ГЛАВА 3. Раздел установлений того, что портит пост.
У поста есть вещи, которые нарушают его, и обязан муслим знать их, чтобы предостерегаться и отдаляться от них, т.к. эти вещи портят его пост. И это след. пункты :
1. Половая близость.
И если у постящегося была близость – портится его пост, и он обязан возместить этот день, и обязанность на нем вместе с
возмещением искупление («
кафара») – а это освобождение раба, а если он не найдет раба или не будет у него на это денег, то
он должен поститься два месяца подряд. Если он не может поститься два месяца подряд по шариатской причине, то он должен накормить шестьдесят бедняков, и для каждого бедняка полагается половина ca’ еды, которая распространена в этой местности
2. Выход семенной жидкости («аль-мани») по причине возбуждения, прикосновений, онанизма или длительного лицезрения чего-либо.
И если случилось что-либо из этого – прерывается пост, и на нем только восстановление (этого дня) без искупления, т.к. искупление относится только к половой близости.
И если во время сна произошла поллюция и вышло что-либо (из семенной жидкости) – нет греха на нем, и его пост действителен. Т.к. это произошло без его выбора. Однако он должен искупаться (взять большое омовение) от большого осквернения.
3. Еда и питье преднамеренно.
Как сказал Всевышний:
﴿ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ ﴾
« Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи.» (2:187)
А что же касается того, кто поел по забывчивости, то это никак не сказывается на его посте, как передается в хадисе:
من أكل أو شرب ناسيا , فليتم صومه , فإنما أطعمه الله وسقاه
«Тот, кто поел или попил по забывчивости, пусть завершит свой пост, поистине Аллах накормил его и напоил»
(аль-Бухари 1933, Муслим 1155)
И так же из того, что портит (пост) постящегося:
- Попадание воды в желудок через дыхательные пути
- Принятие питательных инъекций в вену
- Переливание крови (вливание крови в постящего)
Все это портит пост, т.к. во всем этом есть питание для него.
Так же из этого - это питательные уколы, т.к. они заменяют пищу.
И это портит пост.
Что же касается не питательных уколов, то постящийся должен их сторониться, оберегая свой пост, в соотв. со словами Посланника
ﷺ:
دع ما يريبك إلى ما لا يريبك
«Оставь то, в чем есть сомнение в пользу того, в чем нет сомнения»
(ат-Тирмизи 2518, ан-Насаи 5220, аль-Хаким 2/14 и т.д.)
И отложить их (т.е. эти уколы) на ночь.
4. Выход крови из тела, как при хиджаме, или при кровопускании, или сдача крови для помощи больным. Все это портит пост.
Что же касается незначительного выхода крови, как например при сдаче анализа, то это не сказывается на посте. Так же при выходе крови непреднамеренно, как кровотечение из носа, или при ранении, или из зубов. Все это не сказывается на посте.
5. Так же из вещей, портящих пост – это (преднамеренная) рвота.
Это выход из желудка чего-либо из еды или питья через рот преднамеренно. Это портит пост постящегося.
А что же касается того, кого вырвало не умышленно – то это не портит пост. Как сказал Пророк
ﷺ:
من ذرعه القيء , فليس عليه قضاء , ومن استقاء عمدا , فليقض
«Если рвота наступила (непроизвольно), то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить».
(Ахмад 2/498, ат-Тирмизи 820, абу Дауд 2380 и др.)
И постящийся должен
сторониться подкрашивания глаз сурьмой и лечения глаз каплями и др. средствами во время поста, оберегая тем самым свой пост.
И надо быть осторожным
при полоскании носа и рта, чтобы вода не попала в желудок через них, как сказал Посланник
ﷺ:
وبالغ بالاستنشاق إلا أن تكون صائما
«И тщательно промывай нос, если только ты не постишься»
(ат-Тирмизи 788, абу Дауд 142, ан-Насаи 98)
Сиуак
не портит пост, наоборот, это является
желательным как в первой половине дня, так и во второй по правильному мнению.
И если что-то попало в его горло из пыли или мух – то это не портит его пост.
И обязан муслим
отдаляться от лжи, злословия и поношения (ругани). И если кто-то поносит или ругает его – он должен сказать:
«Поистине, я пощусь»
И для некоторых людей не трудно отказаться от еды и питья, однако испытывают трудность в оставлении того, к чему привыкли из скверных слов и дел.
И поэтому некоторые саляфы говорили:
أهون الصيام ترك الطعام والشراب
«Самое легкое в посте – это оставление еды и питья»
И муслим должен бояться Аллаха и осознавать Могущество Своего Господа, и о Его Надзоре над ним в любое время в любом месте. И должен он оберегать свой пост от того, что нарушает его или делает неполноценным, чтобы его пост был ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.
И должен постящийся больше поминать Аллаха, читать Коран, и совершать дополнительные желательные виды поклонения.
И сподвижники, когда постились, сидели в мечети и говорили:
. نحفظ صومنا ولا نغتاب أحدا
«Мы оберегаем наш пост и не злословим ни о ком»
И сказал Посланник Аллаха ﷺ:
من لم يدع قول الزور والعمل به , فليس لله حاجة في أن يدع طعامه وشرابه
«Тот, кто не оставит порочные слова и дела, то Аллах не нуждается в том, чтобы он оставлял еду и питье»
(аль-Бухари 6057)
Т.к. не будет полноценным поклонение (приближение к) Аллаху, только оставляя эти желания (как еда и питье), которые РАЗРЕШЕНЫ вне поста, кроме как после ОСТАВЛЕНИЯ всего того, что ЗАПРЕТИЛ АЛЛАХ вне зависимости от ситуации (времени), будь то ложь, несправедливость и преступление по отношению к людям касательно их крови, имущества или чести.
И передается от Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах:
الصائم في عبادة ما لم يغتب مسلما أو يؤذه
«Постящийся в поклонении не злословит о муслиме и не причиняет ему вред»
( Приводит Ибнуль – Джаузи в книге «аль-‘Илаль» 887, и сказал ад-Даракутни «достоверный» от Абу аль-‘Алия, так же приводит Ибн Аби Шайба 2/272, и ‘АбдуРразак 7895, и Ибн Аби ‘Асым в книге «аз-Зухд)
И от Анаса, да будет доволен им Аллах:
ما صام من ظل يأكل لحوم الناس
«Не постился тот, кто продолжал есть мясо людей»
(Передает Ибн Аби Шайба 2/272/8890, а так же в «аз-Зухд» 1206)
И постящийся оставляет вещи, которые разрешены вне поста, и поэтому ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ОН ДОЛЖЕН ОСТАВЛЯТЬ ТЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ЗАПРЕЩЕНЫ ВСЕГДА, чтобы он был из числа действительно постящихся.