Сообщается, что Мухаммад ибн Хунайс сказал: - (Однажды) Ибн Джурейдж сказал мне: «Если встретишь своего брата (по вере), то не спрашивай его: “Откуда ты пришёл?” Возможно, что он пришёл из места, о котором он не хочет, чтобы ты знал об этом. Если он расскажет тебе, откуда он пришёл, то ты поставил его в затруднительное положение, а если он скажет, что пришёл не оттуда, (откуда пришёл на самом деле,) то ему будет записана ложь. И так же, если ты увидишь, что он идёт куда-то, то не спрашивай его: “Куда идёшь?” И если ты не спросишь его, то ни вкоем случае не сопровождай его для того, чтобы узнать, куда он направляется. Говорят: “Хитрость и обман - в Огне!”»
Это сообщение передал аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 11210. Иснад хороший. См. «Шу’аб аль-Иман» 13/508 с тахкъикъом Мухтара Ахмада ан-Надави и ‘Абдуль-‘Алийй ‘Абдуль-Хамид Хамида.
[color=#0000BF]ФАРУК[/color] писал(а):Часто бывает, когда человека встречаешь, он спрашивает: "Далеко собрался?" ))
А еще иногда бывает так, что подобные вопросы могут привести к тому, что отвечающий на это рискует впасть в показуху, отвечая, к примеру: "Да вот, садакъу дал только что, домой иду", или: "Да так, иду в магазин за финиками, хочу на разговение поесть - ведь я сегодня держал добровольный пост", и т.п.
В то время как, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме Его тени: ... того, кто подаёт милостыню так тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая ...". аль-Бухари, 660; Муслим, 1031.
Некоторые ученые говорили: "Саляфы предпочитали совершать молитвы втайне так, что даже их жены и близкие родственники не знали о том, что они молятся".
Имам Ибн аль-Джаузи писал: "Суфьян ас-Саури сказал: "Если раб совершает какой-либо акт поклонения втайне, сатана нашептывает ему до тех пор, пока не добьется от него того, что он расскажет о своем добром деле другим людям. Тогда из тайного благого дела она превращается в публичное"". См. "Тальбису Иблис", стр. 180.
А ведь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "О люди! Бойтесь этого ширка, ибо он менее заметен, чем шорох муравья". См. "Муснад Имам Ахмад" 4/403. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в "Сахих аль-Джами'", 3731.
Вот ещё мне кажется подходит к данной теме прекрасный пример тому, когда будет неуместно спрашивать: "Ты откуда?" или: "Ты куда?")
Абу ат-Тайях рассказывал: “У Мутаррифа ибн ‘Абдуллаха было две жены. Как-то он пришёл от одной из них, а другая жена спросила: «Ты пришёл от такой-то?» на что он сказал: «Я пришёл от ‘Имрана ибн Хусайна, который сообщил нам, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, среди обитателей Рая женщины будут в меньшинстве»”. Муслим 2738.
Наверное жена Мутаррифа была в шоке от такого ответа)
Да будет доволен Аллах нашими саляфами!
П.С.
salyafit_07 писал(а):А еще иногда бывает так, что подобные вопросы могут привести к тому, что отвечающий на это рискует впасть в показуху, отвечая, к примеру: "Да вот, садакъу дал только что, домой иду", или: "Да так, иду в магазин за финиками, хочу на разговение поесть - ведь я сегодня держал добровольный пост", и т.п.
Следует отметить, что подобные слова будут показухой из-за плохого намерения, тогда как точно такие же слова могут быть похвальны, если твое намерение было не показушничать, а лишь побудить совершить благое и стать примером во благе. Как например, человек перед всеми сделал открыто садакъа, говорит: "О брат, передай такому-то брату эту сумму, у него очень плохое положение сейчас". Ведь другие могут не знать о том, что у того брата такое положение, а сделав эту садакъу открыто в данной ситуации, он несомненно дал знать другим об этом и своими словами и поступком побудил к благому и остальных, что хоть внешне может восприниматься как показуха, на самом деле является благом. И быть может такой человек получит награду больше, чем тот, кто именно в такой ситуации сделал бы садакъа тайно.
Некоторые примеры сказанному:
Джарир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды в начале дня, когда мы находились у Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) к нему пришли нагие люди, одетые лишь в полосатые куски шерстяной ткани, в которых они проделали дыры для своих голов, и опоясанные мечами, и большинство их, а скорее всего все они были из племени Мудар. При виде их нужды Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) изменился в лице и зашёл к себе домой, а потом он вышел оттуда и велел Билялю, который сначала произнёс азан, а потом объявил о её начале молитвы (икъама). И Пророк (мир ему и благословения Аллаха) совершил молитву, а потом обратился к людям с проповедью и прочитал аят:«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами»(ан-Ниса 4: 1). А затем (он прочитал) ещё один аят из числа последних аятов суры “Собрание”:«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»(аль-Хашар 59: 18). После чего он сказал: «Пусть же пожертвуют человек свой динар, или свой дирхам, или свою одежду, или са’ пшеницы или са` фиников», - и он продолжал перечислять, пока не сказал: «Или хотя бы половинку финика». И после этого один человек из числа ансаров принёс такой тяжёлый кошелёк с серебром, что едва мог держать его в своей руке, а вслед за ним один за другим потянулись другие люди. И в конце концов я увидел, что на земле образовались две кучи, одну из которых составляла собой еда, а другую – одежда. И я увидел также, что лицо Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засияло, будто позолоченное, и он сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!»”Муслим 1017.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), который стал побуждать людей дать ему милостыню. Один из людей сказал: “Я имею то-то и то-то (в качестве подаяния)”, и не осталось ни одного человека в собрании, который не дал бы ему что-нибудь в качестве милостыни, много это было или мало. После чего Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кто начал что-либо хорошее, в чем за ним последовали другие, тот получит полную награду, и награду тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их собственной награды. А тот, кто совершил что-либо плохое, в чем за ним последовали другие, понесет полную ответственность за это, а также ответственность за тех, кто последовал за ним, что нисколько не уменьшит их греха»”. Ибн Маджах 204. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.