Усыновление и опека

Ответить
Abu Abzal
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 28 янв 2009, 17:12

Усыновление и опека

Сообщение Abu Abzal »

Ас-саламу-алейкум уа рахметуллаh.
5-6 лет назад я по незнанию, из добрых побуждений, усыновил дочь своей второй жены, дал ей своё отчество и фамилию. Вопрос - должен ли я сделать какие-то искупительные действия и таубу. Как быть моей дочери-воспитаннице, ей уже 20 лет, из них 12 лет я воспитываю её, нужно ли ей снова поменять документы, вернуть свою фамилию и имя биологического отца ? Или достаточно покаяния?!
Джазакума -ллаhу
Ас-саламу-алейкум уа баракату,
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Abu Abzal писал(а):Ас-саламу-алейкум уа рахметуллаh.
5-6 лет назад я по незнанию, из добрых побуждений, усыновил дочь своей второй жены, дал ей своё отчество и фамилию. Вопрос - должен ли я сделать какие-то искупительные действия и таубу. Как быть моей дочери-воспитаннице, ей уже 20 лет, из них 12 лет я воспитываю её, нужно ли ей снова поменять документы, вернуть свою фамилию и имя биологического отца ? Или достаточно покаяния?!
Уа алейкум салам уарахмату-Ллах.
Ты ведь брат не знал положение этого вопроса.
Пусть тебе Аллах воздаст за твоё намерение благое и за воспитание этой девушки.
Конечно она должна знать что отец её не ты, и носить имя своего настоящего отца.
Многие братья полагают, что раз в Исламе запрещено усыновление, то запрещено и опекание сироты и т.п. Это не так!

Однако важно понимать, что опекуны сироты обязаны соблюдать шариатские ограничения, как положение пребывания наедине с этим ребенком, когда он достигнет совершеннолетия, а также вопрос покрытия и аурата перед ним, если только он не станет молочным по причине кормления его в детстве пять раз.

Кстати, следует знать, что сирота в Исламе - это тот, у кого нет отца, и также в Исламе нет сиротства после достижения совершеннолетия. Сообщается, что ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я запомнил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет сиротства после достижения совершеннолетия, и не следует молчать весь день до наступления ночи»". Абу Дауд 2873, ат-Табарани в “аль-Аусате” 1/96, ат-Тахауи 1/280. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
jan
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 30 июл 2009, 09:34
Откуда: РФ, Тульская область, г.Новомосковск

Сообщение jan »

О разнице между опекой и усыновлением


Вопрос:
Много беженцев приезжают в США из Косово, их опекают христианские организации. Некоторые братья хотят помочь сиротам, чтоб те жили в их домах и кормить их. Но один шейх сказал, что это харам и что усыновление в Исламе не дозволено. И он отговаривают людей от того, чтоб те брали сирот под опеку. Дозволяет ли Ислам нам усыновлять сирот, если не менять их фамилию и не считать ребенка своим?

Ответ:
Хвала Аллаху. Существует разница между усыновлением и опекой сирот.
1) Усыновление - это когда человек берет сироту и делает его подобно своему ребенку, называет его своим именем, и этому приемному не разрешается жениться на дочерях человека, и сыновья приемного отца считаются ему как браться и его дочери считаются как сестры, и сестры отца считаются как его тети и т.п. Это было одним из обычаев времен Джахилийи, и некоторые Сахабы носили имена своих приемных отцов, как это было с аль-Микдад ибн аль-Асуадом, имя его настоящего отца было ‘Амр, но он звался ибн (сын) аль-Асуад, по имени мужчины, который усыновил его.
Этот обычай также имел место быть в начальный период Ислама, пока Аллах не запретил это, как мы помним из всем известной истории. Зайд ибн Хариса звали Зайд ибн Мухаммад, он был мужем Зайнаб бинт Джахш, а потом Зайд развелся с ней.
Передается от Анаса, что когда период идда у Зайнаб подошел к концу, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салам) сказал Зайду ибн Харису: «Скажи и сообщи ей обо мне (что я хочу жениться на ней)». И он пошел к ней и нашел ее замешивающей тесто. Он сказал: "О Зайнаб, благая весть. Посланник Аллаха хочет жениться на тебе". Она ответила: "Я не предприму ничего, пока не посоветуюсь с Господом", и затем пошла к своему молитвенному месту. Потом пришел посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва салам) и зашел к ней (так как она уже была его женой, которую выдал ее за него сам Аллах).
И относительно этого случая Аллах ниспослал слова Аллаха: «Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): "Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха". Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!» (аль-Ахзааб 33: 37). Муслим 1428.
2) Аллах запретил усыновление потому что это приводит к утере знаний о родословной людей, а нам было приказано сохранять родословную.
Передается от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как пророк (салаллаху алейхи ва салам) сказал: «Человек, который сознательно причисляет себя не к своему отцу, совершает куфр. А тот, кто приписывает себя к людям, с которыми он не имеет кровной связи, пусть приготовит свое место в Огне!» аль-Бухари 3317, Муслим 61.
Под словом «куфр» в данном случае речь идет о том, что такой человек совершает поступки неверных, а не то, что он вышел из-за этого из Ислама!
Ведь в подобных вещах (усыновлении) может быть дозволение запретного и запрещение дозволенного Аллахом. Например, запрещение выходить замуж дочери за усыновленного, что является запрещением дозволенного Аллахом. Или же дозволение наследования для приемного сына после смерти усыновителей, что является дозволением запретного, так как наследство является правом только родных сыновей! Ведь это приводит к вражде между усыновленным и родными детьми, так как их некоторые права будут переходить к усыновленному, тогда как родные дети будут знать, что это не полагается ему!
Что же касается опеки сироты, как поселение его в своем доме, не приписывая его к себе, не делая дозволенным запретное и запретное - дозволенным, как это случается с усыновлением, то опекающий сироты будет обладать благородным качеством и то нельзя сравнивать с усыновлением, так как это не одно и то же и поскольку Ислам побуждает к опеке сирот! Всевышний Аллах сказал: «Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: "Делать им добро - хороший поступок. Если вы объедините свои дела, то ведь они - ваши братья. Аллах отличает нечестивца от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый» (аль-Бакара, 2:220).
А посланник Аллаха сделал опеку сироты причиной близкого нахождения с ним в Раю! От Сахль ибн Са’да сообщается, что он сказал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я и тот, кто опекает сироту в Раю будут как эти» - и он показал свой указательный и средний пальцы, держа их слегка разъеденными". аль-Бухари, 4998.
Но следует отметить, что когда сироты достигают совершеннолетия, они должны быть отделены от жен и дочерей опекуна. Не следует с одной стороны делать добро, а с другой зло. Мы также должны заметить, что тот, кого опекают, может быть девочкой, и она может быть красивой и стать привлекательной до полового созревания, и опекун должен следить за своими сыновьями, чтоб те не впали в совершение запретных вещей с приемным ребенком, потому что это может повлечь нечестие, которое будет трудно исправить!
Мы одобряем то, что наши братья опекают сирот, потому что это такое благое проявление нрава, которое люди совершают редко, за исключением тех, кого Аллах сделал праведными и сделал их любящими благо и наделил чувством сострадания к сиротам и бедным, особенно к нашим братьям в Косово и Чечне, которые столкнулись с трудностями и испытаниями. Мы просим Аллаха избавить их от страданий.
А Аллах обо всем ведает лучше.

Ислам Q&A http://islamqa.com/ar/ref/5201

Усыновление детей бывает двух видов: разрешенное и запрещенное.
Запрещенное – это когда ребенка усыновляют с тем, чтобы он считался ребенком приемных родителей и к нему применялись законы как другим детям. Это - недопустимо. Аллах отменил это в Коране, сказав: «Он не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями» (аль-Ахзааб, 33:4)
Тот вид, который предписан и может быть желательным (мустахаб) - это когда к ребенку проявляется доброта и ему дается праведное религиозное воспитание и указывается верный путь, обучая его тому, что принесет ему пользу в этом и будущем мирах.
Но недопустимо отдавать ребенка людям, если только они не известны как заслуживающие доверия, соблюдающие религию и обладающие хорошим нравом, которые будут заботиться об интересах ребенка. Человек, берущий под опеку также должен быть местным жителем, так, что он не увезет ребенка в страну, где его пребывание приведет к потере соблюдения религиозных обязанностей в будущем.
Если эти условия соблюдаются и по отношению к приемному ребенку и принимающему родителю – тогда нет ничего страшного в том, чтобы передать ребенка (найденыша), чье происхождение неизвестно. Да сохранит вас Аллах.
Из Фатаауа Самаахат аль-Шейх Мухаммад ибн Ибрахиим (да помилует его Аллах)
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Усыновление

Сообщение abu jafar »

Какую фамилию и отчество дать детям, взятым под опеку

Фатуа Постоянного Комитета №16980
http://www.alifta.com/Fatawa/fatawaDeta ... 1&BookID=3
Вопрос: Я усыновил из больницы брошенного ребенка назвал его АбдуРрахман и будучи в неведении записал ребенка на свое имя вместе со своими детьми в базе данных в свою карточку, а моя жена вскормила его. И после всего этого я узнал, что совершил то, что противоречит шариату Аллаха и сунне нашего пророка, мир ему и благословения Аллаха. Надеюсь на то, что вы разъясните мне мою ситуацию относительного этого ребенка, и что мне нужно сделать, чтобы исправить то, что я уже сделал? Также вы должны знать, что я не хочу избавляться от него, так как он стал для меня таким же близким, как мои родные дети и сейчас ему 16 лет.
Ответ: Этот ребенок является тебе молочным сыном, если он был вскормлен пять или более раз до достижении им двухлетнего возраста. Однако нельзя его причислять к твоим детям, подобно тому, что он твой кровный ребенок. И ты обязан обратиться в соответствующие органы, ответственные за регистрацию в базе данных о гражданах, чтобы стереть его имя из твоей карточки и завести на него отдельную карточку никак не связанную с тобой и записать ему вымышленную родословную выбрав имена содержащие смысл рабства по отношению к Аллаху, как АбдуЛлах, АбдуРрахман и тому подобными. И да поведет вас Аллах. Мир и благословения нашему пророку, его семье и сподвижникам.
Члены комитета:
‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘АбдуЛлах ибн Баз,
‘АбдуЛлах ибн Гъудаян
Салих аль-Фаузан,
‘Абдуль-‘Азиз али-Шшейх,
Бакр абу Зейд.

П.С. Исходя из другого фатуа № 21145, можно также дать и другое отчество выбрав имена, как Хасан, Халид и тому подобные, которые не идут в разрез с тем, какие имена можно давать по шариату.
http://www.alifta.com/Fatawa/fatawaDeta ... 1&BookID=3
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Усыновление и опека

Сообщение salyafit_07 »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Umm_Ismail писал(а):Как следует поступить семье мусульман, которые хотят взять на воспитание ребенка или нескольких детей, при этом эта семья являются гражданами стран неверных?
ма шаа Ллах. Да вознаградит эту семью Всевышний за их намерения.

А по теме вопроса, то есть процедура установления опеки над ребенком. Это не усыновление и опека не предусматривает смену фамилий.

Также есть процедура попечительства. Чуть ниже подробности обоих видов.
_______________________________

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания и образования.
Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.
Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям)

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только:
совершеннолетние лица (достигшие 18-летнего возраста);
дееспособные лица (отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке, установленном статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации или об ограничении дееспособности гражданина в порядке, установленном статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не могут быть назначены опекунами (попечителями):
лица, лишенные (ограниченные) родительских прав (наличие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении (ограничении) его родительских прав (независимо от времени его вынесения);
лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.05.96 г. № 542, при этом Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, утвержден приказом Минздрава России от 10 сентября 1996 г. № 332);
лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются:
нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) (если поведение лица, желающего стать опекуном (попечителем) ребенка нельзя назвать нравственным, то роль воспитателя подопечного ему доверить нельзя);
способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей (под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка);
отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) (непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника, а также всей семьи, в которой проживает ребенок);
желание самого ребенка (в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса Российской Федерации мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по любому касающегося его вопросу должно быть обязательно учтено, в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства).
Примечание! Бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

Какие дети могут быть переданы под опеку (попечительство)

Закон устанавливает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):

Рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (статья 62 Семейного Кодекса Российской Федерации).

Факт отсутствия попечения со стороны родителей (статья 121 Семейного Кодекса Российской Федерации):
смерть родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти);
лишение (ограничение) их родительских прав;
признание родителей недееспособными;
болезнь родителей; длительное отсутствие родителей;
уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;
иные случаи отсутствия родительского попечения (в том числе признание родителей без вести отсутствующими, письменное согласие родителей на усыновление, подкидывание ребенка, пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы и др.).
_______________________________

В общем, братья и сестры, информации еще много по этой теме - изучите ин шаа Ллах сами.

Вот выдержки из закона - "Опека и попечительство над детьми".
Вот сайт - "Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ".

барака-Ллаху фикум.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

Umm Ubaydullah писал(а):Ассаляму алейкум уа рохматуЛлахи уа барокатух.
Мой дядя отдал своего новорожденного сына своему родному брату, так как они с женой не могут сами иметь детей. Они оформили ребенка на себя.
Он подрос, ему уже десять лет, но он не знает кто его настоящие родители.
А все родственники молчат об этом. Хотелось бы отметить, что они невежественны в вопросах религии.
Настоящие родители хотят рассказать сыну, но бояться какова будет реакция остальных родственников, и у них с родным братом испортились отношения.

Прошу дать совет как нам помочь им в этом непростом вопросе.
Джазакуму Ллаху хайран
уа алейкум ассалям уа рахматуЛЛахи уа баракатух
Ребенку надо сказать, кто его настоящие родители и чем быстрее, тем лучше.
Сейчас же надо спросить себя, чему отдать предпочтение: довольству Аллаха или же довольству людей? И что страшнее: гнев Аллаха или же гнев людей?
В зависимости от того как вы себе ответите, так и следует поступать.
Smartik
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 14:16

Re: Усыновление и опека

Сообщение Smartik »

усыновление - это благословенное Аллахом дело!
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

Smartik писал(а):усыновление - это благословенное Аллахом дело!
усыновление - это скверное перед Аллахом дело!
А ваши слова являются возведением лжи на Аллаха, за которое вам следует немедленно каяться! Кроме как под "усыновлением" вы имели в виду "попечительство"
Либо же в силу определенных крайних обстоятельств, вынужденное формальное усыновление на бумаге, истинной целью чего является попечительство, где ребенок по факту ни в коем случае не должен приписываться людям, не являющимся для него родителями!
Ответить