О ПОЛОЖЕНИИ ШКУР, ШЕРСТИ И ПЕРЬЕВ РАЗЛИЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О ПОЛОЖЕНИИ ШКУР, ШЕРСТИ И ПЕРЬЕВ РАЗЛИЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

О положении шкур, шерсти и перьев различных животных

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Является ли шкура животных после дубления очищенной или нет? Если да, то касается ли это шкур любых животных или же только тех, которые дозволены для употребления в пищу? И каково положение шерсти и перьев различных животных?
Эти вопросы часто беспокоят многих мусульман, да и как может быть иначе, ведь с этим вопросом связано множество вещей, как ношение одежды из шкур животных, совершения в них молитв, их покупка и продажа и т.п.
В данной работе с дозволения Всевышнего Аллаха речь пойдет коротко, но подробно, о мнениях ученых и их доводах в этом вопросе, дабы русскоязычным мусульманам было легче разобраться в нем.
Что в этой работе является истиной, то это только от Аллаха, а если есть ошибки, то это лишь от меня и шайтана, который пытается применить свои козни во всем, а Аллах далек от ошибок и всякого несовершенства!

Мнения имамов в вопросе очищения шкур животных

Среди имамов первых и последующих поколений было множество разногласий относительно дубления шкур и их очищения. Однако в основном в этом вопросе упоминается семь известных мнений, о чем говорили многие ученые, среди которых имам ан-Науауи, имам аш-Шаукани, имам ас-Сан’ани и шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/54, “Найлюль-аутар” 1/280, “Субулю-Ссалям” 1/139, «‘Аунуль-ма’буд» 1/117.
Рассмотрим данные семь мнений с дозволения Аллаха:

Первое мнение: Дубление делает чистым любую шкуру любого животного
Это мнение имам Ибн Къудама и имам ас-Сан’ани передали от ‘Али ибн Абу Талиба и Ибн Мас’уда. См. “аль-Мугъни” 1/108, “Субулю-Ссалям” 1/139.
Также того мнения, что дубление делает чистым любую шкуру, включая шкуры хищников и свиньи, придерживались имам Абу Юсуф, ученик Абу Ханифы; это известное мнение захиритов, как Дауд и Ибн Хазм; а также этому мнению отдали предпочтение имам аш-Шаукани, имам ас-Сан’ани, шейх аль-Альбани, шейх Мухаммад аль-Итьюби, и др. См. “аль-Мабсут” 1/202, “аль-Мухалля” 1/128, “Найлюль-аутар” 1/283, “Субулю-Ссалям” 1/139, “ас-Самруль-мустатаб” 1/34, “Шарх Сунан ан-Насаи” 33/49.
Имам Ибн аль-Мунзир передал, что когда аш-Ша’би спросили про мешки из свиной шкуры, в которых перевозили с Азербайджана корм, он ответил: “Нет в этом никаких проблем”. См. “аль-Аусат” 2/280.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр передал, что и Сахнун относительно использования шкуры свиньи говорил: “Нет в этом никаких проблем”. См. “ат-Тамхид” 4/168.
Имам Ибн Хазм сказал: “Шкура мертвечины – любой мертвечины, будь это шкура свиньи, собаки, хищников или других животных, путем любого вида дубления, становится чистой. И после дубления становится дозволенным продавать эту шкуру и совершать в ней молитву, и такая шкура мертвечины (дубленая) становится подобна шкуре заколотого животного, дозволенного есть. Однако шкура мертвечины упомянутых животных никоим образом не пригодна для употребления в пищу, особенно кожа человека. Поистине, кожу человека нельзя ни очищать, ни сдирать, и его необходимо хоронить, даже если он неверный”. См. “аль-Мухалля” 1/128.
Когда шейха аль-Альбани спросили об одежде из свиной шкуры, он ответил: “Дозволено ее носить и совершать в ней молитву”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 231.

Доводы этой стороны:
Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если шкура дубленая, то она чистая». Муслим 1/277.
В версии этого хадиса, которую приводят авторы сборников «ас-Сунан» пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит так: «Любая шкура после дубления становится чистой». Абу Дауд 4123, ат-Тирмизи 1728, ан-Насаи 3/173, Ибн Маджах 3609. Хадис достоверный.
Также от Ибн ‘Аббаса сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) собирался совершить омовение водой из бурдюка, и ему сказали: “Он (бурдюк) из шкуры мертвечины”. На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Ее дубление удаляет ее нечистоту». Ахмад 1/314, Ибн Хузайма 114, аль-Хаким 1/161. Имам аль-Байхакъи, хафиз Ибн Хаджар, имам аз-Захаби и шейх Ахмад Шакир подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сунан аль-кубра” 1/17, “ат-Тальхыс” 1/50, “Тахкыкъ аль-Муснад” 2117.
Анас ибн Малик рассказывал, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) собирался совершить омовение водой, ему сказали: “Наша вода только в сосуде из шкуры мертвечины”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А эта шкура дубленая?» Ему ответили: “Да”. Тогда он сказал: «Это делает ее чистой». ат-Табарани в “аль-Аусат” 9215. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/217.
Со слов ‘Аиши сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Очищением любой шкуры является дубление». ад-Даракъутни 1/49, аль-Байхакъи 1/21. Имам ад-Даракъутни назвал хадис хорошим, а имам Ибн Хазм достоверным.
Со слов Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая шкура становится чистой после дубления». ад-Даракъутни 1/48. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность хадиса. См. “ат-Тальхыс” 1/46.
И подобных хадисов на эту тему множество, которые также передаются от Умм Салямы, аль-Мугъиры, Абу Умамы, Шайбана, Сабита и Ибн Мас’уда. См. “Найлюль-аутар” 1/282, “Субулю-Ссалям” 1/142.
Опираясь на эти обобщенные хадисы, сторонники этого мнения говорили, что любая шкура является чистой после дубления. Имам ас-Сан’ани о хадисе: «Любая шкура после дубления становится чистой», сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на то, что дубление очищает шкуру любого животного, как с внутренней, так и с внешней стороны, и на это указывают обобщенные слова «Любая шкура». См. “Субулю-Ссалям” 1/139.
Имам ас-Синди об этом хадисе сказал: “Он охватывает любую шкуру, как животных, которых дозволено есть, так и недозволенных. И это мнение взяли многие ученые”. См. “Хашия ‘аля ан-Насаи” 4/195.
По этой причине те, кто утверждает о том, что какая-та шкура не очищается путем дубления, обязаны привести исключающий довод из Корана и Сунны, чтобы конкретизировать эти обобщенные хадисы.

Для пользы:
Имам ат-Тахауи говорил: “Шкура мертвечины становится запретной по причине смерти, и становится она дозволенной по причине ее использования в качестве одежды и т.п. И если шкура дубленая и стала полезной вещью, то она дозволена. Другим доводом на это является то, что мы знаем, что когда сподвижники принимали Ислам, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелевал им избавляться от их сандалий, кожаных носков и т.п., что они использовали во времена своей джахилии. А все это было сделано из мертвечины или же из заколотых ими животных. Но их закалывание в то время было закалыванием многобожников, и в Исламе это все равно что мертвечина. И раз пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запретил и не повелел им избавиться от этого, и оставил их пользоваться этим, то выходит, это вышло из положения мертвечины и нечистоты, и перешло после дубления в другое состояние и дозволенность. Также, когда сподвижники вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) покоряли другие города многобожников, он не запрещал им брать их кожаные носки, сандалии и прочие изделия из кожи. Наоборот, разрешал им это. И в этом также довод на то, что шкура очищается путем дубления”. См. “Шарх ма’ани аль-асар” 1/472.

Второе мнение: Дубление делает чистым любую шкуру, кроме шкуры свиньи
Это мнение Абу Ханифы и большинства ханафитов. См. “аль-Мабсут” 1/202, “аль-Хидая” 1/21.
Они также опирались на обобщенные хадисы: «Любая шкура после дубления становится чистой», однако в качестве довода на то, что шкура свиньи не очищается путем дубления, они приводили аят: «Скажи: “Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которая является скверной (риджс)”» (аль-Ан’ам 6: 145).
Они сказали, что свинья сама по себе является нечистотой, которая не очищается путем дубления, и сказали, что свинья вообще не имеет шкуры.
Что касается использования данного аята на то, что шкура свиньи не очищается путем дубления, то нет в этом ясного довода, о чем говорили сторонники первого мнения. Во-первых, в аяте: «мясо свиньи, которая является скверной» нет указания на то, что местоимение «которая» возвращается к свинье, так как оно также может возвращаться и к мясу свиньи, что в таком случае будет звучать так: «мясо свиньи, которое является скверной». И то, что местоимение «которое» имеет отношение к мясу свиньи, а не к самой свинье, говорили имам ар-Рази, шейх Ибн аль-Къайим, и др. См. “Тафсир аль-Кабир” 13/180, “Задуль-ма’ад” 5/761.
А имам Абу Хайян аль-Андалуси сказал: “Мы делали опровержение Абу Мухаммаду ибн Хазму за его заявление, что местоимение в словах Аллаха: «которая является скверной» возвращается к свинье, по причине чего становится запретным ее жир, хрящ, кости и шкура. Однако речь идет о мясе свиньи, а не самой свинье”. См. “Тафсир аль-Бахр аль-мухит” 7/330.
Во-вторых, слово «риджс» (скверна), упомянутое в аяте имеет множество значений, а не только значение «нечистота». Например, Всевышний Аллах также говорит: «О те, которые уверовали! Воистину, вино, азартные игры, каменные жертвенники (идолы) и гадальные стрелы являются скверной (риджс) из деяний шайтана» (аль-Маида 5: 90).
В этом аяте каменные идолы также названы скверной (риджс), однако это не означает, что эти камни являются нечистотой.
В-третьих, даже если согласиться с тем, что под скверной подразумевается сама свинья, и что речь идет именно о нечистоте, то это не значит, что шкура свиньи не может быть очищена путем дубления, как это происходит и с прочими шкурами мертвечины, которые также до дубления являются нечистотой! См. “Найлюль-аутар” 1/285.
Тем более в хадисах ясно и обобщенно сказано: «Любая шкура после дубления становится чистой».
И поскольку нет в обсуждаемом аяте однозначного довода на то, что шкура свиньи не становится чистой даже путем дубления, данный аргумент теряет силу.

Третье мнение: Дубление делает чистым любую шкуру, кроме шкуры свиньи и собаки
Это известное мнение шафиитов во главе с имамом аш-Шафи’и. См. “аль-Умм” 1/19, “Раудату-тталибин” 1/41.
Имам аш-Шафи’и считал, что путем дубления очищается любая шкура, включая и шкуры хищных животных. Однако он и его сторонники также опирались на упомянутый аят: «и мясо свиньи, которая является скверной». А затем они проводили аналогию между свиньей и собакой. Имам аш-Шафи’и говорил: “Шкура любой мертвечины становится чистой путем дубления, как и шкура животного, которое запрещено употреблять в пищу. Исключением являются свинья и собака, так как дубление и очищение не влияют никак на их шкуру”. См. “аль-Умм” 1/22, “ат-Тамхид” 10/383.
Но опять же, нет никакого ясного довода на то, что дубление не очищают их шкуру!

Четвертое мнение: Дубление делает чистым любую шкуру, но только с внешней стороны, а не внутренней
Это одно из мнений имама Малика. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/54.
Однако, как сказал имам аш-Шаукани, на такое разделение также нет никакого доказательства. См. “Найлюль-аутар” 1/284.

Пятое мнение: Любая шкура является пригодной для использования даже без дубления
Это мнение передается от имама аз-Зухри. См. “аль-Мусаннаф” 1/62, ‘Абдур-Раззакъа.
Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия передал это мнение от некоторых саляфов. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/101.
Доводом этой стороны является хадис, переданный от Ибн ‘Аббаса, который рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидевший что овца, которая досталась вольноотпущеннице его жены Маймуны в качестве милостыни подохла, спросил: «Разве вы не использовали ее шкуру?» Люди сказали: “Она же подохла!” Тогда он сказал: «Поистине, запрещается только есть ее». аль-Бухари 1492.
Они сказали, что в этом хадисе не упоминается дубление, и говорится, что мертвечину запрещено только есть.
Однако большинство имамов ответило тем, что данное мнение противоречит единогласному мнению о запрете использовать мертвечину, и сказали, что упомянутый хадис разъясняют множество других хадисов, в которых дозволенность использовать шкуру мертвечины связана именно с дублением. Более того, в других версиях приведенного в качестве довода этой стороной хадиса, упоминается добавка о необходимости дубления шкуры этой дохлой овцы. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/298.
А имам Ибн Къудама сказал: “Нет разногласия среди мазхабов в том, что мертвечина является нечистотой до дубления (шкуры). И мы не знаем никого, кто противоречил бы этому мнению”. См. “аль-Мугъни” 1/53.

Шестое мнение: Дубление не очищает никакую шкуру
Это мнение некоторых ханбалитов, а также раннее мнение имама Ахмада. См. “аль-Аусат” 2/264.
Доводом этой стороны является хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Укайма, который рассказывал: “Перед смертью посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), до нас дошла его книга, в которой говорилось: «Не используйте ни шкуру (ихаб), ни сухожилие мертвечины». Ахмад 4/310, Абу Дауд 4127, ан-Насаи 7/175, ат-Тирмизи 1729.
Однако относительно достоверности и понимания этого хадиса среди ученых было множество споров.
Некоторые имамы называли этот хадис запутанным (мудттариб) и прерванным (мункъаты’), говоря, что ‘Абдуллах ибн ‘Укайм не застал пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Имам ат-Тирмизи говорил: “Сначала Ахмад склонялся к этому хадису и говорил: «Это последнее из двух велений». Однако впоследствии он оставил это мнение”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 1/74.
Что же касается шейха аль-Альбани, то он обоснованно опроверг все претензии, вызванные к достоверности этого хадиса в своей книге «Ируа аль-гъалиль» № 38, но после этого сказал, что неправильно использовать его в качестве довода на то, что дубление не очищает шкуру мертвечины.
Даже допустив, что этот хадис однозначно достоверный, то под словом «шкура» (ихаб), упомянутое в этом хадисе, речь идет о шкуре до ее дубления. Т.е. пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил в этом хадисе использовать шкуру до ее дубления. Имам Абу Дауд сказал: “На дубленую шкуру не говорится «ихаб». Ан-Надр ибн Шумайль говорил, что шкура животного называется «ихаб», если она не является дубленой”. См. “Сунан Аби Дауд” 737.
Имам аль-Байхакъи сказал: “Этот хадис мы относим к такому случаю, когда шкура еще не дубленая”. См. “ас-Сунан аль-кубра” 1/15.
Что касается буквального понимания обсуждаемого хадиса, что никакая шкура не становится чистой даже путем дубления, то такое понимание будет противоречить множеству хадисов данной главы, часть которых приводилась в начале. Имам аль-Хазими говорил: “Важнее склониться к хадису Ибн ‘Аббаса (Любая шкура после дубления становится чистой) по различным перевешивающим фактам. А хадис Ибн ‘Укайма можно понять, как запрет использовать шкуру до ее дубления, так как до дубления она именуется «ихаб», а после «джильд», и это известно среди языковедов. И такое понимание будет правильным, чтобы объединить оба положения и избежать противоречия”. См. “аль-И’тибар фи-ннасих уаль-мансух” 178.
Имам Ибн Хиббан сказал: “Смысл хадиса ‘Абдуллаха ибн ‘Укайма «Не используйте ни шкуру, ни сухожилие мертвечины» касается использования шкуры до дубления. И доказательством на правильность этого мнения служит другой хадис: «Любая шкура (ихаб) после дубления становится чистой». См. “Сахих Ибн Хиббан” 4/96.

Седьмое мнение: Дубление очищает только шкуру тех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу
Этого мнения придерживались такие имамы, как Ибн аль-Мубарак, аль-Ауза’и, Абу Саур, Исхакъ ибн Рахауайх, и это одно из известных мнений Малика и ханбалитов, а также этому мнению отдали предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия, ученые Постоянного комитета и шейх Ибн ‘Усаймин. См. “аль-Баян уа-тахсыль” 1/101, “аль-Инсаф” 1/87, “Маджму’уль-фатауа” 21/95, «Шарх аль-мумти’» 1/91.
Что же касается Малика, то как говорилось раннее, его мнение в этом вопросе различно. Так, от него же передается, что он сказал: “Что касается шкур хищников (сиба’), то нет проблем совершать в них молитву и надевать их, если они чистые”. См. “аль-Мудаууана” 1/138.
Передается, что Джабир считал, что нет проблем использовать шкуры хищников. См. “аль-Мугъни” 1/93.
Что касается доводов этой стороны, которые считали, что дозволено использование шкуры только тех животных, которых дозволено есть, то среди них следующие хадисы:
Со слов Салямы ибн аль-Мухаббикъа сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дубление шкуры мертвечины – это ее закалывание (зака)». Ахмад 5/6, ан-Насаи 4243. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса достоверным.
Также от ‘Аиши сообщается, что когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили про шкуру мертвечины, он сказал: «Дубление ее – ее закалывание (зака)». ан-Насаи 4245. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Сторонники этого мнения говорили, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сравнил дубление шкуры с закалыванием животных, а закалывание делает дозволенным в пищу только тех животных, которых дозволено есть. Также и дубление делает чистым шкуру только тех животных, которые дозволены в пищу.
Что же касается других ученых, то они ответили на этот довод следующим образом:
Они говорили, что версия хадиса от Салямы ибн аль-Мухаббикъа: «Дубление шкуры мертвечины – это ее закалывание (зака)», является слабой, несмотря на то, что хафиз Ибн Хаджар и некоторые ученые назвали ее достоверной. В иснаде этой версии передатчик по имени Джун ибн Къатада, который является неизвестным (маджхуль). Имам Ахмад сказал о нем: “Он неизвестен”. Его спросили: “Он передает что-либо помимо этого хадиса (о дублении)?” Он ответил: “Нет”. См. “Тахзиб аль-камаль” 5/165.
Имам ат-Тирмизи сказал: “Я не знаю от Джуна ибн Къатады иного хадиса помимо этого, и я не знаю кто он такой”. См. “аль-‘Иляль аль-кабир” 520.
Во-вторых, в другой версии этого хадиса от того же Салямы ибн аль-Мухаббикъа сказано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дубление шкуры мертвечины делает ее чистой (тахур)». Ахмад 3/376, Ибн Хиббан 4505. Имам Ибн Хиббан подтвердил достоверность хадиса.
Т.е. в этой версии не говорится уже, что дубление – это закалывание, а сказано, что дубление является очищением шкуры.
То же самое обстоит и с хадисом от ‘Аиши, ибо в другой версии этого хадиса сказано, что когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про шкуру мертвечины, он сказал: «Дубление ее – ее очищение (тахур)». ан-Насаи 4244. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Что же дает повод конкретизировать все хадисы данной главы, в которых говорится о том, что дубление является очищением (тахур) шкуры тем, что речь идет о закалывании (зака)?!
В-третьих, даже если склониться к версиям этих двух хадисов, в которых говорится про закалывание (зака), то смысл этих хадисов в том, что процесс дубления шкуры делает ее дозволенной для использования так же, как и закалывание делает пригодным в пищу животное. Имам аш-Шаукани о словах: «дубление ее – это ее закалывание» в хадисе про дохлую овцу, сказал: “Смысл этого в том, что дубление в очищении подобно закалыванию для дозволения мяса овцы”. См. “Найлюль-аутар” 1/276.
Имам Мухаммад – известный ханафитский имам, сказал в своей книге «аль-Мууатта»: “Если шкура дубленая, то она является чистой, и это является закалыванием (зака) для нее. И нет проблем использовать ее и продавать ее. Таково мнение Абу Ханифы и всех факъихов из числа наших сторонников (ханафитов)”. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/399.

Также сторонники этого мнения в качестве довода приводят хадис Ибн ‘Аббаса, который рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидевший что овца, которая досталась вольноотпущеннице его жены Маймуны в качестве милостыни подохла, спросил: «Разве вы не использовали ее шкуру?» Люди сказали: “Она же подохла!” Тогда он сказал: «Поистине, запрещается только есть ее». аль-Бухари 1492, Муслим 1/276.
Они взяли подобные хадисы от Ибн ‘Аббаса и Маймумы в истории с дохлой овцой и сделали его главенствующим в данном вопросе, ограничив общие хадисы о дублении теми, в которых конкретизируется овца. См. «‘Аридатуль-ахуази» 7/235.
Но данная аргументация весьма слабая, так как во многих хадисах говорится обобщенно о дозволенности ЛЮБОЙ шкуры после дубления:
Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая шкура после дубления становится чистой». Абу Дауд 4123, ат-Тирмизи 1728, ан-Насаи 3/173, Ибн Маджах 3609. Хадис достоверный.
Со слов ‘Аиши сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Очищением любой шкуры является дубление». ад-Даракъутни 1/49, аль-Байхакъи 1/21. Имам ад-Даракъутни назвал хадис хорошим, а имам Ибн Хазм достоверным.
Со слов Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая шкура становится чистой после дубления». ад-Даракъутни 1/48. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность хадиса. См. “ат-Тальхыс” 1/46.

Также в качестве доводов этой стороны понимание слова «шкура» (ихаб) в хадисе: «Любая шкура (ихаб) после дубления становится чистой».
Имам ат-Тирмизи в «ас-Сунан» привел слова Исхакъа, который сказал: “Что касается хадиса: «Любая шкура (ихаб) после дубления становится чистой», то речь идет о шкуре животного, которое дозволено в пищу, так истолковал это слово ан-Надр ибн Шумайль”. См. “ас-Сунан ат-Тирмизи” 2/473.
Однако такое толкование слова «ихаб» противоречит тому, что передавали от самого ан-Надра, и что говорили другие имамы, что «ихаб» – это шкура животного до дубления. Имам аш-Шаукани об этом мнении сказал: “Это противоречит тому, что мы привели от Абу Дауда, что ан-Надр ибн Шумайль истолковал слово «ихаб» как шкура до дубления, и не делал конкретизации в том, что это лишь шкура животных, дозволенных в употребление! И то, что от него передал Абу Дауд правильнее, поскольку это также соответствует тому, что упоминали языковеды, такие как авторы «ас-Сыхах», «аль-Къамус», «ан-Нихая» и другие. И если мы обратимся к словарям, то мы не найдем там ничего, что указывало бы на то, что ихаб – это лишь шкура животного, которого дозволенно есть!” См. “Найлюль-аутар” 1/287.
К тому же в других хадисах о дублении шкуры вместо слова «ихаб» также употребляется слово «джильд», или же слово «адим», как например, это сообщается в хадисе от ‘Аиши, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Очищением любой шкуры (адим), является дубление». ад-Даракъутни 1/49, аль-Байхакъи 1/21. Имам ад-Даракъутни назвал хадис хорошим, а имам Ибн Хазм достоверным.

Также из числа доводов ученых, придерживающихся седьмого мнения хадисы, в которых идет запрет на использование шкур хищников (сиба’):
Со слов Му’ауии сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не садитесь верхом на шелк или же на шкуру тигра!» Абу Дауд 4129, Ибн Маджах 3656. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ангелы не сопровождают людей, среди которых есть шкура тигра». Абу Дауд 4130. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Абу-ль-Малих передал со слов своего отца: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал использовать шкуры диких зверей (сиба’) и покрывать ими (постели)”. ат-Тирмизи 1770. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Аль-Микъдам ибн Ма’дикариб рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил носить шкуры хищников и садиться на них верхом”. Ахмад 4/132, Абу Дауд 4131. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1011.
Сторонники данного мнения, используя эти хадисы о хищниках, применили их ко всем животным, есть которых запрещено, даже если они и не относятся к хищникам (сиба’).
Среди ученых было много разногласий, в чем смысл запрета и чего именно он касается. Имам аш-Шаукани сказал: “Ученые разногласили в мудрости запрета использовать шкуры хищников. Сказал аль-Байхакъи: «Вероятно смысл в том, что на шкуре хищников может остаться шерсть, так как дубление не влияет на них (шкуры хищников)». Другие ученые говорили, что смысл запрета касается недубленых шкур, так как в таком случае это является нечистотой. Или же смысл запрета в том, что на шкуры хищников садятся излишествующие и высокомерные люди”. См. “Найлюль-аутар” 1/274.
Имам ас-Синди о хадисе «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил шкуры хищников», сказал: “Было сказано, что речь в хадисе идет о шкурах (хищников) до дубления. Или же речь идет о полном запрете (дубленая или нет), если брать мнение, что шерсть не очищается путем дубления. Если же брать мнение о том, что шкура хищников очищается, то она запрещается по той причине, что ее ношение является обычаем тиранов и деянием расточителей”. См. “Хашия ‘аля ан-Насаи” 4/199.
Упомянув различные мнения в этом вопросе, шейх-мухаддис Мухаммад аль-Итьюби сказал: “То, что для меня является правильным, это мнение тех, кто считает дозволенным использовать шкуру хищников после дубления. А что касается запрета на ее использование, то это связано с недубленой их шкурой, что понимается после объединения всех хадисов данной главы. И хадисы, которые упоминались до этого, дозволяющие использовать дубленую шкуру, являются общими”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 33/49.
Но все же, лучше не использовать шкуры хищников (сиба’), чтобы избежать запрета, упомянутого в хадисах. Однако то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил использование шкур хищников, не указывает на то, что они не очищаются путем дубления! Имам аш-Шаукани сказал: “Что касается использования хадисов этой главы (о запрете шкур хищников) в качестве того, что дубление не очищает шкуру хищников, делая их исключающими обобщенные хадисы, то это неправильно. Максимум, что содержится в этих хадисах – это запрет садиться на шкуры хищных зверей и стелить их на кровати. И нет связи между запретом на их использование и их нечистотой так же, как нет связи между запретом золота и шелка (для мужчин) и их нечистотой. И нет в этом противоречия, более того, следует считать, что шкуры хищников (сиба’) также очищаются с помощью дубления, однако запрещается садиться на них и тому подобное”. См. “Найлюль-аутар” 1/274.
Таким образом, после дубления становится чистой любая шкура, любого животного, на что указывают обобщенные и ясные хадисы: «Любая шкура после дубления становится чистой». Абу Дауд 4123, ат-Тирмизи 1728, ан-Насаи 3/173, Ибн Маджах 3609. Хадис достоверный.
Однако другие хадисы запрещают использовать именно шкуры хищников, делая исключение.
Также неправильно использовать хадисы на запрет шкур хищников в качестве довода на то, что запрещено использование шкур любых животных, не дозволенных для употребления в пищу. Ведь в этих хадисах запрещаются шкуры именно хищников, тогда как к этому не имеют отношения все остальные животные не хищники, но также недозволенные для употребления, как например, домашний осел и т.д. Шейх Дубайян ибн Мухаммад ад-Дубайян в своей известной книге, посвященной теме очищения, сказал: “Что касается запрета на шкуры хищников, то причина этого не в том, что дубление не очищает их. Причина запрета в том, что это – шкуры хищников. По этой причине если шкура будет принадлежать животному, являющемуся нечистым (наджас), но не относящимся к хищным зверям (сиба’), то оно не имеет отношения к запрету, связанным с хищниками! Запрет на шкуру хищников конкретный, и не распространяется на шкуры других нечистых животных (которых нельзя есть). И неправильно в качестве довода приводить конкретный случай на общее положение”. См. “Ахкаму-ттахара” 1/543.

Определение слова «хищник» (ас-сиба’), шкура которого запрещена в хадисах
Чтобы понять значение слова «хищник» (сиба’), шкуру которого запрещает шариат, необходимо обратиться к имамам и ученым-языковедам, поскольку "хищники" в языке шариата и в других определениях, не совсем идентичны.
Среди факъихов было разногласие относительно определения «сиба’». Например, имам Абу Ханифа говорил: “Все, что кушает мясо, является сиба’, даже слон, варан, тушканчик и кошка”. См. «Бадаи’у-ссанаи’» 5/39, “аль-Хидая” 4/68.
А имам Ибн Къудама относил к числу сиба’ даже обезьян.
Но имам аш-Шафи’и говорил: “Запрещено из числа сиба’ то, что нападает на человека, как лев, тигр, волк”. См. “аль-Баян” 4/502.
Приведя слова аш-Шафи’и, аш-Шаукани сказал: “Что же касается гиены и лисы, то они у аш-Шафи’и являются дозволенными (в пищу), так как они не нападают на людей”. См. “Найлюль-аутар” 12/185.
Приведя хадис: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил шкуры сиба’», имам Ибн Фарах сказал: «Собака из числа сиба’». См. “Мухтасар аль-Хиляфият” 1/156.
Что касается языковедов, то их определение понятия «сиба’» ближе к определению имамов, сказавших, что речь идет лишь о хищных зверях. Имам Ибн аль-Асир в определении «сиба’» сказал: “Это кровожадные животные, питающиеся силой, как лев, тигр, волк и им подобные”. См. “ан-Нихая” 1/751.
Файруз Абади сказал: “Сабу’ (множественное число от сиба’) – кровожадные животные”. См. “Къамус аль-мухит” 938.
Ибн Манзур в своем известном словаре «Лисан аль-‘араб» сказал: “ас-Сабу’ – это звери, обладающие клыками, которые нападают на людей и животных, растерзывая их, как лев, волк, тигр, гепард и им подобные. Что касается лисы, то хоть она и имеет клыки, она не относится к сиба’, так как она не нападает и не хватает клыками животных”.
Однако некоторые ученые запрещали есть лису, и носить ее шкуру, так как относили ее к числу сиба’ и говорили, что она также нападает на мелких животных, как курицы, птицы и т.п.
Имам Ибн Муфлих сказал: “Мнения имама Ахмада различны в отношении шкуры лисы. От него же передается, что ее дозволено носить и совершать в ней молитву. И от него же передается, что молитва в ней действительна, несмотря на нежелательность. И от него же передается, что ее запрещено надевать, и запрещено совершать в ней молитву”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 3/284.
Но более правильное мнение в том, что шкура лисы дозволена и она не из сиба’, ибо сподвижники не запрещали ее носить. Анас рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб увидел человека, который совершал молитву в феске, внутренняя сторона которой была из шкуры лисы. Он снял ее с его головы и сказал: «Откуда ты знаешь, быть может она не очищенная?»” Ибн Абу Шайба 2/286, Ибн аль-Мунзир 2/299, ат-Тахауи 4/265. Сообщение достоверное. См. “Ма сахх мин асар ас-сахаба” 1/39.
Что касается крокодильей кожи, то она также дозволена, поскольку крокодила дозволено употреблять в пищу, несмотря на то, что среди ученых есть разногласие в этом вопросе. Одни ученые запрещали есть крокодила, опираясь на то, что он из числа сиба’, поскольку у него сильные зубы, он кровожадный и нападает на жертву. Однако его дозволяли есть многие ученые, говоря, что он живность воды, а все что живет в воде дозволено в пищу, исходя из общего хадиса: «Вода моря пригодна для очищения и мертвечина ее дозволена». Абу Дауд 83, ат-Тирмизи 69, ан-Насаи 59, Ибн Маджах 386. Имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Мандах, ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Делая опровержение тем, кто запрещал кушать крокодила, опираясь на то, что у него клыки и он охотится, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Да, это так. Однако, крокодил не из числа сиба’! Не все, что запрещено из того, что обитает на суше, запрещено его подобие, что обитает в воде. Море – это отдельное положение. Ведь есть и другие животные моря, не только крокодил, которые также обладают клыками и охотятся, как например акула. Итог в том, что есть такие животные, которые убивают, но, несмотря на это, они являются дозволенными”. См. «Шарх аль-мумти’» 15/35.
Примером тому, о чем говорит шейх Ибн ‘Усаймин, является также гиена. Ибн Абу ‘Аммар рассказывал: “Однажды я спросил Джабира: “Эта гиена добыта на охоте?” Он ответил: “Да”. Я спросил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешал это?!” Он ответил: “Да”. Абу Дауд 3801, ат-Тирмизи 851, ан-Насаи 5/191. Имам аль-Бухари, имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан, имам аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Также и шкуры любых животных, которые не относятся к хищникам, дозволены после дубления, даже если их нельзя употреблять в пищу, как например свинья, слон, обезьяна, домашний осел т.п. К этому также можно отнести и норку, песца, соболя. Аль-Асуад рассказывал: “Когда ‘Аишу спросили про аль-фарра, она сказала: «Я надеюсь, что ее дубление будет ее очищением»”. аль-Байхакъи 1/24, ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1235. Сообщение достоверное. См. “Ма сахх мин асар ас-сахаба” 1/39.
Аль-Фарра – мн. число от слова «фарун» и «фаруатун». Ибн Манзур сказал: “Это одежда, внутренняя сторона которой делается из шкур некоторых животных, как заяц, лиса и соболь”. См. “Лисан аль-‘араб” 20/10.

Делает ли закалывание чистым шкуру животного, которое нельзя есть?

Некоторые ученые считали, что закалывание запретных для еды животных делает их шкуру дозволенной. Однако это является ошибочным мнением, поскольку шариатское закалывание не делает дозволенным для употребления в пищу запретное животное. Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Было разногласие относительно того, становится ли шкура хищников по причине их закалывания чистым или нет. Сказал аш-Шафи’и: «Не очищается шкура по этой причине, так как их закалывание не выполняет ее роль, а это дозволенность их мяса (после закалывания), следовательно, не станет от этого чистым и их шкура»”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 7/271.

Есть ли какие-либо ограничения в использовании дозволенной шкуры?

Следует упомянуть, что среди ученых было также разногласие относительно самого использования дубленой шкуры мертвечины. Кто-то считал, что ее можно использовать в виде одеяния и т.п., но нельзя в ней совершать молитву. Кто-то считал, что ее можно покупать, однако нежелательно продавать, и т.п. См. “аль-Аусат” 2/264-269.
Однако на подобные разграничения нет никакого указания в Коране или в Сунне, кроме запрета использовать шкуры хищников. И если шкура после дубления стала чистой, и она не из шкур сиба’, которые запрещены, то человек вправе поступать с ней как ему вздумается: продать, подарить, носить, делать из нее изделия, молиться в ней и т.п.
Опровергая одно из мнений имама Малика в вопросе шкур, Ибн Хазм сказал: “Что касается его разделения между шкурой животного, чье мясо дозволено в пищу и шкурой животного, чье мясо не дозволено, то это является ошибкой. Ведь Аллах запретил мертвечину так же, как и запретил свинью, и нет между этим разницы. Всевышний Аллах сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь и мясо свиньи». Ведь нет разницы в запретности между подохшим бараном и мертвой свиньей у него (Малика), как и у нас, так и для любого мусульманина. Также и его разделение между шкурой осла и хищников является ошибкой. Ведь запрет пришел на осла так же, как и на хищников, и нет между ними разницы. И удивительно то, как его сторонники запрещают использовать шкуру лошади, даже дубленой, тогда как ее мясо дозволено в пищу, если она заколота, на что указывает прямой текст хадиса. Однако вместе с тем, они дозволяют использовать шкуру хищников, если она дубленая, несмотря на то, что они запретные (в пищу) и закалывание не делает их дозволенными, на что указывают тексты. Также является ошибкой запрещение совершения молитвы в ней после дубления, поскольку это является разделением в вопросе использования шкур без довода Корана, Сунны, слов сподвижника, последователя (таби’ий) или аналогии”. См. “аль-Мухалля” 1/131.

О положении шерсти, перьев и волос мертвечины

Многих мусульман и в частности мусульманок также интересует вопрос, связанный с шерстью животных, поскольку есть много шуб, курток, воротников и т.п., кожа которых обделана шерстью различных хищников и запретных для употребления в пищу животных.
Ученые единогласны в том, что если шерсть (пух, мех) сострижена с чистого животного в то время, когда оно было живым, то она дозволена. См. «аль-Маджму’» 1/296, “Бидая аль-муджтахид” 2/183.
Что же касается шерсти и перьев мертвечины, то среди ученых было разногласие относительно этого.
Группа ученых считали, что шерсть, волосы, перья мертвечины, не считая волос человеческих, являются нечистотой. Это мнение шафиитов и одно из мнений имама Ахмада. См. “аль-Мухаззаб” 1/11, “аль-Инсаф” 1/92.
А имам Ибн Хазм считал, что все это является нечистотой до дубления шкуры, на которой они расположены, и становятся чистым после дубления шкуры, чьей бы шкурой это ни было. См. “аль-Мухалля” 1/128.
Что касается довода тех, кто сказал, что шерсть и т.п. мертвечины являются нечистотой, то им является аят: «Вам запрещены мертвечина…» (аль-Маида 5: 3).
Они сказали, что Аллах запретил мертвечину обобщенно в любом случае, и все, что связано с ней также является запретным, кроме того, что сделал исключением сам шариат, а это использование шкуры после ее дубления.
Также в качестве довода они приводили хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха, который рассказывал, что он слышал, как в год завоевания Мекки посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах и Его посланник запретили продавать вино, мертвечину, свинину и идолов». Его спросили: “О посланник Аллаха, а что ты скажешь о жире мертвых животных, которым покрываются (борта и днища) кораблей и смазываются кожи и который используется для освещения?” Он сказал: «Нет, это запретно», а потом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да поразит Аллах иудеев! Поистине, когда Аллах запретил им жир (животных), они стали перетапливать его и продавать, проедая полученные за него деньги». аль-Бухари 2236, Муслим 1581.
Они сказали, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил им использовать жир мертвечины в качестве обработки, следовательно, запрещено в мертвечине и все остальное, включая ее шерсть и т.п.
Однако среди ученых есть разногласие в понимании слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Нет, это запретно».
Некоторые ученые, среди которых имам аш-Шафи’и, сказали, что ответ пророка (мир ему и благословение Аллаха) касался продажи жира мертвечины, а не его использования, ибо сам хадис касается запрета на продажу и вопрос был связан с этим, а не с использованием этого. Другие же ученые считали, что запрет касался использования жира. См. “Фатхуль-Бари” 5/717.
Более того, имам Ибн Хазм приводил этот же хадис в качестве довода на дозволенность использовать жир мертвечины, так как сказал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил это продавать, но не запретил это использовать.
Что же касается большинства ученых, то они говорили, что если шерсть животного отделена от него, то она является чистой, независимо от того чистое было это животное или наджас. Это мнение ханафитов, однако, они сделали исключением шерсть свиньи. См. “аль-Иная шарх аль-хидая” 1/96, “аль-Фатауа аль-хиндия” 1/24.
И это мнение маликитов тоже, однако, они сделали исключением перья. См. “Мауахиб аль-джалиль” 1/89, “аль-Кафи фи фикъх ахль аль-Мадина” 189.
А также чистота шерсти животного является одним из мнений имама Ахмада. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 1/46.
И это мнение передается от некоторых саляфов:
Хаммад ибн Абу Сулейман говорил: “Нет проблем в шерсти мертвого животного, однако его следует помыть. И нет проблем в перьях мертвого животного”. ‘Абдур-Раззакъ 1/67.
Мухаммад ибн Сирин сказал: “Нет проблем в шерсти и перьях мертвечины”. ‘Абду-р-Раззакъ 1/67.
И это мнение выбрал имам аль-Бухари, который в заглавье своего «Сахиха» сказал: “Хаммад говорил: «Нет проблем в перьях мертвого животного». А аз-Зухри относительно костей мертвечины, как слона и т.п., сказал: «Я застал людей из числа ученых-саляфов, которые использовали кости в качестве расчесок и содержимого для благовоний, и они не видели в этом проблем». Ибн Сирин и Ибрахим (ан-Наха’и) говорили: «Нет проблем в продаже слоновой кости»”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/147.
Хафиз Ибн Хаджар о словах Хаммада «Нет проблем в перьях мертвого животного», сказал: “Т.е. это не является нечистотой, независимо от того принадлежит это животному чье мясо дозволено или же нет”. См. “Фатхуль-Бари” 1/147.
Упоминая разногласия относительно чистоты шерсти хищных зверей и перьев птиц с когтями, шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Является ли это нечистотой или нет, от имама Ахмада в этом вопросе передается два мнения. Одно мнение, что это является чистым, и это мазхаб большинства ученых, среди которых Абу Ханифа, аш-Шафи’и и Малик. Второе мнение в том, что это наджас, и это выбрали многие поздние последователи Ахмада. Однако мнение о том, что это является чистым правильнее”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 1/46.
В качестве довода они использовали аят: «Он даровал вам утварь и всякие предметы из шерсти, пуха и волоса, чтобы вы пользовались ими до определенного времени» (ан-Нахль 16: 80).
Также они в качестве довода использовали хадис: «То, что было отрезано от животного, которое было живым, является мертвечиной». Абу Дауд 2841, Ибн Маджах 3216. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Ученые единогласны в том, что волосы и шерсть животных, в случае их срезания, являются чистыми. И если бы шерсть была бы частью животного, то не было бы дозволено ее состригать при их жизни”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/98.
Шейх Дубайян ибн Мухаммад ад-Дубайян говорил: “Ознакомившись с доводами всех сторон, я склоняюсь к мнению ханафитов и маликитов, поскольку оно сильнее в доводах. И к шерсти животного не имеет отношение жизнь самого животного, и само положение животного не достаточно для того, чтобы и шерсть его стала нечистотой, если она отделена от него. И нет разницы в этом между чистым животным при жизни и нечистым. А что касается тех, кто сделал исключением шерсть свиньи или собаки, опираясь на единогласное мнение (иджма’), то это довод. Однако если в этом вопросе иджма’ не является достоверным, то нет разницы между их шерстью и шерстью остальных животных. На основании этого для нас становится ясным, что мертвечина делится на три вида:
1. То, что из мертвечины является однозначно наджасой, а это мясо и кровь.
2. То, что из нее является чистым, а это волосы, пух, шерсть, если они отделены от мертвечины.
3. То, что становится чистым после дубления, а это шкура мертвечины”. См. “Ахкаму-ттахара” 1/563.
Что касается единогласного мнения о том, что шерсть свиньи является нечистой, то это на самом деле не так, и нет в этом вопросе единогласного мнения. Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Ученые единогласны в запретности свиньи, и она запрещена по Корану, Сунне и единогласному мнению уммы. Однако ученые разошлись относительно дозволенности использования ее шерсти”. См. “аль-Аусат” 2/280.
До этого было упомянуто, что использование шкур сиба’ является запретным, то нет никакого запрета на использования их шерсти, так как шкура – это не волосы, не шерсть и не перья.

Заключение

- Исходя из всего, что было приведено, следует, что дубление любой шкуры, любого животного делает ее чистой, на что указывают обобщенные хадисы, как: «Любая шкура после дубления становится чистой». Абу Дауд 4123, ат-Тирмизи 1728, ан-Насаи 3/173, Ибн Маджах 3609. Хадис достоверный.
- Несмотря на то, что любая шкура мертвечины или хищника становится чистой путем дубления, запрещено использовать шкуры хищников, что конкретизируют хадисы, как хадис: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил носить шкуры хищников и садиться на них верхом”. Ахмад 4/132, Абу Дауд 4131. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1011.
- Однако шкура всех животных, которые не имеют отношения к хищникам (сиба’), но которые также запрещены для употребления в пищу, являются дозволенными после дубления.
- Шерсть и перья любых животных являются чистыми и дозволенными и без дубления.
А Аллаху всё ведомо лучше!

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!



Использованная литература


1. «аль-Аусат фи-Ссунан уаль-иджма’ уаль-ихтиляф» Абу Бакр ибн аль-Мунзир.
2. «ат-Таудых ли-шарх аль-Джами’ ас-сахих» Сираджуддин ибн аль-Муляккъин.
3. «Фатхуль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
4. «Шарх Сахих Муслим» Яхья ибн Шараф ан-Науауи.
5. «Шарх ас-Сунан ан-Насаи» Мухаммад ибн ‘Али ибн Адам аль-Итьюби.
6. «Тухфатуль-ахуази би шарх Джами’ ат-Тирмизи» Мухаммад аль-Мубаракфури.
7. «Файдуль-Къадир шарх аль-Джами’ ас-сагъир» ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи.
8. «Ма сахх мин асар ас-сахаба филь-фикъх» Закария аль-Бакистани.
9. «Найлюль-аутар мин асрар Мунтакъа аль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.
10. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъ аль-марам» аль-Амир ас-Сан’ани.
11. «Самруль-мустатаб фи фикъхи-Ссунна уаль-Китаб» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
12. «Ахкаму-ттахара» Дубайян ибн Мухаммад ад-Дубайян.
Обновлённая ссылка для скачивания файла:
Dublenie shkuri.doc
(157.5 КБ) 679 скачиваний
Алия
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 мар 2009, 12:44

Re:

Сообщение Алия »

ДжазакаЛлаху хайран брат, за проделанную вами работу.
Очень нужная и актуальная статья. Пусть Аллах прибавит вам и нам знания. Аминь !
Umm Ahmad
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 12 авг 2008, 15:24

Re:

Сообщение Umm Ahmad »

Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракятух!
Джазакум Ллаху хайран за эту работу, пусть она принесет пользу мусульманам!
Но хотелось бы уточнить пару моментов:
1) Является ли шкурой в шариатском понимании шкура животного с одной стороны покрытая мехом? Или в работе под шкурой понимается кусок кожи?
2) Если в понятие шкуры входит "шкура, покрытая с одной стороной мехом", то дубление только с одной стороны(т.е. с той где нет меха), а не с обеих сторон делает ли ее дозволенной/чистой?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Алия писал(а):Пусть Аллах прибавит вам и нам знания.
Umm Ahmad писал(а):Джазакум Ллаху хайран за эту работу, пусть она принесет пользу мусульманам!
Амин! И вам всего наилучшего желаю от Аллаха в обоих мирах!
1) Является ли шкурой в шариатском понимании шкура животного с одной стороны покрытая мехом? Или в работе под шкурой понимается кусок кожи?
На протяжении всей работы под "шкурой" речь идет о ВСЕЙ шкуре животного, а не о какой-то ее части или куске кожи)
2) Если в понятие шкуры входит "шкура, покрытая с одной стороной мехом", то дубление только с одной стороны(т.е. с той где нет меха), а не с обеих сторон делает ли ее дозволенной/чистой?
В статье сестра упоминается этот момент, что дубление делает всю шкуру чистой, и с обоих сторон - внутренней и внешней:
Имам ас-Сан’ани о хадисе: «Любая шкура после дубления становится чистой», сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на то, что дубление очищает шкуру любого животного, как с внутренней, так и с внешней стороны, и на это указывают обобщенные слова «Любая шкура». См. “Субулю-Ссалям” 1/139.
Альфия2702
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 15 авг 2010, 13:45

Re: О ПОЛОЖЕНИИ ШКУР, ШЕРСТИ И ПЕРЬЕВ РАЗЛИЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Сообщение Альфия2702 »

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Можете мне разъяснить такую вещь? судя по заключению статьи следует, что носить шкуры хищных животных не дозволено, даже если они стали чистыми после дубления. Так? Но, когда братья спрашивали требующих знания в Медине братьев о дозволенности ношения норковой шубы, ну в общем норки, то все в один голос утверждают, что можно. Однако далили толком не привели или привели, но случай с мертвечиной.. (хотя при чем тут мертвечина и хищник, хадис не о хищнике совсем)..
А насколько нам известно из курса биологии, норки - сем.куньи, относятся к хищникам.
Вопрос, шкура норки (норковые шубы) является ли дозволенной для ношения, если нам ясно указан далиль (в вашей статье) и почему требующие знания братья говорят о дозволенности её ношения?
Извините, просто самих этих братьев не могу спросить, так как вопрос задает сестра, не имеющая интернета. Но вопрос важный, так как, допустим эта сестра, опираясь на этот хадис выкинула из дома норковые зимние вещи, а ее матери очень нужен теплый головной убор, в плане здоровья, а все остальные братья и сестры, даже после этого довода опираются на сказанные слова братьев - толяббуль ильм. и носят норковые вещии.
Буду рада быстрому ответу. Да поможет вам Аллах.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух сестра.
Альфия2702 писал(а):судя по заключению статьи следует, что носить шкуры хищных животных не дозволено, даже если они стали чистыми после дубления. Так?
Да, так, исходя из хадисов, которые указывают на запрет использования шкуры сиба' (хищных зверей).
Но, когда братья спрашивали требующих знания в Медине братьев о дозволенности ношения норковой шубы, ну в общем норки, то все в один голос утверждают, что можно.
И в статье выше сестра говорится о том, что шкура норки дозволена.
Прочитайте внимательно еще раз, всю статью, не только заключение)
А насколько нам известно из курса биологии, норки - сем.куньи, относятся к хищникам.
Тут братья на других ветках поясняли, и выше в статье об этом говорится сестра, что есть разница между понятием "хищник" у факъихов и языковедов и общепринятыми биологическими определениями.
В хадисах запрещающих шкуру хищников речь идет о сиба', а это: “звери, обладающие клыками, которые нападают на людей и животных, растерзывая их, как лев, волк, тигр, гепард и им подобные. Что касается лисы, то хоть она и имеет клыки, она не относится к сиба’, так как она не нападает и не хватает клыками животных”.
И если лиса не относится к сиба', и тем более сподвижники не порицали ношение ее шкуры, если она была дубленная, то норка, соболь и т.п. животные, тем более не хищники (сиба') в шариатском определении.
Т.е. шкура любого животного, которое меньше сиба', но мясо которой также нельзя есть, является дозволенной. Шейх Мухаммад ад-Дыбьян сказал: “Что касается запрета на шкуры хищников, то причина этого не в том, что дубление не очищает их. Причина запрета в том, что это – шкуры хищников. По этой причине если шкура будет принадлежать животному, являющемуся нечистым (наджас), но не относящимся к хищным зверям (сиба’), то оно не имеет отношения к запрету, связанным с хищниками! Запрет на шкуру хищников конкретный, и не распространяется на шкуры других нечистых животных (которых нельзя есть). И неправильно в качестве довода приводить конкретный случай на общее положение”. См. “Ахкаму-ттахара” 1/543.
Ответить