"Вопросы следования в молитве за имамом" фатауа ученых

Ответить
Abu Idris Dinar
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 23 май 2009, 17:31
Откуда: التاتارستان

"Вопросы следования в молитве за имамом" фатауа ученых

Сообщение Abu Idris Dinar »

السلام عليكم
الحمد لله والصلاة والسلام على رسول الله وعلى آله وصحبه، أما بعـد

Если имам не садится на “джалса истироха” (сидение для отдыха, после второго саджа первого рака’ата , перед тем как встать на второй рака’ат), садится ли “ма’мум” (кто читает за имамом) ?
Вопрос: Мы совершаем намаз за имамами не делающих “джалса истироха” (сидение для отдыха) в намазе, и даже если ты придешь к ним с книгой побуждающей делать это, они все равно не делают. Совершать ли мне ее (“джалса истироха”) когда я совершаю намаз за ними, несмотря на то что они этого не делают, или мне следует следовать за имамом в оставление ее? Будучи знающими то, что это сделает меня, делающим это (т.е.“джалса истироха”) не так, как я сказал, так как они не делают ее?.

Ответ:
Вся хвала Аллаху.

Во-первых: “джалса истироха” является сунной из суннатов намаза, и это уже было разобрано в ответе на вопрос № (21985).

Во-вторых: Пророк (صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ), приказал “ма’муму” следовать за имамом как это передал аль-Бухари (688) и Муслим (412) от матери правоверных 'Аишы, сказала: : “Посланник Аллаха (صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ), совершил намаз в своем доме будучи больным, и совершил он его сидя. А народ совершил намаз за ним стоя. И он сделал им знак, мол, садитесь. А когда он завершил намаз, сказал: "Поистине имам поставлен для того, чтобы вы за ним заканчивали. Если он сделал руку' то и вы делайте руку', если же он поднялся с него то и вы подымайтесь, а если же он совершает намаз сидя, то и вы совершайте намаз сидя”.
Значение же - следование: Это то что “ма’мум” начинает совершать дела касающееся намаза, сразу как только имам закончит то что совершал. См. вопрос № (33790)
См.: “Хашия ибн Касим” (2 / 285), и “ Шарх аль-Мумти'”(4 / 269).

В третьих: Если имам не сидит “джалса истироха”. Ученые разошлись в этом, лучше ли сидеть “ма’муму” для “джалса истироха” или нет? Причиной же разногласия является вопрос, а это: Является ли “джалса истироха” “ма’мума” в этом положении и отставание от имама отвергаемой последовательность, выполнять которую приказал Пророк (صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ), или нет?

Некоторые ученые сказал, что “ма’мум” садится для “джалса истироха”, даже если имам не садится, а отставание “ма’мум” в данном случае, не значительное, не несет за собой вреда.

Ан-Навави сказал в “Маджму'” (4 / 240):
И если оставит имам “джалса истироха” то “ма’мум” совершает ее, сказали наши последователи (т. е. Шафииты): Так как расхождение не значительное.
Другие же утверждали, то что “ма’мум” не садится на нее (“джалса истироха” ).

Был спрошен Шейх аль-Ислам (ибн Таймия), как в “Фатава аль-Кубра” (1 / 135) о человеке, который совершает намаз будучи “ма’мумом” и садится между двумя “рака'атами” (поясными поклонами) для “джалса истироха”, но имам не совершает этого, разрешено ли ему (ма’муму) это (“джалса истироха”)?

Он ответил: “Джалса истироха” пришла достоверно в достоверном сборнике (ал-Бухари), то что пророк (صلى الله عليه و سلم) садился для нее. Но ученые разошлись относительно этого, делал ли он (Пророк) от старости из-за необходимости, или же потому что она (“джалса истироха”) является сунной намаза? И тот кто придерживался второго мнения (т.е. что она сунна) считали ее желательной, как об этом сказал Шафи'и и Ахмад в одной из двух преданий. А тот же кто придерживался первого мнения (т.е что он делал это по старости)считали ее не желательной, кроме как только по нужде, как это считал Абу Ханифа, Малик и Ахмад в другом предании. И тот кто делает ее (“джалса истироха”), то за это не порицается даже если является “ма’мумом”, так как размер отставания не является отставанием запрещенным, у тех кто считает ее (“джалса истироха”) желательной. А не является ли это дело (т.е. продолжение совершения “джалса истироха” не смотря на небольшое отставание), не иначе как дело на месте "иджтихада"? Так как противоречит у него выполнение этой сунны и быстрая последовательность за имамом, и поистине это первостепенно (т.е. оставление "джалсы") чем отставание, но оно мало, и становится подобно как если бы он (имам) встал с первого "ташаххуда" до того как завершит его “ма’мум”, а “ма’мум” считает его (ташаххуд) желательным, или как если имам даст салям (т.е. завершит намаз) а у “ма’мума” осталось не законченным немного из "ду'а", и что ему делать заканчивать "ду'а" или давать "салям" (выходить тем самым из намаза)? Подобно этим вопросам, являются вопросами "иджтихада", и сильнее то что следование за имамом первостепенее чем отставание для выполнения желательного (мустахаб), а Аллах знает лучше. Конец цитаты.

Сказал шейх Ибн 'Усаймиин в" Шарх аль-Мумти'"(3 / 192):
Вопрос: Человек будучи “ма’мумом” является ли сунной для него сесть, если он считает это сидение сунной или следовать за имамом лучше?

Ответ: Следование за имамом лучше, и по этому оставляется "ваджиб" (обязательность) а это первый "ташаххуд", и даже делается добавление, как в случае если застигнет имама во втором "рака'ате" то он в этом случае сядет на "ташаххуд" в первом "рака'ате", и он делает на один "ташаххуд" больше для того, чтобы следовать за имамом, даже оставляет человек "рукн" (столп) для того, чтобы следовать за имамом. Сказал пророк (صلى الله عليه و سلم): (если он (имам) совершает намаз сидя, то и вы совершайте намаз сидя) и он (“ма’мум” ) оставляет "рукн" стояния и "рукн" "руку'", и садится в том месте где должен был стоять, и указывает кивками головы н "руку'" на месте где должен делать "руку'" (поясной поклон), все это для того, чтобы следовать за имамом.


Если скажет спрашивающий: Это седение (“джалса истироха”) малое (не значительное) не ведет за собой отставание от имама.

Ответ: То что пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал: (“Если он (т.е. имам) сделал руку' то и вы делайте руку', если же он сделал суджуд, то и вы делайте суджуд, если же он сделал такбир, то и вы делайте такбир...” ) и хадис пришел с буквой "ФА" (ﻓ) (в ответе ниже я разобрал немного подробнее этого), указывающей на порядок и последовательность без промедления, и это указывает на то что лучшие в отношении “ма’мума”, не отставать от имама, даже если это является малым (не значительным), а наоборот спешить следовать, и не совершать вместе с ним (т.е. с имамом), и не опережать его, и не отставать от него, и это является истинным заканчиванием. Конец цитаты.

А Аллах знает лучше.

Ислам Вопросы и ответы
http://www.islamqa.com/ar/ref/34458/ترك ... ن%20الصلاة



Следование за имам в "мандубатах" (рекомендуемых частей) намаза, выполнением и оставлением.
Вопрос: Что является обязательным в выполнение “ма’муму” (кто читает за имамом), если имам сам не выполняет некоторые достоверные сунны в намазе, как подымание рук перед “руку'” (поясной поклон), и после него, является ли обязательным следовать за имамом, или следование сунне? Я очень сильно запутался, и я надеюсь что вы дадите ответ.


Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Следует “ма’муму” (кто читает за имамом) делать то что он видит сунной, без разницы делает это имам или нет, кроме как если выполнения этого “ма’мумом” приведет к нарушению следование за имамом, и запоздает в выполнении или опередит его, то ему обязательно в данном случае оставить то, что он считает сунной, из за следования за имамом.
И то что спросил спрашивающий (поднятие рук перед руку' и после него) не приводит к нарушению последовательности, и необходимо “ма’муму” его выполнения.
Так например из того что приводит к нарушению последовательности, если “ма’мум” считает желательным “джалса истироха” (сидение для отдыха) а имам не считает это желательным, то необходимо “ма’муму”оставить это.
И мы уже разобрали это в ответе на вопрос № (34458). (Ответ на него я перевел выше (переводчик)).
Сказал шейх Ибн ‘Усаймиин (رحمه الله):
“ То, что не ведет за собой отставание от имама и не ведет к опережению его, в этом случае выполняет “ма’мум” так, как считает желательным, например: Если имам не считает желательным подымание рук во время “такбира” для руку’ и поднимания с него и не с не с вставания с первого “ташахуда”, а “ма’мум” считает это желательным, то он делает это; так как это не влечет за собой отставание от имама и не опережение его, и поэтому сказал Посланник (صلّى الله عليه وسلّم):

)إذا كَبَّر فكبِّروا ، وإذا ركع فاركعوا ، وإذا سجد فاسجدوا

(
“Если он (т.е. имам) сделал такбир, то и вы делайте такбир, если же он сделал руку' то и вы делайте руку', если же он сделал суджуд, то и вы делайте суджуд ...” (аль-Бухари и Муслим)
и буква “ФА” (ﻓ) то (буква которую я отметил коричневым в хадисе), указывает на порядок (следования) и последовательность, и так же: если имам сидит “мутаварикан” (положение сидения для “ташаххуда” в котором верхняя часть левого бедра находится на земле, а левая нога выведена с правой стороны под голенью правой, при этом ступня правой ноги поднимается вертикально) в каждом “ташаххуде" после которого следует "таслим” (т.е. завершает намаз) даже если он является из двух рака'атов, а "ма'мум” не считает это дозволенным кроме как только во втором “ташаххуде” из намаза в котором установлено два “ташаххуда”, то ему (“ма'муму”) можно не сидеть “мутаварикан” с имамом в двух рака'атном намазе; так как это не приведет как не отставанию, так и не к опережению”. Конец цитаты.
“Шарх аль-Мумти” (2/319-320).
A Аллах знает лучше.
Ислам Вопросы и ответы
http://www.islamqa.com/ar/ref/136385/ترك%20رفع%20اليدين
Ответить