Мнение ханафитов касательно установления начала и конца Рамадана

Ответить
Аватара пользователя
АДМИН
Сообщения: 330
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 02:06

Мнение ханафитов касательно установления начала и конца Рамадана

Сообщение АДМИН »

Мнение признанных имамов ханафитского мазхаба
касательно установления начала и конца поста месяца Рамадан

В данной статье, с дозволения Всевышнего Аллаха, речь пойдёт о мнении ханафитского мазхаба относительно вопроса «Установление начала и конца поста месяца Рамадан», и будут цитироваться только признанные мнения среди ханафитского мазхаба, являющееся у них основополагающим, что именуется, как «му’тамад».
Итак, с позволения Всевышнего начнём:

▪ Начнём с известной книги по ханафитскому мазхабу, именуемой «аль-Мабсут», в которой собраны позиции имама Абу Ханифы и его ближайших учеников, а в частности 5 основных трудов имама Мухаммада ибн Хасана аш-Шейбани.
Автором этой книги является имам Мухаммад ибн Ахмад ас-Сархаси, именуемый ханафитами «Солнце имамов», скончавшийся по некоторым данным в 483 г.х.
Чтобы читатель хоть немного смог представить себе положение, которое занимает эта книга в ханафитском мазхабе, процитируем касательно неё слова известного ханафитского имама – Наджмуддина ат-Турсуси (721-758 г.х.), сказавшего про книгу «аль-Мабсут» следующее: “Не поступают в соответствии с тем, что противоречит сказанному в этой книге, и не обращаются к чему-либо иному, и не выносится фатуа, кроме как на основании того, что сказано в ней”. См. “Шарх ‘Укъуд расм аль-муфтий” 52, “Радд аль-мухтар” 1/169.
Так вот, после донесения до читателя небольшого представления об этой книге и её положении в мазхабе ханафитов, перейдём к тому, что говорится в ней касательно обсуждаемого вопроса:
“Если жители города стали соблюдать пост без зрительной фиксации луны, а один человек из их числа не стал поститься, пока не увидел луны, и получилось так, что жители города постились тридцать дней, а этот человек только двадцать девять, то он не обязан ничего возмещать.
Что же касается жителей города, то они впали в ошибку по причине того, что стали поститься без лицезрения луны, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите месяц Ша’бан тридцатью днями». Жители этого города пошли в противоречие велению Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и впали в ошибку.
Среди людей есть такой, кто говорит: «Во время неясности следует возвращаться к специалистам по вычислению новолуния» однако это мнение является далёким (от истины). Поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто пришёл к гадателю или предсказателю и поверил в то, что он сказал, тот проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду!»
То, что передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по этому поводу (касательно того, как следует поступать при пасмурной погоде) – это следующее: «А если полумесяц будет скрыт от вас, то отсчитайте для него». Смысл хадиса в том, чтобы завершить предыдущий месяц тридцатью днями, как это разъясняется в хадисе.
И поистине, не является обязательным для человека (постившегося в одиночку по зрительной фиксации 29 дней в отличие от жителей своего города, постившихся 30) что-либо возмещать. Ведь месяц может длиться и 29 дней”
. См. “аль-Мабсут” 4/61-62.

▪ Слова признанного ханафитского имама и автора известного толкования Корана – Абу Бакра аль-Джассаса (305-370 г.х.).
Абу-ль-Махасин сказал про аль-Джассаса: “Он был имамом ханафитов своего времени”. См. “ан-Нуджум аз-захира” 4/138.
А аль-Хатыб аль-Багъдади сказал про него: “На нём сошлось главенство ханафитов его времени, и съезжались к нему требующие знание со всех концов”. См. “Тарих Багъдад” 4/314.
Так вот, в своём тафсире в разделе «Как следует устанавливать месяц Рамадан?» Абу Бакр аль-Джассас упомянул аят: «Тот из вас, кто застанет этот месяц (Рамадан), должен поститься» (2: 185).
После чего он привёл часть хадисов, которые упоминались в самом начале статьи и сказал: “Слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц» соответствуют словам Всевышнего: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа”» (2: 189).
Сошлись мусульмане на том, что смысл аята и хадиса касается определения видения новолуния для обязательности поста Рамадана. И это указывает на то, что видение новолуния – это и есть понятие «застать месяц».
Было разногласие касательно смысла слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «А если полумесяц будет скрыт от вас, то отсчитайте для него».
Одни сказали: «Он имел в виду опираться в пасмурный день на вычисления движения луны…».
Другие сказали: «Он имел в виду отсчитать тридцать дней Ша’бана».
Что касается первого толкования, то оно отвергаемое, поскольку неизбежно обязывает обращаться к словам звездочётов и знатоков положения луны, а это противоречит Словам Всевышнего Аллаха:
«Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа”» (2: 189).
Аллах связал постановление с видением новолуния, а раз это поклонение (пост) является обязательным для всех, то не может быть такого, чтобы его постановление было связано с таким положением, которое не знают никто, кроме отдельных людей (астрономов), к мнению которых сердце может быть не спокойно.
Второе толкование в этом вопросе и является правильным, и это мнение всех факъихов, а также Ибн ‘Умара, передатчика этого хадиса. От него передаётся в хадисе, что он не опирался на эти вычисления.
Более того, другой хадис пояснил слова:
«отсчитайте для него» так ясно, что не оставил места для истолковываний”.
После этого аль-Джассас привёл три хадиса, в которых сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, чтобы в случае пасмурной погоды и невозможности разглядеть новолуние отсчитывали тридцать дней предыдущего месяца.
Затем аль-Джассас сказал: “Кто говорит о принятии слов изучающих небесные тела и вычисление звездочётов, тот тем самым выходит за границы постановлений Шариата. И это не такой вопрос, в котором допустимо проявлять иджтихад по причине доводов Корана, прямых хадисов Сунны и наличия единогласного мнения факъихов, говорящих противоположное этому мнению”. См. “Ахкам аль-Къуран” 1/279-280.
Итак, как мы видим, этот имам также из числа тех, кто передаётся единогласное мнение касательно недозволенности опираться в установлении начала и конца Рамадана на что-либо, кроме зрительной фиксации. Более того, он считает, что в этом вопросе недопустимы разногласия и проявления иджтихада!

▪ Слова двух авторитетных ханафитских имамов: аль-Хульуани (ум. 448 г.х.) и ат-Турджумани (ум. 645 г.х.).
Говорит аль-Хульуани (ум. 448 г.х.), которого ханафиты именуют «солнце имамов»: “Условием для обязательности начала и завершения поста является зрительная фиксация, и не принимаются в этом слова астрономов”.
Говорит ат-Турджумани (ум. 645 г.х.), которого ханафиты именуют «почёт имамов»: “Сторонники Абу Ханифы единогласны, за исключением редкого количества, а также шафииты, в том, что не опираются на слова астрономов (в вопросе поста)”. См. “Радд аль-мухтар” 3/355,


▪ Слова известного ханафита – Къауамуддина аль-Каки (ум. 749 г.х.), который в «Ма’аридж ад-дирая шарх аль-Хидая» сказал: “Не принимаются в расчёт слова звездочётов по единогласному мнению. А тот, кто обратился к их мнению, тот пошёл в противоречие Шариату”. См. “Хашия Ибн Абидин” 2/411.

▪ Слова известного мухаддиса ханафита – Бадруддина аль-‘Айни (762-855 г.х.), который делал комментарии к известным сборникам хадисов, как «Сахих аль-Бухари», «Сунан Абу Дауд», а также к известным ханафитским трудам.
О нём хафиз ас-Сахауи говорил: “Он был имамом, выдающимся учёным, знатоком арабской грамматики, истории и других наук”. См. «ад-Дауъ аль-ллями’» 10/132.
Итак, говорит аль-‘Айни касательно обсуждаемого вопроса: “Внешне слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «А если луна будет скрыта от вас, то отсчитайте тридцать дней» отвергают возможность опираться на астрономические вычисления в основе. И если бы данное положение можно было бы узнавать на основании этого, то он сказал бы: «Спросите астрономов».
Была группа людей, которая обращались к астрономам в этом, и это – рафидиты. Также передаётся от некоторых факъихов их соответствие им в этом вопросе. Но как сказал аль-Къады: «Единогласное мнение саляфов является доводом против них»”
. См. «‘Умдатуль-къари» 10/287.

▪ Слова известного и признанного среди ханафитов имама – Зайнуддина ибн Нуджайма (ум. 970 г.х.), сказавшего: “Некоторые наши сторонники (ханафиты) сказали: «Нет проблем в том, чтобы опираться на слова звездочётов». И передаётся от Мухаммада ибн Мукъатиля, что он спрашивал их и опирался на их слова после того, как на этом сойдётся группа из их числа. Но отверг это имам ас-Сархаси, да смилуется над ним Аллах, опираясь на хадис: «Кто пришёл к гадателю или предсказателю и поверил в то, что он сказал, тот проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду». См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 118.
Говорит в комментарии к этим словам ханафит Шихабуддин аль-Хамауи (ум. 1098 г.х.): “Сказано в «аль-Къунья»: «У нас (ханафитов) является условием, чтобы наступление и завершение поста стало обязательным – видеть новолуние. И не принимаются слова звездочётов».
Сказано в «ат-Тахзиб» согласно мазхабу аш-Шафи’и: «Не дозволяется следовать за звездочётами в их вычислениях, ни в отношении начала поста, ни его завершении».
А дозволяется ли звездочёту опираться на вычисления для самого себя? В этом есть два мнения.
Единогласны сторонники Абу Ханифы, да смилуется над ними Аллах, за исключением редкого количества, а также сторонники аш-Шафи’и, в том, что не опираются в этих вопросах на слова астрономов”
. См. “Гъамз ‘уюн аль-басаир” 2/66.

▪ Слова известного и признанного среди ханафитов имама – Мухаммада ‘Аляуддина аль-Хаскафи (1025-1088 г.х.), сказавшего: “Не придают значения словам вычисляющим наступление периодов (аль-муъаккъатун) согласно мазхабу (ханафитов), даже если они являются надёжными”. См. “ад-Дурр аль-мухтар” 2/93.

▪ В известной ханафитской книге «аль-Фатауа аль-Хиндия» (1/217), составленной учёными ханафитами Индии, сказано: “Следует ли обращаться в вычислении наступления Рамадана к словам опытных и надёжных людей из числа знатоков науки о звёздах? Правильное мнение состоит в том, что их слова не принимаются в этом”.

▪ Слова известного ханафита – мулы ‘Али аль-Къари (ум. 1014 г.х.), сказавшего: “Более того, я скажу, что если звездочёт станет соблюдать пост Рамадана до того, как увидел луну, опираясь в своём посте на свои познания, то он является грешником в своём посте, кроме как если будет установлено появление луны, учитывая наличия разногласия в этом. И если он назначит день Разговения, опираясь на своё ложное утверждение, то этот праздничный день так же будет ложным. Он будет обязан совершить искупление, что является правильным мнением. А если он посчитает разрешенным своё завершение поста исходя из того, как его высчитает, и придаст своему выводу положение обязательности, то станет неверным”. См. “Миркъат аль-мафатих” 6/270.

▪ Слова известного ханафитского мухаддиса Индии – шейха Абу-ль-Бараката аль-Лякнауи (1264-1304 г.х.), который в своём послании под названием «аль-Къауль аль-маншур фи хиляль хайр аш-шухур» (стр. 4-19) писал: “Меня побудило написать это послание то, что в наше время люди опираются на астрономические вычисления, верят астрономам в их словах, и не наблюдают за луной Рамадана. А некоторые стали опираться на то, что использовали в практике многие люди (как то, что пятый день каждого следующего года – это первый день Рамадана, или что Рамадан несколько лет обязательно идёт 29 или 30 дней, и т.п.). Всё это противоречит Шариату”.
После чего он стал упоминать доводы на то, что в установлении начала и конца Рамадана необходима именно зрительная фиксация, а затем сказал: “Раздел: «Не принимаются в расчёт вычисления звездочётов и расчёты касательно новолуния».
В этом было разногласие, но то, на чём большинство – это непринятие их слов, и он (астроном) не опирается на расчёты в вычислении Рамадана ни для себя (чтобы поститься самому), ни для других”
.
Затем он упомянул мнения тех, кто отклонился в этом вопросе из числа поздних, а также слова учёных, опровергавших их, после чего стал цитировать множество слов признанных ханафитских имамов, которые категорично запрещали начинать и завершать пост Рамадана, кроме как на основании зрительных фиксаций. См. “Маджму’а расаиль аль-Лякнауи” 2/212-214.

▪ Слова ханафитского имама – Мухаммада Муртада аз-Забиди (1145-1205 г.х.), который под главой: «Разъяснение хадиса, указывающего на то, что новолуние может быть установлено только зрительным путём» привёл хадис, передаваемый Абу Ханифой от Абу-ль-Бухтари, сказавшего: “Мы наблюдали за новолунием месяца Зуль-Хидджа, и некоторые из нас стали говорить: «Новолуние появилось две ночи назад». Другие говорили: «Оно появилось три ночи назад» (Люди говорили так потому, что месяц казался довольно крупным). Тогда мы пришли к Ибн ‘Аббасу и сообщили ему об этом, на что он сказал: «Новолуние появилось тогда, кого вы увидели его! Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) оттягивал (установление начала месяца), пока не увидят новолуние»”.
Этот хадис передал Ибн аль-Мукъри в своём Муснаде через Абу Юсуфа со слов Абу Ханифы. И с подобным смыслом такой хадис приводит также Муслим.
В этом хадисе указание на то, что постановление (о наступлении нового месяца) связанно именно со зрительной фиксацией, и нет пользы в словах астрономов, следящих за периодом времени, даже если они являются правдивыми. И это то, что является правильным, и это мнение большинства имамов за исключением тех, кто отклонился в этом от истины”
. См. «‘Укъуд аль-джауахир аль-мунифа фи адилля мазхаб аль-имам Аби Ханифа» 268.

▪ Слова известного и признанного ханафитского факъиха из числа поздних поколений – Ибн ‘Абидина (1198-1252 г.х.), которого считали печатью имамов ханафитского мазхаба.
Так, поясняя слова аль-Хаскафи: «Не придают значения словам вычисляющим наступление периодов (аль-муъаккъатун) согласно мазхабу (ханафитов), даже если они являются надёжными», он сказал: “Т.е. нет пользы в словах астрономов касательно обязывания людей постом. Более того, в «аль-Ми’радж» сказано, что не обращают внимания на их слова согласно единогласному мнению. Как и нельзя звездочёту опираться на астрономические вычисления (касательно начала и конца поста) только для самого себя”. См. “Радд аль-мухтар” 3/354.
Также у Ибн ‘Абидина есть отдельное послание касательно обсуждаемого вопроса под названием «Танбих аль-гъафиль уаль-уаснан аля ахкам хиляль Рамадан», в котором он говорит следующее: “Наши учёные (ханафиты), а также и другие ясно заявили о том, что является обязательным выслеживать луну на тридцатую ночь месяца Ша’бана. И если люди увидят её, то начинают пост, а если не увидят, то дополняют месяц тридцатью днями. Они принимали в расчёт только зрительную фиксацию или доведение месяца до тридцати дней, следуя в этом хадисам, повелевающим так поступать. И они не обращались ни к астрономическим вычислениям, ни к астрологии. И высказывания наших учёных ханафитов в их канонических трудах и других сошлись на следующем: «Вычисление Рамадана устанавливается зрительной фиксацией и довершением месяца до тридцати дней». И общеизвестно, что извлекаемое из этих трудов необходимо брать в расчёт, а их понимание таково, что не устанавливается Рамадан, кроме как посредством двух этих методов. См. “Маджму’у расаиль Ибн ‘Абидин” 1/223.
И только два эти метода установления месяца Рамадан упоминаются также двумя признанными ханафитскими имамами, как: аль-Къудури (362-428 г.х.) и Ибн Маудуд аль-Маусыли (599-683 г.х.), которые говорили: “Является обязательным, чтобы люди наблюдали за новолунием во время заката солнца двадцать девятого Ша’бана. И если они увидят луну, то постятся, а если она будет скрыта от них, то они довершат месяц тридцатью днями, а затем начинают поститься”. См. “Мухтасар аль-Къудури” 62, “аль-Ихтияр” 1/403.

Важное пояснение:
Следует отметить, что некоторые современники, в числе которых доктор Юсуф Къардауи, заявляли, что якобы в действительности имамы запрещали опираться не на астрономические вычисления и слова астрономов, что является дозволенной наукой, а именно на слова астрологов, что является запретным гаданием. И что якобы именно по этой причине некоторые имамы упоминали хадисы про запрет спрашивать что-либо у предсказателей и им подобных.
Данная попытка свести сотни слов представителей всех мазахабов, включая и ханафитов, касательно запрета использовать в начале и завершении поста Рамадана что-либо иное, помимо зрительной фиксации, не выдерживает никакой критики. И то, что некоторые имамы в качестве запрета сравнивали тех, кто опирался в посте на слова астрономов с теми, кто посещал предсказателей, не сводит суть запрета лишь к этой единственной причине.
Среди цитированных слов ханафитских имамов были ясные указания на то, что они не делают различий в методах установлении начала и конца поста, если он не опирается на зрительную фиксацию. Как и ясно ими было сказано, что нельзя обращаться к астрономическим вычислениям, говоря именно про науку, а не только астрологию.
К примеру, были процитированы следующие слова аль-Хаскафи, сказавшего: “Не придают значения словам вычисляющим наступление периодов (аль-муъаккъатун) согласно мазхабу (ханафитов), даже если они являются надёжными”.
И это высказывание даже стало исламским правилом, как у ханафитов, так и других имамов. Мало того, что эти слова ясны, как солнце любому простолюдину, для большей уверенности можно процитировать пояснение и примечание к этому высказыванию из известной энциклопедии, посвящённой правилам по фикъху:
“Правило 45: «Не придают значения словам аль-муъаккъатун, даже если они являются надёжными».
Под «аль-муъаккъатун» здесь речь идёт о ведущих расчёты и устанавливающих время, которые ведут наблюдения за наступлением и завершением месяца, исходя из наблюдения за небесными светилами (солнца и луны) или звёзд.
Нет довода в их словах относительно начала и завершения месяца. Воистину, суть в зрительной фиксации, на что указывает шариатский текст”
. См. “Маусу’а аль-къауа’ид аль-фикъхия” 1/887.
Кстати, автор этого труда и данного пояснения – это доктор шариатских наук и современник из числа ханафитов: Мухаммад Сыдкъи аль-Бурну.

Итог:
Подобные слова из признанных трудов ханафитских имамов можно цитировать ещё довольно долго, однако, и приведённого вполне достаточно, чтобы понять положение данного вопроса в мазхабе ханафитов.
И подытоживая процитированное, следует вновь отметить, что:
- Ханафиты установили только два метода, которыми вычисляется начало и конец поста Рамадана, а это – зрительная фиксация новолуния или же доведение предыдущего месяца до тридцати дней в случае пасмурной погоды и невозможности разглядеть луну.
- Ханафиты, как ранних поколений, так и поздних были единогласны в том, что нельзя опираться на астрономические вычисления начала и конца поста Рамадана. И исключением являлись некоторые представители, как ханафитов, так и шафиитов, в частности из числа поздних представителей, чьи мнения по данному вопросу они даже не взяли в расчёт.
- Ханафиты не обязывают того, кто постится на основании зрительной фиксации следовать за большинством жителей своего города, которые не опираются в этом на зрительную фиксацию.
- Ханафиты не считают разногласия в данном вопросе из числа приемлемых, поэтому они запрещали проявлять иджтихад в этом.
- Ханафиты не делают разницы в запретности установлении начала и конца поста, будь это посредством астрономических вычислений, или предсказаний гадателей и звездочётов, или методы проб и экспериментов, или извещения во сне, и т.п. Эти и подобные им методы для них равнозначны в запретности, поскольку всё это выходит за границы установленного Шариатом метода, который заключается либо в зрительной фиксации, либо в доведении месяца до тридцати дней.

П.С.
Странно, что современники, считающие себя ханафитами, которые не последуют вопреки мнению своего мазхаба даже хадису из "Сахих аль-Бухари" не принимают эти ясные слова и однозначные позиции в их мазхабе. Но хотелось бы найти им оправдание тем, что они, вероятно, не знали раньше об этом, или же их просто ввели в заблуждение по данному вопросу.
Аватара пользователя
Abu Yakub al Kabardini
Сообщения: 120
Зарегистрирован: 11 окт 2012, 21:18
Откуда: КБР,г.Нальчик

Re: Мнение ханафитов касательно установления начала и конца Рамадана

Сообщение Abu Yakub al Kabardini »

Ас-саляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух, Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум братья, джазакуму-Ллаху хейр за этот труд, пусть Аллах прибавит вам знаний, (амин)
Вот бы эту статью на турецком распространить, специально для наших турецких братьев и сестер, так как, за всё моё пребывание в Турции, они ни разу не опирались на зрительную фиксацию, а все прописано в календаре за год вперёд
Пусть Всевышний Аллах наставит их на прямой путь! Амин
Ответить