«Основа сунны и религиозные убеждения ('Акъидату-р-Разияйн)»
Добавлено: 09 янв 2019, 22:55
أصل السنة واعتقاد الدين (عقيدة الرازيين)
Основа сунны и религиозные убеждения
(‘Акъида имамов Абу Зур’а ар-Рази и Абу Хатима ар-Рази)
Введение
Вся хвала - Аллаху, благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам. А затем:
Вниманию читателя представляется перевод прекрасного труда, в котором один из великих имамов ахлю-с-сунна – ‘Абду-р-Рахман ибн Аби Хатим, да одарит его Аллах Своей милостью, спрашивает своих учителей, двух великих имамов: своего отца Абу Хатима ар-Рази и Абу Зур’а ар-Рази, да одарит их обоих Аллах Своей милостью, о вероубеждении, на котором они застали огромное количество учёных приверженцев сунны из самых различных стран.
Эти убеждения привели в своих книгах, опираясь на них, многие имамы, среди которых, например, можно упомянуть следующих: Абу-ль-Къасим аль-Лялякаи (см.: «Шарх усуль и’тикъад ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а» № 321), Ибн Къудама (см.: «Исбат аль-‘улювв» № 110), Наср аль-Макъдиси (см.: «Мухтасар аль-худжжа ‘аля тарик аль-махаджжа» № 376), Абу-ль-’Аббас ибн Теймийя (см.: «Байан тальбис аль-джахмийя» 2/40), Ибн Къаййим аль-Джаузийя (см.: «Иджтима’ аль-джуйуш аль-Ислямийя» с.233), аз-Захаби (см.: «аль-‘Улювв» № 502, 503), да одарит их всех Аллах Своей милостью.
В данном переводе за основу взят текст (вместе с нумерацией), который приводится в издании с комментариями на эти убеждения шейха ‘Абду-ль-‘Азиза ар-Раджихи1, да хранит его Аллах. Некоторые из этих комментариев шейха ар-Раджихи и других ученых будут упомянуты после приведения текста книги. Примечания переводчика приводятся в сносках.
Прошу моего Господа принять от меня и принести людям пользу посредством этой книги, поистине, Он — Слышащий, Знающий.
1 - Один из выдающихся современных ученых, который приобретал знания у шейхов ‘Абду-ль-‘Азиза ибн База, ‘Абду-Ллаха ибн Хумейда и Мухаммада ибн Ибрахима Али Шейха, да одарит их Аллах Своей милостью.
Краткая биография имама Абу Зур’а ар-Рази
Выдающийся рейский хадисовед, признанный авторитет в области критики передатчиков, имам, господин хафизов ‘Убайду-Ллах ибн ‘Абду-ль-Карим ибн Йазид ибн Фаррух аль-Къураши аль-Махзуми ар-Рази (194-264 г.х.), известный как «Абу Зур’а ар-Рази». «Ар-Рази» - приписыванием к его городу ар-Рей (недалеко от современного Тегерана).
В поисках знаний путешествовал по Хорасану, Ираку, Шаму, аль-Джазире, Хиджазу и Египту.
Обучался у таких имамов, как Ахмад ибн Ханбаль, Йахйа ибн Ма’ин, Къурра ибн Хабиб, Къабиса ибн ‘Укъба, аль-Къа‘наби, Исхакъ ибн Мухаммад аль-Фарви, Йахйа ибн Букайр, Абу-ль-Уалид ат-Тайалиси, и др.
Его учениками были имамы Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах, ‘Абду-Ллах ибн Ахмад ибн Ханбаль, Абу Бакр ибн Абу Давуд, Йунус ибн ‘Абду-ль-А’ля, ар-Раби‘ ибн Суляйман и др.
Сказал о нём имам Ахмад: «Не пересекал моста Багдада никто более запоминающий, чем Абу Зур’а».
Также сказал он: «Этот юноша (т.е. Абу Зур’а) выучил 700000 сообщений».
Сказал имам Исхакъ ибн Рахавейх: «Каждый хадис, который не знает Абу Зур’а ар-Рази – нет ему основы».
Говорил Абу Бакр ибн Аби Шейба: «Я не видел более сильного (памятью) хафиза, чем Абу Зур’а».
Среди его трудов, многие из которых утеряны, упоминают следующие: «ад-Ду’афаъ», «Суалят аль-Барза’и», «аль-Муснад», «ас-Сахаба», «аль-Фауаид», «аль-Мухтасар» и др.
Передается, что на смертном одре он, перечислив по цепочке передатчиков хадиса, сказал: «…передаётся от Му’аза, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, чьими последними словами будут слова “Нет истинного бога, кроме Аллаха…”»» и умер. См.: «аль-Джарх ут-т-та’диль» (1/328), «Сияр» (13/65), «Тарих Димашкъ» (38/11).
Краткая биография имама Абу Хатима ар-Рази
Выдающийся хадисовед, аль-хафиз, признанный авторитет в области критики передатчиков, имам Мухаммад ибн Идрис ибн-уль-Мунзир ибн Давуд ибн Михран аль-Гъатафани аль-Ханзали ар-Рази (195-277 г.х.), известный как «Абу Хатим ар-Рази». Был примерно одного возраста с имамом аль-Бухари, но пережил его больше, чем на двадцать лет. Много путешествовал по Ираку, Шаму, Хиджазу и Египту, собирая и записывая хадисы.
Имам рассказывал, как передаёт его сын, о том, как он впервые отправился на поиски знаний: «В первый раз, когда я намеревался получить знания, я находился вдали от дома в течение семи лет. Я начал отсчитывать путь, который я прошёл пешком, пока он не достиг 1000 фарсахов (около 5500 км). После этого я перестал считать! Я не помню, сколько раз я держал путь из аль-Куфы в Багдад и также из Мекки в аль-Медину. Это происходило многократно. Я также отправился из местности, находящейся вблизи города Сале (Марокко) в Египет пешком. И из Египта – пешком в Рамаллу (Палестина), из Рамаллы – в Байту-ль-Макъдис, а также из Рамаллы – в ‘Аскъалян и в Тибрийю, а из неё – в Дамаск. Далее из Дамаска я направился в Химс, из Химса - в Антакийу, а из Антакийи – в Тарасус. После этого я вернулся в Химс, а затем выдвинулся из него в Бисан, а оттуда - в Ракку. Далее я пересёк Евфрат до Багдада… Затем перед моим выходом в Шам, я отправился из Васита в ан-Ниль, а оттуда – в аль-Куфу. Весь этот путь я проделал пешком, и это было моё первое путешествие, которое длилось семь лет до 221 года… Я снова отправился в путь в 242 году по хиджре и вернулся в 245 году».
Передаётся, что когда он находился в Басре, отправившись туда для приобретения знаний, у имама закончились средства, и он начал продавать одежду одну за другой, пока был в этом положении. Несмотря на это, он продолжал посещать шейхов, даже тогда, когда не употреблял ничего, кроме воды в течение двух дней. Таким было его усердие в поиске знаний!
Количество ученых, от кого, как сообщается, передавал знания выдающийся хадисовед, достигло почти 3000 шейхов. Перенимал знания у имамов Абу Ну’айма, аль-Асма’и, ‘Убайду-Ллаха ибн Муса, Мухаммада ибн ‘Абду-Ллах аль-Ансари, ‘Абду-Ллаха ибн Салиха аль-Мисри (писца имама Лейса ибн Са‘да) и многих др.
Среди его учеников, передававших от него, такие имамы как Йунус ибн ‘Абду-ль-А’ля и ар-Раби‘ ибн Суляйман, которые были старше его возрастом и которые сами были также и его учителями. Также среди них: авторы «Сунанов» Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджах, а также его сын ‘Абду-р-Рахман, Ибн Аби-д-Дунья, и др.
Среди его сочинений, многие из которых утеряны, упоминают следующие: «Китаб фи-ль-и’тикъад», «Табакъату-т-таби‘ин», «Китабу-з-Зинах», «Тафсир аль-Къуръан аль-‘Азым», «А‘лям ан-нубувва», «Китабу-з-Зухд» и др.
Йунус ибн ‘Абду-ль-А’ля сказал: «Абу Зур’а и Абу Хатим – два имама жителей Хурасана», затем он обратился с мольбой за них и продолжил: «Их пребывание на земле – благо для мусульман».
Сказал ар-Раби‘ ибн Суляйман (соратник имама аш-Шафи’и): «Мы не видели подобных Абу Хатиму и Абу Зур’а среди тех, кто приходил к нам из ученых».
Сказал аль-Хатыб: «Сказал аль-хафиз Ахмад ибн Саляма: “Я не видел после Исхакъа ибн Рахавейха и Мухаммада ибн Йахйа более заучившего хадисы и знающего их смыслы, чем Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис”».
Сказал Абу Бакр аль-Халляль: «Абу Хатим – имам в хадисе! Он передал от имама Ахмада много сообщений, которые дошли до нас в разрозненном виде, и все они - редкие».
Скончался имам в Багдаде. См.: «Сияр» (13/247), «Тарих Багъдад» (2/73), «Тарих Димашкъ» (3/52).
Краткая биография имама Ибн Аби Хатима ар-Рази
Выдающийся хадисовед и комментатор Корана, имам Абу Мухаммад ‘Абду-р-Рахман ибн Мухаммад ибн Идрис ибн-уль-Мунзир аль-Ханзали ар-Рази (240-327 г.х.), известный как «Ибн Аби Хатим».
Обучался у своего отца и у таких ученых, как имамы Абу Зур’а, Абу Са’ид аль-Ашаджж, аз-За’фарани, Исма’иль аль-Музани, ар-Раби’ ибн Суляйман, ‘Абду-Ллах и Салих – сыновья имама Ахмада, имам ад-Дарими и др. Также учился у имама Муслима - автора «Сахиха» и был личным писарем имама аль-Бухари.
Из его известнейших учеников: имамы Ибн Хиббан, Ибн ‘Ади, Ибн Мандах.
Сказал о нем хафиз Абу Йа’ля аль-Халили: «Абу Мухаммад перенял знания своего отца и Абу Зур’а. Он был “морем” в науках и в познании передатчиков хадисов, фикъха и разногласий сподвижников, таби’инов и ученых разных стран».
Сказал также хафиз аль-Халили: «Было сказано: было три имама в одну эпоху: Абу Бакр ибн Аби Давуд, Ибн Хузайма и Ибн Аби Хатим».
Написал книги: «аль-Джарх ва-т-та’диль», «ат-Тафсир», «‘Илялю-ль-хадис», «аль-Марасиль», «аль-Муснад», «Адабу-ш-Шафи’и», «ар-Радду ‘аля-ль-джахмийя» и др.
Скончался имам в своём родном городе ар-Рей. См.: «Сияр» (13/246), «Тазкирату-ль-хуффаз» (3/830), «Табакъат» (3/324).