Пророческие методы решения этих проблем. Упоминание некоторых его правил и норм.
Больше всего приносит пользы последователям Сунны знание правил и норм допустимого разногласия, придерживаясь его, и нет ничего более вредного для них, чем переход от этого разногласия к притеснению и несправедливости. Такая крайность служит основой зла в разногласиях последователей Сунны. Никто не сообщит тебе так, как ведающий.
Вот Посланник ﷺ разъясняет последствие упомянутой крайности: 'Абдуллах, да будет доволен им Аллах, услышал, как один человек читает аят не так, как он слышал его от Пророка ﷺ. Тогда он взял его за руку и отправился с ним к Пророку. Но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Каждый из вас (читает) правильно. Не впадайте в разногласия, ибо, поистине, жившие до вас стали расходиться во мнениях и погибли (из-за этого)". Передал аль-Бухари (№ 5062).
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, говоря о вышеприведенном хадисе, написал: "Пророк ﷺ запретил вступать в разногласие, когда каждый из спорящих людей не признает ту истину, которая на стороне другого, поскольку оба чтеца прочитали аят правильно. Он объяснил это тем, что предшествующие нам поколения впали в разногласия и погибли. Вот почему Хузейфа сказал ‘Усману, когда увидел, как жители Шама и Ирака разногласят в чтениях Корана запрещенным Пророком образом: "Возьмись за эту общину, чтобы она не разошлась во мнениях относительно Писания подобно тому, как впали в разногласия предыдущие общины". Следовательно, это указывает на две пользы: на запретнность разногласить в подобных вопросах, на необходимость учитывать положение предшествующих общин и избегать уподобления им. Знай, что большая часть существующих разногласий среди мусульманской общины, которые порождают пристрастия, относятся именно к этой категории: когда каждый из спорящих людей - прав в своих утверждениях или же ошибается в некоторой степени, отрицая факты другой стороны. К примеру, каждый из чтецов правильно прочитал аят согласно известному ему виду чтения, однако ошибся в своем отрицании разновидности чтения другой стороны. Ведь чаще всего невежество проявляется именно в отрицании, которое выражается в непризнании и опровержении, а не в утверждении, поскольку человеку легче постичь полностью то, что он утверждает, чем то, что он отрицает". "Иктида ас-сырат аль-мустакым" (1/143, 145).
Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сообщил: "Однажды я отправился к Пророку ﷺ. Вдруг он услышал голоса двух людей, спорящих друг с другом из-за аята. Тогда и вышел к нам Посланник Аллаха ﷺ. На его лице был заметен гнев. И он произнес: "Жившие до вас погибли именно из-за их разногласия в отношении Писания!"". Передал Муслим (№ 6671).
По этому поводу Ибн Хаджар написал: "В этом и предыдущем хадисе содержится побуждение к единству и сплочению, предостережение от раскола и конфликтов, запрет ведения спора об аятах Корана не на основе истины. Из проявлений зла такого поведения - случай, когда выявляется явное указание аята на законоположение, которое противоречит мнению человека, но затем он через рассуждения и рассмотрение истолковывает данный аят так, чтобы значение аята совпало с его мнением, а потом происходит упорное отстаивание и защита своего суждения". "аль-Фатх" (9/128,129).
Ибн Таймийя написал: "Но приемлемый иджтихад достигает степени смут и раскола лишь из-за несправедливости, а не по причине самого иджтихада, как сказал Всевышний Аллах:
по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу"
(3:19)
Выдающийся учёный Ибн аль-Каййим написал: "Возникновение разногласия среди людей неизбежно и обязательно по причине различия их желаний и пониманий, а также силы мышления. Однако порицаемо именно проявление несправедливости и вражды друг к другу. В противном случае, если разногласие не приводит к противоречиям и разделению на отдельные группы, и каждый из разногласящих людей стремится к покорности Аллаху и Его Посланнику, тогда такое расхождение во мнениях не влияет отрицательно. Ведь это свойственно человеческой природе". "ас-Сауа‘ик аль-мурсаля" (2/519).
О мусульманин, ты должен привить себе навык принятия этих указаний и наставлений, воплощения их в жизнь и следования им, а иначе ты подвергнешь себя гибели.
О Аллах прояви к нам Свою милость!