Дозволен ли пищевой краситель "Кармин" Е120?

Ответить
Rizalina
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 26 дек 2011, 16:29

Дозволен ли пищевой краситель "Кармин" Е120?

Сообщение Rizalina »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху! Помогите пожалуйста разобраться с вопросом касательно кармина. Это пищевой краситель, который получают из самок кошенили, его добавляют везде, где нужен красный или розовый цвет - крема, выпечка, йогурты и т.д. Прочитала статью про него и срочно нуждаюсь в ответе на вопрос, дозволен ли нам кармин, так как моя работа напрямую связана с этим. Вот статья:
При изготовлении «крабового мяса» для имитации цвета натурального краба его покрывают слоем подкрашенного теста, в состав которого входит кармин. Он известен как пищевая добавка Е 120.Кармин получают из тела самок кошенили – насекомых кактусовой ложнощитовки – Dactylopioscoccus или ее яиц.

Для изготовления красителя Е120 самок собирают перед тем, как они отложат яйца, именно в это время их окрас становится красным. Оболочки насекомых очищают от внутренностей, сушат и толкут. Затем данная масса обрабатывается раствором аммиака или карбоната натрия. Кармин является недозволенным по мнению ученых трех мазхабов – ханафитского, шафиитского и ханбалитского. Кроме того, у некоторых людей кармин может вызвать аллергическую реакцию.

Добавка Е120 применяется в рыбо- и мясоперерабатывающем производстве, молочной и кондитерской промышленности, для изготовления различных напитков. Он используется в изготовлении колбас, соусов, кетчупов, глазури, соков, йогуртов, желе и многих других продуктах.
Кармин является недозволенным по причине того, что его получают из насекомых, которые не дозволены для употребления в еду.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Сообщение salyafit_07 »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Информация к сведению и для пользы здесь.
Rizalina
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 26 дек 2011, 16:29

Сообщение Rizalina »

ДжазакаЛлаху хайран! О желатине знаем, АльхамдулиЛлях, а тут речь о насекомом.
Очень нужен ответ по данному вопросу.
ruslan07
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 22:53
Откуда: Татарстан

Re:

Сообщение ruslan07 »

Rizalina писал(а): 19 мар 2018, 21:46 О желатине знаем АльхамдулиЛлях, а тут речь о насекомом.
уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух!
Сестра если вы внимательно читали статью, то прочитали бы правило: “Любая нечистота (наджаса) становится чистой после изменения свойства и качества". См. “аль-Мугъни” 1/59.
Т.е. неважно, насекомое это или что-то из желудка, сухожилий свиньи - если после химической обработки оно меняет свой состав и превращается в другой продукт, т.е. перестает называться насекомым, сухожилием и т.п., то этот продукт уже становиться чистым и дозволенным.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Rizalina писал(а): 19 мар 2018, 21:46 О желатине знаем, АльхамдулиЛлях, а тут речь о насекомом.
Т.е. сестра, ты полагаешь, что кармин, изготовленный из насекомых хуже, чем желатин, который изготовлен из частей свиньи и прочих частей мертвечины?!)
Ведь касательно дозволенности кушать даже самих насекомых было известное разногласие среди учёных, хоть большинство и запрещали это. За исключением однозначного запрета на муравьёв и пчёл, так как Шариат запретил их убивать, а следовательно и есть, ибо нельзя есть то, что запрещено убивать. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четырех: муравья, пчелу, удода и сорокопута”. Ахмад 1/332, Абу Дауд 5267. Имам Ибн Хиббан, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
А также вшей, так как на их запрет единогласное мнение учёных передал шафиит - ад-Дамири в "Хаят аль-хайуан аль-кубра" (2/118) и пауков, так как на их запрет единогласное мнение учёных передал шейхуль-Ислям Ибн Таймия в "Маджму'уаль-фатауа" (11/609).
А во-вторых, было разногласие и касательно того, являются ли мертвые насекомые нечистотой или нет. И мнение большинства учёных в том, что насекомые не являются мертвечиной, а следовательно нечистотой. И довод этому известный хадис: «Если муха упадёт в питьё кого-нибудь из вас, пусть он погрузит её (в это питьё) полностью, а потом вытащит её. Ведь, поистине, на одном её крыле − болезнь, а на другом − исцеление». аль-Бухари 3320, 5782.
Т.е. если бы мертвая муха была нечистотой, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы окунать её полностью в питьё.
Это так, небольшое введение)

Теперь касательно кармина Е120.
Что же касается непосредственно кармина, извлекаемого из насекомых кошенили, то на счет него современные шейхи разногласили. Например, шейх Мухаммад 'Али Фаркус, сказал, что не дозволено это использовать в продуктах питания:
https://ferkous.com/home/?q=fatwa-1146
Другие считали, что нет в этом проблем, так как эти насекомые проходят полную переработку и ничего от них не остаётся.
Я решил уточнить у шейха 'Адиля ас-Субай'и, можно ли применить к этому кармину положение слов учёных, дозволявших желатин из частей запретных животных по причине их изменения при переработке?
Шейх 'Адиль ответил, что если этот кармин перерабатывают так, что он становится иной вещью, после чего в небольшом количестве смешивается с другими веществами и продуктами питания, то не видит проблем в этом. Но если, говорит, он используется в чистом виде, без особой переработки и изменения, то нельзя.
Аллаху а'лям.

Так, передав, что мазхаб Абу Ханифы, Малика, Захиритов, а также одно из мнений Ахмада состоят в том, что нечистота становится чистой после изменения, шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Это то, что является однозначно правильным мнением. Воистину, эти вещи (изменившиеся из состояния нечистоты) никак не попадают под запрещающие тексты (Корана и Сунны) ни прямым текстом, ни смыслом, и они не являются запретными и не попадают в значение запрета. А, следовательно, нет пути для запрещения этого. Напротив, они попадают под тексты дозволения”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 1/235.

Как изготавливается краситель кармин Е120, добываемый из тел самок насекомых кошенили:
"Насекомые кошенили проходят следующую обработку: Их подвергают воздействию солнечных лучей, нагревают в печи, обдают горячим паром или опускают в кипяток, после чего тщательно высушивают. Затем высушенных насекомых перемалывают до порошкообразного состояния. Порошок обрабатывается раствором аммиака или карбоната натрия в зависимости от того, как изготавливается кармин. Полученная смесь фильтруется в растворе до получения чистого кармина".
Кстати, есть два вида кармина Е120:
E120(i) - чистый краситель (сам кармин, вещество большей чистоты с содержанием карминовой кислоты 50-55%).
Е120(ii) - экстракт (экстракт кошенили с содержанием карминовой кислоты 19-20%).
Это вещество в виде порошка действительно добавляют практически во все изделия и продукты питания наших дней. В основном во все колбасно-сосисочные изделия, молочные продукты, крабовые палочки, и т.п.
Но на счёт колбасных изделий, знаю точно со слов технолога, что на 100 кг. мяса этого порошка добавляется всего 60-70 грамм.

Кстати, а кто автор вот этих строк?
Rizalina писал(а): 18 мар 2018, 10:13 Кармин является недозволенным по мнению ученых трех мазхабов – ханафитского, шафиитского и ханбалитского.
Если в них речь о самих насекомых кошенили, то да, эти мазхабы запрещали употреблять в пищу любых насекомых.
Но если речь непосредственно о переработанном кармине, то приписывание запрета ханафитам в данном случае весьма сомнительно. Ведь у ханафитов нет между собой разногласия в том, что если нечистота изменилась, то она стала чистой. Если, скажем, мертвая свинья будет сожжена, то оставшийся после сожжения прах не является уже нечистотой ни для ханафитов, ни для маликитов, ни для захиритов, ни для группы учёных из числа ханбалитов. И это касается изменения явной нечистоты. А что сказать про переработанных насекомых, которые по мнению большинства ученых, кроме шафиитов, в основе не являются нечистотой.
Ханафитский имам Ибн аль-Хумам сказал: “Шариат связал описывание чего-то нечистотой с истинным положением данной вещи, и данное описание исчезает в случае, когда некоторые части этой вещи теряют своё свойство, а что говорить о случаях, когда оно меняется полностью? Пример этого есть в Шариате. Капля семени является нечистотой (у ханафитов), которая превращается в сгусток, который также является нечистотой, а потом этот сгусток преобразуется в плоть, являющейся чистой. Также и сок является чистым, но став вином, он становится нечистотой (по мнению большинства учёных), а когда вино становится уксусом, оно также становится чистым”. См. “Фатх аль-Къадир” (1/200).

Уа-Ллаху а'лям.
Rizalina
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 26 дек 2011, 16:29

Re: Дозволен ли пищевой краситель "Кармин" Е120?

Сообщение Rizalina »

ДжазакаЛлаху хайран, брат, за подробное объяснение! БаракаЛлаху фика! Правда, я очень благодарна.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа джазак!
Ответить