О слове "господин" в салауате за Пророка ﷺ

Ответить
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

О слове "господин" в салауате за Пророка ﷺ

Сообщение salyafit_07 »

О слове "господин" в салауате за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

из книги шейха аль-Альбани "Сыфату ссаля ан-Набий "
Изображение
Шейх Альбани (рахимаху-Ллах) перечислив различные формы мольбы за Пророка , которым сам Пророк ﷺ обучил свою умму, сказал: "Ни в одной из этих мольб за Пророка не употреблено слово, выражающее господство (ас-сийада). Мы руководствуемся указанием наилучшего учителя этой уммы (общины) – Пророка , который после заданного ему вопроса о том, как следует обращаться за него с мольбами к Аллаху, велел: "Говорите: "О Аллах благослови Мухаммада"" (и далее до конца мольбы)". См. "Сыфату ссаля".

Крупнейший знаток хадисов (аль-хафиз) Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гурабили (рахимаху-Ллах) (790-835 г.г.х.) написал: "Ибн Хаджару, да продлит Аллах его жизнь, задали следующие вопросы об особенностях обращения с мольбами за Пророка , будь то во время намаза или нет, при обязательных обстоятельствах или желательных:

"Является ли одним из её условий, чтобы к Пророку относили (атрибут) сийада (господство), как, например, в выражениях "О Аллах, благослови нашего господина ("саййидина") Мухаммада" или "господина творений" или "господина потомков Адама" и т.п.?
Либо же следует ограничиться выражением "О Аллах, благослови Мухаммада"?
Какой из этих двух подходов представляется наилучшим: включать слово "саййид" (господин), исходя из того, что оно является установленным атрибутом Пророка , или же не включать это слово, исходя из того, что оно отсутствует в преданиях?".

Ибн Хаджар (рахимаху-Ллах) ответил: "Да, (разумеется), лучше всего следовать тем словам, которые передаются в хадисах. Нельзя рассуждать следующим образом: "Возможно, сам Пророк не произносил это из скромности, ведь он не говорил при упоминании своего имени – да благословит его Аллах и приветствует, хотя его умме подобным образом поступать рекомендуется", – ибо мы говорим, что если бы так было лучше (то есть, включать в мольбы слово "саййид"), то об этом передавалось бы от сподвижников, а затем от их последователей, однако, ни в одном сообщении от сподвижника или последователя нам такого не встречалось. А ведь это несмотря на то, что от них передаётся очень много хадисов и сообщений.
Имам аш-Шафи'и, да возвысит Аллах его положение, один из наиболее выдающихся людей в том, что касается почитания Пророка , в предисловии к своей книге, являющейся основным трудом (по фикху) для последователей его мазхаба, пишет: "О Аллах, благослови Мухаммада" и далее вплоть до последних слов, продиктованных его умозаключениями, (содержащимися в этой книге): "... всякий раз, когда поминающие поминают его, и всякий раз, когда забывчивые забывают его помянуть".
Похоже, что это умозаключение он вывел из достоверного хадиса, в котором содержатся (следующие слова Пророка ): "Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений".
Об этом передается в достоверном хадисе от Посланника Аллаха , где говорится, что однажды, увидев, как мать правоверных (Джууайриййя бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах) прославляла (Аллаха) в течение долгого времени, Пророк сказал ей: "Если сравнить по весу то, что сказал я, со всем сказанным тобой с начала дня, (мои слова) обязательно перевесели бы!", упомянув далее вышеприведенные слова.
Он любил обращаться к Аллаху с краткими по форме, но объёмными по содержанию мольбами. Кади 'Ийад выделил специальную главу в своей книге "аш-Шифа'" ("Книга об исцелении"), посвящённую мольбам за Пророка , где он привёл предания в форме "марфу'" от ряда сподвижников и последователей - ни в одном из них не упоминается слово "саййидина" (наш господин).

Среди них:

а) хадис, переданный от 'Али, в котором сообщается, что он обучал их обращаться к Аллаху с мольбами за Пророка , говоря: "О Аллах, распростёрший равнины и сотворивший вершины, благослови наилучшим образом и ниспошли Свои самые обильные благословения и любые оставшиеся приветствия Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, открывающему то, что закрыто!".
б) также передаётся, что 'Али говорил: "Да благословят Аллах, Всемилостивый, Милосердный, ближайшие (к Нему) ангелы, пророки, наиправдивейшие (рабы Аллаха), мученики (за веру), праведники и все, кто прославляют Тебя, о Господь миров – Мухаммада, сына Абдуллаха, печать пророков, имама богобоязненных ..." и далее до конца хадиса.
в) со слов 'Абдуллаха ибн Мас'уда передаётся, что он говорил: "О Аллах, благослови и ниспошли Свои благословения и Своё милосердие Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, имаму добродетели, посланнику милосердия ..." и далее до конца хадиса.
г) от аль-Хасана аль-Басри передаётся, что он говорил: "Любому, кто хочет испить чашу (воды), утоляющей жажду, из водоёма (аль-хауд) Избранника (аль-Мустафы), следует говорить: "О Аллах, благослови Мухаммада и его семейство, его сподвижников, его жён, его детей, его потомство, его домочадцев, его зятей, его помощников (ансаров), его последователей и всех, кто возлюбил его".

Именно так Кади ‘Ийяд писал в своей книге "аш-Шифа'" относительно того, как обращались с мольбами за Пророка его сподвижники и их последователи, упомянув в ней, помимо этого, и прочие вещи.

Да, в одном из хадисов от Ибн Мас'уда, который приводит Ибн Маджа, действительно передаётся, что обращаясь к Аллаху с мольбами за Пророка он (якобы) говорил: "О Аллах, ниспошли Твои наилучшие благословения, милосердие и благодать господину ("саййид") Посланников ..." и так далее до конца хадиса, однако цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса является слабой, поэтому хадису от 'Али отдаётся большее предпочтение, ибо ат-Табарани приводит его через приемлемую цепочку передатчиков.
Этот хадис содержит в себе трудные (для понимания) слова, которые я выделил и разъяснил в книге "Фадль ан-набийй " ("Достоинства Пророка "), написанной Абуль Хасаном ибн аль-Фарисом.
Некоторые из шафи'итов сказали, что если бы какой-нибудь человек дал клятву обратиться к Аллаху с наилучшей мольбой за Пророка , то (для выполнения этой клятвы), наилучшее, что ему следовало бы сказать, это: "О Аллах, благослови Мухаммада всякий раз, когда поминающие поминают его, а забывчивые забывают его помянуть!".
А ан-Науауи сказал: "Наиболее соответствующее тому, что следовало бы с решимостью сказать, это (слова): "О Аллах благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима ..." и далее до конца.
Некоторые ученые из числа поздних поколений (мусульман) ответили на этот (вопрос), сказав, что ни в одном из вышеупомянутых двух способов не содержится каких-либо доказательств того, который из них является наилучшим в том, что касается текста (накль), но в том, что касается значения, очевидно превосходство первого способа, (где не упоминается слово "саййид").
Этот вопрос хорошо известен в книгах по фикху, и у всех учёных-правоведов без исключения, занимавшихся данной тематикой, ни в одном из их высказываний не встречается слово "саййид" (господин). Если бы употребление данного слова было желательно, то это не ускользнуло бы из внимания сразу всех учёных-правоведов, и они не остались бы в неведении о нём. Всё благо заключено в следовании (иттиба') тому, что (достоверно) передаётся (в хадисах и сообщениях), а Аллаху это ведомо лучше!". (Конец цитаты Ибн Хаджара). Шейх Альбани процитировал аль-хафиза Мухаммада ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гурабили по его рукописи, которая хранится в библиотеке "аз-Захириййа", Дамаск.

Точку зрения Ибн Хаджара о неприемлемости называть Пророка словом "саййид" (господин) при обращении за него с мольбами к Аллаху, а обращаться за него с мольбами велено в Коране, также разделяют учёные-богословы ханафитского мазхаба. Именно этого взгляда необходимо придерживаться, ибо он является наиболее истинным проявлением любви к нему :
"Скажи (о Мухаммад!): "Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас""
(Сура "аль-'Имран", 3:31)
Руководствуясь этим (повелением), имам ан-Науауи сказал: "Самой совершенной мольбой за Пророка является (следующая): "О Аллах, благослови Мухаммада ..."", – и далее он привёл те же слова, которые содержатся в форме мольбы под №3, а ведь в ней не упоминается (атрибут) господства (сийада)! См. "Раудат ат-Талибин", (1/265).
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: О слове "господин" в салауате за Пророка ﷺ

Сообщение salyafit_07 »

Говорит шейх Салих Али Шейх:

"Пророк защищал неприкосновенность единобожия (таухида). Он защищал всё, что окружало единобожие. Он закрывал все пути, ведущие к многобожию (ширк). В сунне Пророка есть больше сотни доводов на то, что нужно закрывать пути к греху. А самым великим грехом, к которому надо преградить все пути, является многобожие (ширк).
К словам, которые могут привести к многобожию, относятся слова: "Ты - наш господин и сын нашего господина. Ты - лучший из нас, сын лучшего из нас" и так далее. В этих словах такое возвеличивание, с которым нельзя обращаться к человеку.
Пророк действительно является господином сыновей Адама, как он сам об этом сообщил. Однако ему не понравилось, когда его так называли, как это придёт далее. Пророк защищал единобожие и преграждал все пути, ведущие к многобожию (ширк), будь это в убеждениях, в словах или в делах. Поэтому, если человек задумается над сунной Пророка и над книгой, которую мы сейчас изучаем ["Китаб ат-Тахуид"], он поймёт, что Пророк преградил все пути к ложным убеждениям. Он закрыл все пути к неправильным действиям.
Как, например, Пророк сказал: "Силён гнев Аллаха на людей, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения". См. "Тахридж аль-Мишкат", 715.
Также Пророк закрывал пути к порицаемому возвеличиванию в словах. Например, он сказал: "Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, ибо я – раб. Посему говорите: "Раб Аллаха и Его посланник"". аль-Бухари, 3445.

Абдулла ибн аш-Шиххир рассказывал: "Я прибыл к Посланнику Аллаха в составе делегации от племени бану Амир. Мы обратились к нему: "О наш господин!". На это Пророк ответил: "Господин (ас-Сайид) - это Всевышний и Благословенный Аллах". Тогда мы сказали: "О самый достойный и великий из нас!". Пророк сказал: "Говорите слова ваши, но будьте внимательны в своих высказываниях, чтобы не увлёк вас шайтан"". Передали ибн Са‘д в "Табакъат аль-Кубра", 7/34; Ахмад, 4/24-25; аль-Бухари в "Адаб аль-Муфрад", 211; Абу Дауд, 4806; ибн ас-Сунни в "’Амалю аль-йаум уа аль-лейля", 389; аль-Бейхакъи в "Даляилю-н-Нубууа", 5/318 и другие.
В этом хадие указание на то, что называть человека господином (ас-Саййид) является порицаемым. Нужно преграждать пути к таким обращениям. Не нужно обращаться к кому-то, говоря: "Ты - наш господин", так как в этих словах есть возвеличивание.
Пророк Мухаммад действительно был господином всех потомков Адама, но, несмотря на это, он сказал, что Господином является Всевышний и Всеблагой Аллах. Он запретил обращаться к нему подобным образом, так как это могло привести к чрезмерному возвеличиванию. Этот хадис свидетельствует о том, как усердно он оберегал единобожие, перекрывая все пути, приводящие к многобожию.
И, безусловно, одним из этих путей является чрезмерное восхваление людей на словах.

Что же касается использования слова "господин" при обращении к человеку или упоминании о нем, то мусульманские богословы отмечали, что крайне нежелательно в арабском языке использовать для этого слово "ас-сайид" в определенной форме (с алиф лямом), потому что оно подразумевает, что этот человек обладает всеми качествами господина. Именно поэтому люди, которые возвеличивают своих святых, таких как аль-Бадауи и ему подобные, очень почтительно относятся к слову "господин".
Они часто называют людей именем, означающим "раб господина", имея в виду своего господина аль-Бадауи. Затем посвящают ему какие-то виды поклонения, подразумевая то, что он обладает господством и распоряжается делами. Это то, в чём они убеждены. Они думают, что аль-Бадауи (и подобные ему), управляют Землей и отвечают на зов нуждающихся.

В обсуждаемом нами хадисе Пророку не понравилось такое обращение, потому что люди стали расхваливать его в лицо.
Сатана внушает людям поступать таким образом, потому что это заставляет их самообольщаться, что обычно заканчивается разочарованием. Если человек забывает, что нет силы и могущества, кроме как от Аллаха, и перестает искать в себе недостатки, унижаться и смиряться перед Аллахом, то Аллах узнает об этом и лишает этого раба Своей божественной поддержки. Вот тогда беда постигает его врасплох.

Анас рассказывал: "Некоторые люди сказали: "О посланник Аллаха! О лучший из нас и сын лучшего из нас! Господин наш и сын господина нашего!". Пророк ответил им: "О люди! Говорите слова ваши, но остерегайтесь обольщения шайтана! Я - Мухаммад, раб Аллаха и Его посланник. Мне не нравится, что вы превозносите меня выше того места, которое даровал мне Всевышний и Всемогущий Аллах"". Передали Ахмад, 3/153, 241; Абу Ну‘айм в "аль-Хилья", 6/252; аль-Лялякаи в "Шарх Усуль аль-И‘тикъад", 8/1395 и другие.

Пророк был таким, каковым они его описали. Он был лучшим из них и был их господином. Однако пророк защищал неприкосновенность единобожия, дабы никто после этого не смог обратиться к какому-либо человеку подобными словами.
Если один человек расхваливает и возвеличивает другого, то сатана подбирается к ним обоим. Он делает все для того, чтобы сердца людей привязались к тому, кого возвеличивают, и тогда они начинают приобщать его в сотоварищи к Аллаху и возвеличивать его недопустимым образом.
Следовательно, эта глава в целом указывает на необходимость перекрытия всех путей, приводящих к появлению многобожия. Это является обязательным для мусульманина! Он должен запрещать другим возвеличивать себя. Самым почетным является то, что человек испытывает смирение перед Всевышним Аллахом, боится Его, взывая с надеждой и страхом. Это описание самых искренних рабов Аллаха.
Именно им Всевышний Аллах обещал добро.

Всевышний Аллах сказал о них:
"Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами"
(Сура "аль-Анбийа", 21:90)
ИСТОЧНИК
Kingdom
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 27 окт 2016, 20:33

Re: О слове "господин" в салауате за Пророка ﷺ

Сообщение Kingdom »

Пишет сын шейха Хаммада Аль-Ансари - Абдульаууаль ибн Хаммад Аль-Ансари:

96. Сказал отец: «Выражение "господин (саййид) пророков и посланников" пришло в одном хадисе - а это хадис от Ибн Масуда, который является слабым».

См. «Аль-Маджму' фи тарджама аль-мухаддис аш-шейх Хаммад ибн Мухаммад Аль-Ансари рахимахуЛлах уа сиратихи уа акъуалих уа рахалятих», стр. 489.
Ответить