Достоверен ли хадис о награде как за совершение Хаджа и Умры

Ответить
Azamat
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 20:01

Достоверен ли хадис о награде как за совершение Хаджа и Умры

Сообщение Azamat »

Салам алейкум, братья, у меня вот какая ситуация:
решил в Рамадан побольше поклонения, усердия проявить утром в мечети сидел и Коран читал не сходя с места, опираясь на хадис, который приводится в Сахих аль-Джами 6346:

من صلى الفجر في جماعة ثم قعد يذكر الله حتى تطلع الشمس ثم صلى ركعتين كانت له كأجر حجة و عمرة تامة تامة تامة


от Анаса ибн Малика передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того, кто совершил утреннюю молитву в джама‘ате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два рака‘ата молитвы (Духа), это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и ‘умры».

Однако брат один "доброжелатель" сказал, что достоверным этот хадис назвал только аль-Альбани, а другие имамы сказали, что этот хадис слабый. И не то, чтобы он меня переубедил этим, однако поводом послужил, чтобы я начал искать, что про этот хадис говорят ученые и тут уже моего уровня не хватило чтобы разобраться, так как говорят разное. :( Поэтому и прошу о помощи, если кто заглядывает на сайт.
Ждать пока вы откроетесь, чтобы разместить этот вопрос в соответсвующем разделе у меня времени нет (Рамадан закончится), а так хотелось с уверенностью сидеть до восхода солнца за чтением Корана и быть уверенным, что помимо другого еще и награду как за полноценные хадж и умру получу, ин ша Аллах.
БаракаЛлаху фикум.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа аллейка салам брат.
Тот доброжелатель немного поторопился, заявив, что никто кроме шейха аль-Альбани данный хадис не считал достоверным!
А он не мог бы назвать нам имена тех имамов, желательно из числа ранних мухадисов, кто сказал, что этот хадис слабый?! В основном о том, что этот хадис в совокупности всё равно является слабым говорили лишь некоторые современники.
Этот хадис имеет много путей передач, и он передается от Ибн Умара, Абу Умамы и Анаса.
Слабость есть в версии Анаса, что приводит ат-Тирмизи 586, из-за передатчика по имени Абу Зыляль, в отношении которого были разногласия среди ученых. Шейх аль-Мубаракфури сказал: "Этот хадис ат-Тирмизи назвал хорошим, но в иснаде его есть Абу Зыляль, в отношении которого отзывались не хорошо. Однако у этого хадиса есть свидетельства, усиливающие его". См. "Тухфатуль-ахуази" 3/158.
Также есть слабость и в версии от Ибн Умара, однако эти хадисы усиливают друг друга, поскольку причина слабости этих хадисов не препятствует тому, чтобы они усиливали друг друга. Если слабость хадисов заключается в плохой памяти или ошибках передатчиков, но не в лживости, нечестии или фальсификации ими хадисов, то в таком случае эти хадисы усиливают друг друга. См. “Къауа’ид ат-тахдис” 90, “Шарх ан-нухба” 25.
И слабость этих версий именно такова.
Хафиз аль-Мунзири сказал: «У этого хадиса множество подтверждающих версий!»
Хафиз аль-Хайсами сказал: «Относительно некоторых передатчиков этого хадиса есть разногласие, которое им не вредит»
А самая достоверная версия из этих хадисов, это версия со слов Абу Умамы от Къасима, которую приводит ат-Табарани в "аль-Кабир" 7741. Все передатчики этой версии являются надежными.
По этой причине достоверность этого хадиса подтвердили имамы:
аль-Мунзири в «Таргъиб ат-таргъиб» 1/236.
ад-Думьяты в «Матджуру-ррабих» 303, 304.
аль-Хайсами в «Маджма’у-ззауаид» 10/104.
Ибн Хаджар аль-Аскъаляни в «Натаидж аль-афкар» 2/320.
Ибн Хаджар аль-Хайтами в «аль-Фатауа аль-фикъхия» 1/196.
Мухаммад аль-Мубаракфури в «Тухфатуль-ахуази» 1/403.
Ахмад Шакир в «Тахкыкъ Сунан ат-Тирмизи» 2/481.
Ибн Баз в «Маджму’ фатуа уа макъалят» 11/378.
Абдуль-Къадир аль-Арнаут в «Тахкыкъ Джами' аль-усуль» 9/401.
И аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3403 и других трудах.
На основании этого видно, что данный хадис имеет достоверную основу и на него можно и нужно опираться.
Уа-Ллаху а'лям.
Поэтому дорогой брат, не оставляй это благое деяние, за которое полагается великая награда.
А тому брату сообщи об именах этих имамов, которые подтверждали достоверность этого хадиса, чтобы не говорил впредь того, о чем не знает!
Пусть Аллах примет от тебя и всех нас наше поклонение!
Хэлъэдэж Пабжев
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 11 авг 2013, 01:11

Re: Достоверен ли хадис о награде как за совершение Хаджа и

Сообщение Хэлъэдэж Пабжев »

Ассляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.

По милости Аллаха знал этот хадис давно, но буквально на днях, произошла одна история, поэтому решил написать.
Совершили мы утреннюю молитву в мечети. Ушел тот, кто хотел уйти и остался тот, кто хотел остаться и сидеть до восхода солнца. Стал свидетелем такой картины. Один брат просит другого принести ему крепость мусульманина (книжная полка находится на расстоянии примерно пяти метров). Он встал и принес. Через некоторое время просит принести ему мусхаф. Тот встал и принес. Через некоторое время, говорит: «принеси мне воды попить». Тот встал и принес.

Я подошел и спросил, что происходит? Почему ты издеваешься над человеком, сподвижники старались никого ни о чем не просить, тем более, если могли сделать это сами. Даже находясь верхом на верблюде и уронив кнут, они предпочитали спешиться и подобрать сами, нежели попросить кого-либо подать им его! Хочешь что-то взять, иди сам и возьми! На что он мне ответил, что не хочет упустить награду за хадж!

Дальше у нас состоялся разговор на эту тему и он сказал, что много раз слышал это от знающих братьев, а также прочитал этот хадис здесь на форуме. Я сказал ему, что знаю этот хадис и сам стремлюсь к этой награде, но никогда не слышал этой добавки «на своем месте» или «не сходя со своего места».

Он сослался на форум, поэтому по приходу домой, я естественно, решил проверить)))

В общем, я поискал (в смысле не только на форуме) и не нашел нигде этой добавки. Что касается данного перевода, то вроде как, слово место упоминается, но в то же время, конкретно этот смысл не совсем очевиден. Но с другой стороны человек, который прочитал, понял это именно так: «не сходя со своего места». Может более подходящий перевод: «… кто сидел, поминая Аллаха…» или «… кто остался сидеть, поминая Аллаха…»

Вопрос: Может это я не смог найти, а добавка всё-таки существует; или же где-то в комментариях к этим хадисам об этом говорится; или всё-таки перевод не совсем корректный? Разве человек, который встал по необходимости, или решил сменить место, лишается этой награды? Давайте внесем ясность, потому что, как оказалось, у нас многие понимают этот вопрос именно так.

П.с.

А брату я сказал, что даже если допустить, что эта добавка существует (не смотря на то, что я о ней не знаю) то его поступки все равно не допустимы. Во-первых, он лишил своего брата этой награды, во-вторых, это не из красивого воспитания. Это как минимум! А Аллаху ведомо об этом лучше!

Искренне ваш Хэлъэдэж Пабжев.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Такие моменты, как: «сидеть на месте совершения молитвы» часто упоминаются в хадисах. Как, скажем, в хадисах про того, кто после фард–намаза остался сидеть на своём месте, поминая Аллаха, и за него делают ду’а ангелы, и словно он продолжает быть в молитве, если ожидает следующую молитву в мечети. Или остался сидеть на своём месте после утренней и вечерней молитвы, произнося определённые азкары, определённое количество раз, и т.п.

В понимании подобных хадисов, как и хадиса обсуждаемой главы, были разногласия среди учёных. Кто-то считал, что слова: «место молитвы» в подобных хадисах следует понимать буквально, и что не следует сходить с этого места. А кто-то понимал под словами: «место молитвы» всю мечеть, и не видел никаких проблем в том, чтобы сменить место, на котором была совершена молитва.
Например, хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Что имеется в виду под словами «место совершения молитвы»? Касается ли это непосредственно той части, на которой была совершена молитва в мечети, что если он переместится на другой участок в мечети, то не заслужит награды, уготованной ему? Или же речь под этим идёт о всей мечети, в которой он совершил молитву? Подразумеваться могут оба варианта, то второй вариант видится более правильным”. См. “Тарх ат-тасриб” 2/367.
А шейх ‘Али аль-Къари касательно хадиса: «Кто совершил утреннюю молитву в джама’ате, а затем сидел и поминал Аллаха», вообще сказал: “Т.е. продолжал пребывать на своём месте в мечети, в которой помолился. И не противоречит этому вставание для обхода Каабы или для требования знания и увещевания в мечети. Более того, так же (он получит эту награду), если вернётся к себе домой, продолжая поминать Аллаха пока не взошло солнце, а затем совершит два рака’ата”. См. “Миркъатуль-мафатих” 2/163.
Однако это мнение, касательно того, кто вообще покинул мечеть и совершил два рака’ата Духа у себя дома, явно противоречит хадисам этой главы.
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Подразумевает ли этот хадис, что человеку следует оставаться сидящим в мечети после утренней молитвы или же ему позволено вернуться домой и поминать Аллаха дома?»
Шейх аль-‘Аббад ответил: “Напротив, следует сидеть в мечети, так как в хадисе сказано «в мечети». А если он вернётся домой, то не получит награды, упомянутой в хадисе”. Сл. “Шарх Сунан Аби Дауд” № 47.

А что касается непосредственно обсуждаемого хадиса, то есть у него прямые версии, как указывающие на то, что можно вставать со своего места, и что главное оставаться в мечети, так и указывающие на то, что правильнее оставаться на месте совершения утренней молитвы.
К примеру, указанием на то, что речь идёт о всей мечети, а не только о том месте, где человек совершил утреннюю молитву, может служить следующая версия:
Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил утреннюю молитву в джама’ате в мечети, а затем остался пребывать в ней, пока не совершил молитву Духа, то ему полагается награда того, кто совершил полноценный Хадж и ‘Умру». ат-Табарани в “аль-Кабир” 8/180. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 10/104.

А касательно того, что следует оставаться непосредственно на месте совершения молитвы, можно привести эту версию:
Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил утреннюю молитву в джама’ате, а затем остался сидеть на своём месте, пока не совершил молитву Духа, то ему полагается награда того, кто совершил полноценный Хадж и ‘Умру». Ибн ‘Ади в “аль-Камиль” 8/180. Хадис хороший в силу усиливающих его свидетельств. См. “Тахридж аль-Маталиб аль-‘алия” 4/581.
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил утреннюю молитву, а затем остался сидеть на своём месте, не говорил ни о чём из дел мира этого, поминал Аллаха, пока не совершит четыре рака’ата молитвы Духа, тот вышел из своих грехов подобно дню, когда родила его мать». Абу Я’ля 4365. Хафиз аль-Бусыри назвал иснад хадиса хорошим. См. “аль-Итхаф” 2/111.

Следует отметить, что если человек придерживается мнения, что для получения этой великой награды не следует сходить с места совершения молитвы, то он однозначно её получит, ибо касательно такого варианта нет разногласия среди учёных. Но если человек следует мнению, что главное пребывать в мечети, а то и вообще можно пойти домой и там сделать Духа намаз, как это сказал ‘Али аль-Къари, то касательно этих суждений нет уверенности, а напротив, есть вероятность упустить эту награду в случае, если данные мнения окажутся слабыми.
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Есть те, кто считает, что желающему получить награду за пребывания на своём месте до восхода солнца после утренней молитвы, ни в коем случае нельзя сходить с места совершения молитвы и вставать. Некоторые из тех, кто придерживается упомянутого мнения, полагают, что если кто-то поздоровался с кем-то после утренней молитвы, то он упустил эту награду из-за нарушения условия (награды). Насколько правильным является это мнение?»
Шейх аль-‘Аббад ответил: “Нет сомнения в том, что пребывающий на месте совершения молитвы избавился от сомнения посредством убеждённости, и в этом не будет сомнения. А если он перейдёт с этого места на другое, то тут уже есть сомнение.
А что касается того, кто пребывает на месте совершения молитвы, затем пришёл кто-то и он поприветствовал его или встал, чтобы пожать руку, то не говорится: «Он нарушил условие». Воистину, милость Аллаха обширна”
. Сл. “Шарх Сунан Аби Дауд” № 67.

В любом случае, разногласие в этом вопросе является приемлемым, ибо это из числа разногласий в понимании одних и тех же текстов.
И если тот, кто на мнении, что не следует сходить со своего места, чтобы получить упомянутую в хадисах награду, попросил подать, скажем, Мусхаф того, кто на мнении, что главное пребывать в мечети, и не обязательно сидеть на своём месте, то нет в этом ин ша-Аллах какой-то проблемы. Конечно же, если не злоупотреблять этим, типа: подай то, подай это, принеси мне воды, и т.д.

Некоторые полезные примечания:
1. Получают ли такую же награду, упомянутую в хадисах, и женщины, совершающие эту молитву дома в одиночку? Ведь в хадисах упоминается совершение утренней молитвы в джама’ате в мечети.
Шейх Ибн Баз считал, что они могут получить эту награду, если совершат утреннюю молитву в своих комнатах, отведённых для молитв, а затем будут поминать Аллаха до восхода солнца, после чего совершат молитву Духа. См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 10/390, 17/66.

2. Если человек, оставшийся после утренней молитвы, неважно какого он мнения, вынужден нарушить омовение и выйти из мечети, чтобы его обновить, теряет ли он эту великую награду?
Спросили учёных Постоянного комитета: «Если человек пребывает на месте совершения утренней молитвы, поминая Аллаха до рассвета, чтобы совершить Духа, но нарушил омовение и вышел для его возобновления, то является ли его выход из мечети причиной упущения награды Хаджа и ‘Умры, если даже вернётся на своё место и совершит молитву Духа, как говорится в хадисе?»
Они ответили: “Кто продолжал сидеть на месте совершения молитвы после совершения утренней молитвы, поминая Аллаха, пока не взошло солнце, а затем нарушил омовение и вышел из мечети для его возобновления, после чего сразу же вернулся на своё место, не затягивая своё отлучение вне мечети, а затем после восхода солнца на высоту копья совершил два рака’ата, то этот его выход не влияет и не препятствует получению этой великой награды, уготованной за это поклонение, ин ша-Аллах”. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 20123.

А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Абу Имран аш- Щаркаси
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 02 мар 2016, 10:29

Re: Достоверен ли хадис о награде как за совершение Хаджа и Умры

Сообщение Абу Имран аш- Щаркаси »

السلام عليكم ورحمة الله و بركاته
Дорогие братья, а что значит " поминал"? Сюда входят именно зикр , или и чтение Коран. Если я буду читать Коран, поподу ли я под этот хадис , или же я должен читать именно зикры? ДжазакумЛлаху хъейран. Барака Ллаху фикум
Аватара пользователя
Abu-Maryam
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 07:02
Откуда: Нальчик, КБР

Re: Достоверен ли хадис о награде как за совершение Хаджа и Умры

Сообщение Abu-Maryam »

وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Поминание Аллаха может быть посредством чтения Корана, а может быть и другим способом. Но раз упоминается в хадисе слово “зикр”, то не дозволено кому-либо запрещать читать Коран, если Пророка , не удерживало поминание Аллаха в любое время!». См. «аль-Аусат», 2/100.

Шейх аль-Мубаракфури сказал: «”Язык поминающий (Аллаха) – то есть восславляющий Всевышнего Аллаха, почитающий Его, восхваляющий Его, произносящий слова Ля иляха илляЛлах и благодарение Его всякими видами похвал и чтением Корана». См. «Тухфатуль-Ахвази», 8/390.

‘Ата сказал: «Каждый, кто должным образом совершает пять молитв, входит в число тех, о ком Аллах Всевышний сказал: “…часто поминающих Аллаха мужчин и женщин…” (аль-Ахзаб, 33:35)». См. аль-Вахиди в «аль-Васит», 3/471.

Имам ан-Навави сказал: «Знай, что поминание Аллаха не ограничивается произнесением слов “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/, “Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/, “Хвала Аллаху” /Аль- хамду ли-Ллях/ или “Аллах велик” /Аллаху акбар/, ибо каждый, кто делает что-либо ради Аллаха Всевышнего, проявляя повиновение Ему, тоже поминает Аллаха. Об этом говорил Са‘ид бин Джубайр и другие улемы». См. «Аль-азкар аль-мунтахаба мин калам саййид аль-абрар», с.20.

Также шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил, что в шариатских текстах под “поминанием Аллаха” в абсолютном значении, подразумевается все, что приближает к Аллаху, будь это дело сердца, языка или органов.

والله اعلم
kamil
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 24 дек 2008, 20:32
Откуда: جبال الأورال

Re: Достоверен ли хадис о награде как за совершение Хаджа и Умры

Сообщение kamil »

و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته

Тафсир ас-Саади - «Джинны» 72:17

لِّنَفْتِنَهُمْ فِيهِ‌ۚ وَمَن يُعْرِضْ عَن ذِكْرِ رَبِّهِۦ يَسْلُكْهُ عَذَابًۭا صَعَدًۭا

   ЧТОБЫ ЭТИМ ПОДВЕРГНУТЬ ИХ ИСПЫТАНИЮ. А ТЕХ, КТО ОТВРАЩАЕТСЯ ОТ НАПОМИНАНИЯ СВОЕГО ГОСПОДА, ОН ВВЕРГАЕТ В ТЯЖКИЕ МУЧЕНИЯ.

    Только бесчестие и ненависть к истине помешали им встать на прямой путь и вкусить воды вкусной, приятной. Аллах ниспосылает верующим подобные испытания для того, чтобы испытать их веру и отличить правдивого раба от лжеца. А тех, кто отвращается от Писания, не следует его заповедям и пренебрегает ими, Аллах подвергает невыносимому и мучительному наказанию.

    (Аль-Джинн, аят 17)

Тафсир ас-Саади - «Та Ха» 20:124

وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِى فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةًۭ ضَنكًۭا وَنَحْشُرُهُۥ يَوْمَ ٱلْقِيَـٰمَةِ أَعْمَىٰ

   А КТО ОТВЕРНЕТСЯ ОТ МОЕГО НАПОМИНАНИЯ, ТОГО ОЖИДАЕТ ТЯЖКАЯ ЖИЗНЬ, А В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ МЫ ВОСКРЕСИМ ЕГО СЛЕПЫМ».

    Небесное Писание напоминает людям о самой заветной цели, и если человек отворачивается от него или вообще отказывается уверовать в него, то его дерзость оборачивается для него наказанием. Комментаторы считали, что под жизнью, проведенной в тяготах, подразумеваются мучения в могиле, которая будет стеснять и сжимать мученика. Этот аят является одним из нескольких откровений, которые свидетельствуют об истинности наказания в могиле.
    Всевышний сказал: «Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: “Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями”» (6:93); «Но помимо величайших мучений Мы непременно дадим им вкусить меньшие мучения» (32:21); «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили[или: поразили] скверные мучения — Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (40:45–46).
    Все эти аяты свидетельствуют о правдивости наказания в могиле. Что же касается обсуждаемого нами аята, то, скорее всего, праведные предки истолковывали его подобным образом, потому что он заканчивается упоминанием о наказании в День воскресения. А лучше всего об этом известно Аллаху.
    Некоторые толкователи считали, что тяжкая жизнь людей, которые отворачиваются от напоминания Аллаха, складывается из забот, печалей, трудностей и страданий на земле, а также мучений в могиле и в День воскресения. При этом они обосновывали свои утверждения тем, что Аллах не связал тяготы с определенным этапом человеческой жизни.
    Затем Всевышний Аллах поведал о том, что неверные в Судный день будут лишены зрения. По этому поводу в Коране сказано: «В День воскресения Мы соберем их лежащими ничком, слепыми, немыми, глухими» (17:97).

    (Та Ха, аят 124)
Ответить