-мутафаккых" (2/184), с такой формулировкой и Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами'" (№ 602).

• аз-Захаби, говоря о ясности истины в вопросе, написал в жизнеописании Ибн Хазма, следующие слова: "Если человек неискренне совершает праведное дело, то, возможно, его одолевает самообольщение и желание показать себя с хорошей стороны другим, а в итоге его постигает наказание. Так, у него возникают корыстные помыслы. Как часто бывает так, что человек говорит истину и побуждает к одобряемому, но Аллах направляет к нему того, кто наносит ему обиды. Это по причине его порочного его намерения и стремления к главенству. Такой скрытый недуг проник в души многих учёных фикха". См. "Сияр а'лям ан-нубаля" (18/192).

• Абдур-Рахман ибн Махди рассказал: "Мы были на похоронах, где присутствовал Убейдуллах ибн аль-Хасан, ответственный за судебную власть. Когда поставили кресло, он сел, а люди разместились вокруг него. Затем я спросил его об одном вопросе, однако он ответил неверно, и я сказал ему: "Да исправит тебя Аллах!!! В данном вопросе такое-то и такое-то мнение, только я не хотел этого, а желал возвысить тебя на более высокую степень". Тогда он замолчал на какое-то время, а потом сказал: "Значит, возвращайся к истине, а я буду униженным! Значит, возвращайся к истине, а я буду униженным! Ведь для меня любимей быть хвостом в истине, чем головой во лжи"". См. "Тахзиб аль-камаль" (19/25).

• аль-Исма'или сообщил: "Я слышал, как Яаля Ахмад ибн Али ибн аль-Мусанна рассказал, что в Мосуле Абу Ма'мар передал по памяти около двух тысяч хадисов. Когда он вернулся в Багдад, то написал им о достоверных хадисах, в которых он допустил ошибки. Я думаю, он назвал около тридцати или сорока хадисов". См. "аль-Кифайя" (№ 421) с достоверным иснадом.

Вот, к примеру, Ибн Хазм, известный своей строгостью в дискредитации, оставляет свое мнение и принимает истину. Он рассказал историю, которая произошла с ним.

• Ибн Хазм написал: "Я вступил в спор с человеком из числа наших сторонников относительно вопроса, и я превзошел его, поскольку он ничего не мог мне ответить. В итоге встреча закончилась моей победой. Но, придя домой, в мою душу закралось некое сомнение, и я стал искать ответ в некоторых книгах. Затем я нашел истинное доказательство, которое разъясняло несостоятельность моего мнения и правильность мнения моего оппонента. Со мной был один из моих сторонников из тех, кто присутствовал на встрече, и я сообщил ему об этом, а затем пометил нужное место в книге. Он спросил меня: "Что ты хочешь?". Я ответил: "Отнеси эту книгу и покажи её такому-то человеку, уведомляя его о том, что он был прав, а я ошибался, поэтому принимаю его мнение". Однако он пришел в крайнее удивление, и сказал мне: "Ты позволишь себе это?!". Я ответил: "Да. Ведь если бы я мог сделать это в своё время, то не откладывал бы на потом"". В своей книге "ат-Такриб ли хадд аль-мантык" (стр. 194). Цитируется из книги "Фикх ар-Радд аля аль-мухалиф" (стр. 221, 222).

• Поэт Абу аль-Атахийя сказал: "О мой брат! Я боюсь, что тот, кто любит главенство, станет проявлять несправедливость и внесёт нововведение и заблуждение".

Поэтому, о требующий знания привей себе скромность. Это качество является одним из самых великих обрядов поклонения, которое является пищей твоего сердца. И если бы твое сердце ощутило вкус скромности, то в него не проник бы недуг высокомерия, самомнения и обольщения. Напротив оно бы бежало от этих порочных нравов и прибегало за помощью к Могущественному и Славному своему Покровителю, прося, чтобы Он защитил его от всех пороков и недугов. Прими во внимание следующий хадис Посланника о соблюдении скромности: Абу Хурайра (да помилует его Аллах) сообщил: "Посланник Аллаха сказал: "Милостыня никак не уменьшает имущество. Если раб простил кого-то, то Аллах непременно добавляет ему только величие. И если кто-то проявляет скромность ради Аллаха, то Аллах обязательно возвышает его степень"". Этот хадис привели Муслим (№ 2588), ат-Тирмизи и Ахмад.

• Сообщается, что повелитель правоверных 'Умар ибн аль-Хаттаб (да помилует его Аллах) говорил: "Поистине, если раб проявляет скромность перед Аллахом, Всевышний Аллах поднимает его переднюю часть головы вверх, и тогда ему говорят: "Поднимись, да поднимет тебя Аллах!". В своей душе он является ничтожным, а в глазах людей - большим". Этот достоверный хадис привели Ибн Абу ад-Дунья в "ат-Тауадуа уа аль-хумуль" (№ 78), Ибн Хиббан в "Раудат аль-укаля" (стр. 59, 60), Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами'".

• Как сообщается, Ка'б (да помилует его Аллах) увидел одного человека, который выискивал хадисы (чтобы только рассказывать о них людям) и сказал: "Бойся Аллаха, довольствуйся низшими собраниями (где собираются простые люди) и не наноси никому обид. Ведь даже если твои знания заполнят такое пространство, как между небом и землей, при наличии самообольщения, то Аллах добавит тебе лишь унижение и недостаток". Это хорошее изречение привел Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами'" (№ 959).

• Сообщается, что Айюб ас-Сахтияни сказал: "Ученому следует положить на свою голову землю ради проявления скромности перед Аллахом". Это достоверное изречение привели Ибн Абдуль-Барр в "Джами' баян аль-ильм уа фадлих" (стр. 952), аль-Аджурри в "Ахляк аль-уляма" (стр. 89), аль-Байхакы в "аш-Шу'аб" (№ 1716), аль-Хатыб в "аль-Факых уа аль- мутафаккых" (№ 899).

• Ибрахим ибн аль-Ашас сообщил: "Я спросил аль-Фудейля ибн Ийяда о значении скромности, и он ответил: "Это, когда ты подчиняешься и следуешь истине, вне зависимости от кого она исходит, даже хоть от самого невежественного человека, ты все равно должен принять её"". Это достоверное изречение привели Ибн Абу ад-Дунья в "ат-Тавуадуа уа аль-хумуль" (№ 88), Абу Ну'айм в "аль-Хилья (8/91), Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами'" (№ 964).

• Ибн Абу Хатим передал: "Ар-Раби' сообщил нам: "Я зашел к Шафи, когда он болел, и услышал, как при упоминании о написанных его книгах, он сказал: "Я хотел, чтобы люди приобретали эти знания и никогда не причисляли ничего из них ко мне""". См. "Адаб аш-Шафи'и" (стр. 91).

• Абдуллах ибн аль-Му'таз сказал: "Скромный из числа ищущих знания является самым знающим из них, подобно тому, как самое низкое место лучше других задерживает воду". Это изречение привел аль-Хатыб в "аль-Джами'" (1/198, № 345).

Безусловно, из средств, которые превратят твою скромность в свет для тебя и в доказательство твоего великодушия - возвращение к истине из смиренности, принятие её в качестве поклонения и довольство ею в качестве исповедования религии.

Известность, учитываемая среди знатоков хадисов

Добавлено: 04 май 2020, 00:31
salyafit_07
ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада

Известность, учитываемая среди знатоков хадисов

На протяжении многих поколений происходит соперничество ради известности. Но стремление к славе считается одним из сердечных недугов. Последователи хадисов не приемлют какую-либо известность. Нет, они принимают лишь известность через шариатские знания, истинное значение которых указывает на это.
• Абу аз-Зинад сообщил: "Я застал в Медине сто (шейхов): все они заслуживали доверия, однако от них не принимали хадисы, а говорили: "Они не относятся к знатокам хадисов"". Это сообщение привел Муслим в предисловии к своему сборнику "Сахих" с хорошим иснадом.
• Малик ибн Анас сообщил: "Я застал в этой местности, то есть Медине, шейхов, обладающих достоинством, праведностью и набожностью, и они рассказывали (хадисы). Я же не слышал ни одного хадиса от кого-либо из них. Его спросили: "Почему, о Абу Абдуллах?". Он ответил: "Они не знали (не понимали), что рассказывали"". Это изречение привели аль-Фасауи в "аль-Ма'рифа уа ат-тарих" (1/684) и ар-Рамахурмузи в "аль-Мухаддис аль-фасыль" (№ 418).
• Яхья ибн Са'ид аль-Каттан говорил: "Больше всего я видел лживость в тех, кто причислял себя к добру". Согласно другой версии: "Больше всего мы видели, как в области хадисов лгут те, кто проявлял праведность в чем-то". Это сообщение привели Муслим в предисловии к своему сборнику "Сахих" (1/87); Абдуллах ибн имам Ахмад в "аль-'Иляль уа Ма'рифат ар-риджаль" (№ 2988) и Ибн 'Ади в "аль-Камиль" (1/144) с достоверным иснадом.
Затем Яхья аль-Каттан объяснил причину этого, сказав: "Это потому что они записывали (хадисы) от каждого, кто рассказывал их, и не умели делать различие в этом". Это сообщение привел аль-Халили в "аль-Иршад" (1/171, 172) с хорошим иснадом.
• Ибн Раджаб после того, как привел примеры того, что передача сообщения группой людей от одного человека не становится причиной его известности, написал: "Как очевидно, необходимо смотреть на известность человека среди учёных, на множество его хадисов и тому подобные качества, а не смотреть лишь на передачу от него сообщения группой людей". См. "Шарх аль-'Иляль ат-Тирмизи" (1/83).
На правильность слов Ибн Раджаба указывает высказывание, со слов Ахмада ибн Абу Бакра: "Я слышал, как Малик ибн Анас говорил: "Я не издавал фетвы, пока семьдесят учёных не засвидетельствовали мне, что я достоин этого"". Это высказывание передали Абу Ну'айм в "аль-Хилья" (6/316) и аль-Хатыб в "аль-Факых уа аль-мутафаккых" (№ 1041) с достоверным иснадом.
• Как передал аль-Фасауи, Малик сказал: "Один человек сообщил мне, что он зашел к Раби'у и увидел его плачущим. Тогда он спросил его, испугавшись его плача: "Что заставило тебя плакать?". Он ответил: "Меня сильно огорчили те, кто не обладает знанием (пониманием) и в Исламе появилась великая беда"". "аль-Ма'рифа уа ат-тарих"(1/670). Это высказывание передали Абу Ну'айм в "аль-Хилья" (6/316) и аль-Хатыб в "аль-Факых уа аль-мутафаккых" (№ 1041) с достоверным иснадом.
• В книге Ибн Абдуль-Барра содержится дополнение данного высказывания, а именно слова: "Несомненно, некоторые, кто издает фетвы здесь, больше заслуживают тюремного заключения, чем воры". "аль-Джами'" (№ 2410). См. также аль-Хатыб в "аль-Факых уа аль-мутафаккых" (№ 1039).

Я говорю:

Исходя из этого, следует учитывать следующую известность, при которой человек становится одним из учёных: он должен стать известным среди учёных своим знанием. Это представляет собой преобладающее качество, например, если кто-то большую часть своего времени занимается знаниями: изучает, приобретает, распространяет, а знатоки религии назвали его учёным, тогда он действительно является таковым.

• аш-Шатыби написал: "Если о степени человека не засвидетельствуют учёные, он относится к первоначальному положению, связанному с отсутствием знаний, пока о его степени ученого не засвидетельствуют другие. При этом он должен знать, судя о себе, об истинности свидетельства в его отношении, а иначе он уверен в незнании или сомневается в этом. В двух этих случаях личное предпочтение степени "ученого" над воздержанием (заниматься религиозными вопросами) может быть лишь из-за следования пристрастию. Ведь ему следовало спросить о себе других, а он этого не сделал. Он не должен был выдвигать себя в качестве ученого, пока другие не объявят о его знании, а он этого не сделал. По этому поводу Суфьян ас-Саури сказал: "Никто не может избежать ошибок, поэтому если у человека преобладают знания и правильность, он является знатоком, даже если он ошибается, а если у него преобладают ошибки (в убеждениях, мнениях), тогда его следует оставить"". "аль-И'тисам" (2/235). Это привел аль-Хатыб в "аль-Кифая" (№ 408) с неплохим иснадом.

Я говорю:

Из того, что мы упомянули, читателю становится ясным то, что приемлемой известностью является занятие полезными знаниями и получение их от учёных. Причём предшественники не обращали внимания на тех, кто приобрел знания из книг или заявил о том, что он слышал их:
- Саур ибн Язид сказал: "Не должен издавать фетвы людям "книжник"". С достоверным иснадом.
- Абу Зур'а сказал: "Не должен издавать фетвы людям "книжник", а также их не должен учить чтению Корана "мусхафий" (тот, кто научился читать его не через шейхов)". С достоверным иснадом.

Я говорю:

Под "книжником" здесь имеется в виду человек, который получил знания из книг и свитков.

• Ибн Джама'а написал: "Раньше некоторые (учёные) говорили: "Самая большая беда - обучение по книгам", то есть, когда люди получают религиозные знания из книг". "Тазкират ас-самиа" (стр. 135).
• Как известно, аш-Шафи'и сказал: "Кто получает знания о фикхе из разных книг, тот не может познать истинные положения".
• Согласно известному высказыванию Абу Ханифы, ему сообщили: "В мечети есть группа людей, рассматривающих вопросы фикха". Он спросил: "У них есть главный (шейх)?". Ему ответили: "Нет". Тогда он сказал: "Они никогда не будут обладать знанием и пониманием в области фикха"". аль-Хатыб "аль-Факых уа аль-мутаф-аккых" (№ 790).

Ученые всегда предостерегали от получения знаний из книг:

- аз-Захаби, рассказывая о жизнеописании египетского врача Ибн Ридуана, написал: "У него не было шейха. Нет, он занимался изучением по книгам, а затем написал книгу о методе получения профессии по книгам, сказав, что такой способ более успешен и результативен, чем обучение через учителей. Но это неправильно". "Сияр а'лям ан-нубаля".
- ас-Сафади написал в жизнеописании Али ибн ар-Раби' следующие слова: "Вот почему учёные сказали: "Не получайте знания ни от "книжника", ни от "самоучки в чтении Корана", то есть не следует учиться чтению Корана у того, кто научился читать его не через шейхов, а также нельзя изучать хадисы у того, кто узнал о них из свитков и книг. В качестве примера достаточно лишь истории, произошедшей с Хаммадом, когда он читал самостоятельно из Корана, а затем стал неправильно произносить. Об этом рассказывается в жизнеописании Хаммада ар-Риуайя. Помимо того, Ибн Хазму и Ибн аль-Джаузи принадлежат порочные суждения и искажения, известные среди учёных. Этих двоих вполне достаточно в качестве примера"". "аль-Уафи бильуафийят".

Поэтому, если какой-то человек известен чем-то из шариатских знаний или умением произносить хутбы, или написанием статей в газетах и журналах, или культурой, или моралью, или совершением праведных дел, или аскетизмом, или набожностью, или красивым чтением Корана, - в таком случае эта известность не превращает его в ученого.
Тем более, он не может входить в ряды учёных, начиная порицать и хвалить других.
Таким образом, если кто-то достигает успехов в вышеупомянутых областях и прилагает усилия, он воплощает одно из исламских важных благодеяний. Пусть продолжает заниматься этим делом, и да вознаградит его Аллах, а мы тем временем выражаем ему уважение и благодарность, а также обращаемся за него с мольбой.

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 20 окт 2020, 14:28
abu abduRrazak
ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада



Прими предостережение от зла, чтобы спастись от него



Изображение


Не секрет для разумного мусульманина, что доброжелательность несёт в себе огромную пользу, которую нельзя осуществить через что-нибудь другое. Вот почему религия целиком зиждется на искреннем отношении мусульман друг к другу. Так, Посланник ﷺ сказал: «Религия — проявление искренности…» Этот хадис передал Муслим (№ 55) со слов Тамима ад-Дари, да будет доволен им Аллах.

Искренность — это слово, включающее в себя желание добра человеку и устранение от него зла».

• Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сердце мусульманина не испытает ненависти при трех качествах: искреннем совершении дел ради Аллаха, доброжелательности к имамам мусульман, неуклонном следовании единой общине. Поистине, мольба мусульман окружает (то есть, словно крепость оберегает) их со всех сторон» Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи (№2657) и Ахмад (1/437)..

• Ибн аль-Каййим написал: «Его слова „…и доброжелательности к имамам мусульман“: это тоже исключают ненависть и обман (злость, зависть), ведь при доброжелательности не может быть ненависти, поскольку они противоположны. Поэтому кто доброжелателен к имамам и всем мусульманам, в том не может быть ненависти. Его слова „…и неуклонном следовании единой общине“: это также очищает сердце от ненависти и обмана. Ведь если человек находится постоянно с единой общиной мусульман, он желает им того, что и желает себе, а также не хочет, чтобы с ними было то, что ненавистно в отношении себя, его огорчает то же, что расстраивает их, а также доставляет ему радость то, что радует их. А вот если кто-то отошёл от единой общины мусульман, он начинает порочить их, очернять и порицать, как поступают рафидиты, хариджиты, муатазилиты и другие течения. Это потому что их сердца переполнены чувством ненависти и стремлением к обману (желанием зла). Вот почему рафидиты являются самыми отдаленными людьми от искренности, больше всех ненавидят имамов мусульманской общины и находятся как можно дальше от единой общины мусульман». “Мифтах дар ас-са‘да” (1/71, 72)

Из причин сохранения твоей религии: следование примеру Хузайфы да будет доволен им Аллах в узнавании зла, чтобы остерегаться его.

«Люди обычно спрашивали пророка ﷺ о чем-то хорошем, я же спрашивал его о зле из опасения, что оно постигнет меня…». Это изречение передали аль-Бухари (№ 3606) и Муслим (№ 1847).
Именно посредством этого знания, имеющегося у Хузайфы, он смог спастись от скрытых смут и искушений, от которых не спаслись многие люди. О мусульманин, во времена, когда исказились мерила: истину считают ложью, а ложь — истиной, Сунну считают нововведением и наоборот, приносящего пользу считают наносящим вред и наоборот, — если ты не знаешь о зле, ты можешь впасть в него, даже не догадываясь об этом. Если бы Аллах не проявил милость, а потом если бы последователи Сунны не проявили искреннее и доброжелательное отношение к мусульманской общине, то она бы погибла по причине совершения нововведений и грехов. До нынешнего столетия мусульмане страдали от рафидитов, суфиев и ашаритов. Затем появилась демократическая партийность, которая распространилась повсюду, и во многих местностях мусульмане стали партиями (хизбами), ведущие борьбу друг с другом. Большая их часть поддерживает и склоняется к врагам Аллаха из числа иудеев, христиан и других, а некоторые из них принимают все что угодно, но только не соблюдение Ислама. Ведь для них исламская религия означает отсталость, неразвитость, терроризм, и другие понятия и термины врагов. И если бы последователи Сунны и единой общины не проявили к мусульманской общине доброжелательное отношение, давая наставления, не разъяснили пагубные последствия и вред партийности (хизбийи), люди бы стали жертвами каждого обманывающего коварного человека. Поэтому они должны всегда принимать искренние советы и наставления. А кто желает узнать больше об источниках и основах зла, пусть извлечет пользу из нашей книги “Тахзир аль-башар мин усуль аш-шарр”, уже изданной по милости Аллаха, и Ему принадлежит хвала!

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 21 окт 2020, 04:40
abu abduRrazak
ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада


Разница между ревностным отстаиванием истины и между враждебным отношением к учёным и достойным людям



Изображение


Безусловно, ревностное отстаивание истины является шариатской целью, но происходит путаница между ревностной защитой Ислама и между проявлением несправедливости к учёным Сунны. А упомянутую несправедливость превращают в ревностную защиту Ислама.

Я говорю:

Ревностная защита Ислама не может осуществиться, кроме как посредством ревностной защиты его носителей, поскольку исламская религия познается именно через них. Поэтому неуважительные и оскорбительные слова в их адрес полностью противоречат необходимому чувству защиты. К примеру, согласно принципам последователей Сунны, нельзя порочить сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, поскольку Аллах и Его Посланник ﷺ похвалили их. То же самое касается и учёных, которые известны своей правдивостью в мусульманской общине, своей богобоязненностью и своим следованием пророческому пути. Ведь Аллах и Его Посланник ﷺ охарактеризовали их в общем похвальными и достойными качествами. Аллах сделал их посредниками между Ним и Его рабами в донесении религии, доводом против людей. Таким образом, нельзя назвать того, кто очерняет их, ревностным защитником Ислама. Напротив, в его отношении можно сказать, что своим поношением учёных он подвергает себя войне с Аллахом. В священном хадисе Всевышний Аллах сказал: «Кто враждует с Моим приближенным, тому Я объявляю войну» Этот хадис привел аль-Бухари № 6502.

Кроме того, умаление достоинства учёных открывает дверь непринятия их знаний и оставления обращения к ним с вопросами. В результате ложь возвысится над истиной и распространится среди мусульман, а сторонники нововведений станут иметь подавляющее влияние.

Поношение учёных последователей Сунны также является одним из больших признаков сторонников нововведений и сектантства (хизбийи). И если человек, который явно придерживается Сунны, очерняет учёных Сунны, то по меньшей мере он уподобляется этим сторонникам.

Ко всему этому, если каждый сеющий сомнения обманщик захочет очернить последователей хадисов под предлогом ревностной защиты Ислама, он непременно станет так поступать. Поэтому нельзя молчать об упомянутом поведении, а наоборот нужно предостерегать от него, исходя из его зла и плохих последствий.

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 21 окт 2020, 04:41
abu abduRrazak
ГЛАВА 3 - Отношение к учёным сунны во время их разногласий в вопросах иджтихада




Советчик — заслуживает доверия, так пусть же он укажет спрашивающему человеку наилучший путь


Изображение

• Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, у кого спрашивают совета и наставления, заслуживает доверия». Этот хадис привели аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» № 256; ат-Тирмизи № 2369 и Абу Дауд № 5128.

Данный достоверный хадис сообщается с такими словами от Умм Салямы в сборниках ат-Тирмизи и других, а также от Ибн ‘Умара в сборнике Ибн ‘Ади, и от Ибн Мас‘уда в сборнике Ахмада (5/274).

• В хадисе Абу Хурайры содержится дополнение с пророческих слов, а именно: «Если у кого-то попросил совета его брат, и он указал ему на неправильный путь, тогда он предал его». Этот хадис привел Ахмад (2/321) и другие; относительно достоверности этого дополнения есть незначительные примечания.

• Выдающийся учёный Ибн аль-Каййим написал: «Я слышал, как наш шейх, да смилуется над ним Аллах, рассказал: „Ко мне пришел один из ханафитских знатоков фикха и сказал: ‹Я хочу спросить у тебя совета в одном деле›. Я спросил его: „Что за дело?“. Он ответил: ‹Я хочу оставить свой (ханафитский) мазхаб›. Тогда я спросил: „Почему?“. Он ответил: ‹Потому что я вижу, что многие достоверные хадисы противоречат ему. Я советовался в этом с некоторыми имамами последователями аш-Шафии, и они сказали мне: „Если ты оставишь свой мазхаб, то все равно это будет связанно с мазхабом. Ведь уже все мазхабы утверждены. Поэтому твое оставление не принесёт никакой пользы“. Некоторые же суфийские шейхи посоветовали мне прибегнуть
к Аллаху, проявить смирение перед Ним и попросить направить к тому, что Он любит и чем доволен. Так что ты посоветуешь мне?“. Я ответил: „Раздели (ханафитский) мазхаб на три части:
1. шариатские положения (дозволенность, запретность…), в которых истина ясна и очевидна, соответствующие Корану и Сунне: следуй им, будучи уверенным и довольным.
2. Неправильные положения, когда у противоположного мнения есть шариатский довод. Не издавай фетву и не выноси решения на основе них, и отвергни это.
3. Положения, связанные с вопросами “иджтихада”, в которых доказательства противоположны: здесь ты можешь издавать фетвы, опираясь на них, а можешь отвергнуть“. Тогда тот сказал: „Да вознаградит тебя Аллах!“»
. См.“И‘лям альмувакыйин” (4/236, 237).

Я говорю:

Мы должны извлечь пользу из слов этого имама и стремиться отвести ошибку и неясность советующего человека. Что же касается стремления сторонников нововведений и сектантства склонить человека на свою сторону, даже если он просит совета и наставления, то в этом нет благословения Аллаха, поскольку такому поступку присуще предательство. А вот если кто-то советуется и просит наставления у последователей Сунны, они указывают ему на истину, а не на самих себя. Более того, они ночью и днем, наедине и открыто связывают людей с Книгой их Господа и Сунной их Пророка ﷺ в соответствии с пониманием праведных предшественников, потому что они не считают себя достойными, чтобы им следовали и подражали, а говорят людям: «Мы и вы следуем Книге Аллаха и Сунне Его Посланника ﷺ.

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 21 окт 2020, 04:42
abu abduRrazak
Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности.




Важность науки “дискредитации и подтверждения надежности”



Изображение

Можно узнать о важности науки “аль-джарх ва ат-та‘диль” исходя из множества текстов благородного Корана и пророческой Сунны. Основой доводов в отношении дискредитации
и подтверждения надежности служат слова Всевышнего Аллаха: «О верующие! Если нечестивец принесёт вам весть…» (49:6).

А что касается связанных с этим доказательств из пречистой Сунны, то их огромное количество. Наш шейх аль-Вади‘и привел в своей книге “Нашр ас-Сахифа” (стр. 62–125) многие хадисы на данную тему. Он упомянул хадисы, где сообщается о порицании грешников и приверженцев нововведений. В части из них заключаются упреки и назидания в адрес некоторых сподвижников, а также наставление, обучение и разъяснение через упоминание некоторых их личностей, да будет доволен ими Аллах.

Некоторые учёные посчитали “сведения о положениях передатчиков” половиной знаний о науке хадисов.

• Например, Али ибн аль-Мадини сказал: «Изучение значений хадисов — одна половина науки, а познание положений передатчиков — другая половина науки»Это высказывание с достоверным иснадом привел ар-Рамахурмузи в «аль-Мухаддис аль-фасыль» (стр. 320).

• Муслим, рассказывая о знатоках хадисов, написал в предисловии к своему сборнику: «Они обязали себя раскрывать порицаемые качества передатчиков хадисов и сообщений, издали такие фетвы, когда их спрашивали, учитывая большую опасность, которая кроется в этом. Ведь сообщения о делах религии содержат в себе разрешение или запрещение, веление или запрет, побуждение или устрашение. Поэтому если их передатчик не обладает правдивостью и надежностью, а затем человек, осведомленный о его положении, приступил к передаче от него сообщений, не разъяснив его недостатки тем, кто не знает ничего о нём, в таком случае он совершает грех своим поступком. Он обманывает простых мусульман, поскольку некоторые из тех, кто услышал те сообщения, могут применить их полностью или часть из них, хотя все они или большинство являются ложными и не имеют основу. Достоверных сообщений, переданных надежными и достойными лицами, очень много, и нет необходимости передачи от тех, кто не надежен и не достоин». “Сахих” (стр. 111)

• Аль-Му‘аллими написал: «Сообщения передаются либо от тех, от кого обязательно принимать их, либо от тех, от кого обязательно отвергать их, либо от тех, от кого обязательно проверять их. Вряд ли можно узнать достоверные сообщения, которые возвестил Печать пророков от своего Пречистого и Великого Господа, и недостоверные сообщения, к которым не имеет отношение Аллах и Его Посланник, кроме как посредством знания положения передатчиков. Это касается также исторических фактов и событий. Более того, все это крайне нуждается в знании положения их передатчиков из-за преобладающей небрежности и несерьезности в передаче их. Причём данное знание само по себе является одним из самых важных областей истории. И если необходимо знать положения передатчиков, тогда также нужно разъяснять их, когда каждый, кто имеет сведения о положении передатчика, сообщает о нём, чтобы осведомить людей».“Ильм ар-риджаль ва ахамиятух” (стр. 17)

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 21 окт 2020, 04:42
abu abduRrazak
Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности.




Все учёные считают законным по Шари‘ату заниматься «дискредитацией и подтверждением надежности»



Изображение


• Ан-Навави написал: «Глава о дозволенных неодобрительных отзывах»:
Четвертый: предостережение мусульман от зла и наставление им. Это выражается в нескольких примерах, таких как дискредитирующие слова о ненадежных передатчиках и свидетелях. Такое осуждение дозволенно, по мнению всех мусульман, и даже обязательно в связи с потребностью». “Сады праведных” (стр. 397).

• Аль-Хатыб написал: «Ученые единодушны в том, что сообщение принимается лишь от праведного человека, так же как и свидетельство принимается только от праведного лица. Следовательно, при утверждении этого в случае, когда неизвестна праведность сообщающего и свидетеля, необходимо спросить о них или выяснить их положение у тех, кто осведомлен о них. Ведь нет другой возможности узнать о положении сообщающего и свидетеля, кроме как через обращение к словам людей, которые обладают сведениями об этих двоих, для выяснения их качеств. В свою очередь это указывает на необходимость такого обращения к знатокам». “аль-Кифайя” (2/141).

Я говорю:

Суть высказывания заключается в том, что Ислам не может существовать в истинном образе и оставаться чистым, а защита его не может принести пользу, кроме как через следование пути знатоков хадисов в дискредитации и подтверждении надежности.

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 21 окт 2020, 04:43
abu abduRrazak
Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности.




Дискредитация осуществляется при наличии приемлемой среди учёных необходимости или пользы



Изображение


Известный принцип гласит: “Честь мусульманина запретна”.

Поэтому никто не должен очернять его, кроме как при необходимости. А вот если дискредитирующий человек выходит за эти границы и начинает очернять без шариатского основания, тогда такое очернение приводит к разрушению единства и закрытию дверей взаимной доброжелательности, к оставлению желания улучшить ситуацию и принести пользу, к противодействию качествам терпения и стойкости, и так далее. Как известно, согласно великим принципам и распространенным правилам, последователи Сунны больше других стремятся к единству и сплочению сердец.

• Ибн Таймийя написал: «Аллах велел верующим держаться за Его вервь всем вместе и запретил им вносить раскол и рознь. Он велел им улаживать конфликты и разногласия между собой. Пророк ﷺ сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии верующие подобны единому телу, когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой», «Не порывайте взаимные отношения, не поворачивайтесь спиной и не питайте ненависти и зависти друг к другу. О рабы Аллаха, будьте братьями, как велел вам Аллаха!». Эти два хадиса достоверны. На данную тему есть множество текстов Корана и Сунны». “Иктида ас-сырат аль-мустакым” (1/322)

• По этому поводу Ибн Таймийя написал: «Вы знаете, что к великим правилам, которые служат сущностью религии, относятся следующие: сплочение сердец, единство, улаживание конфликтов. Всевышний Аллах говорит: «Бойтесь Аллаха и урегулируйте разногласия между собой», «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь», «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения». Также сообщаются и другие священные тексты, которые велят быть едиными и сплоченными, и запрещают разделяться и вносить раскол. Именно приверженцы единой общины достойны данной основы, а те, которые выходят из неё, являются сторонниками раскола».“Маджму‘ аль-фатава” (28/51)

• Он также написал: «Сплочение сердец важнее, чем совершение желательного действия, которое вселяет в сердца неприязнь. Лучше оставить что-нибудь желательное ради единства и сплочения, а оставление этого, чтобы устранить конфликт и зло, является хорошим свойством. Так, неуклонное следование единой общине и сплочение относится к религиозным основам, которые нельзя утрачивать по причине осуществления одного из ответвлений». Не нашел источник этой фетвы. — Прим. Абу ‘Умар аль-Газзи.

Вот высказывания некоторых учёных, указывающие на то, что дискредитировать можно только по приемлемой необходимости:

• Аль-Карафи написал: «Запрещено посягать на чести мусульман. В своей основе они защищены Шари‘атом. Относительно передатчиков хадисов дозволяется составлять книги о дискредитации ненадежных из них, сообщать об этом получающим знания, которые изучают данную науку и извлекают пользу. Этот вопрос имеет более широкие границы, чем критика свидетелей, поскольку он не связан лишь с судьями. Напротив, дискредитацией может заниматься тот, кто обладает познаниями, соблюдает точность и передает сведения, даже если неизвестна личность сообщающего человека, потому что это подобно проверке достоверности Сунны и хадисов, где проверяющий их может быть неопределенным лицом. Обязательно, чтобы в этих двух видах дискредитации человек имел искреннее намерение перед Всевышним Аллахом, желая добра мусульманам в присутствии судей и стремясь урегулировать их законы. Однако когда он критикует ради вражды или оскорбления сообразно своему пристрастию, тогда это запретно, даже если реализуется некая польза среди судей и передатчиков». “аль-Фурук” (4/206, 207)

• Ал-Лякнави написал: «Из своей сложности дискредитация, ведь в нём заключаются права Аллаха и права человека, вероятно, приносит помимо вреда в Последнем мире еще и плохие последствия
в мирской жизни, такие как взаимная неприязнь и ненависть среди людей. Поэтому такая критика дозволяется только при шариатской необходимости. Знатоки постановили, что нельзя дискредитировать сверх потребности. Более того, нельзя учитывать лишь сообщаемое очернение, если в отношении кого-то есть одобрение и осуждение со стороны критиков. Так же нельзя принимать дискредитирующие слова о человеке, когда критика в его адрес не представляет важности. Например, они запретили подрывать доверие учёных, которые не нужны для передачи хадисов, без всякой шариатской необходимости»
. “ар-Рафа ва ат-такмиль фи альджарх ва ат-та‘диль” (стр. 56, 57).

• Аш-Шаукани написал, разъясняя выражение или критикующие слова: «Я говорю: „Это потому, что предшествующие и последующие мусульмане единодушны в обязательности дискредитации передатчиков хадисов и свидетелей, которые заслуживают этого. Ведь если бы этого не было, то лжецы смогли бы свободно возводить ложь на Посланника Аллаха  говорить все что им захочется, а те, кто дает ложные свидетельства в суде, смогли бы легко присваивать имущество людей. Но необходимо критиковать по мере необходимости. Если же достаточно общих отзывов, то дискредитирующему лицу нельзя затрагивать подробности. В противном случае, он может упомянуть нужные детали“».“ан-Нейль аль-автар” (4/597)

Я говорю:

Очерняющий человек должен смотреть на основание, время, положения людей, нормы и цели дискредитации. Ведь при несоблюдении этих правил будут нарушены права со стороны тех, кто не достоин критиковать других, а что касается тех, кто заслуживает заниматься дискредитацией, то они всегда соблюдают их.

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 24 окт 2020, 03:24
abu abduRrazak
Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Одна часть науки “дискредитации и подтверждения надежности” построена на знании, а другая — на наибольшей вероятности




Изображение



Основой в отношении учёных, призывающих к Аллаху, требующих знания из числа последователей Сунны — служит отсутствие умаляющей достоинство причины. Иногда некоторые из них допускают кое-какие ошибки, а затем об этом узнает человек и начинает очернять их, исходя из тех ошибок. Такая дискредитация зависит от силы доказательств. Одни из них достигают степени несомненных знаний, другие же представляют собой наибольшую вероятность и так далее. На это указали многие высказывания предшественников.

• Аль-Авзаи сказал: «Бывало, мы слушали хадисы, а затем представляли их на рассмотрение нашим наставникам подобно тому, как фальшивый дирхам отдается на рассмотрение менялам. И то, что они признавали, мы брали, а то,что они оставляли, мы тоже оставляли». Это высказывание с достоверным иснадом привел Абу Зур‘а ад-Димашки в своей книге «ат-Тарих» (1/265), Ибн Абу Хатим в «аль-Джарх ва ат-та‘диль» (2/ 20, 21) и аль-Хатыб в «аль-Кифайя» (2/555, № 1314).

• Ибн Ма‘ин сообщил: «Однажды Исма‘иль ибн Алийя спросил меня: „Как мои хадисы?“. Я ответил: „Ты передаешь достоверные хадисы“. Тогда он спросил меня: „Как вы узнали об этом?“.
Я ответил ему: „Мы сопоставили их с хадисами людей, а потом увидели их достоверными“. Исма‘иль ибн Алийя сказал: „Хвала Аллаху!“»
. См. «Ма‘рифат ар-риджаль, ривая Ибн Мухриз» (2/39).

• Али ибн аль-Мадини рассказал: «Один человек пришел к Абдур-Раману ибн Махди и спросил: „О Абу Са‘ид, опираясь на что ты говоришь, что это является достоверным, а то — недостоверным?“. Абдур-Рахман ответил: „Представь, что если бы ты пришел к «оценщику» и показал ему свои дирхамы, и он сказал: ‹Это — хорошее, это — плохого качества, это — поддельное›. Стал бы ты спрашивать, откуда такое знание, или же ты положился бы на него?“. Он ответил: „Нет, я бы положился на него“. Тогда Абдур-Рахман сказал: „В первом случае то же самое (я говорю о достоверности) на основе длительного изучения или рассмотрения и большого опыта“». Эту историю с достоверным иснадом привел Ибн ‘Ади (1/118).

• Муслим ибн аль-Хаджаж написал в предисловии к своему сборнику: «Знай, да поможет тебе Всевышний Аллах, что каждый, кто познал различие между достоверными сообщениями
и недостоверными, отличие достойных доверия передатчиков от подозрительных, обязан передавать из них лишь те, о достоверности источников и о качествах рассказчиков которых он осведомлен. Он обязан избегать из них те сообщения, которые передаются от обвиняемых в нарушениях Шари‘ата людей и упрямых из числа приверженцев нововведений».
“Сахих” (стр. 61)

• Аз-Захаби написал в предисловии к книге: «Это напоминание об именах авторитетных носителей пророческого знания и тех, к решению которых обращаются касательно подтверждения, выяснения слабости, достоверности и поддельности». “Тазкират аль-хуффаз” (1/1)

Он также написал: «Знай, что большинство из тех, кого знатоки хадисов посчитали слабым передатчиком, подверглось критике именно из-за их противоречия надежным передатчикам». “аль-Маукыза” (стр. 228)

Аль-Хафиз Ибн Хаджар после того, как упомянул, что Ибн Ма‘ин обвинил Ибн Уеййну в допущении ошибки касательно иснада хадиса «о том, кто проходит впереди молящегося», написал следующие слова:

• «Этот случай прокомментировал Ибн аль-Каттан, сказав: „Ошибка Ибн ‘Уейны в этом неоднозначна из-за вероятности того, что Абу Джухейм отправил Бусра к Зейду, а Зейд отправил его к Абу Джухейму, когда каждый из них хотел убедиться в достоверности слов друг друга“. Я говорю (Ибн Хаджар): «Указание причин слабостей со стороны имамов в области хадисов основывается на наибольшей вероятности. Если они сказали: „Такой-то человек ошибся в чем-то“, то его ошибка не становится непременной в этом вопросе, напротив, это всего лишь преобладающая вероятность, поэтому и утверждается». “аль-Фатх” (1/756)

• Ибн Хаджар написал в предисловии к сборнику: «…Есть разные причины, побуждающие имамов к дискредитации: одни из них принимаются и влияют в умалении доверия, а другие — нет».“аль-Фатх” (1/384)

Я говорю:

Причины дискредитации различны: одни из них явные или скрытые, другие незначительные или серьезные, третьи прежние или современные, четвертые оставленные человеком или всё еще присущие ему, пятые не выходят за пределы дозволенного разногласия, шестые относятся к порицаемому разногласию. Среди них есть также ошибки, которые выводят человека из Сунны к приверженности нововведениям.

Вот почему я говорю:

Наука “дискредитации и подтверждения надежности” построена на наибольшей вероятности». На тот факт, что дискредитация построена на наибольшей вероятности указывает множество разногласий знатоков “джарха и та‘диля” в отношении личностей. Иногда критика того, кто дискредитирует определенного человека, может быть противоположна, находясь между порицанием и похвалой, или между незначительным порицанием и похвалой, или между строгим порицанием и незначительным порицанием. Наибольшая вероятность, о которой мы упомянули недавно, касается лишь тех, чьё зло не распространено, а его плохое влияние не выявлено. Однако если кто-то открыто впадает в грехи или нововведения, или сектантство, так что это стало очевидным для людей, в таком случае его ненадежность и порочность становится известной.

Посредством этого объяснения мы хотим сказать следующее:

Необходимо знать, что нельзя быть убежденным в точности критики дискредитирующего имама в адрес какой-либо личности, — только если из его поступков и слов не выявятся очевидные очерняющие причины, а от учёных не будут исходить возражения и противоположные мнения. Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха!.

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 24 окт 2020, 03:25
abu abduRrazak
Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности



Разногласие в “дискредитации и подтверждении надежности” подобно разногласию, существующему в других науках




Изображение


Если расхождение мнений происходит относительно многих правовых положений, вместе с тем, что они основываются на словах Аллаха и Его Посланника, то тем более разногласие случается и в вопросах, которые обсуждают знатоки “джарха и та‘диля” в соответствии со своими знаниями и самостоятельными решениями в познании истины. Это никто не отрицает, исходя из множества подобных случаев и утверждения со стороны учёных.

• Ат-Тирмизи написал: «Мнения имамов разошлись касательно признания слабости передатчиков, подобно тому, как они разошлись в других науках. Как сообщается, Шу‘ба назвал слабыми передатчиками Абу аз-Зубейра аль-Макки, Абдуль-Малика ибн Абу Сулеймана, Хакима ибн Джубейра, и не стал сообщать от них хадисы. Но затем Шу‘ба стал рассказывать хадисы от тех, кто уступает им в знании и праведности, например, от Джабира альДжуафи, Ибрахима ибн Муслима аль-Хиджри, Мухаммада ибн Убейдуллаха аль-Азрами, а также от других из числа тех, кто считается слабым передатчиком хадисов“аль-‘Иляль” (2/709, 710).

• Тогда Шу‘бу спросили: «Ты оставляешь Абдуль-Малика ибн Абу Сулеймана и рассказываешь от Мухаммада ибн Убейдуллаха аль-Азрами?». Он ответил: «Да…».

Однако, как сообщается от многих имамов, они рассказывали хадисы от Абу аз-Зубейра, Абдуль-Малика ибн Абу Сулеймана, Хакима Ибн Джубейра. К тому же упоминается, что Ата и Айюб подтвердили надежность Абу аз-Зубейра, а Суфьян ас-Саури заверил о надежности Абдуль-Малика ибн Абу Сулеймана.

• Как сообщил Али ибн аль-Мадини, Яхья сказал: «От Хакима ибн Джубейра рассказывали хадисы ас-Саури и Заида». Али прокомментировал: „Яхья не видел в хадисах Хакима отклонений и причин слабости“». Приводится сокращенно.

• Аль-Хафиз аз-Захаби, рассказывая об Ибн Ма‘ине, написал: «Аббас ад-Даури, ‘Усман ад-Дарими, Абу Хатим и другие учёные спросили его о передатчиках. Он ответил каждому из них подобно самостоятельным решениям факихов-муджтахидов, где в итоге в одном вопросе у них появились разные мнения». “Зикр ман юатамаду каулюх фи аль-джарх ва ат-та‘диль”(стр.172)

• Аль-Мунзири сказал: «Разногласие этих мухаддисов такое же, как расхождение мнений факихов. Ко всему этому приводит “иджтихад”. К примеру, если кто-то свидетельствует судье о проступке человека, он прилагает усилия и знания, чтобы определить, является ли это наказуемым или нет? Точно так же и мухаддис, если он желает опереться в качестве довода на хадис, переданный человеком, и ему сообщили о его порицаемом качестве, тогда он прилагает свои усилия и знания, чтобы определить, влияет это отрицательно или нет?». Цитируется из книги «Тахрир ‘улюм аль-хадис» (стр. 515).

• Ибн аль-Каййим написал: «Один учёный-муджтахид может считать какого-то человека ненадежным, а другой — достойным доверия. Правильное мнение может быть на стороне осуждающего, благодаря его знанию причины, неизвестной для одобряющего, а может быть и на стороне второго ученого, исходя из его знания о том, что та причина не влияет отрицательно на сообщения того человека и его праведность. Это либо потому что подобные причины не умаляют степень надежности, либо поскольку человек имеет оправдание или придерживается толкования, которое не допускает дискредитацию».“ас-Сава‘ик аль-мурсаля” (2/556)

• Наш шейх выдающийся учёный аль-Вади‘и сказал: «У последователей Сунны есть один не подлежащий сомнению источник: Книга Аллаха и Сунна Его Посланника ﷺ. Во всех исламских странах они имеют одинаковое вероубеждение и направление. Да, мы согласны с дискредитацией в адрес сторонников нововведений и сектантов. Мы выражаем согласие с этим. Но есть люди, которые, по мнению одного человека, относятся к ненадежным личностям, а другой не причисляет их к этой категории. Такое происходило во времена предшественников. Например, Ахмад ибн Ханбаль говорил о передатчике: „Он достоин доверия“, а Яхья ибн Ма‘ин говорил о нём: „Он лжец“, или наоборот. Это касается и отзывов аль-Бухари, Абу Зур‘а, Абу Хатима. Главное, что они не следовали слепо за мнениями друг друга. И если мы разногласием относительно надежности личности или его порочности, то это не значит, что мы придерживаемся разного вероубеждения и направления». Аудиозаписи “Ад-Дурар фи аджуба Ибс и Шафар”

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 24 окт 2020, 03:26
abu abduRrazak
Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности

Дискредитация предназначена только для разъяснения ошибки ошибающегося ради сохранения истины




Изображение


• Аль-Музани сказал:«Необходимо, чтобы целью дискуссии было стремление к довольству Пречистого и Великого Аллаха и принятие выявившейся истины».См. «Джами‘ баян аль-ильм ва фадлих» (2/972, № 1851).

• Ибн Акыль аль-Ханбали написал: «Любой спор, в котором нет цели «отстоять истину», приносит зло спорящему человеку, и от него больше вреда, чем пользы, поскольку противоречие отвергается. Если бы не обязательные действия для опровержения лжи и спасения подвергшего себя гибели человека посредством усердия в отведении его от заблуждения, то споры не одобрялись бы из-за того, что чаще всего в нём хотят ущемить права и добиться своего превосходства. Но в споре заключается великая польза, когда стремятся через него отстоять истину и приложить усилия в поиске её. Мы прибегаем к защите Аллаха от намерения одержать личную победу и от выявления своей пылкости! Следует избегать этих двух качеств». См. «Шарх аль-каукаб аль-мунир» (4/370).

• Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, писал: «Каждый способен опровергать с помощью лишь оскорбления и запугивания. Если бы человек вёл спор с многобожниками и людьми Писания, то он должен бы был упомянуть доводы, разъясняющие истину, которая на его стороне, и ложь, которая на их стороне». “Маджму‘ альфатава” (4/186).

• Он также написал: «Точно так же и опровержение убеждений еретиков из числа рафидитов и других, если посредством него не стремятся разъяснить истину, указать людям прямой путь, проявить к ним милосердие и доброту, тогда такое опровержение не является праведным делом. Если человек жестко порицает нововведения и грехи, тем самым он должен стремиться разъяснить порочность, которая содержится в них, чтобы предостеречь рабов от этого». “Минхадж‘ ас-Сунна ан-Набавийя” (5/239).

• Шейхуль-ислам также написал: «Прежде всего, человек должен действовать ради Аллаха и намереваться быть покорным Аллаху в том, что Он вменил ему. Ему надлежит желать праведности и благополучия тому, к кому обращен призыв к одобряемому, или же желать довести до него довод. Но если человек побуждает к одобряемому, стремясь заполучить главенство для себя или для своей группы сторонников и умалить достоинство других, тогда такой поступок представляет собой фанатизм и заносчивость, и Аллах не примет его. Так же если он делает это ради славы и показухи, то его поступок является тщетным». “Минхадж‘ ас-Сунна ан-Набавийя”(5/254)

• Аль-Хафиз аз-Захаби написал, в жизнеописании имама аш-Шафи‘и ,следующие слова: «Затем люди из последователей стали плохо говорить друг о друге и враждовать между собой. Происходили случаи, которые нельзя объяснить, причём абсолютно бесполезно рассказывать о них. В книгах по истории и в книгах “дискредитации и подтверждения надежности” писались удивительные высказывания. Однако разумный человек беспристрастен и справедлив к самому себе. Кроме того, из лучшего исповедования человеком Ислама — оставление того, что его не касается. Ко всему этому плоть учёных отравлена. Поэтому та критика, которая передана для разъяснения ошибки ученого и многих ложных суждений, или с целью умалить степень его знаний, не относится к этим похвальным качествам. Напротив, критический разбор должен быть ради отличия достоверного хадиса от хорошего, а хорошего от слабого».“Сияр а‘лям ан-нубаля” (10/93, 94).

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 24 окт 2020, 03:26
abu abduRrazak
Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Разница между “дискредитацией и одобрением” и между “смутой и конфликтом”




Изображение


Дискредитация и одобрение по праву или без права будет всегда до Судного дня, поскольку порицание и похвала существует на протяжении всей жизни людей и джиннов. К тому же учёные в области хадисов привили себе навык критиковать и одобрять лишь по праву в соответствии с правилами и нормами “дискредитации и подтверждения надежности, праведности”. Однако из-за множества происходящих конфликтов, большого количества заблудших сект и течений, иногда критика имамов дискредитации используется для умаления достоинства человека или для подрыва доверия к нему и его братьям.И если это происходит, то дискредитация превращается в смуту. В данном случае необходимо смотреть на методы прекращения смуты, устранения зла, сохранения чести и жизни людей, даже если для этого нужно уменьшить степень критики и одобрения в отношении пути, которому следует дискредитирующий человек. Иногда кто-то очерняет некоторых последователей Сунны, а затем разгораются смуты бойкотирования, раскола и драк,а возможно возникает вооруженная борьба между самими же последователями Сунны!!! Когда происходят подобные ситуации, следует знать, что дискредитация стала причиной смут.

Таким образом, нужно пересмотреть способ дискредитации, учесть стороны пользы и вреда, а также методы, посредством которых можно сохранить братство, сберечь исламский призыв, исправить ошибки. Ведь нельзя упорно следовать пути дискредитации там, где очевиден вред.

• Как прекрасен поступок нашего шейха аль-Вади‘и: когда он ощущал, что есть тот, кто хочет спровоцировать конфликт между ним и шиитами, то говорил: «Пусть не думают страны, питающие ненависть к Исламу, что они могут разжечь войну между нами и шиитами. Нет, они не смогут этого сделать, с соизволения Аллаха!». Шейх имел в виду под этими словами, что мы не должны давать возможность странам, которые стремятся разжечь смуты, конфликты и военные противостояния между последователями Сунны и другими из числа сторонников нововведений
и порочных взглядов. Он не хотел этим отрицать ту скрытую ненависть и явную враждебность, которую рафидиты проявляют по отношению к последователям Сунны. Однажды шейх выехал для призыва в другую местность и оставался там более месяца, а, вернувшись, он увидел, что некоторые требующие знания избрали для себя движение и назвали себя “Последователями манхаджа” (асхаб аль-манхадж). Тогда он сразу поспешил подавить эту смуту несколькими способами, например, обратившись к ним с наставлениями, проявив мягкость, стремясь к единству и взаимопониманию. Хвала Аллаху, многие из них оставили данное направление и вернулись к правильному пути. Более того, есть много ситуаций, где выявилась мудрость, опытность и правильная позиция шейха, да смилуется над ним Аллах!!!

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Добавлено: 24 окт 2020, 03:27
abu abduRrazak
Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности



Чаще всего знатоки дискредитации и подтверждения надежности опираются на подробное изучение положений передатчиков



Изображение

Тот, кто смотрит на путь знатоков дискредитации и подтверждения надежности, видит, что их метод построен на рассмотрении малочисленности или многочисленности хадисов передатчиков, их противоречия достойным доверия передатчикам или согласия с ними. Многие из них известны таким подходом, к примеру, имам хафиз Ибн ‘Ади, да смилуется над ним Аллах. Его книга «аль-Камиль фи ад-Ду‘афа» основана на изучении хадисов, которые сообщили передатчики, после чего следует суждение о них. Многие учёные разъяснили сущность такого подхода.

• Ас-Сам‘ани, опровергая мнения Абу Зейда ад-Дабуси альХанафи,написал: «Удивительно то, что этот человек превратил эту тему в вопрос выяснения достоверности и слабости хадисов. Но разве можно предоставлять ему и подобным людям право заниматься рассмотрением хадисов. Ведь проверку хадисов осуществляют лишь те, кто обладает знанием о личностях и положениях передатчиков. Я собрал все сведения о каждом из передатчиков, так чтобы ничего не укрылось из его необходимых положений: сначала необходимо узнать эпоху, период жизни, дату смерти, от кого он передавал, у каких шейхов учился, кого из учёных застал. Затем следует узнать о его богобоязненности, благочестии, точности передач и бдительности в его сообщениях. Это является великим занятием и значительной областью знаний. Пророк ﷺ сказал: „Не лишайте власти (полномочий, компетенции…) тех, кому она принадлежит (то есть знатоков данных областей)“».Этот человек, я имею в виду ад-Дабуси, хоть даже ему и дарован удел познания науки фикха через избранный им путь, он все равно не причислялся к знатокам области хадисов и критики передатчиков… Ученые хадисов едины в том, что достоверность и слабость хадисов могут выявлять только специализирующиеся люди. И то, что они принимают, является приемлемым, а то, что отвергают, является отвергаемым». “Каваты‘ аль-адилля фи усуль аль-фикх” (2/405– 407)

• Возражая мнениям того же ад-Дубуси, он написал в этом же источнике: «Я точно знаю, что он не обладал уделом в данной науке, я имею в виду науку о достоверных и недостоверных, известных и неизвестных, приемлемых и неприемлемых сообщениях. Ведь это связано со знанием о передатчиках, и нельзя постичь подобное через догадливость и сообразительность. Ему надо бы лучше, да простит его Аллах, прекратить углубляться в данную область знаний и предоставить это её знатокам. И если недостойный человек станет затрагивать вопросы этой области, то, по меньшей мере, его разоблачат среди её знатоков. Ведь не следует учитывать принятие мнений невежд, поскольку каждую потерянную вещь кто-то подбирает, а каждое заблудившееся животное кто-то ищет, однако необходимо учитывать в каждой науке мнения самых лучших её знатоков. У каждого дела есть свои специалисты. Вот почему эти дела нужно предоставлять именно им». “Каваты‘ аль-адилля фи усуль аль-фикх”(3/11)

• Ибн аль-Хиббан написал: «Дискредитация слабых передатчиков делится на двадцать видов. И каждый причисляющий себя к области хадисов: изучающий и ищущий их, обязан знать эти виды, чтобы характеризовать каждого человека присущими ему качествами,и не говорить о нём сверх своих знаний».В предисловии к своей книге “аль-Маджрухин”

• Аль-Му‘аллими написал: «Из имамов есть те, кто не подтверждает надежность предшественника (в области хадисов), пока не узнаёт о нескольких переданных им хадисах, которые достоверны. Если он узнает о многих таких хадисах, то начинает думать, что соблюдение точности и правдивости является свойством того передатчика. Всё это указывает на то, что чаще всего имамы опирались в подтверждении надежности и дискредитации на рассмотрение хадисов передатчика. Ибн Хиббан сказал о том, что мусульмане обладают праведностью и надежностью до тех пор, пока не выявятся качества, умаляющие их достоинство. Об этом он написал в книге «ас-Сыкат». Данный принцип упомянул Ибн Хаджар в “Лисан аль-мизан” и посчитал его странным. Но если бы он поразмыслил, то нашел бы, что многие имамы строят свои суждения на этом принципе. Если один из них изучит хадисы какого-то передатчика, а потом выяснит их достоверность, которая указывает на правдивость и точность, и ему неизвестны порицаемые качества в религии передатчика, в таком случае он считает его надежным». “ат-Танкиль” (1/67)

Я говорю:

Этот путь один из лучших, а возможно самый лучший, в познании праведности и надежности. Такой способ следует применять в отношении призывающих и учёных поздних поколений: необходимо сопоставить их призыв и образ действий с призывом предшествующих учёных. Если он совпадает, тогда в нём есть благо, а если нет, то следует остерегаться этого призыва и его последователей. Да поможет Аллах!.